Администратор |
|
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57 Сообщений: 46679 Откуда: Армения, Ереван
|
Цитата: Вся персидская армия начала собираться у юго-западных берегов Каспийского моря. Армия в себе включала всю элиту персидской армии и в общем составлял ок. 218.000 воинов и 15 слонов. В составе армии был в частности также полк "Бессмертных". Цитата: Я утверждаю, что 220.000-ая армия Сасанидов, который несколько недель находилась на Аварайрском поле, Давайте начнем сначала. Откуда у вас вообще взялась эта армия персов в 218-220 тыс человек? Лазарь Парпеци не сообщает численность сторон, указывая лишь на значительное превосходство сасанидской армии. Согласно Егише, армянское войско насчитывало 66 тыс. воинов, а персидское было в три раза многочисленнее, чему соответствует численность ок. 198 000. Симон Паяслян полагает, что приводимое Егише количество войск сильно преувеличено (Simon Payaslian. The history of Armenia: from the origins to the present. Palgrave Macmillan, 2007). Согласно Иранике, численность имперской армии в сасанидский период составляла 12 000 человек, общее число зарегистрированных воинов в 578 году составляло 70 000. Мало того, я уверен, что это и есть вся иранская армия, не считая отрядов пайганов и союзников, при этом эта цифра хорошо коррелирует с максимальной численностью армии Парфянской державы в 50 тыс человек.
При этом, Лазарь Парпеци сообщает, что потери сторон составили 1036 человек со стороны повстанцев и 3544 человека со стороны империи. Согласно Егише, потери составили 1036 человек со стороны повстанцев и 3544 человека со стороны «отступников и язычников». Как говорится, "ну вот и все". Таким образом, исходя из уровня потерь, можно видеть, что в каждой армии было несколько десятков тысяч человек. И увы, но победили персы. Однако, впечатленные силой сопротивления армян, они были вынуждены изменить свою политику. Цитата: получала продовольствие с помощью курсирующих между лагерем персов и Тебризом караванов, которые использовали телеги, повозки, арби и устройства подобного рода, а так же животных, как носителей вещей - лошади, мулы, верблюды и тд. Источников нет-с. Мало того, если в армии персов было несколько десятков тысяч человек , не было нужды в этих курсирующих караванах. И то, что вам знакома книга Дмитриева, никак не меняет того факта, что армия Сасанидов была феодальным ополчением. Цитата: По поводу Ахеменидов и Сасанидов - Вы опять судите по сегодняшним меркам и это Ваша самая главная ошибка. Откуда Вам знать, какими данными про Ахеменидов сохранились в храме Анахита в Фарсе скажем по состоянию к III веке н.э.? Вау, вот вы и попались! Сразу вопрос в лоб: на каком языке писали зороастрийские жрецы в 3 в н.э? Кстати, а нельзя ли подробнее о "храме Анахиты в Фарсе"? Это в Стахре или где? А откуда я знаю, что они знали об Ахеменидах? Да по их же собственным письменам, да-да. Да, именно по той феерической истории, что Сасаниды рассказывали в своих надписях. Кроме того, у нас же сохранилась "Шах-номе". Тут все как на ладони. Цитата: Согласитесь, что Сасаниды могли знать об Ахаменидха больше, чем мы с вами. Это с каких таких источников? Единственное, что у них было -- это устное предание, вот и все. Ведь даже документация у Ахеменидов велась на арамейском языке, да ее никто и не позаботился сохранить! Я уж не говорю о пожаре в Персеполе. А почему, кстати, Сасаниды не писали клинописью, как Ахемениды? Вопрос о том, чего же знали Сасаниды об Ахеменидах сейчас как раз обсуждается в иранистике. Вот что об этом пишет тот же В. Дмитриев.
В современной военно-исторической литературе сложилось довольно устойчивое мнение, что военное дело Сасанидов сформировалось, преимущественно, в результате, если так можно выразиться, парфянско-сасанидского континуитета. Иначе говоря, сасанидская военная система, согласно общепринятой схеме, продолжала, главным образом, парфянские традиции, которые, в свою очередь, уходят корнями в военное дело кочевых народов Ирана и Средней Азии, одними из которых и являлись основатели Парфянской державы — парны, входившие в племенной союз дахов1. В отечественной историографии этот вопрос наиболее детально был рассмотрен в объёмной статье В. П. Никонорова «К вопросу о парфянском наследии в сасанидском Иране: военное дело»2. Из зарубежных специалистов теме генезиса военного дела Сасанидов наиболее пристальное внимание уделил К. Фаррох3, взгляды которого в целом перекликаются с концепцией В. П. Никонорова4. (О бессмертных) Нет у нас и никаких собственно персидских данных о существовании гвардии «бессмертных» в сасанидском Иране. Всё, чем располагают исследователи, — это сведения Сократа Схоластика, Прокопия Кесарийского и Феофана Исповедника15, которые, в соответствии с античной исторической традицией, восходящей, опять же, к Геродоту, называют представителей элитного персидского корпуса сасанидской эпохи «бессмертными»16. Более того, мы даже не знаем, как на самом деле назывался корпус царской гвардии у Сасанидов17. Таким образом, возникает замкнутый круг: позднеантичные писатели используют слова Геродота, которые, в свою очередь, сами вызывают серьёзные сомнения с точки зрения их соответствия ахеменидским военно-историческим реалиям. Очевидно, что на столь зыбкой (и, к тому же, весьма узкой) источниковой базе делать какие-либо однозначные выводы о наличии прямой связи между «бессмертными» Ахеменидов и «бессмертными» Сасанидов вряд ли возможно. (Ну и главное): На самом деле вопрос о том, осознавали ли Сасаниды себя преемниками Ахеменидов и вообще знали ли они о существовании «династии Ахемена», является крайне сложным и дискуссионным. Да, античные авторы (прежде всего, Дион Кассий, Геродиан и Аммиан Марцеллин) сообщают о том, что Сасаниды считали себя наследниками ахеменидских царей и собирались захватить все земли вплоть «до Ионии и Карии», т.е. до восточного побережья Эгейского моря включительно, принадлежавшие персам в древности. Однако проблема заключается в том, что в самом сасанидском Иране существовали весьма смутные и отрывочные представления о временах Ахеменидов. Для Сасанидов и их подданных всё, что происходило в Иране до Александра Великого, являлось легендарной, мифологической эпохой, память о которой сохранилась лишь в форме эпических сказаний, позднее лёгших в основу «Шах-наме»45. Если посмотреть на перечень упоминаемых Фирдоуси древних царей, правивших в Иране до Александра, то мы не встретим там имён и половины Ахеменидов, как не увидим и самого названия этой династии или имени её основателя. Иначе говоря, какие-либо определённые знания об Ахеменидах в сасанидском Иране попросту отсутствовали, в связи с чем все попытки видеть в Сасанидах «сознательных» преемников Ахеменидов имеют почти исключительно умозрительный и искусственный характер. Что же касается упомянутых нами позднеантичных писателей-историков, то они, безусловно, писали о Сасанидах как царях, осознающих себя преемниками Ахеменидов, совершенно искренне. Просто эти авторы, в силу объективных причин ничего не зная о восприятии современными им персами древней истории Ирана, отразили свои, т.е. античные представления о древней Персии, приписав сасанидским правителям своё видение древнеперсидской истории. В такой ситуации основанное лишь на данных античной историографии утверждение о том, что Сасаниды рассматривали себя преемниками Ахеменидов и, следовательно, целенаправленно возрождали ахеменидские традиции (в том числе — военные), является ошибочным46."
Между прочим, похоже, что Сасаниды даже не знали, как называлась эта династия. Похоже, что они были уверены, что тогда правили Кавиды, наследники Кави Вистаспы, он же Кей Вишстасп.
Dezperado
_________________ Приходите в мой дом...
|
|