В росте и усилении политической и военной силы племенного союза алан в I — V вв., наряду с внутренними причинами, определенную роль играло экономическое и культурное влияние государств и народов Закавказья, куда аланы периодически совершали разрушительные походы.
Оживленные политические и религиозные взаимоотношения алан-осетин с Царством Великая Армения и другими развитыми государствами закавказского региона ускорили переход аланского общества к более высокой ступени социального развития, приблизившись, таким образом, к уровню развития обществ в государствах Закавказья в тот период.
В последуюющее время — VI веке, военная организация и богатое вооружение алан-осетин создавали им известное положение на территории Северного Кавказа. Именно в это время налаживаются тесные контакты аланского общества с Византийской империей, что в свою очередь усиливало их международное положение в регионе.
Начиная с VI века у алан развиваются феодальные отношения. Более точную картину социальной истории алан в рассматриваемый период рисуют археологические памятники, согласно которым аланы переходили к земледелию. Неуклонное развитие производительных сил повлекло за собой изменения в общественных отношениях.
С появлением Хазарского каганата, аланы временими попадали в зависимость от хазар, но в основном сохраняли свою самостоятельность и управлялись своими «царями» /Сирийский автор — Захарий Ритор VI в./, ведя самостоятельную международную политику.
В эпоху арабского господства /с конца VII в./ аланы были уже окончательно оседлым народом, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и горным промысом. Но в их быту большое значение всё еще имели военные походы. Росла социальная дифференциация аланского общества.
Показателем появления новых черт в социально — экономической жизни алан в этот период наличие укрепленных городищ, возведенных как Сасанидами так и Арабским халифатом — все это свидетельствовало об определенном уровне развития феодальных отношений в аланской среде.
Таким образом, социальная история алан может быть освещена благодаря использованию данных армянской историографии, где зафиксированы узловые моменты в развитии алано — осетинского общества, появления на международной арене Аланского государства.
Наряду с этим, есть основания говорить о том, что до сих пор не многие сведения армянских источников используются осетологами в исследовании проблем истории Осетии и осетинского народа.
Так, концепции по истории осетинского народа в период раннего и позднего средневековья, в основном построены на базе материалов археологических исследований.
Конечно, изучение и классификация археологического матерала очень важна для исследования истории каждого народа, однако упускать из виду данные письменных источников нельзя, ибо очень много вопросов невозможно объяснить без использования этого материала.
Следует также отметить, что, в целом, в осетологии используется материал из различных источников — византийских, арабских, грузинских и иных.
Однако, еще раз отметим, что среди письменных источников, содержащих сведения об аланах-осетинах, армянские занимают особое место, ибо они содержат более подробные и достаточно достоверные сведения.
Заключение научной работы диссертация на тему «История Осетии по армянским источникам V-XVIII вв.» Выводы Ю.Кулаковского хорошо аргументированы и убедительны. И, действительно, сведения Менандра Византийского дают возможность говорить о том, что аланы в VI в. были самостоятельным народом и вели самостоятельную международную политику.
Данные армянских источников свидетельствуют о том, что аланы в это время стояли на пороге создания своего государства, которое имело определенный вес в формировании политической обстановки в закавказском регионе и на Северном Кавказе.
В течении всего VIII в. — как отмечает Ю.Кулаковский, /33/ — нет никаких упоминаний об аланах в наших /византийских/ источниках».
Необходимо отметить, что в это время в Армении свою независимость получили князья из нахарарского рода Багратуни, которым удалось создать единую Армению. Однако, исследователи мало внимания обращали на вопросы социальной истории Армении этого периода, не говоря уже о вопросах социальной истории северокавказских народов в том числе и алан.
Известно только, что административно — управленческий аппарат Багратидской Армении /885-1045 гг./ за время ее существования претерпел эволюцию в соответствии с требованиями внутриполитической жизни государства.
Так, правление родовым доменом крупных феодальных родов -Багратидов, Арцруни и Сюни — осуществлялось с помощью дворцово-вотчинной системы, весь домен был подчинен особому должностному лицу, возглавлявшему административный аппарат домена и одновременно личных владений царя.
Кроме того, имелись общегосударственные должности — спарапет, князь князей, марзпан и др., которые поручались в основном представителям правящей династии /Багратуни/, только марзпанство возглавляли Арцруниды.
Необходимо отметить также, получавшие эти должности оставались в своих княжеских резиденциях, что в свою очередь децентрализовывало аппарат и затрудняло его работу.
С середины X века система управления совершенствуется. В 961 году при армянском царе Ашоте III город Ани стал постоянной резиденцией государства, здесь же было сосредоточено болыпинтво ведомств Багратидской Армении. В это время на управление ведомствами назначались представители рода Пахлавуни, которые жили в столице Ани или в его округе — Шираке, где имели земли, пожалованные за службу.
Благодаря этому высшие должностные лица находились постоянно при дворе. В этот период совершенствуется и управление родовым доменом, оно отделяется от управления личными владениями царя. В течении всего остального времени управление родовым доменом поручается младшим членам правящей династии.
И, если социальная история Армении в Багратидский период изучена плохо, за исключением некоторых вопросов, то исследование социальной истории алан по армянским источникам сопряжено с очень большими трудностями.
Известно, что по вопросам о социальной истории алан в этот период в основном высказывали мнения археологи на базе материалов из раскопок памятников соответстующих эпох.
Нашу задачу мы видим в том, чтобы выявить сведения из армянских источников по некоторым аспектам социальной истории алан. Несмотря на то, что данные армянских источников этого времени об аланах, в частности о социальной истории алан, носят опосредованный характер, все же в них есть сведения, которые проливают свет на малоизученные вопросы социальной истории алан.
О социальной истории алан и их занятиях скупые сведения сообщает армянский историк IX в. Шапух Багратуни. В своей книге «История халифов» он писал:
Много раз я ходил в страну аланов. И спрашивает Ахмад: «Эта страна, полная всячечких благ, отвечает муж, — есть в ней много золота и великолепных одеяний, благородных коней и остального оружия.кольчуг и благородных камений.»/34/
Конечно, сведение Шапуха Багратуни — это восприятие алан современниками армянами. Все это свидетельствует о том, что наличие такого колличества товаров ремесленного производства предполагает и развитые торговые отношения алан с соседями.
В этом сведении есть материал свидетельствующий о высоком уровне развития ремесел у алан, в частности оружейного дела. Ряд эпитетов -«великолепные одеяния», «много золота», «благородные камения», -свидетельствуют о наличии социальной дифференциации аланского общества.
Рассказ Шапуха Багратуни свидетельствует о факте отделения ремесла от сельского хозяйства, о вероятном существовании ремесленных мастерских, ориентированных на изготовление товаров на рынок. Развитию торговли способствовало и важное стратегическое положение, которое аланы занимали на территории Центрального Предкавказья.
Возможно именно в это время возникают укрепленные города крепости, которые превращались в центры торговли и обмена. Эти укрепленные города-крепости превращались в своего рода посредников в процессе товарообмена между жителями горных и равнинных территорий.
И это естественно. Совершая частые военные походы на страны с высоким уровнем развития, аланы были вынуждены все время усовершенствоваться в ремеслах по изготовлению военного снаряжения.
Далее, Шапух Багратуни повествует: «.Когда услышал это Ахмад, пожелал он пройти через врата, и прошли через них 70 тясяч. Услышали об этом аланы, собрали войско, отрезали дорогу через ущелье и, задержав их в узком месте, принялись беспощадно избивать.Так войска тачикские /арабские/ были истреблены войсками аланскими.»/35/
В этом отрывке есть свидетельство о сильной военной организации у алан и о наличии государственности в это время. Есть уверенность в том, что аланы прекрасно не только ориентировались на местности, но и блестяще пользовались преимуществами местности в смысле организации боя.
Следующий армянский автор, сохранивший для нас сведения об аланах — Товма Арцруни. В его произведении «История дома Арцруни» повествуется о походе арабского полководца Буги против северокавказских народов в 50-х годах IX в. Он посылает посла к аланам /речь идет о Дарьяльском ущелье/ с предложением подчиниться ему. Но аланы не приняли его предложения. Вот, что мы читаем в этом источнике:
Но они /аланы/, уверенные в неприступности своих крепостей, множестве войск и храбрости мужей ратных, ничуть не смирились с его речами и даже не дали ответа, а с позором вернули обратно, наградив их страшными побоями.
Спустившись с гор, они заняли подножия гор, приготовились к сражению. Они заперли стражей крепостей и закрыли теснины ущелий, что вели их в укрепленную страну. Тогда полководец Буга повелел войскам своим выступить против них войной. Приблизившись к ним /горцам/ они приготовились к сражению.»/36/
_________________ Приходите в мой дом...
|