Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 18   [ Сообщений: 266 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 18  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 14 авг 2012, 11:56 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Околонаучные шалости Шелале


4 августа на странице бакинской веб-помойки «erevangala» было опубликовано интервью, данное бакинской газете «Зеркало», цитирую, «директором Центра Кавказа при Институте общественно-политических исследований AZER-GLOBE» Шелале Гасановой. Название для интервью подобрано весьма пафосное: «Армении на Кавказе не было – и это должен знать весь мир». Ш. Гасанова является одним из основоположников проекта «Еревангала» по фальсификации истории Южного Кавказа. Интервью с многочисленными измышлениями весьма позабавило нас, и мы не смогли отказать себе в удовольствии комментировать его. Вот как комментирует «призвание» проекта бакинская «учёная»:

«Настала пора ломать каркас сложившихся с начала XVIII века стереотипов армянских фальсификаций. Основополагающей концепцией является то, что всепоглощающая земельная жадность армянских националистов есть угроза всем народам мира». (…) «Фактологическая база по истории Эриванской крепости и ханства, а также Кавказской Албании доказывает, что такой страны, как Армения, на Кавказе не было до 1920 года, когда к власти пришли большевики и создали на землях наших предков-огузов Армянскую ССР».

Ошибаетесь, Шелале: «каркас» наших, как вы выразились, «фальсификаций», сложился с начала I века до н.э., благодаря усилиям Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Диона Кассия, Меандра Византийского и других авторов древности, для которых крайним северо-восточным рубежом Армении была река Кура. Просто они знать не знали, что спустя 2 тысячи с лишним лет в Южном Кавказе появится недоразумение под названием «Азербайджанская республика». Что же касается «земельной жадности» армян (вот оно как: оказывается, так называется справедливая борьба за священную частичку нашей Родины), а также возникшей в 1920 (???) году Армении и аморфной «фактологической базы» добрых соседей из соседней Бакинской республики, то, думается, краткий ликбез с параллельным прогоном по историческим источникам средневековья и нового времени госпоже Гасановой не помешает.

Истахри, «Книга путей царств», Х век: «Дабиль больше Ардабиля; город этот служит столицей Армении и в нем дворец правителя подобно тому, как дворец правителя Аррана в Берда'а и дворец правителя Адербейджана в Ардабиле». «Дабиль столица Армении и в нем Санбат, сын Ашута. Город постоянно находился в руках знатных христиан, а христиане составляют большую часть обитателей Армении, она же «царство Арман». Армения граничит с Румом и пределы ее до Берда'а, до Джазиры и до Адербейджана» (…) «Нашава, Беркери, Хилат, Маназкирд, Бадлис, Каликала, Арзан, Маяфарикин и Сирадж — эти города незначительные, сходные по величине, но цветущие, и все население их богато».

В вышеприведённом отрывке ирано-арабского географа речь идёт о реалиях Х века. И из него следует то, что а) столицей Баградитской Армении был Двин, расположенный на Араратской равнине, близ современного Еревана; б) восточным пределом Армении была Берда, т.е. в пределы государства Багратидов входили Арцах, Сюник, Нахиджеван, Гехаркуник и другие территории; в) в числе городов Армении мы находим Нашаву – город Нахиджеван (Нахичевань), а также Сирадж – регион Ширак, географически также расположенный в зоне, ныне условно именуемой Южным Кавказом; г) Берда и Адербейджан представлены в качестве отдельных административно-территориальных единиц.

Ибн-Хаукаль, «Книга путей и царств», Х век: «Существуют две Армении: одна из них внутренняя, а другая внешняя. Во внешней Армении есть города мусульман, находящееся во владении последних, и они постоянно находятся под управлением мусульман. Неоднократно с армянами относительно Армении заключался договор (мусульмане защищают, а армяне платят дань), и некоторая часть ее принадлежала царям мусульманским; таковы города: Арджиш, Хилат, Маназкерд и Каликала. Наружные ее границы: с востока до Берда'а, с запада до Джазиры, с юга до Адербейджана, а с севера до земель государства Рум со стороны Каликалы. (…) Раньше было сказано, что существует две Армении: внутренняя — Дабиль, Нашава, Каликала; а внешняя — Беркери, Хилат, Арджиш, Вастан, Аз-завазан и находящаяся между ними крепости, округа и области». (…) Путь от Берзенджа в Дабиль идет в армянских землях*; все эти сёла, соприкасающиеся с ним, и города — владения Санбата, сына Ушута Армянского, и отняты были у него Юсуф-ибн-Дивдадом несправедливо и против воли Господа и посла его — да помилует его Господь и да спасет!»

* как отметил переводчик Н.Караулов, «Здесь видимо по описке Берзендж стоит вместо Берда'а, о которой идет речь. Берзендж лежит на Куре, ниже Берда'а по пути на Баб-уль-Абваб».

Ибн-Хаукаль подтверждает сведения Истахри и также называет все территории между Бердой и Двином армянскими землями. Сделанные нами выше выводы подтверждаются.

И. Шильтбергер, «Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г.» (пер. Ф. Бруна. Одесса, 1866), XV век: «Я также провел много времени в Армении. По смерти Тамерлана, попал я к сыну его, владевшему двумя королевствами в Армении. Этот сын, по имени Шах-Рох, имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг (Karawag) и отличающейся хорошими пастбищами. Ее орошает река Кур (chur), называемая также Тигр (tigris), и возле берегов сей реки собирается самый лучший шелк. Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам, которым армянские селения принуждены платить дань. Армяне всегда обходились со мною хорошо, потому что я был Немец, а они вообще очень расположены в пользу Немцев (nymitch), как они нас называют. Они обучали меня своему языку и передали мне свой pater noster».

Побывавший в Карабахе в начале XV века немецкий путешественник И.Шильтбергер подчеркивает принадлежность Арцаха (Карабаха) к Армении и говорит об армянских селениях региона.

Георг Тектандер, «Путешествие в Персию через Московию» (пер. А. И. Станкевича, 1896), XVII век: «Все города и села, затем, куда бы мы не пришли, подчинялись Персам добровольно, без всякого противодействия, как н. п. города Маранд (Marant) в Мидии, Нахичевань, Джульфа (Nachtzschiruan, Sulpha) в Армении и многие другие, чему я сам был свидетелем». (…) «Прибывши в Армению, Его Величество также не встретил никакого сопротивления, и все продолжало идти вполне благополучно. В городе Джульфа (Sulpha), сильной крепости, населенной исключительно одними христианами, Армянами, Шаха приняли необыкновенно великолепным образом: в честь его в Езда (Вероятно, опечатка. Правильнее, въезда. Н.М. ) все дома в городе, выстроенного без крыш, но с балконами на верху, были утыканы (bestecket) свечами, коих всех было до 50.000 и кои горели в течении всей ночи». (…) «Из вышеназванной крепости Джульфа (Sulpha), Его Высочество двинулся дальше и осадил Еривань, главную крепость Малой Армении, находящуюся в 150 немецких милях от Тавриза, довольно сильно укрепленную и удобно расположенную в плодородной местности. В трех милях от нее находятся три церкви, коим несколько сот лет; две из них совсем развалились, главная же, называемая по-турецки Учкллисса (Utzschklissa), поддерживается в хорошем состоянии. (…)Прибыв туда, я был принят Армянами с царскими почестями, и прежде всего они повели меня в церковь, где показали высохшую человеческую руку, обделанную в золото, и объяснили мне через моего переводчика, что это — правая рука Григория Назианзина, похороненного здесь. Сама церковь отлично выстроена из белого тесаного камня, с прекрасным сводом имеющим круглое отверстие наверху, но образов внутри ее совсем не имеется, и когда я спросил о причине сего, то мне ответили, что Турки не позволяют им теперь иметь образа и колокола, кои прежде у них были».

Побывавший в этих краях в нач. XVII века Г. Тектандер перечисляет города Армении: Эривань ((Ереван) – «главную крепость Малой Армении», Нахичевань (Нахиджеван) и Джульфу (Джугу). При описании последней он, говоря об этническом составе города, называет в качестве преобладающего населения именно армян. О «западном азербайджане» и его «наиавтохтоннейших» огузских жителях ни словечка.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 14 авг 2012, 11:57 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Жан Шарден, «Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1678 гг. // Кавказский вестник, № 9. 1901», XVII век: «10-го, продолжая путь, мы сделали восемь миль. Большое поселение, называемое Седарек, на полпути осталось влево от нас; оно по своему значению соответствует главному городу той части Армении, которая называется Шарур. Начальник этой части Армении живет в этом поселении. Ночь мы провели в разрушенном караван-сарае, близ селения Нуратшин.

11-го мы сделали четыре мили по той же дороге и по такой же красивой местности, но менее ровной, а каменистой и холмистой. Мы переехали реку Харпасуй, орошающую соседние земли; она отделяет часть Армении со столицею — Эривань от той части, где столицей Нахичевань.

12-го, пройдя пять миль по гладким и плодородным долинам, мы прибыли в Нахичевань. (…) Персидская история, как уже сказано, утверждает, что этот город был одним из самых больших и красивых городов Армении». (…)«Город Нахичевань под 38° 40' широты и 81° 31' долготы. Будучи столицей части Армении — он управляется ханом». (…) «Джульфы со всеми его фортами и укреплениями разрушил Абас Великий. Он поступил так по той же причине, по которой разрушил Нахичевань и другие города Армении, находящиеся на той же линии, а именно для того, чтобы лишить турецкую армию жизненных припасов». (…) «Аракс знаменитая река, отделяющая Армению от Мидии
».


Как мы видим, Шарден вслед за Тектандером называет Ереван, Нахиджеван, Джугу, а также Шарур (ныне часть Нахичеванской АР) городами Армении. А описывая отбытие из Джульфы, Шарден, упоминая Аракс, отмечает, что эта река отделяет «Армению от Мидии», т.е., по сути, он причисляет к Армении земли к северу от этого естественного географического рубежа. Под Мидией же явно подразумевается Адербейджан, исторически находящийся южнее Аракса.

Ираклий II, «Описание городам и местам, ближним к Грузии и Кахетии, где какое воинство и каком народ обитает жительство, и чьего владения есть оные,—каково дано от царя Ираклия посланному ко выс. е. н. в. двору кн. Артемию Андроникову для подачи е. с. графу Н. И. Панину, на грузинском диалекте», XVIII век: «Город Эревань, губерния состояла пред сим Армянского владения, столичный город, ныне правитель—персицкий губернатор, и находится там патриарх армянский; места находятся гористые, степные и плодовитые, народ поселен много армянского закона…» (…) «Хамс составляет владение и в оных семь воеводских правлений, народ весь армянского закона, в том владений находится армянский патриарх; когда ж персицкого шаха не стало, то с их же стороны один человек, закону магометанского и от народа жаванширского, принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята, и многократно с жаванширами война с нашей стороны происходила, но Божьей помощью завсегда от нас побеждаемы были и разорены,—единственно оные жаванширы, а не армянского закона,—а в нынешнее время по некоторым обстоятельствам со обеих сторон заключен мир. Армяне имеют большую крепость, места гористые, лесные, а притом поля плодовитые; жаванширского народу выступит на войну две тысячи пять сот человек, а армян четыре тысячи пять сот, и состоит оное владение к восхождению их полудни. Сие хамское владение состоит посреди Ширвана, Нахчевана, Генжи и Карадаги, и армяне хамские к воинству весьма храбры; а как в показанных семи частях воеводы между собою не согласны, то по такому их не согласию жаваншарами под свою власть приведены».

В этих цитатах всё сказано само за себя. Арцах (Карабах) и Ереван являлись историко-географическими частями Армении на протяжении всего исторического пути и были преимущественно заселены армянами. Что же касается главы «независимой Албанской церкви», на деле являвшейся католикосатом ААЦ (причём с 705 года, как отмечала К.Тревер), то грузинский царь именует его «армянским патриархом».

Но и это не всё. Представляем вниманию Гасановой отрывок из труда… азербайджанского историка XIX века А. Бакиханова «Гюлистан-Ирам».

Аббас-кули-ага Бакиханов, «Гюлистан-Ирам», XIX век: «Многие писатели смешивают Армению, Иверию, Колхиду и Албанию, и от этого происходит неопределенность в обозначении некоторых, мест. Сопоставив разные обстоятельства и показания историков, можно предполагать, что правый берег реки Куры составлял границу Армении».

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 14 авг 2012, 11:57 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
На фоне вышеприведённых выдержек (в т.ч. из труда одного азербайджанского автора), можно сделать выводы о полной несостоятельности суждений Гасановой. Между тем она продолжает разглагольствовать и заявляет:

«Руководствуясь такими нравственными приоритетами азербайджанского народа, как гуманизм и толерантность, мы хотим помочь здравомыслящей, мирной части армянского народа, армянской молодежи освободиться от болезненного заблуждения об этномифе "Великая Армения" и связанных с ним ложных приоритетов, возведенных в ранг национальной идеи».

Если отвлечься от «высокого штиля» Гасановой и говорить серьёзно, то свои «нравственные приоритеты» отпрыски огузских кочевников в полной мере продемонстрировали в Сумгаите, Баку, Геташене, Мараге… при бомбардировке переполненного беженцами и собственным гражданским населением Степанакерта. Касательно «этномифа»: термин «Великая Армения» использовался для именования армянского государства в период с II в. до н.э. по 387 г. Недаром на стене древнеармянского языческого храма Гарни, расположенного, к сведению Гасановой, в центре нынешней РА, сохранилась следующая надпись: «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (Μεγαλη Αρμενια) государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…» (К. В. Тревер. Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э. — IV в. н. э.). — М. Л., 1953. — С. 187).

Представляем европейскую карту XVII века, на которой Великая Армения, охватывая всё междуречье Куры и Аракса, выходит к Каспию, а Армения Малая охватывает Киликию и на юге омывается Средиземным морем. Карта XVII века «Roma gentium domina» / Phil. Briet ; H. le Roy fecit. Хранится в архивах Национальной библиотеки Франции. Полная версия здесь.

Слово Гасановой:

«Общеизвестно, что, несмотря на начавшуюся в 1828 году переселенческую экспансию армян в Эриванское ханство, в Армении было более 2000 азербайджанских топонимов. Их арменизация началась с 1935 года и планомерно форсировалась до начала нагорно-карабахского конфликта».

Бакинская исследовательница «скромно» умалчивает о том, что тюркские топонимы на Армянском нагорье есть следствие его колонизации этническими элементами, являющимися носителями огузских наречий. Сведения о заселении этих земель тюрками мы находим в труде «Гюлистан-Ирам» (Баку, «Элм», 1991) Бакиханова: «Теймур поселил в Карабаге, Гандже и Иреване 50 тысяч семейств, приведенных им из Турции и Сирии, по большей части потомков тех тюрков, которых Хулагу-хан переселил в Персию и которые временами уходили в Турцию и Сирию. Племя Айрум, название которого произошло из Эль-Рум, было также переселено им из Турции. Большая часть кочующих ныне племен в вышеуказанных провинциях являются их потомками». (…)«Из древних грамот видно, что Шах Исмаил переселил из Ирака племя Баят частью в Эриван, а частью в Дербенд и Шабран, чтобы усилить местных правителей».

Вместе с переселенцами пришли и топонимы, о которых говорит Гасанова. Но это не означает, что армянская топонимика исчезла. Приводим фрагмент карты 1723 года, составленной французским географом, леном-корреспондентом Королевской Академии Наук Г.Делилем:

Как было ранее отмечено нами в статье «Карта Гильома Делиля или Крах азербайджанских мифов», «на карте обозначены собственно армянские топонимы, такие, как Капан, с недавних пор «переименованный» в азербайджанской исторической литературе на «Гафан», Ордовар («Ордубад»), Бджни, Двин, а также эллинизированная форма именования величественной древнеармянской столицы Арташат – «Артаксата».

Наше внимание привлекает и бассейн озера Севан. Отметим, что никакой «Гёйчи» на карте нет и в помине, зато имеется «Las de Sevan» - Севанское озеро. В пределах Севана мы видим небольшой остров с указанным на нём монастырём, который обозначен как «Monastere Armenien» - Армянский монастырь. Распространённое армянское название данного архитектурного памятника багратидской эпохи – Севанаванк (Х век), армянскую принадлежность которого подтверждает карта Делиля
».

Так что советуем Гасановой отказаться от бесперспективной спекуляции топонимикой края. Кроме того, напомним, что обозначенный на карте Делиля и упомянутый выше Севанаванк, рушит бредовое представление Шелале Гасановой о том, что, цитирую, «до XV века армянской церкви на Кавказе не было».

Гасанова: «Недавно мы отцифровали и поставили на сайт две архиважные книги крупных азербайджанских ученых с мировым именем - "Кавказская Албания и албаны" Фариды Мамедовой и "Корпус эпиграфических памятников Азербайджана" Мешади ханум Неймат».

Видные советские армянские учёные неоднократно ловили Мамедову на фальсификациях ( https://docs.google.com/viewer?a=v&q=ca ... 1987-3(166).pdf+&hl=ru&gl=ru&pid=bl&srcid=ADGEESgL6CCQfJu2ZdjIQPXcWfm61V2BfeW0OdmMlx0jTGOIR7LTViK-jPloJz-RY-H14e7sVuGaacWDYyRXYZ2SxgMQkR508A9fj44HyZ19D2qSDCHj1VwqsalkGel-so8FMUrXGjwe&sig=AHIEtbQhFQgM-lCuswU0188CdMpw2ADvzw ), впрочем как и Нейматову ( https://docs.google.com/viewer?a=v&q=ca ... 1987-4(171).pdf+&hl=ru&gl=ru&pid=bl&srcid=ADGEESgBGi0iC-vcC_Ko_zD7Oe5YajcXaIwr-VXg_2xdaFkqdva6xAC_Bj84OcScddDW9VwzNHcZpFcFjoJUEc-MPuOWtxaoYPbPUrv1x54PX8Z18WZSIucIlhnhq2Byn5cPvByHDvLz&sig=AHIEtbTzrY_v5IxqSm37dEgjQXIeIrywuA ). Настоятельно советую Гасановой ознакомиться со статьями по ссылке и осознать подлинную «ценность» трудов упомянутых ею особ.

Гасанова: «Кстати, именно у нас впервые при электронном портале создан экспертный совет из числа видных ученых Азербайджана, России, Грузии, Турции и др. Привлечение исследователей и ученых является приоритетным направлением для Центра».

Очень «заметно», особенно на фоне топорного плагиата и фальсификаций в писульке Р.Гусейнова ( http://voskanapat.info/news/ocherednoj_ ... 08-04-2405 ).

Далее Гасанова осыпает дифирамбами Ф.Ахундова, «неутолимого борца» с армянскими «фальсификациями». Глас отсидевшего всю Карабахскую войну в Баку великого азербайджанского политолога-титана (или громовержца, как вам угодно), как мы узнаём из уст Гасановой, «перепугал» армянское руководство:

«На сей раз, власти Армении были взбудоражены настолько, что ангажированные ими "эксперты" начали системно полемизировать с ним через "Голос Армении", "Восканапат", "Регнум" и другие СМИ. Фуад муаллим подарил нашему Центру книгу первого президента Академии наук Армянской ССР И.Орбели "Надписи Гандзасара и Авацптука"". Это стало сенсацией для исторической научной общественности страны. Это книга, включившая ценнейшие надписи албанских монастырей, которые армяне сегодня упорно называют армянскими. Она была издана в Петрограде в 1919 году. Однако существует версия, что в день выхода книги автор забрал из издательства весь тираж. Почти сто лет ученые-албанисты сокрушались, что этот ценный труд, содержащий факты против армянских измышлений, был потерян для науки. Шансы найти ее были равны нулю. И представьте, Фуад Ахундов с неимоверным трудом нашел один из нескольких экземпляров и подарил эту книгу науке, широкой научной общественности».

Во-первых, непонятно, каким образом Voskanapat.info, руководителем которого является Левон Грантович Мелик-Шахназарян, связан с властями Армении? Во-вторых, ангажированность Восканапату не свойственна, примитивным плагиатом из трудов советских учёных (с последующим искажением смысла сворованных и вырванных из контекста цитат) и обрезкой исторических источников мы, в отличие от некоторых, не занимаемся. Ну, и, в-третьих, касательно книги И.Орбели "Надписи Гандзасара и Авацптука" и азербайджанских фальсификаций вокруг неё высказался А.Арзуманян, отмечавший, что:

«В Санкт-Петербурге в Институте восточных рукописей РАН хранится типографский оттиск этой книги, состоящий из 42 страниц. В том же архиве находятся и другие надписи, переписанные ученым в маленькую тетрадку, озаглавленную как "Армянские надписи Хачена." (2). Для самого же И. Орбели, как и для любого специалиста в данной области, историческая принадлежность Карабаха армянам не вызывала никаких сомнений. В одной из своих работ он говорит, что иногда встречающиеся термины "Албания-Агванк", пережиточны (3). Еще одной странностью, связанной с "недавно найденным единственном экземпляром", является тот факт, что цитаты из только что обнаруженной "единственно уцелевшей книги", повсеместно используются азербайджанцами вот уже несколько лет. Странно, не правда ли?» ( http://www.regnum.ru/news/1484341.html )

От себя же добавим, что за надписи на стенах средневекового армянского монастыря Гандзасар Гасанова может не волноваться. Они все сделаны на грабаре (староармянском языке), и ни одной гаргарейской надписи там нет, и никогда не было.

Напоследок рекомендуем Гасановой ознакомиться со статьёй А.Якобсона «Из истории армянского средневекового зодчества (Гандзасарский монастырь XIII в.). Между прочим, при её написании Якобсон пользовался трудами и великого армянского учёного Иосифа Орбели, так что не советуем азербайджанским пропагандистам от истории загонять себя в неудобное положение различными фальсификациями и просто бездарными выдумками.


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 03 сен 2012, 23:56 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Вот граница Армении, Алвании и Иберии -

Изображение

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: Правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 18 сен 2012, 10:41 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Начало X века. Ибн-Рустэ, «Книга драгоценных камней»: «Округа Адербейджана: Ардабиль, Меранд, Баджарван, Варсан и Мерага. Округа Армении: Арран (a: На полях рукописи. «Ираван (Эривань)»*.), Джурзан, Нашава, Хилат, Дибиль, Сирадж, Сугдабиль,, Баджунайс, Арджиш, Сисаджан и город Баб-вал-Абваб».

* Замечание переводчика Н.Караулова. Подробнее здесь:

XI век. Ибн Ал-Факих Хамадани, «Китаб ал-булдан»: «Граница Азербайджана идет до рек ар-Расса и ал-Курра в Армении». (пер. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева) Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII-X вв. М.-Л. АН СССР. 1960.

Начало XIII века. Якут Хамави. «Му'аджам уль-бульдан»: "Арран - страна с иранским названием, имеющая обширную территорию и множество городов, одним из которых является Джанза, тот самый, что народом называется Гянджа, Остальные - Барда, Шамкор и Байлакан. Между Азарбайджаном и Арраном есть река, называемая Арас. То, что на севере и востоке [от] этой реки, принадлежит Аррану, а то, что на юге, - Азарбайджану".(Т. 1, Лейпциг, 1866, с. 183.)

Аналогичные сведения мы находим и в трудах Ал-Мукаддасия, Хаукаля и Якубия.

Конец XIV- нач. XV вв. Шараф ад-Дин Али Йазди, «Зафар-Намэ»: "Милость царская назначила царевичу Миран-шаху области: Азербейджан, Рей, Дербенд, Баку, область Ширванскую, область Гилянскую с подвластными им (местностями) и пространство до Рума». (В переводе Petis de la Croix (Histoire de Timur-bec) во II томе;, стр. 212 — 215)

Как мы видим, средневековые авторы не знали Азербейджана севернее Аракса, а также представляли территории по обе его стороны как отдельные административно-территориальные единицы. По приведенным свидетельствам легко также убедиться, что ни в X, ни в XV веке Азербейджана на Кавказе не было.


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: Правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 24 сен 2012, 12:51 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Вновь приведём сведения Хаукаля о рубежах и городах Армении:

«Существуют две Армении: одна из них внутренняя, а другая внешняя. Во внешней Армении есть города мусульман, находящиеся во владении последних, и они постоянно находятся под управлением мусульман. Неоднократно с армянами относительно Армении заключался договор (мусульмане защищают, а армяне платят дань), и некоторая часть ее принадлежала царям мусульманским; таковы города: Арджиш, Хилат, Маназкерд и Каликала. Наружные ее границы: с востока до Берда'а, с запада до Джазиры, с юга до Адербейджана, а с севера до земель государства Рум со стороны Каликалы».

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Конституция царя Вачагана: Армянской Конституции – 1500 лет
СообщениеДобавлено: 09 окт 2012, 22:12 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Конституция царя Вачагана. Истоки правопорядка НКР


Образование НКР в труднейших условиях распада СССР, ее дальнейшее укрепление и развитие в более трудные военные и послевоенные годы имеет свои исторические корни. Как известно, во все времена перед лицом опасности, угрожающей национальной самобытности и вере армян, все общественно-политические силы края могли найти в себе силы сплотиться, мобилизоваться и сохранить свою самостоятельность. Далеко не в последнюю очередь этому способствовал ценный и интересный сам по себе документ, созданный на этой земле еще 1500 лет тому назад и дошедший до нас полностью – Конституция царя Вачагана Благочестивого.

В 387 г. Армения была разделена между Византией и Персией. Восточная часть страны вошла в состав Персии, а в 428 г. там было упразднено армянское царство. Армению превратили в марзпанство. Чтобы еще больше ослабить ее, отделили от нее восточные области – Утик и Арцах, присоединив их к стране Албания, создавая еще одно марзпанство под этим именем. Последнее состояло из двух несовместимых частей.

Границей между Арменией и Албанией была река Кура. Об этом свидетельствуют древние греко-римские источники. Изучение этих источников к такому же мнению привело одного из основателей историографии нынешнего Азербайджана. Еще в XIX в. Аббас-Кули-ага Бакиханов писал, что «Правобережье реки Кура до места слияния ее с рекой Аракс составляет границу Армении». Севернее реки Кура до Кавказских гор занимали десятки разрозненных албанских племен. Само название Албания означает Страну гор, как до сих пор называется эта территория – Дагестан (страна гор), заселенная десятками народностей. Ни духовно-языковой, ни экономической общности между племенами не было. А вот южнее реки Кура были расположены области недавнего Армянского царства, население которого отличалось единством языка, верой, экономическими отношениями. Помимо того, области эти веками находились в составе единого национального государства. Это и помогло им во второй половине V века создать маленькое, подвластное Персии армянское царство. Возглавил его местный нахарарский род, берущий свое начало, по свидетельству Мовсеса Хоренаци, от родоначальника армян Айка. Это новое армянское царство по названию марзпанства называли также Агванским. Чтобы не перепутать со страной Албания, исследователи всегда четко различали Армянский Агванк и Албанию.

Новое армянское царство достигло своего расцвета в период царствования Вачагана Благочестивого. Его деятельность подробно описана в «Истории страны Агванк» Мовсеса Каганкатваци. Интересно, что во избежание путаницы, исследователи всегда четко отмечали национальную принадлежность этого источника и страну, которая описана в нем. Известный востоковед С. В. Юшков писал, что «Агванк, описанный Мовсесом Каганкатваци, находится на территории древней Армении, а не в Албании» . Царство Вачагана было признано персидским шахом. Мовсес Каганкатваци пишет, что «нахарары страны, объединившись, ... взяли с собой в Персию мужа из царского рода своей страны бесстрашного, мудрого, ученого и благоразумного, ростом высокого и стройного Вачагана, возвели его на царский престол через Валаршака, царя персидского». Благодаря бурной и плодотворной деятельности царь Вачаган получил прозвание Благочестивый. Как сообщает «История», он построил церквей по числу дней года, открыл много новых школ...

Деятельность Вачагана Благочестивого венчала созданная им Конституция, которая целиком сохранилась до наших дней. Она так и называется «Конституция» (Sahmanadrutyun), принятая общенародно. По всем признакам она является воплощением демократии и по нынешним меркам, даже учитывая исторические условия.

Чем же была вызвана ее потребность и как она была создана? Ответы на эти вопросы содержатся в самом источнике.

После ликвидации единого армянского царства и раздробления страны Персия (а также Византия) предприняли все шаги, чтобы восстановление единства Армении и армянского государства не стало возможным. Всячески поощрялись разные секты, раскол единой армянской церкви, распри среди местной армянской знати. Даже владения отдельных князей отбирали и раздавали людям, не имеющим княжеских корней. Были расшатаны устои общественной жизни, отношения разных слоев населения. Однако Вачаган Благочестивый «прежде всего сам отвратился от грешных деяний ... творил множество всевозможных добрых дел, а затем и многих... обратил на святой и истинный путь богопочитания и добрым раскаянием поучал других благодетелям. Он убеждал исповедовать истинного Христа нахараров своей страны». Многим князьям страны, лишенных своих владений, он возвратил каждому его родовое владение. Он раскрыл и истребил разные скверные секты. Учредил школы, в которых учились также и дети колдунов и прочих сектантов.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Конституция царя Вачагана: Армянской Конституции – 1500 лет
СообщениеДобавлено: 09 окт 2012, 22:14 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Для укрепления своего царства и устоев общественной жизни, упорядочения отношений между светской и духовной знати, между разными слоями населения царь Вачаган предпринял создание свода законов, вытекающих из исторических традиций и государственности армянского народа. С этой целью он обратился за советом ко всем известным мыслителям разных областей Армении своего времени – к ученому иерею Маттэ, к Абрааму, епископу Мамиконеанов и другим. Часть этих материалов сохранена в самой «Истории страны Агванк». Об этом же свидетельствуют другие средневековые армянские историки. Степанос Орбелян пишет, что Царь Вачаган обратился к епископу Сюника Петросу со многими важнейшими вопросами и злободневными задачами, и получил убедительные и исчерпывающие ответы. Скорее всего, они касались разных юридических проблем, в связи с разработкой Конституции. После разработки всех канонических норм, царь созвал собор в своей летней резиденции Агвен (недалеко от известной крепости Гюлистан), с участием многочисленных представителей всех слоев населения. Епископы, иереи, полководцы, князья, родоначальники, азаты и другие все вместе собрались в летнем местопребывании Агвен и постановили принять Конституцию из 21 канонов. Участники собора в присутствии царя приложили свои перстни. Для пущего подтверждения к ней был приложен и перстень царя Вачагана.

Вот эти 21 канонов.

1. Сельские иереи обязаны дважды в год ходить на поклон к епископу и по писаниям учиться у него духовным порядкам и, по обыкновению, полагается раз в год носить ему подарок.

2. При рукоположении в священники или дьяконы должны платить
[епископу]: священник четыре драма, дьякон – два.

3. Человек из азатов или царской крови долю за свою душу должен давать своей рукой при жизни своей – лошадь с седлом и сбруей или то, что может. Если же он не даст при жизни, то после его смерти пусть дадут родственники.

4. Прихожане птул иерею
[дают] в следующем порядке.

Туаник – четыре грива пшеницы, шесть гривов ячменя и шестнадцать паса калцу. Малоимущий же зерна пусть даст половину того, а вина – сколько может. Но у того, кто не имеет сада или пашни – не брать
[ничего]. А если кто даст больше, тот делает добро душе своей. Как говорил Павел, кто щедро сеет, щедро и пожнет. Кто имеет овец, пусть даст одну овцу из каждого дома, три гзата шерсти и головку сыра, у кого есть лошади – одного жеребца, а у кого имеется скот – телка.

5. Каждый азат или шинакан, или кто другой из мирян да не пропустит приношения в память усопших, а приносит в меру своих сил раз в год. Они не должны лишать усопших доли своих трудов. Если усопший имел лошадей, то из них одну, любую – отдать церкви, а если имел скот – то одного бычка, любого.

6. Если иерей монастыря или инок что-либо унесет из монастыря и если это обнаружится, следует осудить его и прогнать
[из монастыря], а хостак его взять в церковь.

7. Если в
[одном] монастыре много иереев, а народу [паствы] мало, и если у другого монастыря народу [паствы] много, а иереев мало, то следует взять [часть] народа оттуда, где их много и передать монастырю, где много иереев.

8. Христианина, если он поссорится и прольет кровь, привести к епископу и наказать согласно законам.

9. Иерей, который пастит большое селение, не должен иметь еще другого. Если два агарака находятся близко друг к другу, пусть имеют одного иерея. Пусть иерей имеет такую паству, какую он сможет пасти.

10. Никто не смеет взять в жены родственницу в третьем колене или жену брата.

11. Того, кто бросает жену без причины и берет
[другую] жену без венчания, или того, кто обращается к волхвам, а также убийцу и беззаконника, следует связать и привести к царскому двору и осудить на смерть через пытки.

12. Если где оплакивают
[покойника], то хозяина дома и гусанов связать и привести к царскому двору и наказать. А домочадцы да не смеют причитать.

13. Тех, кто ест мертвечину, или ест мясо в сорокадневный пост, или трудится по воскресениям и не ходит в церковь, того да накажет иерей перед народом.

14. Тот, кто перед сорокадневным постом съест мясо в среду или пятницу, должен поститься целую неделю. А если кто придет к иерею и засвидетельствует, что тот не постился, то староста села пусть возьмет у него одного вола и передаст иерею.

15. Если кто-либо из мирян обвинит иерея или дьякона в чем-либо и они признаются, что это
[обвинение] справедливо, епископ возложит на них взыскание, и пусть они покаются в обители. Но если они не сознаются в истине, а другие докажут правду, и это подтвердится, тогда наказать их и прогнать из села, как это написано в канонах. Если же грехи не подтвердятся, то приказать иерею отслужить обедню, что и послужит клятвой [его невинности].

16. Если иерея обвинят его же товарищи или ученики, люди благочестивые, иерей должен стать перед алтарем, а обвинители – перед народом. [Если обвинения подтвердятся], вывести [иерея] из [судилища] и изгнать из села. Если же [выяснится], что его товарищи и ученики руководствовались местью, и народ знал, что прежде они были в ссоре с ним, то иерей пусть отслужит обедню, а народ пусть прогонит их [клеветников] с проклятиями. Но если они признаются в том, что оклеветали [иерея], то в таком случае на них возложить покаяние, а из монастыря не прогонять. А если после того, они несут какой-нибудь вред, судить их согласно канонам.

17. И еще: епископы и иереи жаловались царю на азатов, что они в одном селе две-три церкви превратили в монастыри. Азаты в свою очередь высказали царю
[свои] соображения. И тогда царь, епископы и азаты согласились оставить уже превращенные [в монастырь] церкви, а полагающиеся [подати] птул и hас в главную церковь.

18. Азаты пусть половину десятины отдают в главную церковь, а другую половину – в свою церковь.

19. По воскресениям господин и слуга пусть ходят молиться в главную церковь, и там совершают обедню. А анашхарhики за упокой души пусть отдают церкви.

20. Азаты не смеют изгнать иерея из своих дастакертов или взять иерея самовольно, без
[согласия] епископа. Епископ, в свою очередь, не должен снимать или назначать иерея без [согласия] азатов. А иерей без [позволения] епископа не должен уходить, если даже ему грозит опасность со стороны азата или прихожан.

21. Если кто-либо из азатов захочет в своей церкви соорудить алтарь или принесет мощи для хранения, или отслужит литургию, он это должен делать с разрешения епископа, по мере своих возможностей. Тот, кто это сделает с согласия
[епископа], да будет он благословен. А тот, кто это сделает без согласия [епископа], да будет он отстранен от церкви и пусть принесет епископу пеню по возможности. Лишь после того как он принесет пеню установленную канонами, да получит он благословение.

Эти условия установили епископы, иереи и азаты в присутствии царя.


Устами нашими – епископов, иереев и всей церкви да будут благословенны царь и царица с чадом своим, и остальные
[миряне], присутствующие на этом соборе, да будут благословенны.

К этому предписанию свои перстни приложили: полководец царский Муцик, азарапет Мирорик, родоначальники: Марут, Тиразд, Аспаракос, Шама, Бакур, Аратан, Аршес, Вардан Храбрый, владетель Гардмана Хурс, Германосан, Хосгеан, наапет Фирог и все [другие] наапеты и азаты Алуанка. И для пущего подтверждения грамоты к ней приложен и перстень Вачагана, царя Алуанка.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Конституция царя Вачагана: Армянской Конституции – 1500 лет
СообщениеДобавлено: 09 окт 2012, 22:14 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Вачаган царствовал до 510 года. Его имя и деяния почитались в народе во все века. О нем сохранились много народных преданий. Его образ увековечен в армянской сказке «Анаит», обработанной Газаросом Агаяном. Его мавзолей до сих пор стоит у монастыря Егише Аракяла в Мардакертском районе НКР (по всей видимости, там и была его летняя резиденция).

Во время кратковременного захвата этой территории Азербайджаном в 1992-1993 гг., «бравые» азербайджанские вояки уничтожили много армянских исторических памятников. В том числе и Мавзолей Благочестивого царя, оскверненного ранее кладоискателями. А этот памятник армянской юридической мысли – Конституция царя Вачагана - продолжает служить исконным хозяевам этой земли. Напоминанием о том, что еще 1500 лет тому назад в Арцахе была государственность и существовал правопорядок. Остается надеяться, что теперь, когда ничто не может помешать его доскональному изучению, Конституция эта должным образом найдет свое достойное место в истории научной мысли Армении.

Каграманян Ким Арутюнович,
доктор исторических наук, профессор Армгоспедуниверситета

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: Правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 30 окт 2012, 20:24 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Страна Алуанк в период своей государственности (I в. до н.э. - сер. V в. н.э.) исторически занимала в Южном Кавказе территорию, границы которой на севере доходили до Главного Кавказского хребта, на востоке - Каспийского моря, на западе - р. Алазан, а на юге - р. Куры. Соответствуя "Собственно стране Алуанк" армянских источников, она в греко-римских сочинениях называлась "Албанией", в грузинских - "Рани" (также и Эрети), а в сирийских и арабских - "Аран".

Располагаясь по соседству с Великой Арменией, страна Алуанк соприкасаль с ней с ранних времен. Однако их взаимоотношения и общность истори ческих судеб часто воспринимались и интерпретировались исследователями неверно, порой сознательно искажались, что и порождало серьезные ошибки в историографии по вопросам политической истории, исторической географии и истории культуры как одной, так и другой страны. И это является следствием игнорирования исторических фактов и недифференцированного изучения отдельных государственно-политических образований, возникших в разные, отличавшиеся друг от друга политическими обстоятельствами периоды истории, неправильной трактовки изменений в содержании топонима "Алуанк".

Дело в том, что в середине V в. Сасанидский Иран, ведя завоевательную политику на Южном Кавказе, после упразднения царства Великой Армении, ликвидировал также и царскую власть в Алуанке, превратив его в марзпанство. Поскольку этот процесс Сасаниды сопровождали территориальными изменениями, то к "Собственно Алуанку" они присоединили сопредельные ему области Великой Армении - Утик и Арцах и тем самым из "Собственно Алуанка" и армянских областей создали Алуанское марзпанство. В результате этих территориальных преобразований южная граница новой административно-политической единицы проходила уже по реке Аракс. С тех пор вся данная территория, включая, и армянские области Утик и Арцах стала называться "Алуанк".

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: Правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 30 окт 2012, 20:27 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Однако для Утика и Арцаха, расположенных между Курой и Араксом, оно имело лишь значение административного понятия, так как будучи временно и искуственно включенными в состав Алуанского марзпанства и получив общее для всего марзпанства название, эти области не потеряли ни самостоятельность ни свой армянский облик. Алуанское марзпанство недолго сохраняло свою политико-административную структуру.

С конца VI в. в результате той же политики Сасанидов, оно распалось на различные политические мелкие единицы, управляемые представителями местных княжеских домов. Отныне они выступали под названием этих домов, топонимов или этнонимов: в северных районах бывшего Алуанского марзпанства возникают и формируются отдельные политические единицы - государственные образования Шаки /с центром в Шаки/, Ширван (с центром в Шемахе) и Дербент (с центром в Дербенте), а в южной части, на правобережье Куры, т.е. в Арцахе и Утике - княжество Араншаhиков. Выступая уже под упомянутыми названиями, эти политические образования перестали носить ставшее для них общим название "Алуанк". Тем не менее это название бывшего марзпанства не исчезло, а стало применяться в отношении территории областей Арцах и Утик.

После распада Алуанского марзпанства историческое развитие этих политических единиц шло совершенно независимо друг от друга руслах. В IX в. на территории "Собственно Алуанка" формируются княжества Шаки и Ширваншахов, известные в истории под названиями "Шаки" и "Ширван". Они, в свою очередь, во второй половине XI в. были завоеваны тюрками-сельджуками и подверглись языковым и этническим изменениям. А княжество Араншаhиков после восстановления Багратидами армянской государственности (в 885 г.) выступило в качестве одного из армянских aдминистративных образований в системе находившихся под их верховной властью феодальных княжеств. Вместе с тем, в источниках оно традиционно продолжало называться "Алуанк". Вполне понятно, что эти отдельные aдминистративные и политические единицы, сложившиеся исторически и выступавшие под упомянутыми географическими названиями, отличались как своими территориально-административными делениями, так и социально-экономической и политической историей. Именно сознательное игнорирование этих различий и географического содержания названия "Алуанк" является причиной того, что до сих пор появляются работы, в которых политическая, социально-экономическая и культурная история страны Алуанк представляется на искусственно расширенной территории и излагается вопреки исторической правде.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: Правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 30 окт 2012, 20:30 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Вследствие такого подхода многие вопросы не нашли должной трактовки, исторические события одной страны переносились на другую, делались oшибочные выводы. Это привело к тому, что у широких масс в Азербайджане сложилось одностороннее, лженаучное, искаженное представление о прошлом страны Алуанк, о месте и роли ее в общем истории народов региона, о ее территориальном, этническом и культурном наследии. Во избежании подобных ошибок необходимо и исторически верно при изучении истории Алуанка учитывать три основных периода, отличавшихся друг от друга как в административном, так и в политическом отношении:

- Алуанского царства (I в. до н. э. – сер. V-го в. н. э.) и предшествовавшего ему времени,
- Алуанского марзпанства (вторая половина V-го – конец VI-го вв.),
- эпохи господства после распада марзпанства, отдельных феодальных домов в тех рамках, которые получили наименование “Алуанк” (конец VI-VIII вв.)

Г.С. Свазян

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: Правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 02 дек 2012, 19:44 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Восток в средние века.

Глава V

МЕЖДУ МОНГОЛАМИ И ПОРТУГАЛЬЦАМИ (Азия и Северная Африка в XIV - XV вв.)

ЗАКАВКАЗЬЕ В XI-XV вв.

Нашествие сельджуков сопровождалось страшными опустошениями и разрушением многих закавказских городов. Оно имело огромные последствия для исторических судеб Закавказья. Впервые сюда пришла большая волна тюркского населения. Отдельные группы тюрок проникали в регион и прежде, преимущественно с севера (хазары, булгары и т.д.), но они не изменили этнический состав населения закавказских стран. Иное дело сельджуки. Их племена прежде всего обосновались на превосходных пастбищах Южного Азербайджана (собственно Азербайджана) и Мугани, а затем Арана. Предгорная часть Арана особенно интенсивно заселилась тюркскими кочевниками на протяжении XII-XV вв., и постепенно древнее название Аран заменилось на Арцах(карабах) (тюркско-иранское Черный сад). В то же время горные районы усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, к тому времени арменизированного.

Проникновение тюрок в Восточное Закавказье постепенно привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило именно в ХI-ХIII вв. начало формированию тюркоязычной азербайджанской народности. Однако отделять тюрок Азербайджана и Восточного Закавказья от малоазиатских до XV-XVI вв. вряд ли правомерно, хотя уже к XIV в. восточнотюркские наречия этого малоазиатско-западноиранско-закавказ-ского региона выделились как самостоятельные. Знаменитый поэт Несими, живший в арабских странах, считается одним из ранних азербайджанских писателей.

Окончательное размежевание малоазиатских тюрок (современных турок) и кавказско-иранских (нынешних азербайджанцев) случилось не ранее XV-XVI вв. и связано с историей Османской империи, с одной стороны, и государствами Ак Коюнлу и Сефевидов - с другой.

Современная наука относит завершение сложения турецкой народности к концу XV в. Очевидно, так же следует датировать и сложение азербайджанского этноса.

Разумеется, дело не ограничивалось собственно сельджукским периодом (ХI-ХIII вв.). Массы тюркского населения прибывали в Закавказье и позже, с монголами и Тимуром. В основном это были огузы или родственные им племена, на основе наречий которых и сложились турецкий и азербайджанский языки.

В описаниях современников сельджукское нашествие предстает как бедствие для стран Закавказья. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии. Так возникло Киликийское Армянское царство, просуществовавшее до конца XIV в. На Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским. То же самое имело место и в пределах Закавказья. Здесь, однако, вплоть до XIII в. общее положение было иным. Грабительские походы сельджуков заставили закавказские государства сплотиться перед лицом завоевателей. Возглавило борьбу самое сильное из них - Грузия. Уход "союзников"-византийцев из Западного Закавказья, с одной стороны, облегчил положение Грузии, до того стесняемой империей. С другой же стороны, Грузия осталась почти один на один с ордами тюрок. Последние во второй половине XI в. захватили часть Южной Грузии, как обычно вытесняя оттуда грузинское население и обращая культивированные земли в пастбища.

Это заставило грузинских феодалов сплотиться вокруг царской власти. Но лишь распад империи Великих Сельджуков в 90-х годах XI в. привел к существенным изменениям в ходе борьбы Грузии с завоевателями. В истории Грузии это приходится на правление Давида IV Строителя (1089-1125). Проведя ряд реформ, направленных на укрепление центральной власти, в том числе и военную, Давид сумел организовать отпор сельджукам. К концу его правления Грузия была вполне самостоятельна и древняя ее столица Тбилиси освобождена от власти мусульман.

Однако Давид и его преемники отлично осознавали всю сложность политической ситуации в Закавказье, а потому проводили вполне лояльную политику по отношению к закавказским мусульманам и монофизитам-армянам. В XII в. сложился своеобразный союз стран Закавказья, во главе которого стояла Грузия, в борьбе против сельджуков. Но союзниками (а порой и вассалами) Грузии были не только христиане-армяне, но и мусульманские княжества Аран и Ширван.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: Правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 02 дек 2012, 19:45 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Очень умело грузинские цари использовали против сельджуков и их северокавказских соплеменников - половцев. После разгрома половецких орд Владимиром Мономахом и его союзниками часть половцев ушла по приглашению Давида IV в Грузию и составила костяк войска грузинских царей. Выходцы из половецкой знати занимали крупные посты при грузинском дворе XII в. Какая-то часть кыпчаков обосновалась и в Ширване.

Вопрос о Грузинском царстве XII - начала XIII в., несмотря на огромную литературу, не во всех аспектах ясен. По-видимому, некоторые современные грузинские историки преувеличивают степень его централизации. Цари опирались на мелких и средних феодалов, церковь и города. Но в стране по-прежнему существовала феодальная раздробленность, и крупные феодалы - дидибулы - нередко выступали против центральной власти, используя самые различные обстоятельства. Характерна история с первым мужем царицы Тамар Юрием (Георгием). Сын владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, он был лишен наследства своим дядей Всеволодом и долгое время жил в половецких кочевьях. Именно оттуда послы группировки грузинской знати половецкого происхождения доставили Юрия в Грузию, женив на юной дочери Георгия III. Брак оказался неудачным. У супругов не было детей. Но, пожалуй, главное - он поддался влиянию сильной группировки преимущественно западно-грузинских феодалов, тогда как вокруг его жены сплотились дидибулы Восточной Грузии и подвластной грузинским царям Северной Армении. В итоге Юрий был лишен и престола и жены. Он несколько раз пытался вернуть трон, выступая на стороне той или иной феодальной группировки, но в конечном счете исчез в пределах Византии.

На фоне международных отношений второй половины XII - начала XIII в. Грузинское государство выглядело весьма внушительно. Его полководцы совершали походы в глубь Ирана, а при поддержке Тамар возникла буферная Трапезундская империя. Однако, по существу, это было политическое образование, только пытавшееся выйти за рамки феодальной раздробленности. Фактическая слабость Грузии выявилась уже при первом походе монголов на Закавказье. В 1221-1222 гг., преследуя хорезмшаха, два монгольских отряда (тумена) появились в Закавказье. Выступившее им навстречу грузинское войско было разбито, а сын Тамар, Лаша Георгий, смертельно ранен в сражении. На сей раз монголы не вошли в Грузию: у них были иные задачи. Но в 30-40-х годах Грузия вынуждена была признать власть наследников Чингис-хана, и прежде всего сильнейшего из них в ту пору - Батыя.

Весь XIII век прошел в погромах и нашествиях. Золотоордынские Джучиды воевали со своими родичами Хулагуидами, утвердившимися в Иране, а ареной войн чаще всего являлось Закавказье. Правда, Грузия, а также Ширван сохранили в отличие от армянских земель частичную независимость.

Распад государства Хулагуидов, казалось бы, создал предпосылки для возрождения независимых государств в Закавказье, прежде всего Грузии. Царю Георгию V Блистательному (1314-1346) удалось объединить грузинские (и часть армянских) земли, но это объединение не было прочным.

В последней четверти XIV в. в Средней Азии на арену истории вышел Тимур, поставивший себе целью воссоздать империю Чингис-хана. Новый "покоритель вселенной" несколько раз огнем и мечом прошел Закавказье. Например, в Грузию он совершил восемь походов.

Не отставали от него и золотоордынские правители. Так, хан Тохтамыш во время похода в Закавказье разорил Ширван и Аран, а после взятия Тебриза увел в плен большую часть его обитателей.

С Тимуром связана новая волна тюркских племен, нахлынувших в Закавказье. Особенно пострадали земли Армении, все большее число которых отнималось у местного населения и заселялось пришлыми кочевниками. Этот процесс продолжался и в XV столетии.

Смерть Тимура привела к мгновенному распаду его империи. Страны Закавказья оказались под властью или в сфере влияния сначала державы Кара Коюнлу ("Черные бараны"), а затем Ак Коюнлу ("Белые бараны"). И в той и в другой господствовала знать кочевых тюркских племен, в основном так называемых туркмен, т.е. огузского происхождения. В XIV-XV вв. население Южного Азербайджана было почти полностью тюркизировано. Та же судьба постигла и равнинный Арцах(карабах). На протяжении XV в. самостоятельность сохраняли грузинские государства, а также Ширван. Грузия распадалась в XV в. на отдельные части. Хотя формально такой распад был узаконен лишь решением дарбази (высшего совета) в 1491 г., на деле Картли, Кахети и Имерети стали самостоятельными раньше. Из грузинских царств XV в. самым богатым и сильным оказалось Кахетинское. Расположенное относительно далеко и от Кара Коюнлу и от Ак Коюнлу, богатое шелком, Кахети во второй половине XV в. резко выделялось из прочих грузинских земель. Богат был и Ширван, а также небольшое княжество Шеки на северо-западе от Ширвана. На остальной территории Закавказья безраздельно хозяйничали тюркские орды сначала Кара Коюнлу, а потом Ак Коюнлу. Однако правители Ак Коюнлу, закрепившись в Западном Иране, восточной Малой Азии и Южном Закавказье, быстро поняли угрозу со стороны набиравшей силу Османской империи.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Граница Армении и Алвании: Правда и вымисел
СообщениеДобавлено: 02 дек 2012, 19:45 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Были сделаны попытки создать антиосманскую коалицию, в которую входили бы грузинские царства, Трапезундская империя и даже некоторые европейские государства. До активного содружества дело, однако, не дошло. Османы действовали решительно и быстро. В 1461 г. они ликвидировали Трапезундскую империю, а в 1473 г. при Терджане разгромили "белобаранного" правителя Узун Хасана. На сей раз турки, правда, дальше на восток не пошли, но угроза этого возникла.

Правители Кахетии и Ширвана пытались найти новых союзников, даже в далекой Москве, только что сбросившей золотоордынское иго. Но на практике это мало что давало небольшим закавказским государствам.

XI-XV века были временем интенсивного развития культуры народов Закавказья. Однако, являясь логическим продолжением предыдущей эпохи, это культурное развитие имело и свои особенности.

ХII-ХIII века стали периодом необычайного расцвета закавказской словесности. Творения великого Руставели в Грузии, а также Низами и Хакани в Ширване вошли в золотой фонд мировой культуры. Несмотря на то что эти поэты писали на разных языках (два последних на персидском), общая идейная направленность их творчества была сходной. Они воспевали дружбу народов, простые человеческие отношения, романтизм любви.

Для армянской культуры этой поры характерно перемещение ее центра на северо-восток, в области исторической Албании, где существовал (прежде всего в горных районах и в городах) массив армянского населения. Здесь развивались и литература (хотя существовали и иные ее очаги, прежде всего в Киликии) и наука. Крупнейшим представителем последней был Мхитар Гош. Ученый-юрист и писатель, он создал Судебник, который надолго стал эталоном для юриспруденции не только в Армении, но и в ряде других стран.

Эти же два центра армянской культуры функционировали в XIV в. Но как раз в конце XIV в. прекратило существование Киликийское Армянское царство, а на землях Центральной Армении шел процесс вытеснения армянского этноса тюркскими кочевниками. Армяне спасались от них в горах, в частности в ущельях горного Арцах(карабах)а, который надолго стал одним из центров армянской общественной и политической жизни.

В XIV-XV вв. с началом формирования азербайджанского тюрко-язычного этноса возникает и его культура. Первоначально она не имела своих стабильных центров (вспомним, что один из ее ранних представителей, Несими, погиб в Сирии), и ее довольно трудно для данного времени отделить от османской (турецкой) культуры. Даже этническая граница между турками и азербайджанцами установилась только в XVI в., да и тогда она еще окончательно не определилась. Тем не менее в XV в. формируются два центра азербайджанской культуры - Южный Азербайджан и Арцах(карабах) (равнинный). Окончательно они сложились уже позже, в XVI-XVIII вв.

---------------------------------------------------------

А вот ещё несколько интересных отрывков, только из другой, 1-й главы, "Закавказье в IV-XI вв:

В пределах Римской империи все большую силу набирало христианство. Последние резкие гонения на него, предпринятые императором Диоклетианом, не дали результатов, и в 313 г. император Константин разрешил исповедание христианства в пределах империи. Вскоре после этого Трдат III официально стал христианином, что было подготовлено распространением новой религии особенно в Западной Армении еще в III в. (прежде всего через посредство сирийцев). Через два десятка лет крестился и царь Картли Мириан, а затем и албанский правитель Урнайр. Все это в определенной степени было результатом усиления римского влияния в Закавказье. Иран с этим мириться не желал, и началась очередная серия римско-иранских войн, одной из арен которых были закавказские страны. Завершились эти войны разделом Армянского царства в 80-х годах IV в. Большая часть последнего подпала под верховную власть Ирана, меньшая - Рима. В обеих частях страны остались цари из армянского рода Аршакуни. В римской части царская власть была вскоре (391 г.) упразднена, в иранской она была ликвидирована по просьбе армянской знати в 428 г. По условиям римско-иранского договора некоторые восточные области Армянского царства (приблизительно территория нынешней Республики Азербайджан к юго-западу от Куры) были переданы албанским царям, очевидно, за их услуги шахам.

Христианизация закавказских стран имела важные последствия и для развития местной культуры. На рубеже IV-V вв. появилась армянская письменность, созданная Месропом Маштоцем. Не без его помощи были изобретены и национальные алфавиты в Грузии и Албании. Но если в Армении и Грузии почти сразу возникла богатая местная переводная и оригинальная литература разных жанров, то в Албании этого не случилось. На албанский язык были переведены Евангелие и некоторые другие книги, но просуществовала эта литература недолго. Причина в том, что так называемый албанский язык - это был язык населения небольшой, в ту пору центральной области Албанского царства (вокруг столицы - Партава). В остальной части страны функционировали иные языки и наречия. В Албании в отличие от Армении и Грузии не сложилось единой народности, и последующие политические изменения привели к исчезновению и едва народившейся албанской культуры.

Впрочем, о терминах "албанский", "Албания" для IX-Х вв. следует сказать особо. В эту пору они уже были, скорее, историческими. Значительная часть албанского (разноязычного) населения на правобережье Куры была арменизирована (процесс этот начался еще в древности, но особенно активным был, по-видимому, именно в VII-IX вв.). Источники еще фиксируют албанский (аранский) язык в округе Бердаа в Х в., но затем упоминания о нем исчезают. Пестрое в этническом плане население левобережней Албании в это время все больше переходит на персидский язык. Главным образом это относится к городам Арана и Ширвана, как стали в IX-Х вв. именоваться два главные области на территории Азербайджана. Что касается сельского населения, то оно, по-видимому, в основном сохраняло еще долгое время свои старые языки, родственные современным дагестанским, прежде всего лезгинскому.

Источник: Кулички.нет

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 18   [ Сообщений: 266 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 18  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB