Lion писал(а):
[color=#000080]На мой взгляд, по Араму и Ара Прекрасному все четко. А вот далее было так. Сыном Ара Прекрасного был Анушаван Сосанвер
Нет, его сыном был Ара Кардос.
Цитата:
Примечательно, что по легенде, судьба у обоих Ара одинаковая: они оба гибнут в борьбе против Шамирам. На самом деле, не было никаких двух ара, и соответственно двух войн против Шамирам. Это все приключилось с одним Ара, который сын Арама и отец Анушавана. А тот второй Ара был самозванцем, из-за исторической путаницы, за которую ответственна Шамирам, привитый к родословной Хайкидов и продублировавший в летописях биографию Ара Прекрасного, как его искусственный тезка. Этот ручной Лже-Ара никак не мог погибнуть на какой-то войне, тем более в роли врага своей повелительницы. И убит он был, если и был, то скорей всего рядом с ней, и все теми же мятежниками, что убили саму царицу.
Не могу согласится.
Здесь у меня целая книга по этому поводу.
Цитата:
Похоже Вардан, живший много позднее остальных, и собравший более обширный исторический материал, что-то такое подозревал, а может и знал, почему и написал прямо, что сыном Ара был Анушаван. Кардоса же он вообще не причислял к потомству Хайка. Все потому, что Вардан вполне мог догадываться кем в действительности был этот мовсесовский Кардос, особенно учитывая тот факт, что Вардан уже упоминал о нем в своем повествовании, да только немного в иной транскрипции. Я не хочу больше ходить вокруг да около, и прямо скажу, что считаю Кардоса идентичным Картлосу, легендарному пращуру грузин. Тут и заключается причина моего пристального внимания к данному эпизоду, и к одному из его персонажей.
Не могу согласится с Всей Вашей схемой.
Lion писал(а):
Карту, получается, дал собственное имя своему народу, а после народ задним числом переименовал самого Карту в соответствии с поздним названием страны, и так превратил его в Картлоса.
Кстати, на самом юге Армении есть целый гавар, Карду, а саму Армению ассирийцы иногда называют страна Карду.
Цитата:
Так оставалось пока не началось правление знаменитого вавилонского царя Навуходоносора. Вот здесь сталкиваемся с первым и конкретным упоминанием грузин в армянских источниках. На мой взгляд, период от Семирамиды, когда жил Кардос, и до Навуходоносора, когда грузины выходят на историческую арену, был периодом формирования грузин. Длился он, получается, около двух веков. Полагаю, одновременно с этим шел процесс формирования и остальных этнических групп Южно-Кавказской языковой семьи - удин, занов и сванов.
И опять мимо - даже если принять Вашу версию, то Кардос жил в XVIII веке д.н.э., то есть здесь прошло 1.000 лет, а не 200.
Цитата:
Первые сформируют страну Агван, или Кавказскую Албанию, что располагалась на восточном фланге Южного Кавказа, и чью историю армянские авторы излагают весьма подробно, особенно Мовсес Каганкатваци, собственно посвятивший свой труд истории Агвана, как и продолжатель его хроники - Мовсес Дасхуранци.
И опять ошибаетесь и все излишно схематизируете - Мовсесы писали историю правобережья Куры, которой правили цари с титулом "царь Ахван", но это вовсе не та Албания, о котором мы привыкли думать. Я об этом уже говорил.
Цитата:
Два остальных сформируют страну Егер, или Колхиду, что на фланге уже западном, и о которой у армян информации очень мало, возможно по причине географической отдаленности Егера от Армении. А вот посередине, между ними, расположились две древние грузинские страны - Вир и Гугар.
Гугар не грузинская страна.
Цитата:
Но и после объединения обоих стран в единое грузинское государство, армянские авторы еще достаточно долго называли его то именем одной страны - Вир, то именем другой – Гугар, как если бы путали все тех же близнецов.
И где это армяне называли Гугар как Грузию?
Цитата:
Повторюсь, что армянские источники о названиях тех "глубинных" молчат, и, если исключить Асохика, кажется знают лишь гугаров
Кстати сказать, Вы должны еще доказать, что гугары не просто население Гугарка, а отдельное племя, при том - именно грузинское.
Цитата:
Эмин, выдающийся армянский историк позапрошлого века,
Да не выдающий он, оставьте это
Цитата:
в своих комментариях на Асохика, а если точнее, то в тринадцатом примечании, весьма обстоятельно доказывает, что армянское "Вир" происходит от греческого "Иверия", и никак не наоборот.
А возможно оба происходят из грузинского слова.
Цитата:
Согласно армянским же источникам, конкретно например Хоренаци, область, располагавшаяся на западном окончании нашего полумесяца, и где, по моему разумению, обитала народность, грекам известная как иверы, называлась Спер. Просто сопоставьте слова "спер" и "ивер", и все сразу станет ясно. Спери исконное название, и как видим, армяне его не искажали, в отличии от греков, исказивших его до почти неузнаваемого "ивер" и “ивир”. В принципе, изначально и греки не особо коверкали имя сперов, и наверно это произошло постепенно. Так, еще "Отец Истории" Геродот знал обитавший в этих краях народ саспиров. Очевидно, со временем это "спери"/"саспир" трансформировалось в "ивер", а иногда “ивир”, и в таком виде перешло к армянам, в свою очередь переиначивших его до Вир.
Спер находилась далеко от Грузии и вся эта схема не убедительна.