Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 16 июл 2018, 04:05

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 91 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Арминия: Армения времен единого халифата...
СообщениеДобавлено: 30 авг 2012, 10:44 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
I восстание Арминии
(702-705)


Жестокая политика халифа Абд ал-Малика (685-705) в завоеванных странах серьезно отличалась от политического курса халифов VII столетия, которые часто давали особые Грамоты феодалам, церкви и городам, обеспечивая их традиционные или наследственные права. Тяжелое положение в начале VIII в. усугублялось еще и тем, что сбор подушной подати с христиан осуществлялся самым строгим образом

Арабские власти в Армении не хотели признавать наследственных феодальных прав армянских нахараров и, по словам армянского историка, арабский правитель «придумывал злобные средства к истреблению в земле нашей нахарарского сословия с его всадниками». Абу Шайх Ибн Абдаллах характеризуется как человек коварный и злой, который арестовывал и заключал в оковы армянских князей, и даже ишхан Армении Смбат Багратуни и католикос Сахак Дзорапореци были высланы в Дамаск. Правитель начал религиозные гонения. Именно при нем был казнен Давит Двнаци, известный мученик в армянской средневековой литературе.

Возмутившись злодеяниями правителя, Смбат Багратуни (по возвращении из Дамаска) в самом конце 702 года созвал к себе на совет сына своего Ашота, другого Смбата, сына брата своего отца, Варда, сына Теодороса Рштуни и других вельмож. На соборе нахараров Смбат и другие князья совещались о путях спасения от гнета халифата, но, не найдя никакого разумного выхода, нахарары решили отправиться в страну ромеев, в надежде получить помощь.

Вышеупомянутый собор нахараров был созван, по-видимому во владениях Багратуни в Коговите, так как после совещания собравшиеся нахарары вместе со своими всадниками перешли границы области Улео с юго-восточной стороны горы Арарат и достигли села Акори. Войско арабов, в количестве около 8.000 воинов, находившееся в Нахчаване, преследовало их. Нахарары продолжали путь вверх по долине реки Аракс, перешли реку и расположились лагерем в селе Варданакерт. Армянские князья обратились к арабам, напомнив, что они не намерены восстать, а желают только оставить страну, но неприятель не хотел слышать о мирных переговорах.

Войско армян насчитывало менее 2.000, но сильный мороз помогал им и они смело напали на сынов пустыни. Неприятели бросились к реке Аракс, которая в то время замерзла, но лед не выдержал и потопил бежавших арабов. Из арабского отряда спаслись только 300 человек, которые просили убежище у княгини Шушан (наверное, из рода Камсараканов). Она вышла навстречу князю Смбату, сыну Ашота, умолила его пощадить жизнь босых и раненых беглецов. По сообщению летописца, она перевязала их раны, одела и отправила к халифу. Победители, завладевшие богатой добычей, послали императору ромеев в дар прекрасных арабских коней. Император выразил благодарность Смбату Багратуни и наградил его титулом куропалата. Очевидно, империя поощряла восстание армян против халифата, желая использовать это движение в своих целях. Смбат отправился в горную область Тайк и заперся в крепости Тухарк на севере этой области.

Про это событие знают и арабские историки. Так, Ибн ал-Асир также под 84 г., т, е. 703 г., упоминает поход Мухаммеда ибн Марвана на Армению. Он свидетельствует, что Мухаммад совершил еще поход в Армению в 85 г. х. (704) и там зимовал.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арминия: Армения времен единого халифата...
СообщениеДобавлено: 30 авг 2012, 10:50 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Тем не менее восстание распространилось на многие области Армении. На юге, в области Рштуник, при деревне Гуканк в январе 703 года отряд неприятеля устремился на армянские войска, находившиеся в Васпуракане, но был истреблен. Почти одновременно у Еревана потерпела порожение еще один вражеский отряд, а в области Вананд, когда большой отряд полководца Окба встретился с князем Камсараканом, весь арабский отряд был истреблен, а Окбе удалось бежать в Сирию. Он обратился к халифу с просьбой дать ему войско, чтобы отомстить восставшим армянам.

Когда весть о поражении арабов достигла халифа Абд ал-Малика, он приказал своему брату Мухаммаду Ибн Марвану напасть на Армению с большим войском, в котором был и Окба. Было приказано также и продолжить военные действия против Византии и на этом фронте арабам весной 703 года удалось захватить Сис в Киликии.

Не имея возможности оказать сопротивление, князья Армении были вынуждены уполномочить католикоса Сахака (уже вернувшегося из Дамаска) и ряд епископов вести мирные переговоры. Когда посланные прибыли в Харран, где ожидали приезда Мухаммада, католикос сильно занемог и, чувствуя близкий конец, обратился к арабскому наместнику с просьбой-завещанием - обеспечить свободу веры в Армении и признать права армянской церкви. Историческое предание яркими красками рисует встречу наместника с трупом покойного. По преданию, каталикос приветствовал Мухаммада, сказав «селам алек» (мир с тобой). Тот взял письмо от покойного и, прочитав его, обещал выполнить просьбу католикоса. Мухаммад дал епископам, сопровождающим католикоса, грамоту, или «письменную клятву», обещав свободу веры и они, с телом католикоса вернулись назад. Тем врменем неудачы преследовали арабам в войне с Византией. После предыдущей удачы у Сиса в 704-ом году арабы потерпели сразу три порожение от имперцев в Киликии. В итоге арабский наместник двинулся в Армеиию и, хотя, в свете смерти халифа, до поры до времени не причинил зла, но тайно наблюдал за нахарарами.

Грамота, данная Мухаммадом, удовлетворила только армянскую церковь. Относительно же нахараров халифат не изменил своей политики - намерения истребить их. По сведениям Левонда, новый халиф аль-Валид I (705-715) в первый год своего правления говорил, что нахарары «будут препятствием и соблазном нашему владычеству».

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арминия: Армения времен единого халифата...
СообщениеДобавлено: 30 авг 2012, 11:09 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В 705 г. вернулся из ссылки Юстиниан II Ринотмет (685-695, 705-711), подавил сопротивление своих врагов и занял престол, после чего возобновил войну с арабами. Именно в это время Смбат Багратуни обратился к нему с просьбой о помощи. Получив войско от византийцев, он в 705 г. проник в область Вананд и расположился лагерем около села Драшпет. Против него выступил сам Мухаммад, который, вследствии малодушия имперских воинов, одержал победу над Смбатом, при этом потери имперской армии достигли 50.000 человек.

Узнав об этом выступлении, халиф приказал истребить крупных феодалов Армении. Мухаммад вернулся в Двин и приказал Касиму, своему делопроизводителю в Нахчаване, пригласить к себе нахараров Армении вместе с всадниками под предлогом внесения их в список для получения жалованья. Не предполагая хитрой западни, нахарары отправились туда, были схвачены и разделены на две части. Одной половине было приказано собраться в церкви Нахчавана, а другой - в церкви близлежащего села Храма. Вывели только видных князей, остальных предали огню. Князей же мучили невыносимыми пытками, требовали золота и серебра, обещая оставить их в живых. Однако, когда нахарары отдали все свои сокровища, арабы предали их смерти. «Так погибли»,- пишет историк,- «Смбат, сын Ашота, из рода Багратуни, Григор и Корюн из рода Арцруни, Вараз-Шапух и брат его из рода Аматуни и многие другие из родов владетельных князей». Эти зверские злодеяния, жертвой которой стало несколько сот велмож, упоминаются не только у армянских, но и у арабских, византийских и сирийских историков. Согласно Михаилу Сирийцу, это было частью общего политического курса арабов, которого наместники и придерживались - политики насилия. В Месопотамии Мухаммад убил сирийского правителя Эдессы и присвоил все его имущество.

После сожжения армянских воинов и нахараров, Мухаммад опусташил некоторые областя и увел в плен многих людей. В то же время арабы напали на Киликию и опусташили ее восточные областя. Эти трагические события привели Смбата Багратуни и его единомышленников в отчаяние. Они оставили область Тайк и ушли из Армении, так как не было никаких оснований ожидать помощи от Византии. Император довольствовался тем, что дал им в условное владение город Пуйт (Поти) на берегу Черного моря в Егерской стране (Эгриси). Это стало фактическим концом восстания.

Восстание хотя и не было организованным (так как никто не надеялся на успех), тем не менее достигло некоторых результатов и оказало влияние на ход дальнейших политических событий в Армении.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арминия: Армения времен единого халифата...
СообщениеДобавлено: 06 сен 2012, 15:40 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Lion писал(а):
Войско армян насчитывало менее 2.000, но сильный мороз помогал им и они смело напали на сынов пустыни. Неприятели бросились к реке Аракс, которая в то время замерзла, но лед не выдержал и потопил бежавших арабов. Из арабского отряда спаслись только 300 человек, которые просили убежище у княгини Шушан (наверное, из рода Камсараканов). Она вышла навстречу князю Смбату, сыну Ашота, умолила его пощадить жизнь босых и раненых беглецов.


Учитывая, что автор я, думаю не мешало бы википедскую статю увидеть на моем форуме:

Битва у Варданакерта (арм. Վարդանակերտի ճակատամարտ) (декабрь 702) одна из самых великих битв в истории противостояния Армении арабскому владычеству. Армяне достигли полного успеха и создали все условия для последующего разрастания I восстания Арминии (702-705 гг).

Начало войны

После окончательного установления арабской власти в Армении и начавшихся репрессии против армян патрик Армении Смбат Багратуни (693—726) в селении Акори (на южных склонах Масиса) собрал на совет армянских вельмож для согласования плана дальнейших действии. Некоторые предлагали сразу начать восстание, но, подсчитав свои силы, нахарары Армении под конец пришли к выводу, что лучший вариант, это просто перебраться в Византию и там ждать развития события. Узнав о собрании армян, собранные в едино арабские силы Арминии начали продвигаться в их сторону. В свою очередь проведав о продвижении арабов, армяне отступили на север и укрепились в селе Варданакерте. Арабская армия переправилась через Аракс и под вечер подошла к селению. Начались переговоры, которые закончились безрезультатно: арабы требовали полной капитуляции армян и не под каким предлогом не хотели выпускать их из своих владении. Армянский историк Гевонд так описывает ситуацию:

«… Тогда князья по берегу реки Аракса перешли границу… и достигли большого села Акори. Но войско Исмаильтян числом более 8000, находившееся в Нахичеване, устремилось за ними, преследовало их, и хотело их живьем проглотить. Когда до армян дошло известие, что хищники погнались за ними, то они перешли Аракс, и расположились лагерем в селе Варданакерте; а войско иноплеменников поспешно шло за ними. Тогда отряд армянский вступил в переговоры с Таджиками: "Из-за чего, говорили они, вы преследуете нас? Чем мы провинились перед вами? Страна наша перед вами; вам уступаем свои жилища, виноградники, леса, огороды, и поля наши; для чего же вы хотите иметь в своей власти и нас самих? Позвольте нам пройти за пределы наши". Но войско Исмаильтян не хотело и слушать; Господь ожесточил сердца их, чтобы предать их мечу…»

После неудачных переговоров арабские воины расположились на чистом поле, прямо на снегу и, в таком состоянии проведя основную часть ночи, через несколько часов полностью лишились боеспособности. В свою очередь армяне, понимая, что им все ровно нечего терять, подготовились к ночной атаке.

Битва

Прямо перед рассветом армянские всадники внезапно атаковали замерзших до костей арабов и наголову разгромили их. Некоторая часть вражеских воинов попытался через лед перебраться на другой берег Аракса, на лед треснул и последние утонули в ледяной воде. Гевонд продолжает:

«…Князья армянские, укрепив улицы местечка, расставили всюду стражу до рассвета, а сами, проведя ночь в бдении и молитве, просили у Творца всего сущего помощи Его всесильной десницы, и молили Его судить нелицемерно их и неприятелей. На рассвете, тотчас по совершении утреннего богослужения, роздано было святое причастие и достойные причастились плоти и крови Господней, считая это последнею необходимою заботою о ce6е. Укрепив силы свои кратковременной трапезой, они разделились на отряды, устроились в ряды, и завязалась битва. Тогда сам Всевышний подал помощь войску армянскому, которого хотя было менее 2000, но оно многих неприятелей предало лезвию меча. Дни стояли очень холодные; усиленный напор холодного ветра препятствовал войскам Исмаила показать свое обычное мужество, тем более, что они всю ночь не слезали с коней и с рассветом уже подверглись ударам меча. Те, которые избегли меча, бросились на реку Аракс, которая в то время замерзла, по случаю страшных морозов. Но когда много собралось их на льду, лед обрушился и потопил с собою всех тех, которые избежали смерти от меча. Только некоторые в числе 300, обратившись в бегство, искали спасения и убежища у княгини Шушанны.»

Спаслись всего 300 человек, за которых заступилась родственница одного из армянских командиров, Шушанна. Потери армян были ничтожны.

После битвы

После битвы армянские вельможи разделились: Смбат и Ашот перешли в византийские владения и успешными переговорами смогли убедить империи подать руку помощи армян, в том случае, как Смбат Арцруни, Вард Рштуни и другие вернулись в свои владения и начали войну против захватчиков. В начале и в середине января 703 года арабы потерпели поражения соответственно в битвах у селении Гуканк (провинция Васпуракан, гавар Рштуник) и в гаваре Вананд (у Карса). К концу месяца последовала еще одно поражение арабов, на сей раз у Еревана. Власть арабских наместников была практически ликвидирована, особенно в свете того, что Византия перешло в наступление с стороны Киликии и в 704-ом году добилась нескольких серьёзных побед против арабов. Ситуация поменялось не в пользу армян только в 705-ом году, когда перешедшие в наступление уже в Арминии византийские войска и присоединившийся к ним армянская армия, по вине малодушия имперских солдат, которые просто подались в бегство в самом начале сражения, в битвe у селения Драшпет (у Карса) потерпела от арабов серезное поражение. По словам Гевонда:

«…Соединившись с полководцем греческим, Смбат прибыл в область Вананд к селу Драшпет и там расположился лагерем. Махмет, военачальник Исмаильтян, узнавши об этом, собрал войско с большою поспешностью, и вышел против соединившихся полководцев. Сошедшиеся два неприятельских войска устремились друг на друга в боевом порядке, и грянула битва. Тогда гнев Божий постиг войско греческое: упали духом люди воюющие; они бросились бежать в укрепленные свои лагери. Неприятель преследовал их и произвел страшное кровопролитие между греками, которые потеряли более чем 50.000 ратников; остальные принуждены были бежать из страны нашей. Махмет, собрав свое войско, возвратился в город Двин»

После этого арабы захватили города Нахичеван и Джуха. В создавшихся условиях армяне вынуждены были пойти на переговори, в результате которых I восстание Арминии закончилась. И хотя де-юре статус армян не поменялся, но де-факто после этих событии арабы существенно ограничили свою репрессивную политику по отношению к армянскому населению.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арминия: Армения времен единого халифата...
СообщениеДобавлено: 15 июл 2013, 09:39 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Грузия в работах мусульманских средневековых авторов


Из исторических хроник известно, что Грузия, начиная с середины VII века, неоднократно оказывалась под властью различных магометанских деспотий. До Х века здесь владычествовали арабы, в XI веке появились турки-сельджуки, в XIII веке хозяйничали монголы, с XVI века Грузия находилась в сфере влияния Османской Турции и Сефевидского Ирана. Таким образом, в общей сложности не менее пяти столетий мусульмане правили как Тифлисом, так и различными регионами на территории современной Грузинской Республики. Все это продолжалось до конца XVIII века. Имеются многочисленные арабские и персидские историко-литературные источники, повествующие о временах магометанского владычества в Грузии. К сожалению, в интернете такие материалы практически отсутствуют. А ведь без них картина исторических событий на карте Грузии не может считаться целостной. Со стороны грузинской историографии имеются веские причины замалчивания работ арабских и персидских историков, географов и путешественников. Ниже представляем выборочные отрывки из произведений мусульманских авторов, касающихся Грузии, а читателю оставляем делать из них выводы самому.

Начнем с выдержек из работы «Фатух аль Баладан» Ахмада ибн Яхья Белазари:

«Тифлис входит в Красный Джорзан [Грузия], часть которого находится поблизости от моря Тарабзенде [Черное]. И Бабалан, Бабсамсахи, крепость Джордман, крепость Самшлади, Баблазеге и Согдиль являются городами этого региона». Затем он добавляет: «Сисджан, Арана и Тифлис Армине аль Аввали [Первой Армении]».

«В 25 году лунной хиджры (644 г.) началось взятие Армении, и Хабиб ибн Муслеме во времена Халифата Усмана отправился в Джорзан. Он, после победы над племенами «улудж», вошел в Тифлис и подписал мирное соглашение с Джорзан. Это соглашение было оформлено с условием подчиненности джорзие [грузин]. Соглашение способствовало сохранению храмов, церквей, молитвы и их христианской веры. Для сохранения упомянутого каждый дом обязан был платить джизию в размере одного динара, во время войны указать путь мусульманам, а заблудившихся и потерянных мусульман угощать и содержать одну ночь, и вернуть в лагерь мусульман. Не помогать врагам мусульман, если Ислам захочет, стать религиозными братьями мусульман».

Расшифруем суть данного соглашения:

1. Грузины признают верховенство арабской власти и выплачивают дань в размере динара на один дым. При этом им запрещается объединение дымов для уменьшения дани. Со своей стороны, арабы не расчленяют их для увеличения дани.

2. Население обязано помогать арабам против их врагов советом и делом, то есть брать на себя военные повинности, давать приют и оказывать помощь отставшим мусульманам, а затем доставлять их в расположение ближайшего арабского отряда.

3. Принявший ислам становится братом арабам и пользуется общими со всеми мусульманами правами.

4. Арабы обязуются оказывать помощь грузинам в борьбе с общим врагом, однако, если арабы не смогут этого сделать, подчинение грузин врагу не будет арабами осуждено.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арминия: Армения времен единого халифата...
СообщениеДобавлено: 15 июл 2013, 09:42 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Арабский географ, перс по национальности, Ибн Хордадбех (Абульгасем Обейдоллах ибн Абдулла ибн Хордадбех, 820-912) в книге «Aль Масалек ва аль Мамалек» Абхазию называет частью Армении, а вспоминая о Тифлисе, располагает его в «Арминие аль Аввали». По его мнению, Арминие аль Аввали состоит из Сейджана, Аррана, Тифлиса, Барзае, Бильгана, Габале и Ширвана.

Наиболее правильное разделение региона Кавказа среди мусульманских географов находим у Мокадеси (Абу Абдаллах Мохаммад ибн Ахмад Мокадеси, 946-1000) в книге «Ахсан aль Тагасим Фи Моарефат aль Агалим». Оно практически совпадает с территориальным разграничением современного Кавказа. Мокадеси дает сведения и о Тифлисе: «Тифлис расположен у подножья реки. Река Кура пересекает этот город, и две части города соединяются при помощи моста. Стены этого города каменные и они обложены деревом. Река Кура проходит через Тифлис и уходит в Кофрестан [страна неверных]». В другом месте он указывает на городские бани, которые работают без топлива, и обращает внимание на их сходство с банями Табария.

Историк XIII века Ягут Хамави (Шахабедин Абу Абдоллах Ягут ибн Абдоллах аль Хамави аль Руми аль Багдади) в книге «Моаджам аль Баладан» считает, что Джорзан [Грузия] – это общее название региона, находящегося в Армении, и Тифлис является его столицей. Он разъясняет это так: «По словам Али ибн Хосейна, рядом с землей Абхаз находится страна Джорзия (Джорзан), но я, Ягут Хамави, заявляю, что Джорз – это тот же самый (Гордж), это слово превратилось в арабское и стало звучать как «Джордз». Кордж - это люди-христиане. Они проживают в горах Аль Габг [Кавказские горы] и в долине Сараер. У них свой царь, свое государство и свой особый язык. По численности населения, мощи и богатству они - в изобилии. У них было достаточно сил, чтобы завоевать город Тифлис. Гарс – это город, находящийся в Армении в регионе Тифлис. Оттуда поступает шелк, и расстояние между этим городом и Тифлисом - два дня пути». Вообще, говоря о Тифлисе, Хамави дает очень подробные сведения о его географическом расположении и достопримечательностях: «Тифлис – это город Первой Арминии и, по словам некоторых жителей Аррана, Тифлис - столица Джорзана - находится поблизости от Баб-аль-Баваба. Это город старинный и вечный. Он расположен на 62 градусе географической долготы и 42 градусе широты. Это город, после которого Ислам более не существует. Посредине города Тифлиса протекает река Кура, которая вливается в море. Вокруг города большая крепостная стена. В городе Тифлис есть такие бани, в которых никогда не остывает вода. Это по той причине, что там имеются горячие ключи. Горячая вода течет прямо из-под земли, и баня не нуждается ни в воде, ни в топливе. Эти бани исключительно для мусульман. И никто, кроме них, туда не входит». Последнее выражение о принадлежности бань исключительно мусульманам в других источниках не встречается. По всей видимости, автор имел в виду то, что мусульмане и христиане имели свои отдельные бани.

А вот что рассказывает Хамави о завоевании Тифлиса султаном Джалаледдином и последовавших за этим событиях: «В 623 году лунной хиджры (1225 г.) султан Джалаледдин Хорезмшах завоевал Тифлис и истребил всех грузин. Во всех войнах и столкновениях он побеждал грузин. После этого он расположил в городе базу своих военных и, назначив своего властителя, вернулся». Далее Хамави повествует о том, что город недолго продержался в руках мусульман. Властитель города – представитель Джалаледдина – крайне жестоко обращался с оставшимся населением Тифлиса. Городское население призвало грузин из провинции, вручило им правление городом, а хорезмцы из города бежали. Но грузины опасались возвращения Джалаледдина, по этой причине они сами сожгли Тифлис и покинули город.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арминия: Армения времен единого халифата...
СообщениеДобавлено: 15 июл 2013, 09:44 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Арабский историк Якуби (Ахмад ибн Аби Якуб, ум. в 897 г.) также считает, что город Тифлис расположен в Армении. В своей работе «Аль Баладан» он пишет: «Тифлис – это город, расположенный в Армении и расстояние от него до Галигала 30 фарсахов [180 км]… Большая река берет начало в городе Галигала и течет до города Тифлис и пересекает этот город на восток». Якуби указывает, что Тифлис считался военной базой мусульман в Армении и рассказывает о сражениях военачальников Аббасидcкого Халифата в этом регионе в 141-178 гг. лунной хиджры. В 238-240 гг. лунной хиджры поднялся мятеж под руководством Бетригов, который охватил всю Армению. Аббасидский Халифат был вынужден послать одного из своих военачальников в регион для подавления мятежа. Но эмиссар не смог справиться, и был убит. Одновременно с этими событиями, мусульманский правитель Тифлиса Исхак ибн Исмаил, не отправляя налоги Халифу в Багдад, заявил о своем суверенитете, в связи с чем получил прозвище «Тифлисский мятежник». В войнах с силами Халифата он был убит, и его голову отправили в Багдад.

Автор XIII века Ибн Факих Хамадани (Абубакр Ахмад ибн Мохаммад ибн Исхак Хамадани) в книге «Дар aль Баладан» Тифлис, Сисджан, Арран и Барзае также считает «Первой Арминие».

Автор книги «Роузат аль Сафа» персидский историк Мирханд (Мирмухаммад ибн Сейид Борханеддин Хавендшах, 1433-1498) пишет: «Тифлис находится на границе с неверными. Его основатель - справедливый Ануширван. Население города придерживается христианства. В городе можно одновременно услышать звучание азана мусульман и колоколов христиан. Тифлис находится на пятом континенте, где население с белой кожей. Протяженность самого длинного дня – четырнадцать с половиной и четвертью часов. Эта страна имеет 215 городов, среди которых Тифлис является главным».

Ученый Х века Ибн Хогаль в своем труде «Сурат аль Арз» подробно рассказывает о Тифлисе: «Этот город имеет укрепленные границы и множество врагов. Этот город, который по величине уступает Баб-аль-Бавабу, имеет две глиняные крепостные стены и трое ворот. Тифлис – это город большого благодеяния. Он полон благоденствием и изобилием. Товар там очень дешев, и намного дешевле, чем в других городах. Это большое преимущество; по словам некоего, он там купил ведро меда за один дирхем. Люди там здоровые и гостеприимные. Они особенно уважают тех чужеземцев, которые являются грамотными и культурными людьми. Тифлис расположен на реке Кура. Там построено много мельниц для помола пшеницы... Эти бани подобны баням Табария, там вода горячая, а огня для нагрева этой воды нет». В другой части своей книги Ибн Хогаль пишет: «После того, как Тифлис был захвачен грузинами, их царь вежливо обходился с мусульманским народом. Он не мучил мусульман. И по сей день там существуют исламские лозунги. Соборная мечеть охраняется от любых подлостей. Царь зажигает в мечетях свечи и светильники. Во всех мечетях громко звучит азан и призывает мусульман к молитве. Никто не мешает этому».

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арминия: Армения времен единого халифата...
СообщениеДобавлено: 15 июл 2013, 09:46 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Интересные сведения о географии региона в раннем средневековье сообщает персидский историк Х века Хамза Исфагани в «Сани Мулук aль Арз ва aль Анбиа». Он утверждает, что Абхазия располагается в северо-западной части Грузии, а в конце правления династии Сасанидов Абхазия находилась в зоне влияния Ирана.

Автор XIV века Хамдуллах Мустафи (Хамдуллах ибн Абибекр ибн Мохаммад ибн Наср Мустафи Газвини) в книге «Назхат aль Гулуб» пишет: «Тифлис относится к пятому континенту… Он расположен в ущелье, где с одной стороны город прижат к горе. Река Кор протекает через этот город, городские здания расположены даже на склоне горы - таким образом, что крыша одного дома является двором другого. Там много бань, и горячая вода выходит из земли и не нуждается в огне. Основной урожай – зерновые, которые получают в изобилии, а фруктов не так много».

Географ Х века Истахри (Абу Исхак Ибрагим аль Истахри) в книге «Масалек ва Мамалек» рассказывает: «У реки Кор очень хорошая вода, которая течет с гор. Размеры этой реки сравнимы с размерами рек Гянджеруд и Шамкур. Эта река проходит посредине Тифлиса и уходит на землю неверных».

Так же несомненный интерес представляют слова арабского историка, географа и путешественника Масуди (Абольхасан Али ибн Хусейн Масуди, 896-956). В книге «Моравадж aль Захаб» он в отношении Грузии единственным среди мусульманских авторов применяет название «Джорджи», которое вполне совпадает с латинским названием этой страны. Рассказывая о Тифлисе, он замечает: «Властитель [города] был мусульманином, имел полную власть над окружающими племенами, и все ему подчинялись. Этого властителя – мусульманина - звали Исхак ибн Исмаил. Он собрал много сил и достиг такого уровня, что объявил о своей самостоятельности перед Халифатом».

Итак, как видим, различные мусульманские средневековые авторы, которых в предвзятости заподозрить трудно, описывая географию, топонимику, историю, уклад жизни населения и достопримечательности региона, в разные исторические времена считают Грузию частью Армении, а город Тифлис – городом, находящимся в Армении.



_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арминия: Армения времен единого халифата...
СообщениеДобавлено: 15 июл 2013, 09:49 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Вне сомнении, хорошая подборка материалов, но вот только стоит уточнить - арабские авторы эпохи Халифата, а по инерции и поездные авторы исламского мира считают Грузию не частью Армении, как историческую родину армян, а как частью Армини, административно-географического обледенения Арабского халифата, в которую входила вкупе с Арменией еще и Грузия, Абхазия, Ширван и Дербенд.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арабские эмираты в Армении: Первая волна язвы...
СообщениеДобавлено: 01 сен 2014, 14:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19
Сообщений: 8822
Очков репутации: 2

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
А каковы причины быстрой исламизации и арабизации южных армян(имеется ввиду армян Кордука, Алдзника и других южных ашхаров)?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арабские эмираты в Армении: Первая волна язвы...
СообщениеДобавлено: 01 сен 2014, 14:37 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
А откуда Вы вообще взяли, что они быстро исламизировались или арабизировались?

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арабские эмираты в Армении: Первая волна язвы...
СообщениеДобавлено: 01 сен 2014, 14:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19
Сообщений: 8822
Очков репутации: 2

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В южных провинциях Армении восстаний не наблюдается...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арабские эмираты в Армении: Первая волна язвы...
СообщениеДобавлено: 01 сен 2014, 16:40 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Нет, ну в Ахдзнике восстания были, а Корчайк воспринимался как часть Васпуракана...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арабские эмираты в Армении: Первая волна язвы...
СообщениеДобавлено: 02 сен 2014, 00:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19
Сообщений: 8822
Очков репутации: 2

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
А что насчёт Парскаайка?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арабские эмираты в Армении: Первая волна язвы...
СообщениеДобавлено: 02 сен 2014, 09:26 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23896
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
История Парскаайка известно плохо, но кажется оно тоже в многом действовала в пульсе с Васпураканом. Вообще, средневековый Васпуракан в общем был больше, чем та, которую мы привыкли видеть на карте Ширакаци, я всяком случае у меня такое ощущение складывается...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 91 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB