Албанская христианская церковь
всегда находилась в каноническом единстве с Армянской Апостольской церковью (ААЦ), однако после нашествия арабов ее глава, католикос
Нерсес Бакур, попытался принять халкидонизм. Попытка провалилась вследствие несогласия паствы и князей, Нерсес Бакур был низложен, а на народно-церковном соборе в 704 году было принято решение о возврате в каноническое единство с ААЦ. В 705 году Албанская христианская церковь стала
частью ААЦ. Возможно, этому решению способствовало и то обстоятельство, что левобережье Куры, называемое армянами Бун Агванк – Истинная (исконная) Албания – под давлением арабов
массово приняла ислам. Как бы там ни было, образовался Албанский католикосат ААЦ, католикосы которой рукополагались Эчмиадзинским престолом. Отметим, что Армянская Апостольская церковь имела четыре католикосата: Эчмиадзинский, Киликийский, Ахтамарский и Албанский, из которых сегодня функционируют
первые два. Все католикосаты, зарождение которых происходило вследствие политико-административных пертурбаций, признавали верховенство первопрестольного Эчмиадзина.
Именно название католикосата – Албанский – исходящее, как мы уже знаем,
из административного названия персидской провинции, и стало «основанием» для претензий Азербайджана. А поскольку претензии эти не могут быть подкреплены историческими, каноническими и этническими аргументами, азербайджанские политики и историки массово прибегают к
фальсификации. При этом они спекулируют официальной титулатурой Албанских католикосов Армянской Апостольской церкви, в которой упоминается выражение «католикос албанский». Следуя этой «логике», ныне усопшие главы Киликийского или Ахтамарского католикосатов также являются не армянами, а «киликийцами» и «ахтамарцами», ибо на их надгробных камнях указаны их сан и должность: католикос Великого Дома Киликийского, Католикос Ахтамарский...