dracon писал(а):
В случае с Аварайром место битвы хорошо известно. Проводились ли на поле какие-то топографические и археологические исследования? Судя по указанному числу жертв должны быть массовые захоронения, остатки вооружения и т.п..
Никаких исследовний не только не проводилось, но и нету возможности - практически запрешены все действия данного рода нынешними хозяевами данной територии
Вообше основную и львиную долю информации про историю Армении до сих пор получали из сохранившихся армянских и других рукописей, а также по небольшим исследованиям на територии нынешней Армении. А этого, по моему, не совсем достаточно.
Кстати до сих пор не ясно, почему про такую грандиозную битву не упомянули ни византийцы христяне (ведь для пропоганды самый раз - умерли за веру) ни сирийские историки, ни персидские источники. Вобшем то единственный источник про данную битву книга Егише Златоуста - якобы очевидца, участника событий, который был личным "грагиром" - писарем Вардана Мамиконяна. Некоторые данные дает так же Газар Парпеци.
Странно, что про эту битву, даже ни слова не написал Мовсес Хоренаци в своем грандиозном и уникальном по форме и содержанию труде "История Армении". Это мотивируют тем, что Хоренаци писал только про те времена, когда у Армян была государственность. На это намикает даже сам Хоренаци, говоря, что (не дословно) "народ не имеюший государственности не имеет право упоянаться в истовии, ибо рассказ о нем будет рассказом истории другого государства".
Но так или иначе единственные источники армянские, причем прошедшие жесткую цензуру церкви (а как иначе
)
В кругах армяанских историков есть приверженци мнения, что данной битвы, в описном Егише варианте вообше не было, есть мнения, что не Вассак Сюни был изменником родины, а сам Вардан и церковь. Но эти мнения практически не имеют серьезных сторонников, а имеюшийся в основном дилетанты и любители, а то и авантюристы. Очень мало вусококлассных специалистов.
Во всяком случии, как бы там небыло, Аварайрская битва, даже если вымысел, всеровно часть Армянской истории и Армянского самосознания и в итоге армяне дожили до наших дней и продолжают исповедовать христианство с языческой примесью, и эта вера стала неотемломой частью национального самосознания.