Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 22 янв 2018, 16:55

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 138 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Граница Армении и Алвании: правда и вымысел 2 ...
СообщениеДобавлено: 24 фев 2012, 19:36 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
После 387 года ситуация приобрела крайнее интересный политический оборот. провинции (части) царства Великий Айк Арцах, Утик и Пайтакаран были присоединены к ослабшему Массагетскому царству, которое по традиции еще и называлась "Ахванкское царство". Но в 428-ом это царство было ликвидировано и на ее месте было создана "Ахванкское марзпанство". В 451-ом, в связи с ослаблением Персии и смутами, власть Сасанидов над регионом ослабла и оно в многом приобрела полунезависимый статус - на территории "Ахванк"-а были созданы ряд аморфных царств - царства Лфин, Чихбов, Маскут, Лезгин, Таваспаранов и тд. В свою очередь на правобережье Куры (Арцах и Утик) было создано уже армянское царство, которое в источниках называется "царство Восточного края". Интересно, что цари этого царства, видя, что титул "царь Ахванка" по сути своей не принадлежит никому, а царства Лфин, Чихбов, Маскут, Лезгин, Таваспаранов и тд. никак не претендуют на нее, проявляя политическую дальнозоркость, взяли этот титул себе (чтобы при случае обосновать свои претензии и на левобережье Кура, как носители титула "царь Ахванка" ). В итоге "царство Восточного края" в источниках стало называться еще о "царство Ахванк", которое, однако, кроме звуковой общности не имела с прежним "царством Ахванка" ровным счетом нечего.

В таких условиях цари этого царства и особенно выдающейся своей деятельностью Вачаган Благочестивый (460 - ок. 510) добились таки того, чтоб было создано "Ахванкская церковь". Этим они в многом добивались относительной независимости от находившейся под персидским влиянием в "Армянском марзпанстве" церкви, да еще и подчеркивали весь и значения своего царства. Но и тут важно отметить, что понятие "Ахванкская церковь", кроме звукавой общности, не имела никакой связи с античным "Ахванкским царством".

Почти 150 лет царством управляло царский род Араншахиков, один из ветвей Сюни. В самом конце 6-ого века, однако, вероломно истребив Араншахиков на пире, власть над царством захватил персидский род Михранянов. В время известных событии, связанные с низложением персидского царя Хормизда IV (579-590) и последовавших затем репрессии Хосрова II один из главнейших родов Персии, Михраняны, будучи вовлеченные в политические интриги, в 596-ом году в главе с Михраном (ок 596-598 ) вынуждены были эмигрировать в Армению. Они вероломно истребили владевшей Арцахом род Араншахиков и захватили власть над краем. Но Михраняни быстро арменизировались. Прямые потомки Михрана носили армянские имена, (Арамаис (ок 598-600, Вард I (ок 600-605), Вардан (ок 605-610), Вард II (ок 610-615), Варазман (ок 615-620), Вараз-Григор (ок 620-636)), а Вараз-Григор был крещен по армянскому обычаю. Что касается его сына, Дживаншира, этого выдающего царя "Восточного царства", то о нем, как о христианине и об армянине, с большой похвалой отзываются все историки и мыслители региона, между прочем горько оплакивая конец царя, павшего жертвой родовой вендетты Араншахиков.

Это царство, имея в своих границах все правобережье Куры, продолжает свое существование до 830 года, когда последний е царь, бездетный Степанос II Абласад (821-830) падает в качестве очередной родовой вендетты Араншахиков. В итоге титул царя уничтожается, над регионом же власть берут в свои руки две могущественные ветви Араншахиков - Северная ветвь, княжество Хачен, и южная ветвь, княжество Дизака. И хотя южная ветвь сам собой был не слабым, все же первенство принадлежало Северной ветви, которое же, в 892-ом,в рамках вассалитета к Анийскому царство, объявило о создании независимого царства. Первым царем этого неслабого государства - царства Хачен, которое охраняло всю восточную границы Анийского царства, стал Амам-Григор Благочестивый (870-892 князь, 892-895 царь). В последующее века роль и значения царства особенно выросли при его могущественном сыне, Саhаке Севада (895-940), могучего зятя третьего армянского Багратуни и по сути своей, второго человека в Анийском царстве.

Примечательно, что в указанные времена понятие "алван", как национальность, под давлением арабов и хазар, уже практически исчезло. А сменившее алванцев на их территории мусульманские эмиратства так и не распространяли свои полномочии на правобережье Куры. И только в половине 10-ого века в Гандзаке обосновывается курдский род Шедадидов, беря под свой контроль юг Утика и Пайтакаран.

В последующие века царство Хачен тесно взаимодействовала с Анийским царством и с его составными частями. После же 1044-а царство Хачен тесно переплелась с царством Сюника. В результате уже к 1084-у году, в результате личной унии царя Хачена Сенекерима, царство Сюника и Хачена объединились.

Продолжая свое существование в районах Арцаха и Северного Утика, царство пережило селджукское владычество и в начале 13-ого века, при Асан-Джалал Великом (1214-1261) достигла больших успехов. Но вместе с этим выдающимся царем перестала существовать и царство - обвиненное в заговоре и казненное монголами Асан-Джалал Великий унес с собой и титул царя. Как и после 830, так и сейчас Арцах и Утик превратились в княжеские уделы, между которыми виднее места занимали потомки Араншахиков Асан-Джалаляны, Дофяны, Ахбакяны и тд. В таком состоянии, худо или бедно, Арцах и Утик пережили падение Илханства, Чобанидов и Джелаеридов, нашествие Тамерлана и власть Кара-Коюнлу. Именно при последних же в второй половине 15-ого века указанные княжеские рода получили статус меликств.

В таком качестве Арцах и Утик встретили век 17-ый, когда шах-Аббас I Великий подтвердил все их права - 5 меликов Арцаха и Утика стали маленькими царями в на своей земле.

В 17-ом веке мелики так усилились, что в начале 18-ого века стали ядром успешной борьбы и фактической независимости на период 1722-1736 годов. Надир-шах, как и в свое время Аббас, подтвердил права меликов.

И только в середине 18-ого века, в результате предательства одного из меликов, некий Панах, разбойник и бродяга, обаснавыавается в Шуши и укрепляет ее. Начинается упорная и не тлеющая до 1828-а война остальных 4 меликов с панахом и с меликом предателем. В итоге Панах и его потомки так и не находят силы обаснавыватся в Арцахе и в начале 19-ого века Карабахское ханство ликвидируется.

Сами меликства ликвидировались в 1828-ом, после чего Арцах и Утик стали частью Российской империи.

На период 1904-1906 годов на этих территориях произошли кровавые столкновения с "Кавказскими татарами", которые, будучи начаты ими же, закончились для них в общем неудачей - народ Арцаха и Утика был верен своим традициям.

После 1918-а основная территория Утика вошла в состав Азербайджана, хотя юридического подтверждение этот акт так и не получил. Местное армянское население подверглась поголовному истреблению. А в Арцахе продолжалась война против Азербайджана, в итоге которого оно продержалась до 1920 года. И только в 1921-ом, в результате решения Сталина, Арцах был введен в состав Азербайджана.

После же 1988... но это уже другая история :)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 24 фев 2012, 19:36 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Добавим, что само имя "Арран" имеет традиционн-армянские источники и своими корнями уходит в 3-ый век д.н.э., когда Арран, выдающегося человек, потомок княжеского рода Сюни, был назначен наместником армянского царя над Арцахом, Утиком и Пайтакараном (Правобереже Куры)...

Мовсес Хоренаци
Книга 2
8
Назначение второго лица в государстве из потомков Аждахака, царя маров


...Вслед за тем он (царь Великого Айка Вахаршак I (247-225 д.н.э.) - L) учреждает наместничество в великом и, славном, многолюдном северо-восточном крае, вдоль большой реки по названию Кур, что прорезает обширную равнину, назначив Арана, мужа именитого, первого во всех делах мудрости и разума. Узнай, однако, и о людях Сисака,  ибо это великое и именитое племя мы забыли упомянуть в Первой книге,  которые унаследовали Алванскую равнину, включая ее обращенную к горам сторону, от реки Ерасх до крепости, называемой Хнаракерт; страна же получила название Алвании из-за его кроткого нрава, ибо его называли "алу". И вот, один из его потомков, упомянутый именитый и доблестный Драя, и был назначен парфянином Валаршаком наместником-десятитысячником. Говорят, что племя утийцев и княжества гардманцев, цавдейцев и гаргарцев происходят от его отпрысков.

Примерно такое говорит и Мовсес Кахантактваци...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 24 фев 2012, 19:36 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Вот еще -

"Все города от Партава [Барда] до Двина армянские и принадлежат царству Ашота Багратуни"

арабский летописец, 9 в.
"Арабские летописцы об Армении", Виенна, 1919 г. стр. 25 : СМОМПК
вып. 29,стр.33, 93-94, вып. 38, стр 93.


"Народ Xaчена армяне..."

Картлис Цховреба", т.II, с 60-67, 77, на груз. Языке

"Xачен [Арцах] труднопокаримый край между горами и лесами. Это один из областей Аррана где проживают армяне . Люди Абхаза (Грузии) хаченского падишаха называют тагавор"

персидский хроник, 13 век.
Н.Д. Миклухо-Маклай, Географическое сочинание 13 в., на перс. языке."Ученые записки института Востоковедения", т.9 , Л.,1951. стр. 204. (ЛО ИВ АН СССР, рукопись А-253, л. 202 б)


"Хамс [т.е. Карабах, см. выше, - прим. наше] составляет владение,.. народ весь армянского закона, в том владении находится армянский патриарх"

Ираклий II
Грамоты и другие исторические документы XYIII столетия, относящиеся к Грузии", т. I, с 1768 по 1774 гг., под ред. А.А.Цагарели, СПб., 1891, док. 198, с. 434


"Армянские князья Карабаха обявили вместе с народом , о том , что как сказано в их книгах , армянский царь прибудет в Иран, чтобы завоевав страну Карабах и установив там власть, восстанавить прежнее состояние Армении"

Krusinski, J.Th., Chronicon Peregrinantis sev Historia ultimi belli Persarum cum Aghwanis gesti, Lipsiae, 1731 , pp. 23

"Не имев еще повеления в. и. в., я дал резолюцию ген.-пор. Потемкину об Ибраим-хане Шушинском, сближающую его к повиновению. Тут предлежит разсмотрению, чтобы при удобном случае область его, которая составлена из народов армянских, дать в правление национальному и чрез то возобновить в Азии христианское государство, сходственное высочайшим в. и. в. обещаниям, данным чрез меня армянским меликам"

Г.А. Потемкин, 1783 г.
ЦГВИА, ф.52, оп. 2, д. 32, л.1, об. Подлинник

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 24 фев 2012, 19:36 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Царство Хачен, на основе княжества Хачен, было создано в 892-ом году. Царство включало в себе вся территорию исторического Арцаха, а также северные и центральные районы Утика. В начальные десятилетия своего существования под ее влиянием находилась также и территория Камбечана-Эрети. Первым царем Хачена стал Амам-Григор Благочестивый (870-892 князь, 892 - ок. 895 царь).

Хачен активно участвовал в всех предприятиях Анийского царства им чтоб не повторится, ниже будут представлены только те эпизоды, в которых Хачен упоминается особенно. Так, в 913-ом году Саджитский эмират захватил город Партав у гарнизона царства, хотя и не мог там закрепится и в дальнейшем уступил город другим. Весной 915 года войско Хачена и Сюника освободили территорию Гехаркуника от войск Саджидов.

В дальнейшем очередной царь Хачена Сахак Севада (ок. 895-940), зять Анийского царя Ашота II-ого, стал надежным оплотом мужа своей дочери. В 917-ом году в битве в Утике Сахак помог царской армии разгромить восставшего Мовсеса и наемных цанар.

В начале 919 года проходит первый мятеж Сахака, но без серьезных последствии. В декабре того же года вспыхивает второй мятеж, в результате которого Сахак попадает в плен и ослепляется. Далее Хаченсккое царство отмечено участием в битвах за Шамшулде в 921-ом году в составе армии своего сюзерена, но в 923-ом году вспыхивает уже тертый мятеж против сюзерена. На сей раз мятежникам удается добился серьезных успехов и на некоторое время оттеснить Ашота II-ого от политической арены Первоисточники нечего не говорят о причинах этих мятежей и мы остаемся в полном неведении - как же так получилось, что, изначально поддержав своего зятя, далее Сахак избрал путь вечных мятежей. Наверно первопричина лежит в основе отношении Ашота с своей женой, но все то остается на уровне загадок...

После указанных бурных собитии уже усмиренное Хаченское царство занимает свое достойное место в ряду армянских вассальных царств в системе Анийского царства, в роли важного защитника восточных рубежей. При том после 920-ых годов и до конца века сведения о Хачене становятся отрывочными. Известно, что Сахаку как соправители наследовали его малодетные сыновья - Ованнес-Сенекерим и Григор I (oк. 940 - пр. 1003). В 988-ом году хаченцы приняли участие в битве у Гори в составе армии Анийского царства,а в 997-ом году в битве у Лори вместе с армией Лорийского царства разгромили армию Шададидского эмиратства. В начале августа 998 года Хачен и Лори в битве у Гардмана разгромили Шуабидов и Шададидов, закрепив блестящей успех битвы у Цумба.

В 1003-ом году оба брата-соправителя умерли, пользуясь чем же Гагик I аннексировал часть территорию Хаченского царства. Новому царю Хаечна Филиппу (1003-1054), сыну Григора, для царствования осталось только Арцах и центральные районы Утика.

В 1054-ом году Шададиды напали на город Шамкор, где держали оборону хаченци с своим царем. Город пал, а Филипп погиб в боях. Филиппу наследовал его сын Сенекерим (1054-1094), которому пришлось царствовать уже только на территории Арцаха. Важным событием царствования Сенекерима было то, что в 1084-ом году, в результате личной унии, территории царств Арцаха и Сюника были обеднены под властью Сенекерима. Это особенно было важно в лице растущей угрозы селджуков.

В 1085 и в 1086-ом году армяне отразили два нападения селджуков на Сюник. В 1094-о году последовала новая и невиданная до этого по своим масштабам новое нападение. Враг с боями дошел до Капана, где и в время переговоров Сенекерим был вероломно убит. Но в последовавшей затем битве селджуки понесли сокрушительное поражение и были вытеснены из Сюника.

Сенекериму наследовал малолетний сын, Григор II (1094-1166). При нем в 1103-ом армяне в очередной раз разгромили появившегося под стенами Капана селджуков и нанесли последним тяжелый урон. Однако в 1104-ом селджукам удалось захватить крепость Воротн, а в 1105-ом - Бхен. Селджукские войска с годами увеличивали нажим на Хачен, особенно в направлении Сюника. Осенью 1126-а пали крепости Аревик, Какаваберд и Бахакукар - все в Сюнике.

В 1140-ом году последовал удар в направлении уже Арцаха - Элткузидам удалось после тяжелых боев захватить крепости Адаер, Карапеткар и Бердакунк в Северном Арцахе. Весной 1142-а пали Чарберд и Католике, а весной 1143-а Хоханаберд. Но и эти успехи нелегко дались врагу, который не смог развить ее. Элткузидам пришлось отступить, а очередную их атаку в 1146-ом году армянам уже удалось отбить в основном партизанской войной.

Весной 1149 года, пользуясь раздорами у Элткузидов, армянам удалось вернуть крепости Еркан, Чараберд и Хоханаберд, но летом 1150-а врагу удалось неожиданной атакой захватить крепость Ару, а ровно год спустя летом 1151-а пал крепость Шлорут.

В 1157-ом армия Хачена, вместе с Элткузидами, потерпела поражение у Нахиджевана от войск Иракского султаната и в итоге последний захватил Мехри в Сюнике.

В 1166-ом году, пользуясь смертью Григора, Элткузиды после тяжелых боев захватили крепости Какаваберд, Гехи и Грехм в Сюнике. Тем временем новым царем Хачена был объявлен муж дочери Григора, внук внука Филиппа (1003-1054) Асан I Монах (1166-1170, 1170-1182 соправитель). Перед новым царем сразу же в весь рост встал вопрос зашиты рубежей страны, так-как ситуация была исключительно тяжелой. В 1170-ом году последовала очередная атака Элткузидов на Сюник. Вражеским войскам после упорных боев ночным штурмом удалось захватить крепости Ккоцкар и Бахаберд и оккупировать всю территорию Сюника, В очередной раз Хаченское княжество закрылась в самом Арцахе. Асан I тяготел к религиозной деятельности и в том же 1170-ом своим соправтиелем назначил брата, Асана II-ого (1170-1181 соправитель).

В 1182-ом году оба брата Асана стали монахами и отказались от власти в пользу своих сыновей. Царями Хачена стали сыновья Асана I-ого Вахтанг I Великий (1182-1214 соправитель) и Вахтанг II Тангик (1182-1214 соправитель).
В 1194-ом году подошедшим к границам Хачена войскам царство Картли удалось серьезно оттеснить Элткузидов и освободить территорию Сюника, где обосновались Орбеляни. Хаченское царство приняло верховенство царства Картли и в отрезке 1194-1212 годов приняло активное участие в войне за освобождение Армении.

В 1214-ом году, как в свое время их отцы, оба брата Вахтанга уходят в монастырь. Царем Хаченского царства становится один из великих представителей в цепочке хаченских царей - малолетный Асан-Джалал Великий (1214-1261). Первые десятилетия правления нового царя проходит в относительном спокойствии, но в 1236-ом начинается грандиозный поход монголов на Армению. В половине июля 1236 года после упорных боев пали крепости Чараберд и Варданашат, но Хохонаберд остался неприступным. Впрочем, от этого уже было мало толку, так-как вся территория Хачена была наводнена полчищами монгол, которые не собирались уходить. В итоге Асан-Джалал пошел на переговоры и принял власть монголов. Асан-Джалал был особенно известен своим культурной и просветительской деятельностью, что и послужило истинным венком деятельности этого великого царя. Но в 1261-ом году по выдуманным обвинением монголы арестовали этого великого, но последнего царя Хачена и подвергли мучительной казни.

Царство Хачен было ликвидирована, но на ее месте образовались княжества Асан-Джалалянов (потомки Асан-Джалала), Допянов, Ахбакянов и Вачутянов. В последующие века эти княжества стали основой известных Арцахских меликств.

Но это уже другая история...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 24 фев 2012, 19:37 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Как правило, все армянские авторы под Агванком подразумевают Армянский Агванк, его три области. Следовательно, необходимо различать два Агванка, из-коих один занимал территорию от Кавказских гор до реки Куры, а другой—Армянский Агванк находился между Курой и Араксом. В этом аспекте, заслуживает внимания мнение известного кавказоведа С. В. Юшкова, считавшего, что «Албания даже находилась не на территории древней Албании, а на территории Армении» (Юшков С. В. К вопросу о границах древней Албании. — Исторические записки АН СССР, т. 1. М., 1937, с. 137).

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 00:07 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Араншаhики


1. Аран потомок Айказуни (ок. 245-200 д.н.э.)
2. Неизвестные из рода (ок. 200 д.н.э. - 190 н.э.)
3. Вачаган Смелый из рода (ок. 190-240)
4. Ваче из рода (ок. 240-280)
5. Урнайр из рода (ок. 280-335)
6. Вачаган из рода (ок. 335-370)
7. Меружан из рода (ок. 370-380)
8. Сато из рода (ок. 380-390)
9. Асатур из рода (ок. 390-400)
10. Евсален из рода (ок. 400-410)
11. Хосров из рода (ок. 410-425)
12. Хурс из рода (ок. 425-440)
13. Ваhан из рода (ок. 440-451)
14. Ваче из рода (ок. 451-460, с 460-а царь)
15. Вачаган Благочестивый сын брата (460-510)
16. Гурген сын (510 - ок. 540)
17. Врамшапуh сын (ок. 540- 590

Далее власть первходит к Михранидам, которые вероломно истребили Араншахиков и захватили власть над краем. До первой полавины IX-ого века Араншахики ведут беспошадную вендетту, в итоге которого к 830-ому году добиваются ухода с политической сцены Михранянов. Образуются две ветви Араншахиков – с центром в Хачене (Северные и централные районы Арцаха и Утика) и в Дизаке (юг Арцаха, до реки Аракс). К концу IX-ого и к начало X-ого века южная ветвь постепенно уходит с политической сцены, зато ветвь в Хачене уже в 892-ом году добиватеся создания собственного царства под протекторатом Анийского царства.

Родовой список Араншахиков далее очень сложен и длинен, хотя и в принципе неплохо известен. Отметим лишь в общых словах, что царство продержалось до 1260 года, после чего Араншахики, разделившихся на разные ветви, худо или бедно пережили монгол, татар, Тимуридов, Коюннлу, османско-персидские войны.

К началу 18-ого века и собственно Араншахиков на территории Арцаха осталась только род Мелик-Еганянов, которые владели тем же Дизаком. Осталные 4 мелики Арцаха, хоть и имели брачные связы с Араншахиками, но уже не были их прямими потомками. Мелик-Еганяни продержались до 1828 года, когда царское правителство признало их дворянские права и они были включены в дворянскую систему России. Последные потомки Мелик-Еганянов пали жертвой большевиков, ушли в подполе или оставили родной край…

На сегоднящый момент прамые потомки Мелик-Еганянов простые граждане РА…

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 23:01 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Задолго до 1828 года


Официальная азербайджанская историография уже несколько десятков лет настаивает на том, что армяне в Карабахе являются переселенцами из Ирана после русско-персидской войны 1828 года. Дальше уже идут выводы: «неблагодарные армяне, которых русские войска переселили на благодатные земли закавказских турок, сегодня провозгласили свое государство в Карабахе». Между тем, утверждают в Баку, в Карабахе исстари жили предки нынешних азербайджанцев, албанцы, которых армяне арменизировали. И сделали они это с помощью России, которая волевым решением подчинила албанскую церковь Армянской Апостольской церкви. После этого, мол, албанцы вынуждены были перейти на армянский алфавит, молиться по-армянски и, таким образом, «обармянились».

Безусловно, данный «аргумент» азербайджанской исторической мысли можно было бы игнорировать по причине ее полной несостоятельности. Согласно «логике» азербайджанской пропаганды получается, что отуреченные пришлыми кочевыми племенами албанцы являются «правильными» албанцами, а вот арменизированные – нет. То есть Азербайджан обязан наследовать историю и культуру отуреченных албанцев, а армяне лишены права на наследование истории «арменизированных албанцев».

"Все албанское – наше!” - чуть ли не ежедневно слышатся доходящие до истерики возгласы из Баку. Ну, что тут скажешь? Может, мы и рады были бы согласиться с этим императивным тезисом, только вот права такого не имеем. Эти вопросы решать не армянам, а коренным в Азербайджанской республике народам – лезгинам, цахурам, удинам, крызам, будухцам и другим – исконным хозяевам этой территории. Захотят они поделиться или вовсе отказаться от собственной истории, не наше дело. Разбирайтесь между собой. Как гласит тюркская пословица: вот тебе весы, а вот и гири. Мы лишь не можем согласиться с весомой прибавкой к уже награбленному – передачей Азербайджану права на наследование армянской родины, нашей памяти, истории и культуры.

Именно поэтому каждое посягательство на армянскую культуру и историю должно жестко и аргументировано пресекаться. Ибо снисходительное отношение к потугам Азербайджана приписать себе, например, Киракоса Гандзакеци или Вардана Аревелци, привело к тому, что «азербайджанцами» были объявлены Мхитар Гош и даже писавший поэмы акростихом армянского алфавита Давтак Кертох. Мы почему-то были уверены – никто в мире не поверит этой чуши. А в мире просто не знали наших великих. Потому и находятся люди, склонные верить всей этой ахинее. В то же время пренебрежительное молчание армянских историков привело к тому, что в Турции теперь объявляют турками армянские княжеские и даже царские роды, в том числе и правящих за тысячелетия до того, как в наш регион перекочевали первые тюркские племена.

Сегодня турецкие историки на полном серьезе называют турками роды Мамиконянов, Пахлавуни, Арцруни, Арташесидов, Аршакидов, Багратуни… Турками названы Анания Ширакаци и Месроп Маштоц, Тигран Великий и Саак Партев. Некоторые ученые договорились до того, что назвали всех армян «арменизированными турками-отступниками». В свою очередь в Азербайджане по примеру Турции армян называют «арменизированными албанцами» или азербайджанцами. Простой вопрос: кто, в таком случае, «арменизировал» первых армян, чтобы они получили возможность «арменизировать» турок, албанцев или азербайджанцев, им просто в голову не приходит.

Нашли «объяснение» и для многочисленных упоминаний соседних народов об армянах: мол, они так называли всех христиан. И даже проводят аналогию: во времена СССР всех советских людей за рубежом называли русскими. То есть именующий себя казахом, узбеком, грузином и т. д. человек за пределами СССР воспринимался в качестве русского.

Согласиться с этими утверждениями, даже на время, никак не получается. Не получается потому, что вся история армянского народа заполнена свидетельствами самих армян об их национальной принадлежности. Слава Богу, гениальный Месроп Маштоц еще в начале пятого века создал для армян оригинальный национальный алфавит, а стремление армянского народа к книге подарило миру нескончаемую плеяду историков, поэтов и писателей.

Вернемся, однако, к проблеме «переселения» армян на территорию современных Армении и НКР. Таковое действительно имело место. После русско-персидской войны многие армяне Персии вернулись в «русскую» Армению, в том числе и в Карабах. Однако все они были потомками тех людей, которых в течение 1596-1607 годов шах Аббас насильственно переселил в Персию. Свидетельств об этом переселении в армянских источниках того времени более чем достаточно. Шах Аббас тогда воевал с Турцией, и, в целях ослабления турецкой экономики и уменьшения людских ресурсов, выселял людей из тех регионов, которым грозила турецкая оккупация. Отметим, что переселение Карабаха не коснулось, ибо Аббас был уверен в способности армян края защититься от турецких аскеров. Карабахцы «отделались» воинской обязанностью, армянский край поставил в персидскую армию значительное количество воинов. После того, как Восточная Армения оказалась под властью русского царя, потомки переселенцев получили возможность вернуться на родину.

Азербайджанская пропаганда, никак не упоминая факт выселения армян Аббасом, постоянно муссирует тему возвращения, называя его «переселением армян на азербайджанскую землю». Подобный политизировано-тенденциозный подход к вопросу «позволяет» им утверждать о пришлости армян в Армении. При этом они «любезно» соглашаются признать, что «некоторое количество армян на этой территории уже было» - игнорировать фактор многовекового функционирования в Араратской долине Святого Престола Армянской Апостольской Церкви просто не удается. Вместе с тем, «отделяя» Карабах от Армении, те же политизированные деятели от истории пытаются утверждать, что «до 1828 года в Карабахе армян не было». Там, мол, проживали албанцы, которые быстро были ассимилированы армянами.

Есть у Азербайджана и «веский» аргумент: памятник, установленный в честь 150-летия основания села Марага бывшими жителями Персии. Памятник в Мараге действительно существовал до разрушения этой деревни азербайджанской военщиной, хотя пропаганда Азербайджана любит «переносить» его в… Степанакерт. И Марага действительно основана вернувшимися из Персии армянами. Более того, в Карабахе есть еще три села, жители которых вернулись в 1828 году. Однако при этом необходимо учесть, что армяне из Персии возвращались в тот уголок родины, память о котором бережно хранилась в семейных преданиях. Но даже если бы это было не так, все равно, подавляющее большинство населения Карабаха во всей обозримой истории составляли армяне. И, как это ни прискорбно для азербайджанских историков, называли они себя именно армянами. Как до 1828 года, так и после. Свидетельством тому – многочисленные архивные материалы.

Приведем две выдержки из них:

Прошение, написанное армянскими меликами (князьями) Карабаха в сентябре 1781 года императрице Екатерине II-ой:

Несравненно светлейшая на сем свете над христианами владетельница, ваша высокосамодержавнейшая и беспримерная матерняя милость всюду распространилась и просветила светом нашу армянскую нацию щедроматерным владычествованием и оказанным монаршим сожалением над многими просящими точию и мы из нации армянских начальников и государства оставшие военные мелики и все здешние владельцы… покорнейше просим о нашей армянской нации…

Подписали: Мелик Атам бек, мелик Беглар бек, мелик Израил, мелик Овсеп и другие.
ЦГВИА, ф. 52, оп. 1/194, д. 270, лл. 50-51.

Обращение гандзасарского католикоса Ованеса к Екатерине II: 22 января 1783 года.

Пребывающие в Гарабаге армяне, аз недостойный патриарх и раб, мелик Атам с находящимися в земле нашей епископами, священниками, пятью меликами, южбашами, всем войском и всеми обывателями до тридцати тысяч домов находящимися…
ЦГВИА, ф. 52, оп. 1/194, д. 270, лл. 89-90.

Подобные документы можно привести из архивных материалов и XVII и XVI веков.
Думается, в особых комментариях приведенные документы не нуждаются. Тридцать тысяч домов, это, с учетом патриархального быта того времени, составляет не менее 300 тысяч человек. Коренного армянского населения Карабаха, восточной окраины исторической Армении. Незаконно включенного в пределы советского Азербайджана в июле 1921 года. Законно, в полном соответствии с международным правом и законодательством СССР провозгласившего свою государственную независимость.

Л. Мелик-Шахназарян

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 28 мар 2012, 13:47 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В ХII веке кочевые тюркские племена лишь недавно стали появляться в Ширване, и составляли там ничтожное меньшинство. Арабский географ и автор Х века Ал-Масуди в книге «Луга золота и рудники драгоценных камней» (Глава семнадцатая) отмечает:

«Оплотом царства Шарван служит царство лакзов, многочисленного племени, живущего на вершинах этих гор. Среди них есть кяфиры и не подчиненные власти Шарвана по имени Дуданийцы. Они язычники и независимы; у них странные обычаи при бракосочетании и при заключении торговых сделок» (пер. Н. Караулова).

Упоминаемые в отрывке «лакзы», это – лезгины, прямые потомки кавказских албан, автохтонного населения этого края. Именно «царство лакзов» Масуди называет оплотом Ширвана, ибо потомки исламизированных агван, несмотря на исламизацию, арабизацию и иранизацию региона, сохранили свои лидирующие позиции на территории бывшей Кавказской Албании. Помимо коренного лезгинского (албанского) населения, в Ширване проживали потомки ранних персидских и более поздних арабских переселенцев. А Хагани Ширвани, насколько известно, был коренным ширванцем. Вполне возможно, что Хагани являлся потомков переселённых в VI веке в Восточное Закавказье Хосровом Ануширваном персов (татов) из центральных областей Ирана.

До сельджукского нашествия XI века тюркское население в Ширване полностью отсутствовало. Не приобрело оно значимого количества и после перекочевки в Переднюю Азию первого потока тюркских мигрантов. Тюркское население увеличилось лишь при Сефевидах, иранской шиитской династии XVI-XVIII вв., активно заселявшей земли Ширвана лояльными тюрко-шиитскими племенами с целью ослабления непокорных лезгин-суннитов. Вот что пишет в «Гюлистан-Ирам» Аббас-ага-кули Бакиханов, историк XIX века:

«Племена зенгене, халиллу и кенгерлу в Кубинском и Ширванском уездах, караманлу, текелу, чакирлу и шамлу — в Ширванском, осаллу, аршалу, устаджлу и каджар — в Кубинском, племя баят — в Кубинском, Дербендском и Ширванском, каракоюнлу и халач — в Шекинском, Кубинском и Ширванском уездах и многие другие происходят от тюрок, и иных народов, живших в Персии и Турции. Жители деревни Мискинджа (в Самурском округе) переселены сюда шахом Тахмаспом из Астрабада. Они одни в этом округе принадлежали к секте шиитов. Жители же села Хазра (прежнего Хазрата — «священный») Тахмаспом переселены из Персии и размещены близ гробницы его прадеда шейха Джунейда» (А. Бакиханов. «Гюлистан-Ирам». Баку, 1991).

Основная масса тюркского населения была переселена в Ширван при Сефевидах, опорой которых первоначально были заселяемые в периферийных областях Персии кочевые кызылбашские племена тюркского происхождения.


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 18 июл 2012, 10:18 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Представители тюркской историографии XV-XVII вв. о границах Армении


Важную роль при рассмотрении территорий исторической Армении играет средневековая тюркская историография XV-XVII вв. Её основными представителями являются Идрис Бидлиси, Абу Бакр Тихрани-Исфагани и Орудж-бек Байат. В начале представим читателям работу османского историка конца XV – начала XVI столетий, этнического курда Идриса Бидлиси (XV-XV вв.) «Хашт бехишт» («Восемь кругов рая»). Второй раздел этого труда (пер. Р. М. Шукурова. М. Алетейя. 2001) озаглавлен таким образом:

«Сказ второй о победах мусульманской страны, [осуществленных] счастливым и победоносным правым флангом султанским, рассказывающий о случившемся отторжении городов Кастамон и Синоп, и медных рудников у Исмаʻил-бека сына Исфандийар-бека, и о гневе Султана на него по поводу уклонения от службы и содействия в газавате Трапезунда, [что] в области Великая Армения, и земель, [населенных] неверными».

В данной выдержке (являющейся еще и заглавием) Бидлиси располагает в пределах Великой Армении расположенный на берегу Понтийского (Черного) моря Трапезунд (Трабзон). Это может означать только то, что Трапезунд имел многочисленное армянское население и тесные историко-культурные связи с соседними армянскими областями. Кроме того, в ранневизантийский период данный город долгое время входил в состав фем Aрмения Прима и Армениакон. Отметим, Трапезундская империя, о покорении которой идёт речь, образовалась в 1204 году после захвата Константинополя крестоносцами. Во главе этого причерноморского государства встала династия Комнинов.

Другая цитата Битлиси: «Одним из всех тех чудес султанских успехов в случившихся событиях и среди всех диковинных [случаев] содействия ему без предварительной подготовки условий является свершившийся захват области и земель Исфандийара, которые являются лучшими землями (bihtarīn-i ān diyār ast) в области Великая Армения и Малая Романия (rūmiyya)» рассказывает о владениях Исфендиярогулларов (конец XIII-XV вв.)– представителей видного тюркского рода Северной Анатолии, власть которых распространялась на обширные причерноморские районы Малой Азии. Как мы видим, эти земли Идрис Бидлиси располагает «в области Великая Армения и Малая Романия». Далее Бидлиси говорит непосредственно о самих землях Исфендияров:

«Когда все земли Кастамона, медных рудников, Самсуна и Синопа и остальных крепостей и земель Исфандийара были покорены султанскими наместниками, в каждой из них [султан] поставил правителя (ḥākim) и командующего гарнизоном (ḍābiṭ) и поспешил к своей основной цели».

Но, всё-таки, какое отношение Самсун, Синоп и пр. малоазийские города имеют к Армении? Ответ прост: в византийский период данные территории (исключая пафлагонийский Кастамон) входили в фему Армениакон. Ещё Константин Багрянородный писал, что «Третья Каппадокия, которая известна над именем Армянской, имеет семь городов: Амазию, Ивору, Залих, Андрапу, Аминс, Неокесарию и Синоп». (Об областях римской империи, сочинение Константина Багрянородного. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. № 3. М. 1858)

Как мы видим, Бидлиси был известен этот факт, что, на наш взгляд, и предопределило подобные его воззрения относительно историко-географической принадлежности Южного Причерноморья.

Не менее важен труд историографа государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (XV в.) Абу Бакра Тихрани-Исфагани (вероятно, персидского происхождения) «Книга о Дийарбакре» («Китаб-и Дийарбакрийа»). В нём особый интерес для нас представляет следующая выдержка:

«Савлан-бек был еще в лагере Сахибкирана, когда пришла весть о направлении султана Рума в область Армению (arman). Сахибкиран занялся подготовкой ратного снаряжения и свел войска из окрестностей. Когда султан выступил из Рума, пленил Исмасил-бека, правителя Кастамона, и взял Кастамон, ратники Сахибкирана в период похода султана к Кастамону подумали, что поход на Дийарбакр теперь задержится и каждый из них вернулся на свое место».

И здесь владения Исфендияров с центром в Кастамоне локализуются в Армении. Тихрани, говоря о походе Мехмеда Фатиха против Исмасил-бека, отмечает, что тот направляется именно «в область Армению», т.е. и ему было известно о существовании на этих землях Армянской фемы. Также он фактически подтверждает сведения, изложенные в труде Бидлиси.

Ещё одним довольно интересным в научном плане источником является «Книга Дон-Жуана Персидского» (Россия и Европа глазами Орудж-бека Баята - Дон Жуана Персидского. СПб. СПбГУ. 2007), автором которой является тюрок-кызылбаш Орудж-бек Байат (нач. XVII в.) – посланник персидского шаха Аббаса I при испанском королевском дворе, принявший в Испании католичество и оставшийся там навсегда. В его описании османо-иранских войн имеется довольно любопытная выдержка. Однако на этот раз она касается не Южного Причерноморья, а совершенно других территорий:

«Итак, сын Левенда, которого, как мы говорили, называли Искендер, и его брат Иса-хан владели землями, расположенными между городом Ереван и страной Ширван, и другими землями в направлении Армении на дальних рубежах Ширвана».

Как мы видим, для тюрка из иранской провинции Азарбайджан Орудж-бека территория «между городом Ереван и страной Ширван» находилась «в направлении Армении», т.е., в её стороне, в её пределах. Ширван же всегда ограничивался с запада рекой Кура. Соответственно, под землями «в направлении Армении» Орудж-бек подразумевает всю территорию от Еревана до Куры, т.е. сам Ереван, Сюник, Арцах, Гехаркуник, Утик и пр. Живший в начале XVI века Орудж-бек из племени байат просто не мог предполагать, что спустя четыре столетия его потомки будут «ограничивать» Армению бассейном Евфрата, объявляя те самые земли между Ереваном и Курой своей исторической собственностью, разглагольствуя о «пришлости» коренного населения и т.п. Весьма интересен и тот факт, что Орудж-бек также строго разграничивает Азарбайджан и Ширван, выделяя их при описании в отдельные области.

В этом же труде мы обнаруживаем следующие строки:

«В конце концов, дойдя до берегов Аракса, он пересек эту великую реку, [i]являющуюся границей Армении, немного севернее Хоя, который ранее был городом Артаксата, и наконец увидел лагерь и армию персов[/i]».

Эта выдержка доказывает факт исторической принадлежности левобережья Куры Армении. Особое внимание стоит отметить и на замечание «немного севернее Хоя» - севернее этого города, по ту сторону Аракса, располагаются Ереван и Нахиджеван, что полностью рушит большую часть псевдонаучных концепций азербайджанских «учёных».

Многочисленные тюркские источники играют важную роль в освящении истории и географии Армении. Представленные выше цитаты представляют собой лишь малую их часть, но значение их, несомненно, велико.


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 23 июл 2012, 10:03 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Описание Армении грузинским царём Ираклием II


Продолжая изучение исторических источников, касающихся Армении и её этногеографических рубежей, мы переходим к сведениям, переданным правителем Картли-Кахетинского царства Ираклием II графу Н.Панину и предназначенных императрице Екатерине II. Они изложены в документе от 14 июля 1769 года под названием «Описание городам и местам, ближним к Грузии и Кахетии, где какое воинство и каком народ обитает жительство, и чьего владения есть оные,—каково дано от царя Ираклия посланному ко выс. е. н. в. двору кн. Артемию Андроникову для подачи е. с. графу Н. И. Панину, на грузинском диалекте». В этом важном документальном источнике подробно описываются приграничные с Картли-Кахетией территории. Имеются там сведения и об Армении. Ниже приведены соответствующие цитаты с нашими комментариями:

«Город Карс, — в нем губернское ж правление, в близости Арарацких гор; из него часть состоит Армянского владения…»

Описывая Карс, грузинский царь отмечает его территориальную принадлежность к армянским землям. Не случайно он упомянул, что «…из него часть состоит Армянского владения…» - этот город испокон веков являлся сердцевиной армянского края Вананд, и в IX-XI вв. являлся одним из важнейших политических центров Багратидской Армении. Приводим следующую выдержку:

«Город Баязет: в нем паша двух знаков и состояла часть Армянского владения; войска выступит тысяча пятьсот; в них находится многое число христианского народа, в турецкую протекцию не склоняются, если сами собою не поступят…»

Особое внимание стоит отметить на замечание Ираклия о том, что «христианский народ» Баязета, т.е. местные армяне, в «турецкую протекцию не склоняются». Из этого следует вывод о том, что в конце шестидесятых годов ХVIII века баязетские армяне всё ещё сохраняли некоторую самостоятельность от османских властей.

А вот как Ираклий II описывает Ереван:

«Город Эревань, губерния состояла пред сим Армянского владения, столичный город, ныне правитель—персицкий губернатор, и находится там патриарх армянский; места находятся гористые, степные и плодовитые, народ поселен много армянского закона…»

Приведенная цитата камня на камне не оставляет от азербайджанской пропагандистской мифологемы в истории. Как мы видим, грузинскому царю Эриванское ханство известно в качестве территории, состоящей «пред сим Армянского владения», т.е. историко-географической части Армении. Причём, вопреки усиленно насаждаемому Азербайджаном мнению об армянах Эриванского ханства как этническом меньшинстве на момент вхождения административно-территориальной единицы в состав России, Ираклий говорит об армянской доминанте края: «народ поселен много армянского закона».

«Город Генжа—персицкий, прехвальный, в близости к нашим границам, в нем народа христиан многое число армянского, все места плодовиты…»

Описывая Гянджу (арм. Гандзак), Ираклий вновь акцентирует внимание российской императрицы на наличие в городе значительного армянского населения. Ираклий также убедительно опровергает сложившиеся в советской и далее в современной азербайджанской науке стереотипы, и называет Гянджу городом «персицким» (то есть находящимся во владениях Персии) но никак не «тюркским» или «адербейджанским».

Вот еще интересный отрывок из составленного Ираклием Вторым «Описания…»:

«Хамс составляет владение и в оных семь воеводских правлений, народ весь армянского закона, в том владений находится армянский патриарх; когда ж персицкого шаха не стало, то с их же стороны один человек, закону магометанского и от народа жаванширского, принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята, и многократно с жаванширами война с нашей стороны происходила, но Божьей помощью завсегда от нас побеждаемы были и разорены,—единственно оные жаванширы, а не армянского закона,—а в нынешнее время по некоторым обстоятельствам со обеих сторон заключен мир. Армяне имеют большую крепость, места гористые, лесные, а притом поля плодовитые; жаванширского народу выступит на войну две тысячи пять сот человек, а армян четыре тысячи пять сот, и состоит оное владение к восхождению их полудни. Сие хамское владение состоит посреди Ширвана, Нахчевана, Генжи и Карадаги, и армяне хамские к воинству весьма храбры; а как в показанных семи частях воеводы между собою не согласны, то по такому их не согласию жаваншарами под свою власть приведены».

В данном отрывке речь идёт об Арцахе. Ираклий замечает, что там находится «армянский патриарх», т.е. глава Агванского католикосата Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Это наносит существенный удар по азербайджанским мифам о «независимой автокефальной Албанской церкви», якобы просуществовавшей обособленно от ААЦ до 1836 года. Но самое интересное то, что грузинский царь и не предполагал, что спустя два столетия на культурно-историческое наследие этих меликств (которые он справедливо считает армянскими) заявят претензии… потомки тех самых «жаванширов» и прочих кочевых тюркских племён. Кроме того, Ираклий II упоминает некую «старинную крепость», взятую джеванширами обманом. Речь идёт о Шуши, в которой утвердился главарь джеванширов Панах-Али хан.

Современные азербайджанские фальсификаторы от истории приписывают строительство шушинской крепости Панаху. Однако мы вправе констатировать, что Шуши и его крепость существовали задолго до перекочевки джеванширов в Арцах (Хамс), о чём помимо Ираклия свидетельствовал также русский историк П.Бутков. Ещё один важный нюанс: численность боеспособного населения, в чём, как мы видим, армяне превосходили джеванширов. Это также совсем не вяжется с бредовыми утверждениями о появлении армян в регионе в XIX веке. Так что на фоне вышеприведённой выдержки все доводы азербайджанской стороны относительно меликств Хамсы и Агванского католикосата абсурдны.

Перейдем к рассмотрению еще одного интересного отрывка из письма Ираклия:

«Шакинского хана дед Аджи Чалаб назывался, отец его был армянский священник, но Аджи Чалаб принял веру магометанскую и некоторым искусством завладел Шакою, которая в древних временах состояла под властью Кахетинского царя, но силою от него магометанским персицким Шах Абазом первым; и в том владений живут многое число армянского закона открытно, а нашего греческого закона со страхом…»

Здесь Ираклий повествует о Шекинском ханстве и отмечает факт армянского происхождения Гаджи Челеби (хотя азербайджанские «историки», не ссылаясь при этом ни на какие источники, предпочитают называть его «отпрыском знатного албанского рода»), а также вновь говорит о том, что в этих землях «живут многое число армянского закона открытно». Следует учесть, что под проживающим в Шекинском ханстве «многим числом армянского закона» подразумеваются, возможно, как сами армяне, так и удины, испокон веков находившиеся в лоне ААЦ. Упоминает Ираклий II и православное население, представленное, скорее всего этническими грузинами. В целом, из этого отрывка следует, что Шекинское ханство было населено преимущественно представителями христианских народов Закавказья. Главный вопрос в том, куда потом «подевалось» это христианское большинство края, но это уже тема для отдельного исследования.

Сведения, данные царём Ираклием II, проливают свет не только на политические, но и на территориально-этнические реалии региона, и имеют неоценимое значение при рассмотрении истории региона и развенчании разного рода фальсификаций.


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 01 авг 2012, 10:12 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
«Большие Азербайджаны» в «светлых умах» азагитпропа, или
К проблеме избирательного подхода в «Еревангале».


31 июля на низкопробном пропагандистском бакинском сайте была опубликована первая часть статьи Р.Гусейнова под интригующим названием «Большой Азербайджан в российских, европейских и иных источниках XIX века». В данной работе Гусейнов предоставляет читателям выдержки из труда С.Броневского (1763 – 1830) «ИСТОРИЧЕСКИЯ ВЫПИСКИ о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне». В них Броневский причисляет к Адербейджану ряд ханств, расположенных севернее реки Аракс, что расценивается азербайджанским исследователем как существенное доказательство распространения топонима «Азербайджан» в пределах обширного географического ареала от Дербента до Хамадана.

Несведущему читателю данная статья может показаться весьма веским аргументом азербайджанской стороны. Однако всё дело в том, что данные отрывки являются ничем иным, как в большей степени условным обобщённым обозначением мусульманских ханств по обе стороны Аракса. Используемая Броневским терминология была обусловлена также и административными реалиями, ведь не является секретом то, что ряд территориальных образований в междуречье Куры и Аракса находились под управлением восседавшего в Тавризе сардара иранской провинции Азарбайджан. Доказательство этому мы находим в труде азербайджанского тюркского историка Мирзы Джамала Джеваншира «История Карабага» (Баку, 1959): «Даже и после того как Надир шах завоевал Тифлисский, Ганджинский, Эриванский, Нахичеванский и Карабагский вилайеты, у жителей и войск Рума, Карабагский вилайет в течение короткого времени оставался под властью елизаветпольского беглярбека, а иногда подчинялся азербайджанскому сардару. Среди илатов и в магалах также были ханы и мелики, которые исполняли государственную службу по поручению азербайджанского сардара. Такое положение существовало до 1160 мусульманского года, соотвествующего 1743 христианскому году, когда был убит Надир шах».

Как мы видим, власть сардара Азарбайджана в некоторой степени распространялась и на некоторые территории Закавказья, однако в тоже время Джеваншир чётко разграничивает собственно Азарбайджан и сопредельные административно-территориальные единицы Южного Кавказа: «Были написаны весьма настоятельные приказы сардару Азербайджана и правителям Ганджи, Тифлиса и Ширвана о том, чтобы схватить Панах хана, где бы он ни находился…».

Факт распространения влияния тавризского сардара на территории севернее Аракса и необходимость условного объединения разрозненных мусульманских ханств под общим именованием сыграла свою роль в распространении ареала топонима «Азербайджан» в некоторых русских источниках XVIII-XIX вв. Однако, Гусейнов, не стоит игнорировать азербайджанские первоисточники, уж им то лучше было известно, в какой сиране они проживают, и где находятся пределы этой страны. Недаром ведь закавказский турок Мирза Адигезаль-бек в труде «Карабаг-Наме» отмечает следующее: «Граница гянджинского ханства с Гюрджистаном проходила выше «Сынык-керпю» близ «Сури-Даша» и с Азербайджаном – у Худаферинского моста». (Мирза Адигезаль-бек. Карабаг-наме. АН Азерб.ССР, Баку, 1950. Пер. В. Н. Левиатова).

Как видим, азербайджанский (в современном понимании этого термина) автор разграничивает собственно Азарбайджан (граничащий, по словам Адигезаля, с владениями Гянджи в районе Худаферина, который, как известно, расположен на Араксе) и земли севернее этой реки. Перейдём к другому автору: известному азербайджанскому историку XIX века А.Бакиханову, автору замечательного труда «Гюлистан-Ирам» (Баку. Элм. 1991).

В труде Бакиханова мы находим следующее: «В 1175 (1761) г. Фатх Али-хан Афшар — один из главных сановников Надир-шаха, имевший притязания на персидский престол, овладел Азербайджаном и пришел с войском в Карабаг» (Период V). Вопрос к Гусейнову: как урмийский хан, уже овладевший Азербайджаном, может снова прийти в него со своим войском? Зачем заново покорять покорённое? Иными словами, данная выдержка из труда А.Бакиханова ясно говорит о разграничении собственно Азарбайджана южнее Аракса и земель севернее (пример: тот же самый Карабах). Однако это далеко не всё. Бакиханов пишет: «Когда султан прибыл в Мияне (пограничный городок между Азербайджаном и Ширваном), Хасан-бек послал своего сына Юсуф-бека с просьбою дозволить ему оставаться в Азербайджане хотя бы до окончания зимы». Эта цитата говорит сама за себя. Для Бакиханова Азербайджан и Ширван – совершенно разные территориальные и политические образования. То есть, всё вышеперечисленное (и, напомню, взятое из первоисточников закавказских турок-азербайджанцев) является доказательством условности применения отдельными историками топонима «Азербайджан» по отношению к территориям по обе стороны Аракса. Кроме того, как показано выше, некоторые закавказские ханы находились в сфере влияния тавризского сардара, и это стало поводом для русских авторов объединять ханства общим именованием, причём, на наш взгляд, с учётом доминирования в них именно тюркской военно-политической верхушки.

Но вернёмся к труду Броневского…

Ризван Гусейнов предоставил в своей статье ссылку на источник, из которого он извлёк привлёкшие его цитаты. Стоит его поблагодарить за это, так как вот что мы обнаружили там:

Епоха III

«Ханство карабагское, лежащее в великой Армении между стечением Куры и Аракса, разделяется на следующие уделы: 1е, Сараперт, принадлежавший мелику Межлуму сыну Адамову. 2е, Kуластан. владение мелика Лбова сына Иосифа. 3е, Воранда - мелика Шахназара сына Гуссеинова. 4е, Хачен - мелика Алаверди сына Мирзаханова. 5е, Дузах - мелика Бахтама внука Еганова.

В 1733 году карабагские армяне выгнали турок из своего владения, при сем случае убит был сераскир Сара Мустафа паша. Потом возставшия между меликами раздоры были причиною войны, которая продолжалась более двадцати лет. Мелик Шахназор призвал к себе на помощь владетеля кочующаго чавонширскаго народа Фона хана и здал ему крепость Шуши. По смерти Фона хана сын его, ныне владеющий Ибрагим хан, довершил и покорение и раззорение меликов, из коих многие перешли в Грузию, а подданные их армяне разбрелись по разным сторонам, наиболее в Россию, в Грузию и Ширвань. Прежде сего Карабаг славился своими конскими заводами, и лучшие лошади в Персии почитались карабагские. Ныне в сей богатой провинции, в которой считалось до 60 тысяч дворов жителей, едва пять тысяч дворов жителей осталось. В 1796 году во время экспедиции на Персию щиталось в Карабаге до 30 тысяч вооруженных армян, которые от всех прочих отличаются способностию своею к военному ремеслу. Шушинскую крепость, столицу ханства карабагскаго, почитают в Персии за неприступную.

Армянские мелики просили неоднократно от России помощи для свержения Ибрагим хана и имели частыя сношения с фельдмаршалом князем Потемкиным Таврическим и с бывшим на Кавказе начальником генерал-поручиком Потемкиным, чрез гайнанскаго архиепископа Иосифа Аргутинскаго, что был после патриархом, ссылаясь на обнадеживание российскаго покровительства, грамотою Петра Великаго обещаннаго всему армянскому народу. Причины, которыя препятствовали оказать им деятельное пособие, кажется были следующие: 1е, междоусобная война меликов, помышлявших более всякой о себе, нежелание о спасение отечества. 2е, легковерие их и нетвердость в слове, на которое полагаться неможно. 3е, армяне карабагские в то время при единодушном совокуплении могли бы вооружить еще от 30 до 40 т. войск, однако сего не зделали. Следовательно временная помощь российскаго войска не могла их избавить от порабощения. А есть ли бы и получили они прежнюю свою независимость, то по существу феодального правления, к возстановлению коего стремились все их усилия, должно было ожидать, что неминуемо воспоследует вторично междоусобная война у меликов
».

Докторант печальноьпрославившегося шовинистическими публикациями Института по правам человека Академии наук Азербайджана Ризван Гусейнов, несомненно, ознакомился и с этими интереснейшими цитатами (он цитирует часть этой главы), но опубликовывать их не стал. Отчего же так? Помнится, голубчик, вы упорно доказывали «албанскость» меликов Карабаха и «пришлость» армян Арцаха, а тут вот на какие интереснейшие выдержки нас навели! Броневский подчёркивает факт исторической принадлежности Карабаха Армении («Ханство карабагское, лежащее в великой Армении») и разрушает нелепые домыслы о появлении армян на Кавказе впервые (!) лишь в XIX веке.

Помимо всего прочего, напоследок посоветуем азербайджанскому «учёному» отбросить избирательный подход в изучении истории Южного Кавказа и Северного Ирана, т.к. он не соответствует статусу будущего доктора наук. А в том, что Гусейнов будет доктором азербайджанских наук, мы ничуть не сомневаемся. В этом образовании с украденным у Ирана названием "Азербайджан" мошенники от науки в особом почетк. На этом мы и поставим точку в сегодняшнем семинаре для пагандистов от истоии с «еревангалы».


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 02 авг 2012, 10:35 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Кавказская Албания испокон веков была соседней страной Великой Армении. Кавказская Албания, упомянутая в греко-римских источниках как Албания, в Закавказье занимает такую географическую территорию, границы которой в период государственности (с I в. до н.э. до второй половины V в. н.э.) на севере образуют Кавказские горы, на востоке – Каспийское море, на западе – Алазан,
а на юге – река Кура. Армянские, греко-римские источники государственной границей между Великой Арменией и соседней – Кавказской Албанией, однозначно признают реку Куру. Согласно источникам, в вышеназванный период правый берег реки Куры – неотъемлемая часть Армении.


А. Варданян


Слово «Албания» под влиянием армянского модифицировалось в «Агуанк» - «Агванк». Однако «Агванку» не суждено было стать топонимическим названием страны, которая у греко-римских авторов называлась Албанией. Дело в том, что в начале V в. персидская деспотии ликвидировала армянское царство и создала марзпанства. В одно из персоподдаиных марзпанств входила Кавказская Албания, а вместе с ней и две армянские области - Арцах и Утик, занимавшие междуречье Куры и Аракса. Армянскими авторами это марзпанство также стало называться «Агванком».

Это новое содержание названия долго сохранялось: области Утик и Арцах со своим армянским населением и «с самого начала армянским» (как свидетельствует Каганкатваци) княжеским домом Араншахиков добились определенной самостоятельности, создали даже свое царство (напр., во время Вачагана Благочестивого, позднее - при Амаме Ареевелци), в источниках также именуемое Агванским. На территории же древней Албании появились новые политические образования - Дербенд, Ширван, Шаки, вследствие чего левобережье постепенно распрощалось со своим древним названием «Албания» («Агванк»).

Б. Улубабян утверждает, что термин «Аран» восходит к древним топонимическим названиям армянских гаваров - Мецар'анк (Мец-Аранк—Большой Аран в Арцахе), Арандзак («Арандзак» в Утике) и Аранрот («Аран-рот» в Утике). Этимологически слово «Агванк» армянской традицией связывается с именем Арана, наместника царя Вагаршама, владения которого простирались на территории междуречья Куры и Аракса. Действительно, не только армянскими, но и персидскими, грузинскими, а в дальнейшем и арабскими авторами Араном было названо правобережье Куры. Позднее, подобно тому, как названием левобережного края («Агванк») стали обозначать правобережье, Араном нередко называли еще и территорию классической Албании, однако и в таком понимании «Аран» был вскоре вытеснен вследствие указанных выше процессов по образованию Дербенда, Ширвана и Шаки.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 03 авг 2012, 12:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 фев 2012, 15:02
Сообщений: 507
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Граница была в основном одна - река Кура


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 03 авг 2012, 12:42 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Вот именно. Кроме всего прочего, это сама по себеестественная границя.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 14 авг 2012, 11:56 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22881
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Околонаучные шалости Шелале


4 августа на странице бакинской веб-помойки «erevangala» было опубликовано интервью, данное бакинской газете «Зеркало», цитирую, «директором Центра Кавказа при Институте общественно-политических исследований AZER-GLOBE» Шелале Гасановой. Название для интервью подобрано весьма пафосное: «Армении на Кавказе не было – и это должен знать весь мир». Ш. Гасанова является одним из основоположников проекта «Еревангала» по фальсификации истории Южного Кавказа. Интервью с многочисленными измышлениями весьма позабавило нас, и мы не смогли отказать себе в удовольствии комментировать его. Вот как комментирует «призвание» проекта бакинская «учёная»:

«Настала пора ломать каркас сложившихся с начала XVIII века стереотипов армянских фальсификаций. Основополагающей концепцией является то, что всепоглощающая земельная жадность армянских националистов есть угроза всем народам мира». (…) «Фактологическая база по истории Эриванской крепости и ханства, а также Кавказской Албании доказывает, что такой страны, как Армения, на Кавказе не было до 1920 года, когда к власти пришли большевики и создали на землях наших предков-огузов Армянскую ССР».

Ошибаетесь, Шелале: «каркас» наших, как вы выразились, «фальсификаций», сложился с начала I века до н.э., благодаря усилиям Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Диона Кассия, Меандра Византийского и других авторов древности, для которых крайним северо-восточным рубежом Армении была река Кура. Просто они знать не знали, что спустя 2 тысячи с лишним лет в Южном Кавказе появится недоразумение под названием «Азербайджанская республика». Что же касается «земельной жадности» армян (вот оно как: оказывается, так называется справедливая борьба за священную частичку нашей Родины), а также возникшей в 1920 (???) году Армении и аморфной «фактологической базы» добрых соседей из соседней Бакинской республики, то, думается, краткий ликбез с параллельным прогоном по историческим источникам средневековья и нового времени госпоже Гасановой не помешает.

Истахри, «Книга путей царств», Х век: «Дабиль больше Ардабиля; город этот служит столицей Армении и в нем дворец правителя подобно тому, как дворец правителя Аррана в Берда'а и дворец правителя Адербейджана в Ардабиле». «Дабиль столица Армении и в нем Санбат, сын Ашута. Город постоянно находился в руках знатных христиан, а христиане составляют большую часть обитателей Армении, она же «царство Арман». Армения граничит с Румом и пределы ее до Берда'а, до Джазиры и до Адербейджана» (…) «Нашава, Беркери, Хилат, Маназкирд, Бадлис, Каликала, Арзан, Маяфарикин и Сирадж — эти города незначительные, сходные по величине, но цветущие, и все население их богато».

В вышеприведённом отрывке ирано-арабского географа речь идёт о реалиях Х века. И из него следует то, что а) столицей Баградитской Армении был Двин, расположенный на Араратской равнине, близ современного Еревана; б) восточным пределом Армении была Берда, т.е. в пределы государства Багратидов входили Арцах, Сюник, Нахиджеван, Гехаркуник и другие территории; в) в числе городов Армении мы находим Нашаву – город Нахиджеван (Нахичевань), а также Сирадж – регион Ширак, географически также расположенный в зоне, ныне условно именуемой Южным Кавказом; г) Берда и Адербейджан представлены в качестве отдельных административно-территориальных единиц.

Ибн-Хаукаль, «Книга путей и царств», Х век: «Существуют две Армении: одна из них внутренняя, а другая внешняя. Во внешней Армении есть города мусульман, находящееся во владении последних, и они постоянно находятся под управлением мусульман. Неоднократно с армянами относительно Армении заключался договор (мусульмане защищают, а армяне платят дань), и некоторая часть ее принадлежала царям мусульманским; таковы города: Арджиш, Хилат, Маназкерд и Каликала. Наружные ее границы: с востока до Берда'а, с запада до Джазиры, с юга до Адербейджана, а с севера до земель государства Рум со стороны Каликалы. (…) Раньше было сказано, что существует две Армении: внутренняя — Дабиль, Нашава, Каликала; а внешняя — Беркери, Хилат, Арджиш, Вастан, Аз-завазан и находящаяся между ними крепости, округа и области». (…) Путь от Берзенджа в Дабиль идет в армянских землях*; все эти сёла, соприкасающиеся с ним, и города — владения Санбата, сына Ушута Армянского, и отняты были у него Юсуф-ибн-Дивдадом несправедливо и против воли Господа и посла его — да помилует его Господь и да спасет!»

* как отметил переводчик Н.Караулов, «Здесь видимо по описке Берзендж стоит вместо Берда'а, о которой идет речь. Берзендж лежит на Куре, ниже Берда'а по пути на Баб-уль-Абваб».

Ибн-Хаукаль подтверждает сведения Истахри и также называет все территории между Бердой и Двином армянскими землями. Сделанные нами выше выводы подтверждаются.

И. Шильтбергер, «Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г.» (пер. Ф. Бруна. Одесса, 1866), XV век: «Я также провел много времени в Армении. По смерти Тамерлана, попал я к сыну его, владевшему двумя королевствами в Армении. Этот сын, по имени Шах-Рох, имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг (Karawag) и отличающейся хорошими пастбищами. Ее орошает река Кур (chur), называемая также Тигр (tigris), и возле берегов сей реки собирается самый лучший шелк. Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам, которым армянские селения принуждены платить дань. Армяне всегда обходились со мною хорошо, потому что я был Немец, а они вообще очень расположены в пользу Немцев (nymitch), как они нас называют. Они обучали меня своему языку и передали мне свой pater noster».

Побывавший в Карабахе в начале XV века немецкий путешественник И.Шильтбергер подчеркивает принадлежность Арцаха (Карабаха) к Армении и говорит об армянских селениях региона.

Георг Тектандер, «Путешествие в Персию через Московию» (пер. А. И. Станкевича, 1896), XVII век: «Все города и села, затем, куда бы мы не пришли, подчинялись Персам добровольно, без всякого противодействия, как н. п. города Маранд (Marant) в Мидии, Нахичевань, Джульфа (Nachtzschiruan, Sulpha) в Армении и многие другие, чему я сам был свидетелем». (…) «Прибывши в Армению, Его Величество также не встретил никакого сопротивления, и все продолжало идти вполне благополучно. В городе Джульфа (Sulpha), сильной крепости, населенной исключительно одними христианами, Армянами, Шаха приняли необыкновенно великолепным образом: в честь его в Езда (Вероятно, опечатка. Правильнее, въезда. Н.М. ) все дома в городе, выстроенного без крыш, но с балконами на верху, были утыканы (bestecket) свечами, коих всех было до 50.000 и кои горели в течении всей ночи». (…) «Из вышеназванной крепости Джульфа (Sulpha), Его Высочество двинулся дальше и осадил Еривань, главную крепость Малой Армении, находящуюся в 150 немецких милях от Тавриза, довольно сильно укрепленную и удобно расположенную в плодородной местности. В трех милях от нее находятся три церкви, коим несколько сот лет; две из них совсем развалились, главная же, называемая по-турецки Учкллисса (Utzschklissa), поддерживается в хорошем состоянии. (…)Прибыв туда, я был принят Армянами с царскими почестями, и прежде всего они повели меня в церковь, где показали высохшую человеческую руку, обделанную в золото, и объяснили мне через моего переводчика, что это — правая рука Григория Назианзина, похороненного здесь. Сама церковь отлично выстроена из белого тесаного камня, с прекрасным сводом имеющим круглое отверстие наверху, но образов внутри ее совсем не имеется, и когда я спросил о причине сего, то мне ответили, что Турки не позволяют им теперь иметь образа и колокола, кои прежде у них были».

Побывавший в этих краях в нач. XVII века Г. Тектандер перечисляет города Армении: Эривань ((Ереван) – «главную крепость Малой Армении», Нахичевань (Нахиджеван) и Джульфу (Джугу). При описании последней он, говоря об этническом составе города, называет в качестве преобладающего населения именно армян. О «западном азербайджане» и его «наиавтохтоннейших» огузских жителях ни словечка.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 138 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB