Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 2   [ Сообщений: 30 ]
На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Арабские завоевания: Эпоха "окрыления" арабов...
СообщениеДобавлено: 06 мар 2012, 23:36 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
...Оставление Дамаска было не только ударом по престижу мусульманских командующих и потерей важного стратегического пункта - оно повлекло за собой укрепление воли к сопротивлению у той части населения Палестины и Иордании, которая еще не сложила оружия. Но это тяжелое для командующих решение давало выигрыш во времени, необходимый для соединения всех сил воедино, без чего сопротивление византийской армии, втрое (наверно все же нет - L) превосходившей численностью сирийскую группу, было невозможно.

Однако византийцы не стали навязывать сражения, а, верные той же тактике оттеснения арабов от прибрежных областей на восток, в степь, начали обход с запада по дороге на Тивериадское озеро в сторону вади Руккад. В этой ситуации оставаться в Джабии стало опасно, и Халид с 2000 кавалеристов и лучников бросился наперерез византийцам, а остальное войско, спешно собрав верблюдов, пасшихся в степи, начало отступление на юг. Оставшись с пешими лучниками в засаде, Халид послал во главе кавалерии Кайса б. Макшуха, тот завязал бой и заманил кавалерию византийцев к позиции лучников, этот маневр обеспечил разгром византийского отряда и сорвал попытку окружения мусульманской армии. Она беспрепятственно отошла на 15 - 20 км и встала «спиной к Азри'ату», опираясь левым флангом на каньон Йармука и прикрываясь с фронта одним из многочисленных вади, стекающих со склонов Джебел Друз, скорее всего современным вади Эль-Харир. Позиция византийцев определяется достаточно точно: от Дейр Джабал до Джаулана, или, по другому источнику, - от Дейр Аййуба.

На Йармуке к армии Халида присоединился Амр б. ал-Ac, который при известии об отступлении арабской армии снял осаду с Иерусалима.

Сведения арабских историков об общей численности мусульманской армии не слишком надежны, так как они сами реконструируют ее численность, суммируя частные сведения, не заботясь о степени их достоверности: например, к 24.000 сиро-палестинской армии добавляют 9000 воинов, якобы пришедших с Халидом из Ирака, или дважды прибавляют одни и те же цифры.

Л. Каэтани относился к этим цифрам весьма скептически и считал, что мусульманская армия была менее 20.000 человек. Сложность заключается в том, что первоначальное ядро должно было сократиться из-за боевых потерь, но в то же время происходил приток добровольцев из самой Аравии и из числа сирийских арабов-христиан.

Началось стояние на Йармуке. Мусульмане могли только препятствовать византийцам переправиться через Йармук и беспокоить их набегами. Однако византийцы не предприняли серьезных попыток атаковать арабов, предпочитая выжидать, когда те поймут бесполезность сопротивления и сами уйдут из Сирии. Эта пассивность работала против византийцев. Дело не только в том, что мусульмане могли получить пополнения и лучше укрепиться, а в том, что длительное бездействие не воодушевленной большой идеей армии в условиях вседозволенности в поле разлагает ее. Так что та из сторон, которая имеет в этом отношении хоть какое-то преимущество, в конце концов берет верх. У мусульманской армии было по крайней мере два преимущества: добровольное участие в борьбе за веру (тогда как византийская армия была наемной, а частично состояла из мобилизованных крестьян) и национальная однородность (при всех различиях между кочевниками и оседлыми, северными и южными арабами) в противоположность очень пестрой по национальному составу византийской армии. Ко всему прочему византийские солдаты и их командиры не очень-то стеснялись в отношении местного населения и грабили его ненамного меньше завоевателей, поэтому византийская армия не пользовалась всеобщей поддержкой.

В конце концов, 20 августа 636 г. византийский командующий решился дать бой. По сведениям арабских авторов, правым флангом византийцев командовал Канатир, левым - Друнаджар (друнагарий - тысяцкий), а в центре стояли армянские отряды под командованием Джирджира (Григорий или Георгий). Византийские авторы упоминают только двух командующих - сакеллария (казначея) евнуха Феодора и Ваана/Вагана, который ревниво относился к тому, что общее командование было поручено Феодору. Арабские же авторы считают командующим Вагана (Бахана) и лишь в отдельных случаях упоминают сакеллария.

После кавалерийских атак с обеих сторон византийский левый фланг атаковал правый фланг арабской армии, две атаки были отбиты, но после третьей йеменцы побежали в сторону лагеря. Оставались лишь отдельные островки сопротивления вокруг племенных знаменосцев. Византийцы ворвались было в лагерь, но беглецы, которых женщины встречали руганью и кольями от палаток, остановились и оборонили лагерь. Подоспевшая кавалерия отбросила византийцев на исходную позицию. Попытка византийцев опрокинуть левый фланг также потерпела неудачу, и в этом случае им удалось прорваться до лагеря (если только это не вариант рассказа об одном и том же прорыве).

Византийским атакам сильно мешали пыльный ветер из пустыни и солнце, светившее в глаза. Воины завязывали рот и нос, чтобы спастить от пыли. Во время контратаки Халида погиб командующий правым флангом византийцев, букинатор; арабы нашли его потом с закутанной в плащ головой, и это родило рассказ о том, что он закутал лицо, чтобы не видеть позора поражения.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:18 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Арабские источники отметили существование соперничества в стане византийцев: будто бы Джирджир приказал букинатору (или наоборот) атаковать мусульман, но тот сказал, что он такой же командир, и не подчинился приказу. Видимо, так очень косвенно отразилось в арабском историческом предании событие, упомянутое в «Истории» Феофана Исповедника: после поражения, нанесенного арабами сакелларию, войска Вагана восстали и объявили своего командующего императором. Воспользовавшись этим, мусульмане напали и разгромили Вагана. Возможно, что шумное ликование в лагере византийцев, услышанное однажды ночью и вызванное будто бы прибытием почты с жалованьем, также смутно отражает торжества по случаю провозглашения Вагана императором.

Наибольшего накала сражение достигло на следующий день, когда вся тяжесть атаки пришлась на центр, подавшийся под натиском византийцев. Успешная контратака мусульман захлебнулась под интенсивным обстрелом армянских лучников. В этот день, оставшийся в памяти ветеранов как «день окривения», 700 мусульман окривели от армянских стрел. Ваган бросил в бой тяжелую пехоту, скрепленную по 10 человек цепями, но не смог опрокинуть мусульман. Только к исходу третьего дня арабская кавалерия совершила прорыв по правому флангу и, видимо, вышла в тылу византийцев к переправе через вади Руккад (по другим данным, заслуга принадлежит засаде у места, удобного для переправы). Возможно, что успеху мусульман способствовал сильный ветер со спины, ослаблявший точность обстрела и убойную силу стрел византийских стрелков.

Утомленная многодневным сражением, византийская армия бросилась в паническое бегство в густой пыли в предвечернее время (арабские историки говорят о густом тумане); беглецы, преследуемые конницей, не выбирали дороги и, падая с обрывистого берега вади Руккад и Йармука, разбивались. Вагану с отрядом кавалерии удалось оторваться от преследователей, но его военная и политическая карьера была кончена - вернуться к императору после всего случившегося он не мог. Последним его приютом стал монастырь на Синае, где он закончил свои дни под именем Анастасия, занимаясь толкованием псалмов...

Победа досталась мусульманам дорогой ценой. На поле боя было похоронено 4000 убитых, да в три раза больше того должно было выбыть из строя из-за ран. Арабские историки, приписывая византийской армии численность в несколько сот тысяч человек, соответственным образом завышают ее потери: от 70 до 102 тыс. человек. Сирийский фрагмент говорит о 50.000 убитых, но в этой цифре скорее можно видеть общую численность византийской армии, чем ее потери.

Видимо, оценивая их, следует исходить из потерь мусульманской армии: в первые два дня потери можно предположить равными и только на исходе битвы при бегстве они должны были возрасти. Реальнее всего говорить о 10.000 убитых. Невероятно и число пленных - 40000, но несколько тысяч пленных могло быть. В целом, если учесть и раненых, оставшихся на поле боя (из того же расчета: в три раза больше убитых, но часть легкораненых могла спастись бегством, поэтому примем коэффициент 1:2), то из 50.000 спаслось около 20.000 человек.

Разгром был полный. Восстановить армию из этих остатков было невозможно, а для формирования равноценной новой армии требовалось много и времени и денег. Поэтому Ираклий отказался от таких попыток и предпочел, уехав из Антиохии в Константинополь, предоставить оборону сиро-палестинских городов их гарнизонам и жителям. Мусульманские историки вкладывают в уста уезжавшего императора слова: «Прощай навсегда, Сирия!» Но вряд ли Ираклий, терявший все азиатские провинции и сумевший отвоевать их у Сасанидов, считал в этот момент, что навсегда прощается с Сирией: для него борьба вступала в новую фазу - и только. Более того, по некоторым сведениям, Ираклий не сразу покинул Сирию, а только перебрался из Антиохии в Руху (Эдессу).

Одержав победу, мусульманская армия снова рассыпалась на составные части, и каждый из амиров ушел в свою область: Амр б. ал-Ас - в Палестину, Шурахбил - в Иорданию, Абу Убайда и Халид двинулись на север - отвоевывать города, оставленные полгода назад.

Дамаск, в котором, несомненно, укрылась часть разгромленной византийской армии, не открыл своих ворот перед победителями и сопротивлялся 70 дней; на этом основании сдачу города можно отнести к середине ноября 636 г...

http://gumilevica.kulichki.net/HOC/hoc2 ... oc22para01

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:21 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Византийский император Ираклий не мог допустить потери Сирии: действительно, в течение столетия Империя боролась за восстановление своего правления в этой богатой провинции, в жестокой борьбе отвоевала ее у сильного противника, и вот теперь… За несколько месяцев Ираклий сумел собрать достаточно крупную армию, с которой можно было начать наступление. В нее вошли отборные полки из столицы, а также воинские контингенты из провинций. Прежде всего здесь были те национальные части, землям которых угрожали мусульмане — крупный контингент прибыл из Армении под командованием Гаргиза (Gargis). Несмотря на понесенные недавно потери в борьбе с сасанидами и отрядами мусульман, значительное войско выставили союзники арабы-гассаниды под командованием Джабалы. Ираклий руководил действиями армии из Антиохии, но кто конкретно был поставлен во главе армии, нам не известно. Вероятно, это был Вахан, армянин, недавно возглавивший гарнизон в Эмесе. Начиная с какого-то момента, произошло разделение полномочий, и во главе войск встал Феодор Трифориус Сакелларий. Точно известно, что Никетас, сын Шахрбараза, и гассанидский царь Джабала признавали себя его подчиненными. Кем в этих условиях был Вахан — непонятно. Впервые византийские силы в Сирии многократно превышали по численности мусульман.

Столкнувшись с угрозой таких сил противника, Абу-Убейда последовал советам Халида и отошел с захваченных территорий. По свидетельству Балазури и Абу Юсуфа, отступая, арабы вернули жителям Эмесы и Дамаска собранную с них до этого подать. Столь неслыханный поступок поразил горожан, сказавших им: «Ваше правление и ваша справедливость нравятся нам больше, чем та несправедливость и те обиды, которым мы подвергались [при ромеях]». (Факт возвращения податей есть только в двух названных арабских хрониках). Халид был поставлен во главе войск как самый способный полевой командир. Абу-Убейда номинально сохранил пост главнокомандующего, координируя различные армии и собирая рассеянные мусульманские отряды возле реки Ярмук. Вначале они собирались в Джабии, где были обильные запасы воды и пастбища. Где-то в середине июля провизантийские отряды гассанидов разбили небольшой отряд мусульман у стен Джабии.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:24 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
По совету Халида мусульмане отступили на позиции между Дараахом (Dara’ah) и Дайр Айюубы (Dayr Ayyub), перекрывая промежуток между устьем Ярмука и лавовым полем (Нагга). Армия Византии, возможно, сначала расположилась лагерем в Кисвахе (Kiswah), к югу от Дамаска, но потом соорудила сильно укрепленный базовый лагерь возле Якуса. Выбор места для лагеря в полутора днях пути от Дамаска был правильным. Но позиция была непростой — Ярмук и долина Руккада к юго-востоку, чуть менее крутые склоны долины Самака (Samak) и Голанские высоты к северо-западу, само поле боя стояло на «полуострове» плоской земли, соединявшейся с главным Голанским плато узким «перешейком» шириной менее четырех километров. Этот перешеек был защищен рвом.

По сохранившимся сведениям Вахан заранее привел войска на эту позицию, чтобы предоставить своим воинам время на акклиматизацию. Более вероятно, что он хотел защитить жизненно важную дорогу между Сирией и Египтом. Обе стороны имели доступ к фуражу для своих животных и достаточные источники снабжения водой. С тактической точки зрения плато было хорошим полем боя для конницы. С другой стороны, имеющиеся низины, овраги и скальные выходы обеспечили достаточно хороших позиций для пехоты. Византийская армия действовала среди недружественного населения. Например, в Дамаске, Мансур ибн Сарьян был обвинен в подстрекательстве людей произвести ночью сильный шум, чтобы византийцы подумали, что они атакованы, и бежали из города. Мансур мотивировал свой поступок тем, что хотел таким путем предотвратить сбор налогов византийцами, но в результате моральный дух армии должен был сильно упасть. (Несколько слов о Майсуре: ряд авторов на его примере пытаются провести мысль о том, что монофиситы выступали против императора Ираклия, в данном случае фигура выбрана неубедительная — назначенный императором Маврикием Мансур был не монофиситом, а халкидонитом, во время персидской оккупации Дамаска Мансур отдал персам собранные налоги, но в последующем император Ираклий распорядился платить жалованье ромейским воинам за счет самого Мансура и нескольких богатых дамаскинцев…)

В дополнение к местным арабским племенам и крестьянам, исповедующим самые различные религии, в селах Нава (Nawa) и Дараах (Dara’ah) был большой процент еврейского населения. Арабское племя, исповедующее иудаизм, Бану Надир (Banu Nadhir), изгнанное из Хиджаза Мухаммедом в 625 г., также нашло себе пристанище возле Дарааха. Им, возможно, не нравились арабы, исповедующие мусульманство, но Ираклия они ненавидели еще больше. В 630 г. император издал декрет, что все евреи должны перейти в христианство. За этим последовала резня в Иерусалиме и в Галилее, после чего часть оставшихся в живых бежала в район Дарааха. Есть сведения, что довольно много евреев полагали, будто пророк Мухаммед является обещанным Мессией. Например, в Эмесе при отступлении мусульман местное иудейское население дало клятву: «Клянемся пятикнижием, что правитель ираклиев только в таком случае вступит в город, если мы будем побеждены и выбьемся из сил».

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:25 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
В течение почти трех месяцев две армии наблюдали друг за другом, в то время как византийцы пробовали обмануть, соблазнить или перессорить мусульман в своей традиционной форме. Вахан начал переговоры через своего старшего офицера армянина Гаргиза (Георгия), а затем через гассанида Джабалу. Мусульмане на эти уловки не поддались, и 23 июля они атаковали солдат Феодора Трифориуса и Джабалы, чтобы восстановить контроль над Джабией.

Рельеф местности сыграл решающую роль при перемещениях войск в этом сражении. Глубокие узкие долины с крутыми склонами, промытые реками Ярмук, Руккад, Аллан и Харрир — главные природные препятствия в этой местности, разрезают равнину на обособленные сектора. Берега этих рек весьма крутые, хоть и не во всех местах это обрывы с утесами. Сказанное относится только к южной части плато. На севере превалируют ручьи, хотя и они в дождливый период могут превратиться в потоки в несколько метров глубиной. В сухой период на севере плато местность была болотистой с несколькими сухими изолированными холмами. Но здесь были другие преграды для движения конницы и пехоты — длинные «языки» битого острого камня, остатки древних лавовых извержений вулкана рассекали поверхности почти непроходимыми полосами. Плато здесь состоит из двух видов местности: каменистые пустыни с отдельными валунами и полосами колотого вулканического камня и свободные от каменей области, которые интенсивно культивировались уже в те годы. Множество мелких сел дополняют картину этой местности, здесь же они находились и в VII столетии. На западе равнины, где находятся занятые сейчас израильтянами Голанские высоты, земли годятся для культурной обработки. Раньше здесь располагалось множество мелких сел, сейчас по понятным причинам земли пустуют.

Древние руины, связанные с легендарным прошлым, разбросаны по всей равнине. Когда-то здесь во множестве стояли христианские храмы и древние гробницы, связанные с библейскими персонажами Ветхого Завета. Енох родился возле Таль аль Хар-ра (Tal al Harra), многострадальный Иов похоронен в Дайр Айюбе (Dayr Ayyub), Сим (сын Ноя) похоронен в Наве (Nawa), а пророк Елисей — в Баср аль Харири (Busr al Hariri). Столица гассанидского царства Джабия находилась к северу от римского тракта рядом с изолированным холмом Таль Джа-бия (Tal Jabiya). Эта возвышенность является господствующей в этом районе — сейчас это важный наблюдательный пункт сирийской армии. Кхисфин (Khisfin) с его древним обширным некрополем находится недалеко на юго-западе, в долине, окруженной многочисленными холмами вулканического происхождения. Другой некрополь находится недалеко от аль Ала (al «Al) вблизи того места, где когда-то был возведен главный византийский лагерь. Но один из самых странных древних памятников на поле битвы — Кубур Бани Израиль (Qubur Bani «Isra»il — «Могилы древних иудеев»), комплекс древних дольменов рядом с Айн Дхакаром («Ayn Dhakar) и мостом через Руккад, где в конечном счете решилась судьба византийской армии.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:28 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
В хрониках зафиксированы разногласия и проявления недисциплинированности в византийских войсках перед сражением. Есть косвенные намеки на то, что в отрядах происходили столкновения между различными подразделениями, доходившие до кровопролития. Вместе с тем, история армянского мятежа, пытавшегося провозгласить Вахана новым императором, — выдумка некомпетентных историков. (История знает армянский мятеж против императора Ираклия в 636 г., но возглавлял его Давид Сааруни, куропалат восточной Анатолии).

Армянским подразделением при Ярмуке командовал Гаргиз (Gargis — Георгий), но один из его старших офицеров (не зная его имени, здесь и далее мы можем только привести его чин — буккинатор) отказался выполнять приказы Гаргиза. Сведения об этом офицере весьма расплывчатые: вроде бы он командовал отрядом друнгариев, а может, и еще несколькими подразделениями, которые ему были переподчинены перед главным сражением. Арабские христианские вспомогательные отряды включали войска гассанидов, а также воинов племен лакхм (Lakhm), джудхам (Judham), балкайн (Bal-Qayn), бали (Bali), амила (Amila) и куда (Quda’a). Надо отметить, что представители лакхм, бали и джудхам воевали также и на стороне мусульман. Многие из этих воинов, сражавшихся за мусульман, были по вероисповеданию христианами.

В то время как византийцев ослабляли разногласия, мусульмане быстро пополняли свои ряды в основном за счет йеменских солдат, большая часть которых, вероятно, была пешими лучниками. Мусульманская арабская армия в конечном счете включала воинов из Йемена, Наджрана, Хадрамаута, Хиджаза и Сирии. Да-да, именно из Сирии — упомянутый Мансур изменил ромеям и во время боев при Ярмуке пришел с толпой дамаскинцев на помощь к арабам, за помощь мусульманам его прокляли все епископы и православные патриархи. Что касается византийских дипломатов, то им так и не удалось посеять раздор среди лидеров противника, сплотившихся для нападения. В этот момент византийцы вроде бы перевешивали по численности мусульман как четыре к одному, но возможно, что с подходом новых мусульманских отрядов перевес стал не таким большим.

Палаточные лагерные стоянки мусульман, вероятно, вытянулись цепочкой между Дараахом и Джабией. Эти лагеря разбивались возле небольших ручьев, питающих реку Ярмук в знойное сухое лето. Вахан разместил свою передовую позицию «возле русла реки». Скорее всего речь идет о реке Аллан, но никаких точных данных о расположении византийцев не сохранилось. Часто ведут речь о позиции у Джаллина (Jallin), но такое построение слишком опасно выдвинуто вперед. Кроме того, эта позиция имеет в тылу овраги с крутыми обрывистыми склонами, что затрудняло коммуникации с Якусой. С другой стороны, перекрыв таким образом свой тыл, византийцы могли эффективно бороться с дезертирством… Вахан был не в состоянии прикрыть «фронт» между Ярмуком-Алланом и римской дорогой на севере. По некоторым данным Вахан предложил Халиду огромную сумму денег в качестве отступного за уход мусульман, Халид отказался. (Вероятно, это выдумка из арабских хроник). И на следующий день началось сражение.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:31 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Вахан имел под своей командой где-то 15-20 тысяч воинов, в то время как византийская армия построилась по фронту на ширину около 13 километров. Очевидно, что это не был сплошной строй. Сгруппировав свои силы в отдельные подразделения, Вахан пытался прикрыть целую область между устьем Ярмука и римской дорогой. Потому последующая битва, возможно, была серией боев и стычек между отдельными подразделениями. Правым флангом командовал Гаргиз (Gargis). Здесь была сосредоточена тяжелая пехота с большими щитами. Она была хорошо обучена строить фалангу щит к щиту. При этом в арабских источниках на полном серьезе утверждается, что от страха византийцы сковали свои щиты цепями. Как маневрировать такой фаланге и что делать, если щитоносца убьют, не задумывались ни составители легенд, ни их бездумные переписчики. Пехота Гаргиза по замыслу должна была стать стабильным ядром византийской армии, прикрытым с флага верхним течением Ярмука, тогда как центр и левое крыло могли свободно маневрировать, решая тактические задачи. Вахан непосредственно командовал центром, здесь сосредоточились ударные силы армии, состоявшие в основном из армянских воинов. Неизвестный нам командир в чине буккинатора командовал левым флангом. Арабские вспомогательные отряды под командованием Джабалы были легкой конницей, возможно, в этих отрядах была и мобильная пехота, посаженная на верблюдов. Они появлялись на разных участках поля битвы — во-первых, как разведчики и застрельщики впереди главной армии, во-вторых, как прикрытие левого фланга строя. Часть вспомогательных отрядов защищали мост через реку Руккад в Айн Дакар («Ayn Dhakar) в трех-четырех километрах в тылу. Не понятно, кем командовал Феодор Трифориус, главнокомандующий византийской армией, возможно, он просто исполнял формальную роль представителя императора.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:32 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Согласно более поздним армянским источникам византийская армия была построена в двадцать отдельных подразделений. Вахан находился на маленьком холме позади правого крыла. Если бы удалось установить местоположение этого холма, то современным исследователям легко удалось бы восстановить и весь строй византийцев. Самый вероятный кандидат — существующий холмик (высотой 500 метров над уровнем моря) к юго-востоку от Айн Дакара. Если римская дорога от моста через Руккад к Тсилу шла через центр византийского «фронта», то этот холмик лежит немного справа вблизи от дороги. Этот факт был удобен для командиров. Сейчас эта высота носит название Риджм аль Мусхаббах (Rujm al Mushabbah), что переводится как «Могилы тех, кто разжег войну». Правое крыло армии Вахана, отборные тяжелые пехотинцы, в таком случае были построены в том месте, где река Аллан срывается вниз с крутого обрыва каскадом водопадов. Сзади такого строя находилась открытая местность, но она была труднопроходима для войск, поскольку ее покрывали насыпи острых осколков вулканического камня. В четырех километрах далее серьезной преградой были обрывистые берега реки Руккад. К югу находилась глубокая долина Ярмука. Все вместе это означало, что противник из-за природных препятствий был не в состоянии обойти этот фланг. Как далеко влево шел строй этого фланга — не ясно. Но если Вахан был уверен в четырехкратном численном перевесе над мусульманами, он мог построить свою пехоту достаточно широко. Вполне вероятно, что пехотный строй доходил до римской дороги возле Джабии, прикрывая этот тактически важный пункт. Дальше к северу лежало большое плоскогорье, безводные, каменистые и фактически необитаемые земли, известные, как Джи-дур (Jidur — дословно, «земля страдающих от оспы»).

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:33 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Теперь мусульманским лидерам предстояло дать ответ на тактические построения византийских командиров. По легендам мусульманская армия строилась в районе холма Таль аль Джумуйя (Tal al Jumu’a), одного из нескольких холмов к северу от Тсила, возле которого собиралась мусульманская армия перед сражением. Более вероятно, что здесь мусульмане разместили свой правый (северный) фланг. Если бы византийцы патрулировали эту область, они бы заранее обнаружили здесь значительные силы.

Абу-Убейда передал командование Халид ибн Валиду, который поделил своих воинов на тридцать шесть пехотных подразделений, сформировав из них четыре соединения. Три отряда конницы под командованием Кайса ибн Хабура (Qays Ibn Hubaurah), Майсара ибн Масрука (Maysara Ibn Masruq) и Амира ибн Туфайла («Amir Ibn Tufayl) были размещены позади центра и флангов с большим резервом конницы в тылу.

Мусульманская армия, вероятно, строилась между Сахам аль Джавланом (Saham al Jawlan) и Таль аль Джабией, византийцы находились примерно в полутора километрах от мусульманского строя. Язид ибн Абу Суфьян командовал левым флангом, Абу Абир Амр ибн Джара — центром, который состоял из воинов Абу-Убейды, отряд Шурахбиля строился между центром и правым флангом. Амр-ибн-ал-Ас командовал правым флангом. Мусульманские лучники, по большей части жители Йемена, были расставлены вдоль всего фронта, в то время как Заррар руководил резервом конницы под общей командой Халида. Если непредвзято оценить численность мусульман и принять число византийцев за 20 тысяч, то перевес имперцов был всего в 1,5-2 раза или (это полностью рассогласуется с арабскими хрониками!) было почти равенство сил.

Расположение мусульманского лагеря по-прежнему остается проблемой для историков. Вероятно, единого лагеря как такового не было — было несколько лагерных стоянок отдельных племен сзади каждого из подразделений. Они располагались возле источников воды, обеспечивали войско стрелами и другими видами довольствия. В лагерях женщины могли позаботиться о раненых. Более поздний армянский летописец заявил, что мусульмане привязывали кольцом вокруг палаток своих верблюдов, чтобы сформировать барьер вокруг этих лагерей.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:34 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Изображение
Расположение армии в предверии второго дня сражения

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:38 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Главное сражение при Ярмуке растянулось на шесть дней тяжелых боев. История о том, что византийский командующий на утро первого дня перешел в ислам и впоследствии умер мусульманским мучеником, неумный мусульманский апокриф более позднего времени. Но вполне возможно, что несколько вспомогательных подразделений арабов-христиан изменило византийцам в последний момент. Первый день начался с единоборства зачинщиков. В полдень Вахан послал вперед пеших лучников, которые своей стрельбой предварили рукопашную схватку, продолжавшуюся до заката солнца.

Рано утром на второй день византийцы начали наступление вдоль всего фронта, застав своего противника врасплох во время утренней молитвы. Возможно, кто-то в Империи все-таки разобрался в азах ислама. Просматривается намерение Вахана связать врага атаками в центре, а тем временем, пользуясь численным преимуществом, опрокинуть фланги врага. После трех последовательных атак по флангам мусульманское правое крыло подалось назад, и византийские солдаты достигли одного или даже нескольких арабских лагерей. Там отступающую мусульманскую пехоту и конницу встретили их собственные женщины, которые укоряли их за бегство, били в барабаны, пели песни и бросали камни, чтобы поддержать и пристыдить своих отступающих воинов, остановить и вернуть их обратно в бой.

Аналогичная ситуация чуть позже сложилась и на левом фланге мусульман, где византийская пехота медленно продвигалась через реку Вади Аллан. Здесь семидесятитрехлетний Абу Суфьян, когда-то один из самых непримиримых противников пророка Мухаммеда, сражался в рядах мусульманской кавалерии. По мере отступления к лагерю он столкнулся со своей женой, свирепой и толстой пятидесятилетней Хинд Бинд Утбой (Hind Bind «Utba). Выйдя навстречу мужу и наступавшим византийцам с деревянной подпоркой от палатки, эта дама запела героическую языческую песню, которую когда-то пела в сражении при Ухуде (Uhud), когда она поддерживала этой песней своего мужа и других арабов-язычников к битве против мусульман. Теперь Утба выступала за мусульман:

«Мы — дочери ночи;
Мы томно движемся среди подушек
С изяществом добрых котят.
Наши браслеты звенят на наших локтях.
И если вы победите, мы сделаем все для вас,
Но если вы отступите, мы покинем вас,
И никто не даст вам любви
».

Едва ли эти слова можно было б назвать мусульманскими, но они сработали, и отступившие арабы продолжали сдерживать византийцев. Халид послал конницу из резервов, которая сначала поддержала правый фланг, а потом перешла на левый фланг. В это время мусульманский центр контратаковал. Центр поддерживал отряд конницы под командованием Заррара. В одном месте им даже удалось прорвать линию противника. Но тут второй день закончился, и обе армии отступили назад на свои исходные позиции.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:41 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
На третий день византийская армия попыталась повторить тактику предыдущего дня, но сосредоточила удары на открытом северном фланге поля битвы. Еще раз воины Амра были оттеснены к своим палаткам вместе с большей частью отряда Шурахбиля. Снова мусульмане оказались лицом к лицу со своими собственными женами, и один солдат, по мусульманским хроникам, произнес: «Легче сталкиваться с румеями [византийцами], чем с нашими женщинами!» Чем пугали мусульман их женщины, легенда умалчивает. И опять ситуацию восстановил резерв конницы Халида, но на этот раз мусульманские потери были намного большими.

Вот тут-то Халид ибн Валид и начал свой знаменитый обходной фланговый маневр. Впрочем, точная дата, когда Халид начал свой обход, зависит от интерпретации туманных высказываний первоисточников. Генерал-майор Акрам (Akram), историограф пакистанской армии, полагает, что это произошло на шестой заключительный день. Профессор Гхаванми Иорданского университета предполагает, что это произошло на третий и четвертый дни Ярмукской битвы. Последнее кажется более вероятным. Но остается главный вопрос — Халид заманил вражеский отряд вперед, подставив его под находившийся «в засаде» свой фланг, или он воспользовался кратковременной дезорганизацией во взаимодействии византийских отрядов?

Четвертый день был, конечно, днем самого ожесточенного сражения. В этот день мусульмане потеряли гораздо больше лучников, в то время как Вахан, действуя напролом как и в третий день, полностью повторил свою атаку. Такая предсказуемость действий означала, что в запасе у Вахана очень немного тактических находок, несмотря на его численное превосходство. В это время армянские полки, поддерживаемые конницей гассанидов, рассеяли и частично уничтожили отряд Шурахбиля. В ответ подразделения Абу-Убейда и Язида нанесли чувствительные удары по византийскому центру и правому флангу. Халид послал половину резерва своей мобильной конницы, чтобы присоединиться к кавалерии Кайса ибн Хабура, а сам принял под свое командование оставшуюся часть кавалерии. Вырвавшиеся вперед армяне и арабы-христиане теперь были атакованы с трех сторон — Халидом, Шурахбилем и Кайсом. После ожесточенного боя византийцы отступили, вспомогательные войска гассанидов понесли особенно тяжелые потери.

Осуществлялся ли этот маневр на четвертый день или нет, не ясно. Зато понятна суть маневра. Во время нападения византийской конницы на мусульманские лагеря она оторвалась от своей пехоты. Может быть, это произошло случайно, может быть, византийцы попытались реализовать один из самых сложных маневров, описанных в «Стратегиконе» Маврикия. Имперские войска старались навести панику в стане противника конницей, действующей в отрыве от своей пехоты, но такой маневр «Стратегикон» предлагал выполнять, когда у противника уже не оставалось маневренных сил. Здесь же Халид ввел свою конницу в промежуток между имперскими конницей и пехотой. Будучи не в состоянии вернуться назад, византийские кавалеристы отступили на север. Тогда конница Халида атаковала византийский левый фланг пехоты, принуждая подразделения буккинатора и армянские части Вахана к отходу.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:42 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Изображение
Битва при Ярмуке, четвертый день. Показаны византийские атаки,мусульмане защищают свой фланг и захват моста через реку Руккад

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:45 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Еще более опасными были действия небольшого отряда арабской мусульманской конницы под командованием Заррара, который, похоже, остался скрытым для византийцев позади Таль аль Джумуйи в течение первой атаки. Когда византийская конница бежала, Заррар последовал за нею по направлению к Айн Дхакару. Большая часть из отступающей византийской конницы была арабскими вспомогательными частями из христиан племен лакхм и джудхам. Некоторые из них рассеялись в местных селах; некоторые — перешли к мусульманам. Их отступление «заразило» и другие арабские вспомогательные отряды, охраняющие единственный мост через Руккад. В результате воины Заррара, ведомые дезертиром по имени Абу Джайяд (Abu Ju’aid), легко захватили мост. Византийская армия теперь была отрезана от своего главного лагеря в Якусе и могла только отступить с боем вниз вдоль Ярмука или к устью Рукка-да, или пробиваться на север по бесплодным землям через строй главной мусульманской армии, которая продвинулась вперед, оттеснив левый фланг византийцев.

Тем временем в центре и на южном фланге двинувшиеся вперед мусульмане несли большие потери от византийских лучников, недаром в мусульманских хрониках этот день назван «Днем потерянного глаза». Здесь мусульмане наступали фактически без поддержки конницы, так что, возможно, основные потери наносили им активно действовавшие здесь византийские конные лучники. Абу-Убейда и Язид уже окружали византийцев и атаковали их с тыла, но один мусульманский отряд на левом фланге из соединения Абу-Убейды под командованием Икрама ибн Аби Джала (Iqrama Ibn Abi Jahl) был отрезан и окружен. Все воины в этом отряде были убиты или ранены. Отряд уничтожался вдали от своего лагеря, потому мусульманские женщины под началом сестры Заррара Кхау-лы аль Азвар вышли из лагеря и ударили в тыл византийцам, стараясь деблокировать своих мужчин. Под натиском женщин византийцы отступили. В это время Заррар, завершив битву, прибыл к лагерю, разыскивая свою сестру Кхаулу. Он нашел ее среди раненых с византийским мечом, воткнутым в ее голову. Удар был настолько сильным, что византиец не сумел выдернуть меч, застрявший в черепе, и бросил оружие на поле боя.

На пятый день Вахан сделал последнюю попытку провести переговоры с мусульманами об отступлении (а точнее — о спасении своей армии), безрезультатно. Византийцы сейчас были зажаты между Руккадом и устьем Ярмука, отрезаны от своего лагеря в Якусе. Мусульмане, вероятно, заняли позиции между реками Аллан и Руккад. Ни одна из сторон не атаковала — воины устали за несколько дней боев, но как Халид, так и Вахан, собрали свои оставшиеся конницы в отдельные сводные соединения.

Точная дата, когда мусульмане штурмовали лагерь византийцев в Якусе, не сохранилась. Известно только, что случилось это ночью. Возможно, Заррар просто продолжил свое победное наступление после захвата моста и достиг Якусы в восемнадцати километрах от Руккада затемно. Обнаружив, что охрана лагеря малочисленна и не готова к бою, мусульмане захватили его с легкостью. Часть защитников бежала по римскому тракту на юго-запад по направлению к Палестине, но другие же, потеряв голову, могли бежать в сторону Руккада и устья Ярмука. В этом месте и при свете дня спуститься с обрывов очень непросто, ночью же, безусловно, они почти все сорвались вниз, открыв счет жертвам обрывистых берегов в сражении при Ярмуке.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва у Ярмука: День "окривления" арабов
СообщениеДобавлено: 29 дек 2012, 22:48 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Шестой и заключительный день сражения начался с перестрелки между отрядами Гаргиза и Абу-Убейды, во время которой Гаргиз был убит. Воспользовавшись замешательством противника, сначала отряд Абу-Убейды, а потом и вся мусульманская армия двинулись вперед. Самой отчаянной была битва на северо-западном конце линии фронта, где мусульманам удалось временно окружить отряд византийцев, пробивавшихся к мосту. Но воины буккинатора прорубились через строй противника и соединились с отрядом Вахана в центре.

История о том, что в этот день византийцы были сбиты с ног ветром и ослеплены песчаной бурей, почти наверняка является мифом. Об этом можно судить хотя бы потому, что впервые упоминание об «облаке пыли и неблагоприятном ветре» появляется много позже после сражения в описаниях Феофана (Theophanes), пытавшегося объяснить поражение христиан. Это свидетельство противоречит профилю местности и господствующим ветрам. Однако и без «облака пыли» византийцы были охвачены паникой: пути для отступления были для них отрезаны. Некоторые бросали оружие и пытались сдаться, но мусульмане, понеся ужасные потери, практически не брали пленных. Другие пробовали спуститься вниз с обрывистых берегов, но почти все они разбились. Ужас этого дня сохранился в ранних описаниях сражения. Большинство из тех, кому удалось бежать, сумели уйти долиной или взобраться на южные крутые склоны холмов, являющиеся сейчас территорией Иордании.

Византийцев ужасало, что их метко выпущенные стрелы вроде бы и не поражали неприятеля, упорно наступавшего на их ряды… А вот и нет, поражали, и еще как. Пожилой Язид ибн Абу Суфьян, муж грозной Хинд Утбы, был одним из множества мусульман, потерявших в этот день глаз. Воину по имени Хубаш ибн Каис аль Кушаири (Hubash Ibn Qais al Kushairi) в бою отрубили часть ноги, но он не заметил этого, а потом, когда осознал свою потерю, начал блуждать по полю битвы, разыскивая свою ногу! Амир ибн Аби Ваккас («Amir Ibn Abi Waqqas), доверенное лицо Умара, привезший приказ о понижении Халида в звании и отстранении его от командования армией, был убит наряду со многими другими чрезвычайно важными и уважаемыми мусульманами, чьи имена внесены в списки арабских хроник. Многочисленные могилы этих воинов ислама были в хорошем состоянии в этой местности в конце XII столетия. Остатки некоторых из них можно заметить и сейчас, например, в аль Махаджахе (al Mahajjah) к северу от Навы и среди руин старого византийского монастыря на восток от дороги Дамаск-Дараах.

Потери мусульман были сравнимы с потерями византийцев. Несмотря на ужасающие описания многочисленных жертв, погибших при отступлении, многие тысячи разбитых имперских воинов нашли свое спасение, отступив к Эмесе или в Египет. Часть конницы, первой бежавшей с поля боя, сумела остановиться, перестроить свои ряды и нанести встречный удар по мусульманской кавалерии, рвавшейся на север. Мы мало знаем византийских командиров, участвовавших в этом бою, но судьба некоторых из них нам известна. Вахан, скорее всего, был убит на поле боя, хотя многие хроники утверждают, что, побоявшись появиться на глаза Ираклию, Вахан бежал и стал монахом в монастыре Святой Катерины на Синае. Феодор Трифориус погиб в сражении. Никетас отошел в Эме-у, где он пытался перейти к мусульманам, но был отвергнут. Джабала также бежал, на некоторое время он даже заключил мир с захватчиками, но потом вновь продолжил непримиримую борьбу.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 2   [ Сообщений: 30 ]
На страницу 1, 2  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB