«Барда расположена на Карабахской равнине в 260 км от Баку, на реке Тертер. На проходящей через город железнодорожной ветке Евлах — Агдам имеется станция Барда. Барда - столица Аррана (Арцаха) и резиденции армяно-агванского (Арцахского) Католикоса, которая была построена в V веке армяно-агванским (Арцахским) Царем Ваче II (правитель Арцаха (440—463), девятый представитель армяно-парфянской династии Аршакидов) по повелению сасанидского царя Пероза (457—484). По другим данным Барда известна как столица Арцаха при царе Урнайре в IV веке. При нем границы Арцаха пролегали вплоть до Большого Кавказского хребта. Именно при Урнайре началась армянская христианизация армяно-агванского государства Арцах (Агвания)! Царь Урнайр передал во владение армянской церкви крупные земельные угодья. В результате армяно-христианское духовенство стало частью господствующего класса Арцаха (Агвании). Особенно сильны были позиции христианства в западной части Арцаха (Агвании) - НКР (Карабахе)! Укреплению позиций церкви явился Агуэнский Собор, состоявшийся в конце V века в царском селе Агуэн (Агдам). Собравшиеся армяно-агванские духовные и светские феодалы приняли закон, по которому крестьяне, жившие на церковных землях, прикреплялись к Церкви. В остальной части сильны были позиции зороастрийских жрецов (до периода исламизации и тюркизации армяно-албанского государства Арцах (Агванк или Арран)). Арцахский Царь Вачаган III (485-505 гг) построил в Арцахе знаменитый Амарасский монастырь. К VI веку происходит возвышение правителей арцахского княжества Гардман из армянской династии Мигранидов. Она стремилась освободиться от подчинения к Сасанидам. С течением времени правители гардманского княжества распространили свою власть на соседние области. Присоединив Барду, Миграниды перенесли сюда свою столицу из крепости Гардман. Зиму они проводили в Барде, а лето - в горной крепости Халхал. Одним из видных гардманских правителей был князь Дживан (шир) (638-670 гр.), героически сражавшийся как с персами и хазарами, так и с арабами. В этой борьбе его союзниками были армянские князья Вирка (АтрНерсех) и Сюника (Зангезура). На дочере последнего он женился, что ещё более упрочило их союз в борьбе с общими внешними врагами. В 662 году Дживан (шир) склонил хазарского хакана, захватчика и разрушителя арцахских городов, к миру. При этом хазары возвратили значительную часть захваченной добычи. Потомки Дживана носили титул "араншахов". Арраном называлась персами западная область Арцаха (Агвании), расположеная между Курой и Араксом. В этот период (V-VI вв.) в Арцахе (Агвании) были известны кроме столиц Барда и Кабала, также города Байлакан, Дербент, Шамкур (Шамхор), Шемаха, Шеки (позднее Нуха). Среди них всё более выделялась Барда. Арцах (Агванк) тогда играл видную роль в мировой торговле. Индийские и китайские товары провозились через Среднюю Азию и Арцах (Агванк) к побережью Черного моря. Из Арцаха (Агванка) в другие страны вывозилась рыба, сушеные фрукты, некоторые другие сельскохозяйственные продукты, а также нефть. При исламизации Арцаха арабами они, отказавшихся принять ислам арцахцев, заковывали в цепи и отправляли в столицу халифата. Здесь непокорных арцахцев подвергали невиданным истязаниям и пыткам, после чего полуживыми бросали в Ефрат. В конечном итоге разобщенность арцахских князей и разрушение царской власти арабской экспансией, привели к падению Армянского государства Арцах (Агванк) к VIII веку и его постепенному возрождению в период XVIII-XXI вв.. .......................................................... Барда - столица Аррана (Арцаха). Пространство, занятое когда-то городом Бердаа, очень значительно. Теперь на нем помещается современное, довольно большое селение Барда... Река Тертер, которая протекала через древний город, теперь протекает к югу от селения, на расстоянии 2-3 верст... Этот город был известен под именем Партав, как это видно из армянских и других древних источников. Более твердые сведения об основании города мы имеем из более позднего времени. Френ отмечает, что по армянским источникам видно, что уже в 490 году по Р.Х. в Партаве был епископ. Дорн со ссылкой на Brosset "Histoire chronologique par Mkhithar dAirivank. St. Petersb. 1869. 69-74" говорит: "Барда была построена царем Агванским в 500 году, и Тер-Абас, католикос Агванский, переносит место пребывания Патриарха из Дербента в Барда". М. Каганкатваци (кн. 1 гл. 5) историк X в., говорит о том, что "главный город Агвании - великий Партав". Бердаа был столицей Аррана, и население в нем ещё в X веке говорило по-аррански (Ибн-Хаукаль). Сысоев В.М. Бердаа // Известия Азербайджанского археологического комитета. Баку, 1926. С. 49-63» Барда расположена на Карабахской равнине в 260 км от Баку, на реке Тертер. На проходящей через город железнодорожной ветке Евлах — Агдам имеется станция Барда. Барда - столица Аррана (Арцаха) и резиденции армяно-агванского (Арцахского) Католикоса, которая была построена в V веке армяно-агванским (Арцахским) Царем Ваче II (правитель Арцаха (440—463), девятый представитель армяно-парфянской династии Аршакидов) по повелению сасанидского царя Пероза (457—484). По другим данным Барда известна как столица Арцаха при царе Урнайре в IV веке. При нем границы Арцаха пролегали вплоть до Большого Кавказского хребта. Именно при Урнайре началась армянская христианизация армяно-агванского государства Арцах (Агвания)! Царь Урнайр передал во владение армянской церкви крупные земельные угодья. В результате армяно-христианское духовенство стало частью господствующего класса Арцаха (Агвании). Особенно сильны были позиции христианства в западной части Арцаха (Агвании) - НКР (Карабахе)! Укреплению позиций церкви явился Агуэнский Собор, состоявшийся в конце V века в царском селе Агуэн (Агдам). Собравшиеся армяно-агванские духовные и светские феодалы приняли закон, по которому крестьяне, жившие на церковных землях, прикреплялись к Церкви. В остальной части сильны были позиции зороастрийских жрецов (до периода исламизации и тюркизации армяно-албанского государства Арцах (Агванк или Арран)). Арцахский Царь Вачаган III (485-505 гг) построил в Арцахе знаменитый Амарасский монастырь. К VI веку происходит возвышение правителей арцахского княжества Гардман из армянской династии Мигранидов. Она стремилась освободиться от подчинения к Сасанидам. С течением времени правители гардманского княжества распространили свою власть на соседние области. Присоединив Барду, Миграниды перенесли сюда свою столицу из крепости Гардман. Зиму они проводили в Барде, а лето - в горной крепости Халхал. Одним из видных гардманских правителей был князь Дживан (шир) (638-670 гр.), героически сражавшийся как с персами и хазарами, так и с арабами. В этой борьбе его союзниками были армянские князья Вирка (АтрНерсех) и Сюника (Зангезура). На дочере последнего он женился, что ещё более упрочило их союз в борьбе с общими внешними врагами. В 662 году Дживан (шир) склонил хазарского хакана, захватчика и разрушителя арцахских городов, к миру. При этом хазары возвратили значительную часть захваченной добычи. Потомки Дживана носили титул "араншахов". Арраном называлась персами западная область Арцаха (Агвании), расположеная между Курой и Араксом. В этот период (V-VI вв.) в Арцахе (Агвании) были известны кроме столиц Барда и Кабала, также города Байлакан, Дербент, Шамкур (Шамхор), Шемаха, Шеки (позднее Нуха). Среди них всё более выделялась Барда. Арцах (Агванк) тогда играл видную роль в мировой торговле. Индийские и китайские товары провозились через Среднюю Азию и Арцах (Агванк) к побережью Черного моря. Из Арцаха (Агванка) в другие страны вывозилась рыба, сушеные фрукты, некоторые другие сельскохозяйственные продукты, а также нефть. При исламизации Арцаха арабами они, отказавшихся принять ислам арцахцев, заковывали в цепи и отправляли в столицу халифата. Здесь непокорных арцахцев подвергали невиданным истязаниям и пыткам, после чего полуживыми бросали в Ефрат. В конечном итоге разобщенность арцахских князей и разрушение царской власти арабской экспансией, привели к падению Армянского государства Арцах (Агванк) к VIII веку и его постепенному возрождению в период XVIII-XXI вв.. .......................................................... Барда - столица Аррана (Арцаха). Пространство, занятое когда-то городом Бердаа, очень значительно. Теперь на нем помещается современное, довольно большое селение Барда... Река Тертер, которая протекала через древний город, теперь протекает к югу от селения, на расстоянии 2-3 верст... Этот город был известен под именем Партав, как это видно из армянских и других древних источников. Более твердые сведения об основании города мы имеем из более позднего времени. Френ отмечает, что по армянским источникам видно, что уже в 490 году по Р.Х. в Партаве был епископ. Дорн со ссылкой на Brosset "Histoire chronologique par Mkhithar dAirivank. St. Petersb. 1869. 69-74" говорит: "Барда была построена царем Агванским в 500 году, и Тер-Абас, католикос Агванский, переносит место пребывания Патриарха из Дербента в Барда". М. Каганкатваци (кн. 1 гл. 5) историк X в., говорит о том, что "главный город Агвании - великий Партав". Бердаа был столицей Аррана, и население в нем ещё в X веке говорило по-аррански (Ибн-Хаукаль). Сысоев В.М. Бердаа // Известия Азербайджанского археологического комитета. Баку, 1926. С. 49-63
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|