А что же у остальных авторов об этом времени? Ованес Драсханакертци в точности повторяет за Хоренаци историю с Селевкидами, и называет тот же срок в шестьдесят лет их господства над парфянами. Цифру эту подтверждают Себеос, Асохик и Вардан. Также Ованес повторяет характеристику, данную гугарам Мовсесом, добавив еще и "хитрость" с "нечистыми нравами". Мовсес Каганкатваци подтверждает сказанное Мовсесом Хоренаци о гугарах, только у Каганкатваци эти "дикие пришлые племена", творящие "разбой и вероломства", являются агванами. Это указывает на синхронность процессов в Великом Гугаре и Агване. Видимо и агваны тогда тоже обрели независимость, и подобно гугарам стали совершать набеги на Армению.
Вообще, коль скоро зашла речь об агванах, надобно сказать кое-что и о них. Подробно агванская история изложена в хронике “История страны Агван”, под авторством двух Мовсесов – Каганкатваци, написавшим первые две книги, и Дасхуранци, дописавшем заключительную. Хотя существует мнение, что это был один и тот же человек. Я особо в этот вопрос не вдавался, в силу отсутствия интереса. Некоторые считают труды Киракоса Гандзакеци и Мхитара Гоша также частью агванской историографии, но это далеко не так, поскольку в них отсутствует какая-либо нацеленность на хронику одного Агвана. В принципе, и саму “Историю страны Агван” должно признать неотъемлемой частью именно армянского наследия, так как написана она армянами, на армянском языке, и ориентирована на Армению. Просто данный труд специально посвящен агванской стране, и всем что с ней связано.
Труд Хоренаци старше “Истории страны Агван” лет наверно на двести. И уже Хоренаци дает много полезной информации об агванах. Опираясь на армянские источники, я пришел к мнению, что агваны состояли из четырех родственных народностей, а слово “агван” тут скорее собирательное название, при том еще и не родное для самих агван.
Хоренаци, за ним Каганкатваци, а позже еще и Асохик с Варданом, перечисляют четыре этнографические области Агвана. Это Ути, Гардман, Цавд и Гаргар; у Асохика и Вардана вместо Цавд - Цод. Области ли эти названы в честь соответствующих народностей - утов, гардманов, цавдов и гаргаров, либо наоборот, по названиям областей получили свои имена указанные этнические группы, в них обитавшие - я ответить затрудняюсь.
Другая трудность в точной их локализации. Древний Агван, тот что вышел из южно-кавказской общности наряду с Егером, Виром и Гугаром, первоначально охватывал северо-восток Малого Кавказа, нижнюю половину Куры, с облегающей ее огромной равниной, и южные склоны восточной части Большого Кавказа. Полагаю, и мои предположения основаны на косвенных данных, полученных от Хоренаци и Каганкатваци, эти южные склоны Большого Кавказа занимали уты; а гаргары обитали на упомянутой равнине, почему и саму эту равнину армянские авторы иногда называют гаргарской; после гаргарской равнины начинались горы Малого Кавказа, северо-восток которых населяли гардманы и цавды, при чем, по гардаманам совершенно точно известно, что они занимали северную часть данного края; и потому, по методу исключения, этих цавдов, о месте обитании коих конкретных сведений нет, придется поместить на юге, в Арцахе.
На базовом, или скажем так, нулевом уровне, когда еще не возникло ни этих агванских народностей, ни народностей егерских, ни гугар с иверами, существовал единый южно-кавказский этнос, с единым языком, затем распавшийся, и разделившийся на упомянутые народы, в свою очередь дробившиеся в дальнейшем на более мелкие. Агваны, подобно гугарам, по видимому рано попали в зависимость от более передовой Хайкидской Армении, что правда никогда не доходило до чего-то глубокого, пока в регионе не появились парфяне, и Армения не стала частью Аршакидской конфедерации, как можно назвать Парфянскю державу.
К парфянам я еще скоро вернусь, а сейчас закончу об агванах. Какой по качеству была агванская государственность, если она до сих пор существовала, толком неизвестно, но именно со времен прихода Аршакидов, можно более менее проследить историю Агвана.
Теперь уты, гаргары, гардманы и цавды оказались в составе этой Конфедерации и попали под власть Аршакидского царя, которая правда была не прямой, но через поставленного здесь наместника. По Хоренаци и Каганкатваци, это был некто Аран, из рода Сисака, который в свою очередь был из народа Хайка. То есть, Аран Сисакеан - коренной армянин, поставленный править над агванами; вернее, агванами называться эти четыре народности станут теперь, в честь своего правителя, так как Аран это скорее иранская транскрипция его имени, но по армянски оно звучало как Алуан, и из-за некоторых фонетических особенностей в ходе развития армянского языка, когда путали звуки “л” и ”г”, Алуан передавалось как Агван. Для иранских же народов, а конкретно парфян и персов, страна Агван с самого начала появления термина обозначалась как Аран.
В дальнейшем, потомки Арана, основав династию Араншахов, продолжат властвовать над агванами, из которых, цавды, гаргары и гардманы, хоть и долго еще будут сохранять свое этнические самосознание, в итоге перейдут на армянский язык и культуру, и целиком ассимилируются. Когда и как это произойдет, я еще расскажу, в подходящее время. Также, возможно часть гардман, из тех кто соседствовал с грузинами, огрузинится.
Огрузинится в ходе истории и большая часть утов. И лишь горстка этого народа, пройдя путь сквозь века, сохранит свои язык и самосознание. Они сегодня известны как удины, и их количество едва ли достигает одного десятка тысяч человек.
Возвращаюсь к повествованию. Хоренаци называет парфянского царя Митридата Аршаком Великим. Парфянского Митридата не следует путать с понтийскими Митридатами, как и Аршака Великого, по Хоренаци, следует различать от Аршака Храброго, его деда. Этот последний поднял восстание против македонян, сверг их династию и прогнал из Месопотамии. Хоренаци считает его воинственным завоевателем, подчинившим своей власти то, что накануне находилось под контролем Селевкидов. Он правил тридцать один год, а его сын Арташес двадцать шесть. Я не случайно передаю эти цифры от Хоренаци, так как это важно, поскольку если суммировать те шестьдесят лет Селевкидов и эти пятьдесят семь лет правления Аршака Храброго и Арташеса, то получим время существования независимого верийского царства, пока при Аршаке Великом оно не оказалось в составе конфедеративной Парфянской державы, пусть и с сохранением недавно обретенного статуса, говоря современным языком.
Таким образом, с учетом разных факторов - что Великий Гугар и Малый Вир объединились не сразу, как и не сразу Аршак Великий добрался до Вира - у нас около ста лет существования подлинно независимого, первого грузинского, верийского государства, при том, что важно, вобравшего в свои границы весь ареал проживания картвелов.
О том, какие в это время монархи там правили, помимо Парнаваза, армянские источники молчат. Ну кроме Мхитара Айриванеци, приводящего у себя полный их список. Но Мхитар определенно почерпнул эту информацию от Мровели, а это мне не совсем интересно, если помнить формат моей работы.
Но видимо эти верийские цари мало что из себя представляли, и потому при них Вир никак о себе не заявил во внешней политике. Впрочем, и в Армении тогда царила сплошь посредственность. То ли дело Вагаршак, брат Аршака Великого, первый армянский царь аршакидской династии. При нем-то и имело место второе расширение Армении. Брат его, Аршак Великий, не просто пошел в своего Храброго деда, но и превзошел его в успехах. Хоренаци сообщает, что он тоже воевал с греками, и не просто победил их, но окончательно вытеснил их из Ближнего Востока, которым завладел полностью.
Сдается мне, что эти античные парфяне есть предки сегодняшних пуштунов. И дело не только в восточно-иранских языках. В чертах характера парфян узнаю ту же свирепость, напористость, доблесть, чем так славятся пуштуны. Благодаря этим качествам, и вопреки относительной отсталости в других сферах и укладе жизни, парфяне почти четыре следующих столетия будут держать в повиновении весь античный Восток.
Похоже авторитет династии Ервандуни к этому времени настолько ослаб, что армяне охотно пошли под знамена Вагаршака, когда тот двинулся через армянские земли, с намерением открыть северный фронт греко-парфянской войны, и вторгнуться в Понт и вглубь Малой Азии. По крайней мере Хоренаци даже не упоминает о какой-либо активности армянского царя, или вообще сопротивлении армян парфянам, безусловно знавших, что Вагаршак получил от царственного брата право на "северные и западные края" державы, то есть в том числе и Армению, и по окончании войны с греками, которая скорей всего завершится победой парфян, Вагаршак вернется и сядет в Великой Армении царем, сместив старую, коренную династию. Отсюда и вывод, что армяне потеряли к Ервандидам всякую привязанность, и добровольно признали новую династию Аршакидов, или Аршакуни по армянски. И в итоге не прогадали.
Конечно, согласно иностранным источникам, сюжет совершенно иной, и здесь возникает сильная фигура Арташеса Ервандуни, основателя династии Арташесидов, а Вагаршак Аршакуни появляется гораздо позже. Но в силу моего собственного условия стараться не покидать рамки армянской историографии, я не могу резко противоречить Хоренаци, пусть и понимаю, что тут у него налицо серьезная ошибка, когда одной личности приписана история другой, а та другая личность вообще стерта из хроники. Короче говоря, вместо Арташеса Ервандуни, у Хоренаци фигурирует Вагаршак Аршакуни. Тут я мало что могу поделать и продолжу так, как изложил Мовсес.
_________________ Приходите в мой дом...
|