Воин301 писал(а):
Господин Юстиниан, а что вы думаете, почему армянские императоры хотели сделать славян христианами?
1. Христианизация варваров (славян и германцев за одно) должна была их "одомашнить". Сделать их более смиренными и культурными. Ведь они только и делали, что кочевали и грабили, грабили и кочевали. Они наносили непоправимый ущерб всей научно-культурной цивилизации, которая сформировалась в границах Византии, особенно после гибели её западной части. Более того, их христианизация была не простой, хотя бы потому, что они находились на таком этапе своего развития, что были предпосылки к их христианизации (в отличие от гуннов, которых армяне из Кавказской Албании крестили через хана Илитвера, но так они как народ в целом и не смогли освоить христианство, не было соответствующих условий для этого, и прежде всего внутренних. Другое дело латинизация германцев и византизация славян, кстати и поляки с литовцами до последнего были византийскими православными до их насильственной латинизации. Литовский народ пруссов немцы и вовсе уничтожили под корень.
2. Христианизация славян была направлена также на то, чтобы выстроить из них буфер в борьбе с ещё большими варварами-степняками Евразии. Именно в них армяне-ромеи увидели (об этом свидетельствуют труды Константина Багрянородного) тот элемент, который способен обеспечить безопасность цивилизованной Европы, а на тот момент (до XI века - это исключительно Византия, а после - Западная Европа и в меньшей степени Византия) именно славяне были расположены на крайнем востоке Европы и одновременно предрасположены к христианизации (гуманизации). Следовательно из них Византия стала формировать христианскую государственность. Более того, формируя её, Византия безусловно преследовала свои интересы - безопасности, но и в то же время решая их, она обеспечивала славянам возможность создания собственной государственности и введения их в орбиту международной политики того времени. И что любопытно, Папа Римский проклял нашего Святого Патриарха Фотия только за то, что он посмел дать указания своим ученикам Кириллу и Мефодию христианизацию проводить на славянских языках, ибо сам Папа настаивал только на латинском. В этом есть свои плюсы и минусы. плюсы в том, что славяне благодаря Фотию получили христианскую государственность на основе славянской письменности и самоидентификации, но с другой стороны был прав папа, ибо христианство на славянском языке слишком было сырым и неосвоенным, попросту говоря не было никакой традиции и условий для качественно восприятия славянами христианской морали и нравственности, но если с поляками и литовцами Папа разобрался, то с восточными славянами он не смог даже после гибели Византии. Почему? Потому что восточные славяне встали на путь политического союза со степью и Ордой. Балансируя между Христианским уже западом и исламским Востоком восточные славяне, не без поддержки армян-ромеев (по этому поводу можно почитать Арутюнова-Фиданян В. А. Православные армяне в Северо-Восточной Руси //
http://www.portal-credo.ru и в вот это Устян А.Р. Роль армян-халкидонитов в становлении России
viewtopic.php?f=25&t=485), сохранившие бессознательную верность византийскому стягу строили свою государственность.
Таким образом, армяне-ромеи дали путь создания восточными славянами собственной цивилизации современного типа (по тем меркам), а не просто племенного объединения славян. И кстати, именно христианство армян-ромеев империи привело к объединению всех удельных княжеств. Славяне никогда не выделялись единством, как были вольными "дикарями" так и остались. Изменили положение дел латинский Запад, усмиривший через христианизацию немцем ляхов, а с другой стороны недоделанная византизация восточных славян. Так и сложилась традиция у восточных славян анархизация общественных отношений и сплошные недоделки в любом деле. Восточные славяне оказались крайне строптивы к восприятию культурных и цивилизационных основ христианства, а географическая удалённость от Европы и постоянная возможность обращения за военной помощью к "дикой степи" (Орде) приводило к огрублению их нравов, кстати говоря и без того не мягких.
Мягкий нрав - это не слабость, а наличие принципа Человечности (кстати о котором писал Фирдус Великий), отсутствие излишней и природной жестокости, которая заложена в необузданных нравственными нормами животной природе человека. Поэтому, христианство помимо геополитических целей преследовало очеловечивание межличностных отношений между славянами, а значит и построения общества людей с доброжелательными нравами.