Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 17 янв 2018, 06:18

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:23 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
То же мнение высказывается и в статье: A. d'Ors, La territorialidad del derecho de los Visigodos, Estudios Visigoticos I, Rom-Madrid 1956, S. 110). Содержание этого произведения и латинский язык, на котором оно было написано, показывают, какой степени романизации достигли вестготы на момент обнародования кодекса – то есть, скорее всего, к 475 г. Впрочем, вопрос о соотношении римского и германского права в Кодексе Евриха прояснен еще не до конца; при его составлении за основу было взято западноримское обычное право, до сих пор недостаточно хорошо изученное (Wieacker, S. 77). Зачастую невозможно однозначно определить, происходит то или иное уложение Кодекса Евриха из римского или германского права. Из сферы римского права были заимствованы такие важные установления, как завещание, ссуда под проценты и использование документации (Zeumer, S. 469). Наряду с «официальным» правом, кодифицированном в вестготских сводах, продолжало существовать и древнее германское обычное право, оказавшееся чрезвычайно жизнеспособным и перешедшее после развала вестготского государства в кастильское право (Th. Melicher, Der Kampf zwischen Gesetzes– und Gewohnheitsrecht im Westgotenreich, Wien 1930. E. Wohlhaupter, Das germanische Element im altspanischen Recht und die Rezeption des roemischen Rechtes, ZRG rom. 66, 1948, S. 135-264. Следует отклонить за ее полную бездоказательность выдвинутую д'Орсом теорию (A. d'Ors, La territorialidad del derecho de los Visigodos, Estudios Visigoticos I, Rom-Madrid 1956, S. 110)., согласно которой правовые установления, рассматривавшиеся прежде как германские, на самом деле являются отголосками, упрощениями и остатками в остальном не дошедшего нас иберийского права). Кодификация вестготского права и заимствования из римского права, находившегося на более высокой ступени развития, стали результатом тесных контактов с окружающим миром, устроенном совсем по-иному, чем вестготское общество. В них нашла свое выражение стремительная ассимиляция вестготов к их римскому окружению. Так как в составлении Кодекса Евриха, скорее всего, принимали участие римские юристы, обеспечившие сильное влияние римского законодательства, применение нового свода законов влекло за собой все большую романизацию племени (Zeumer, S. 468). Законодательство Евриха и его предшественников примечательно еще и тем, что оно является первым примером кодификации законов среди германских племен. Вестготское право, подвергшись многочисленным переработкам, непрерывно развивалось и совершенствовалось вплоть до начала VIII века; юридические источники позволяют нам составить достаточно полное представление о социальной эволюции вестготского государства. Среди вестготов существовали опеределенные социальные различия. Кодекс Евриха сообщает, что некоторые готы наделяли своих дружинников (buccellarii) землей (CE 310). Если такой дружинник переходил на службу к другому господину, он был обязан вернуть все, что он получил от прежнего хозяина, то есть оружие и землю. Следовательно, дружинники не получали землю в неотчуждаемую собственность при разделе новоприобретенных территорий, а пользовались частью земельных владений своего господина. По всей видимости, в данном случае мы имеем дело с достаточно древним обычаем. Это подтверждается тем, что Кодекс Евриха предусматривает наследственность вассальных отношений. Наряду с буццеллариями мы располагаем сведениями о других дружинниках, так называемых сайонах (saiones), которые получали от своего господина только оружие (CE 311). Вероятно, они жили в доме своего начальника, получая от него все необходимое для жизни. Нам кажется неуместным рассматривать буццеллариат как римский, а сайонат как готский институт (Так, например, в: A. d'Ors, La territorialidad del derecho de los Visigodos, Estudios Visigoticos I, Rom-Madrid 1956, S. 243). Буццелларии, которые часто упоминаются в позднеантичных источниках, были дружинниками, как правило, германского происхождения (Seeck VI, S. 101). Их название происходит от слова buccella, «хлебец», так как они снабжались лучшим питанием, чем солдаты, состоявшие на императорской службе, которым приходилось довольствоваться грубым солдатским хлебом. Позднеантичные буццелларии отличаются от упомянутых в Кодексе Евриха тем, что они не получали земельных наделов; в этом пункте их положение соответствовало статусу вестготских сайонов. Сайонов можно сравнить с дружинниками германских князей, о которых рассказывает Тацит, которые жили в доме своего вождя, получая от него оружие и питание (Тацит, 13, 2-3). Вестготы были освобождены от уплаты налогов. Взамен они должны были нести военную службу. В своих основных чертах вестготская военная организация, должно быть, не претерпела серьезных изменений с V по VII века. Наименьшую войсковую единицу составляла десятка (decania), во главе которой стоял декан. Следующей по величине единицей была сотня (centena), подчинявшаяся центенарию. По-видимому, отряд в пять сотен человек не играл значимой роли в армии; нам известно лишь название начальника такого отряда, квингентенарий (LV 9, 12, 1-2). Самой крупной единицей войска была тысяча во главе с милленарием. Некоторыми он отождествляется с часто упоминаемым в юридических текстах тиупадом (thiuphadus) (Например, Historia de Espana, S. 238). Однако против этого сопоставления говорит этимология последнего слова, которое можно перевести как «предводитель рабов» (Gamillschegg, Romania Germanica I, S. 357). По всей видимости, речь идет о вторичном образовании, которое Э. Гамиллшег датирует VII веком и объясняет тем, что слово, обозначавшее в готском «тысячу», просто исчезло из языка; кроме того, к тому времени на военную службу широко привлекалось несвободное население (Исчезновение слова «тысяча» ко времени возникновения термина «тиупад» кажется очень маловероятным. Готское выражение, соответствовавшее слову «милленарий», могло бы сохраняться в качестве военного термина и после того, как готский язык вышел из употребления. Но так как, напротив, название «тиупад» возникло еще в то время, когда готский язык еще был разговорным, следовало бы отличать тиупада от милленария). Ввиду этих обстоятельств следует предположить изменение функций тысячника. Возможно, сначала функции тиупада и милленария различались; в одном законе Реккесвинта они упомянуты рядом (LV 2, 1, 27). Может быть, в конечном итоге тиупад заменил милленария, так как в поздних юридических текстах мы встречаем только первое имя. Тысячники, пятисотники и сотники были облечены какими-то судебными полномочиями низшего уровня (LV 2, 1, 27), которые, впрочем, с трудом поддаются четкому определению. Пятисотники и сотники, скорее всего, выполняли только полицейские задачи. Тиупад и позднее встречается в роли судьи наряду с графом или под его началом (LV 4, 5, 6 и 9, 1, 21). Вероятно, в начальный период расселения вестготов в Галлии военные вожди были одновременно и судьями. В ходе все более тесного сближения готов и римлян, которое в конечном итоге привело к образованию единого правового пространства, судьи, в ведении которых находились дела римского населения, по-видимому, распространили свою юрисдикцию и на готов, коль скоро само право романизировалось все больше и больше. Тысячник передал свои судейские функции графу, подчиненным которого он стал и в военной сфере. Если по Кодексу Евриха 322 милленарий наряду с графом (comes civitatis) должен был принять меры в случаях, когда вдова неправильно расходует переданную ей в пользование долю имущества мужа, то соответствующий закон кодификации Леовигильда уже не содержит никаких упоминаний о милленарии (Zeumer, S. 436). В конечном итоге готские полководцы удержали только военную власть. Тысячники никогда не выступали в качестве самостоятельных военачальников. Если король не мог сам вести войско, он назначал герцогов (duces). На этой должности мы встречаем как готов, так и римлян. В мирное время герцоги также участвовали в управлении страной и, наверное, в отправлении правосудия, хотя границы их полномочий еще не вполне выяснены. Неизвестна и величина округов, вверенных их руководству. Так как мы располагаем сведениями о дуках в Бордо (498 г). и Мериде (473 г)., а оба эти города были центрами своих провинций, можно предположить, что уже в V веке произошло уравнение провинций и герцогств, достоверно засвидетельствованное позднее. Если резиденцией герцога Виктория был Клермон, а не Бурж, главный город провинции Аквитаника I, то это может объясняться тем, что Клермон требовал особого внимания как центр римского сопротивления.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:23 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Эти дуки только по имени схожи с вождями племени вестготов IV века. Герцоги V века были служащими, получавшими свои властные полномочия (по крайней мере, в теории) от короля. Сама должность возникла, вероятно, под влиянием римских институтов. Таким образом, вестготское герцогство оказывается новообразованием.

Свой язык готы сохраняли еще в V веке. В погребальных торжествах Теодериха I на Каталаунских полях павших в битве почтили песнями (Иордан, 216). Иордан также сообщает, что существовали героические песни, посвященные отдельным выдающимся мужам. Перед одной битвой с римлянами вестготы запели «хвалу предкам» (Schmidt, S. 527). Впрочем, содержание вестготского эпоса нам совершенно неизвестно. Выдвинутое Рамоном Менендесом Пиналем предположение, что средневековый испанский эпос восходит к вестготским героическим песням и что мотив народа, выкупленного за цену лошади, также вестготского происхождения, не выдерживает критики (R. Menendez Pidal, Los Godos y el orgen de la epopeya espanola, 3. Settimana di Studio, publ. Spoleto 1956, S. 285-322. Против этого предположения см. Wagner, S. 93).

Еще в «Institutio disciplinae», предположительно написанном Исидором Севильским, упоминаются «песни предков» (carmina maiorum), которые пела знатная молодежь (Изд. A. E. Anspach, Rheinisches Museum 67, 1912). Исчезновение готского языка, скорее всего, повлекло за собой и гибель готского эпоса.

Бок о бок с вестготами жили римляне, и после 418 г. теоретически остававшиеся гражданами империи. Они подчинялись римской администрации, продолжавшей действовать и после расселения в Галлии вестготов. Высшим гражданским должностным лицом был галльский префект претории с резиденцией в Арле, начальствовавший над губернаторами провинций. Наименьшей единицей управления был город с его окрестностями, civitas. Им руководил городской совет. Впрочем, эти курии еще начиная с III века утратили большую часть своего прежнего влияния. Несмотря на это, и при вестготском владычестве civitas проявил себя как жизнеспособное с административной точки зрения учреждение. Правительство империи намеревалось укрепить связи между областями, переданными в 418 г. готам для поселения, и римскими частями Галлии. Для этого было создано собрание представителей всех провинций, которое должно было собираться раз в году в Арле. В собрании кроме префекта претории и губернаторов провинций принимали участие также представители городских курий (Stein, S. 499). Сколь долгое время существовал этот институт, неизвестно, но административное подчинение вестготских областей префекту претории, скорее всего, было очень быстро отменено. Сложно себе представить, чтобы Теодерих I мог мириться с тем, что налоги, выплачиваемые проживающими в его землях римлянами, отправлялись в инстанцию, которая могла использовать эти деньги для набора армии против вестготов. И сообщение Сальвиана о том, что многие римляне бежали в готские области, чтобы уйти от невыносимого налогового бремени римской администрации, показывает, что там были установлены менее тяжелые налоги (Salvian, 5, 22). Позднее, ко времени составления законов между 439 и 445 гг., система финансового управления в вестготских территориях перестала зависеть от аналогичных структур Римской империи.

Нам неизвестно, как развивалась система управления провинций. Так как готы владели целиком только Аквитаникой II, а соседние провинции были разделены между империей и вестготским государством, сложно представить, каким образом могла поддерживаться единая административная система. Возможно, расширение вестготской власти при Еврихе, в результате которого полностью в вестготское владение перешли и другие провинции, привело к возрождению провинциальной администрации. То, что она существовала к началу VI века, выясняется из Римского Закона Вестготов (Lex Romana Visigothorum), в который были не только взяты соответствующие статьи Кодекса Феодосия, но и который содержит интерпретации, отклоняющиеся от содержания этих законов (например, РЗВ 1, 10, 2). Так как даже государство Евриха не охватывало территорию всей Галлии, промежуточная инстанция между наместниками провинций и королем стала совершенно излишней. С завоеванием Арля галльская префектура претории на время прекратила свое существование.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:24 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Значительную роль в управлении страной играли города (P. Vaccari, Studi sull'Europa precarolingia, Verona 1955, S. 41. Мы не можем согласиться с предложенной в этой работе интерпретацией роли дуков). В вестготском королевстве ими руководили графы (comes civitatis), располагавшие обширными полномочиями и отправлявшие правосудие. Эта должность, засвидетельствованная и в других государствах германцев на территории империи, но прежде всего у франков, вероятно, имеет позднеантичные корни (D. Claude, Untersuchungen zum fruehfraenkischen Comitat, ZRG germ. 81, 1964, S. 1-79). Мы узнаем о существовании comes civitatis уже во времена Евриха (CE 322). Римляне и под властью вестготов продолжали жить по своим законам, с 438 г. получившим вид официального свода, Кодекса Феодосия. На основе этой кодификации в 506 г. был составлен Римский Закон Вестготов (Lex Romana Visigothorum), также известный под названием Бревиарий Алариха (Breviarium Alaricianum) (Zeumer, S. 472). В этот свод было включено большинство законов из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений античных юристов. Законы, больше не отвечавшие изменившимся условиям, были выброшены. Так, в своде отсутствуют законы, затрагивавшие церковные вопросы и направленные на дискриминацию арианства (Schaeferdiek, S. 46). Были исключены и некоторые устаревшие статьи о сенаторском звании, а к другим были добавлены разъяснения, сильно изменявшие их смысл (Stroheker, Senator. Adel, S. 88). Почти ко всем законам были присоединены толкования, часто взятые из достаточно древних юридических источников и в некоторых случаях даже радикально модифицировавшие само содержание статей (F. Wieacker, Lateinische Kommentare zum Codex Theodosianus, Festschrift O. Lenel, 1934, S. 259-356). РЗВ был обнародован перед собранием ортодоксальных епископов и знатных римлян. Составление этого кодекса не следует принимать за какую-то уступку Алариха II по отношению к римскому населению.

Скорее оно явилось следствием суверенного права вестготского государя (Schaeferdiek, S. 45). Свод Алариха II сыграл большую роль в будущей судьбе римского права в Западной Европе; на протяжении нескольких столетий римское право было известно только в той форме, которую придали ему правоведы вестготского короля. Под властью вестготов римляне жили в очень благоприятных условиях. Это прежде всего относится к низшим слоям населения, которые в Римской империи были угнетены чрезвычайно тяжелыми налогами. Обнищавшие подданные в IV веке объединялись в отряды, иногда господствовавшие на широких территориях Галлии и Испании. Эти багауды (название означает «воинствующие») постоянно рассеивались военными экспедициями, но войскам так и не удавалось утихомирить это движение на сколь-нибудь продолжительное время (Seeck VI, S. 123. F. Lot, Les invasions germaniques, Paris, 1945, S. 93f. Ср. Salvian, 5, 24). Галльская часть вестготского королевства не была затронута волнениями. Многие римляне бежали к вестготам или к багаудам, чтобы вырваться из-под гнета налогов. Римляне, жившие на вестготских землях, по сведениям источников, молились о том, чтобы никогда вновь не очутиться под властью императора (Salvian, 5, 37). Финансовые потребности государства вестготов были существенно ниже, чем поздне-римские, так как здесь была отменена крупная статья расходов на выплату жалования наемным войскам (Штейн (S. 510) оценивает доходы вестготского государства к середине V века суммой в полтора миллиона солидов. Содержание 30000 солдат составляло 900000 солидов). По всей видимости, значительно проще и потому дешевле была и система управления. Еврих и Аларих II заново упорядочили процедуру взимания налогов и, возможно, реформировали налоговые списки (Cassiodor, 5, 39, 13). Римляне были освобождены от службы в армии. Когда мы встречаем отдельных римлян, занимающих высокие военные должности, или узнаем о том, что в 507 г. в вестготском войске сражались овернские сенаторы, то скорее всего речь идет о добровольцах. Не имел поводов жаловаться на жизнь и высший слой римского общества. Часто выходцы из среды сенаторского сословия привлекались на высокие и важные посты. Даже Сидоний Аполлинарий, который в 475 г. на короткое время был отправлен в изгнание, примирился с создавшимся положением (Stroheker, Senator. Adel, S. 86). Его сын получил от Алариха II назначение на важную должность, которая предположительно требовала выполнения и каких-то военных функций (Ibid., S. 146, прим. 23). Винцентий, который в 464-465 гг. был римским дуком провинции Испании Тарраконской, вероятно, одно лицо с Винцентием, которого мы встречаем в 472-473 гг. в Испании в качестве вестготского дука (Stroheker, Eurich, S. 29, прим. 84). Сын Паулина из Пеллы поступил на службу к вестготскому королю (Eucharisticos, v. 498). Первый вестготский наместник, резиденция которого находилась в Клермоне и которому, вероятно, подчинялась провинция Аквитаника II, Викторий, был римлянином; так как он был вовлечен в сенаторские междоусобицы, можно сделать вывод, что он был тесно связан с этим сословием (Stroheker, Senator. Adel, S. 86). Ведущим государственным деятелем при Еврихе был Лев Нарбоннский, принимавший заметное участие в кодификации законов (Vita Epifani 85. Ср. Estudios Visigoticos 2, S. 6). Еще до окончательного падения римской власти в Галлии вестготы заручились поддержкой среди местной знати. Галльский префект претории Арванд вступил еще до 409 г. в изменнические переговоры с Еврихом, которого он призывал вместе с бургундами захватить остававшиеся во владении империи галльские земли (Stroheker, Senator. Adel, S. 148). Немногим позже продвижению вестготов в Галлии способствовал Серонат, крупный римский чиновник (Stein, S. 586). Не вполне очевидно, можно ли трактовать поведение обоих должностных лиц только как государственную измену или же их действия в большей степени определялись политическими соображениями и осознанием того, что империя и без того обречена. Хотя вестготы номинально составляли основу государства, а римляне как национальная группа в этом отношении не обладали равноправием с вестготами, на практике это различие сводилось на нет, так как римлянам были открыты все пути на высшие уровни государственного аппарата. События, сопутствовавшие обнародованию РЗВ, отчетливо показывают, что ко времени Алариха II римляне были совершенно уравняны в правах с вестготами (Schaeferdiek, S. 44).

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:24 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Отношение римлян к готам в конце IV и в V веках отличается крайней неоднозначностью. Амвросий Медиоланский, написавший свое посвященное императору произведение «О вере» (De fide) вскоре после вторжения вестготов на Балканский полуостров, приравнял их на основании созвучия обоих имен к гогам, упомянутым у Иезекииля (Weibull, S. 11). Он призывал императора к войне, ибо гнев Господень, дав готам испытать радости успехов, затем изничтожит это племя. Таким образом, для Миланского епископа готы были преходящим, сиюминутным явлением.

Гораздо пессимистичнее суждения Иеронима. После падения Рима он счел, что взятием столицы миру причинен огромный вред. В будущем Иероним тоже не видел ничего особенно утешительного, так как ему казалось сомнительным, что Бог уничтожит готов, которые все же были христианами. При таких обстоятельствах Иероним мог лишь советовать возложить все упования на Божью волю и усердствовать в вере (Helbling, S. 15). Сходна с этим и позиция Августина. И для него будущее римлян зависит от силы их веры, а судьба Вечного города в сущности лишена значения. Не очень ценит Августин и Римскую империю, которую он причисляет к земным и потому подпавшим под власть зла творениям (v. Campenhausen, S. 198). Он подчеркивает мягкость вестготов, которую относит к божественному влиянию (Helbling, S. 19). Эту же аргументацию мы находим и у его ученика Орозия, который тем не менее смотрит в будущее с большим оптимизмом. Особо отмечая христианство вестготов, он добивается впечатления гармонизации, не соответствовавшей жестоким реалиям. Орозий умышленно обходит молчанием конфликты, которые могли возникать из-за арианского вероисповедания вестготов. Он приветствовал поселение племени на землях империи, ибо теперь вестготы, по его мнению, должны были перековать мечи на орала (Orosius VII, 41, 7). Он хотел внушить своим читателям, что христианство, являясь связующим звеном между римлянами и вестготами, может успешно способствовать разрешению всех проблем. Крайне радикальную позицию занял Сальвиан Марсельский. Из германских племен, живших тогда в Галлии, он лучше всего знал вестготов. Его мнение об этом народе было очень положительным, хотя следует принять во внимание, что он идеализировал германцев, чтобы поставить их в пример «прогнившим» римлянам. Сальвиан восхваляет прежде всего суровость вестготских обычаев. Хотя в политическом отношении они отличались вероломством, но в остальном были скромны и дисциплинированы (7, 64). Возводя все несчастья, обрушившиеся на империю, к несправедливости римлян, он смотрит гораздо глубже, чем большинство его современников. Следствием этой несправедливости стала растущая нужда низших слоев населения. Взваленный на них гнет со временем стал настолько тяжел, что значительная часть утратила всякий интерес в продолжении существования империи и с надеждой ожидала прихода варваров. «И мы еще удивляемся, отчего мы не можем победить готов, когда римляне скорее хотят жить с ними, чем с нами» (5, 37). Естественно, члены высших слоев придерживались диаметрально противоположных взглядов. Сенатор-язычник Рутилий Намациан, в 417 г. совершивший поездку по Галлии и своими глазами наблюдавший опустошения, произведенные вестготами, находил параллели между их вторжением и несчастьями, случавшимися с империей в предыдущие столетия ее истории. Он считал вестготскую власть преходящим явлением, которому может положить конец одна-единственная победа римлян (Helbling, S. 10). Овернские сенаторы, тяжело переживавшие упадок Западной Римской империи, до последнего верили в возможность возрождения римской власти в Галлии (Stroheker, Senator. Adel, S. 67). Сидоний Аполлинарий испытывал по отношению к вестготам только презрение. Он писал своему другу: «Ты избегаешь варваров, так как они считаются плохими, а я даже в том случае, когда они хороши» (Ep. 7, 14, 10). Тем не менее, позднее он весьма своеобразно перенес представления, относившиеся к Римской империи, на государство Евриха, которое он считал всемирной державой (Id., Eurich, S. 126). Из этого недоразумения с очевидностью следует, что он не понимал принципов, положенных в основу вестготского королевства, которое в противоположность Римской империи стремилось не к универсальности, а к обособленности.

Отношения между готами и римлянами не слишком омрачались принадлежностью к разным конфессиям. В первые десятилетия после расселения вестготы проявили себя в высшей степени терпимым народом. Сальвиан одобрительно сообщает, что они с уважением обращались и с ортодоксальными священниками (7, 39). То, что Теодерих I отослал ортодоксальных епископов к победоносному полководцу Литорию, также говорит о хороших взаимоотношениях. Дружественное сосуществование ортодоксов и ариан было нарушено только в период правления Евриха (Следующее ниже изложение в основном опирается на: Schaeferdiek, S. 18). В то время как его брат Теодерих II занимал в религиозных вопросах достаточно отстраненную позицию, Еврих проявил себя фанатичным арианином (Тем не менее, уже Теодерих II поддерживал арианского миссионера Аякса у свевов (Hydatius 232)). Он препятствовал замещению вакантных епископских кресел, так что ортодоксальные общины оставались без официального главы. Если учитывать центральное положение епископа в ортодоксальной церкви, становится очевидно, что эти действия Евриха повлекли за собой застой в церковной жизни. Рукоположение священников, освящение новопостроенных церквей и святой воды были функциями, исполнять которые имели право только епископы; хотя в случае ваканции эти задачи мог решать епископ соседнего диоцеза, можно было предвидеть наступление когда-нибудь в будущем такого момента, когда все епископства лишатся своих пастырей. В 474-475 гг. из 32 епископских мест в вестготском государстве пустовало девять. По-видимому, Еврих избегал применения власти. Изгнание нескольких епископов имело под собой политические, а не конфессиональные основания; даже Сидоний Аполлинарий, яростный противник вестготов, смог после кратковременной ссылки вернуться к исполнению своих обязанностей. Мы не совсем ясно представляем себе цель, к которой стремился Еврих. Нам ничего не известно о попытках обращения ортодоксов в арианство. Кажется, Евриху прежде всего было важно устранить сам ортодоксальный епископат, представители которого, возможно, желали вернуться под власть правоверного императора. И все же не вполне ясно, почему Еврих не предпочел добиваться назначения епископами готовых к сотрудничеству с ним римлян. Также непонятно, изменил ли Еврих свою политику после крушения Западной Римской империи в 476 г. и разрешил ли он тогда епископские выборы.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:25 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Его преемник Аларих II, по крайней мере к концу своего правления, вступил на другой путь, суливший большие успехи. У нас нет данных о первых годах его царствования. И тем не менее издание РЗВ означало определенное улучшение положения и для ортодоксальной церкви, так как в кодекс была включена та часть римских императорских законов, которая устанавливала ее статус. Речь шла об узаконивании юридического положения церкви. Для характеристики церковной политики Алариха II характерно, что он не позволил ввести в РЗВ 17-ую новеллу Валентиниана III; в ней император на государственном уровне санкционирует верховную власть папского престола над галльской церквью. В этом отчетливо проявляется намерение Алариха II превратить ортодоксальную церковь вестготской державы в обособленную церковь и оградить ее от постороннего влияния. В сентябре 506 г. в Агде состоялся собор ортодоксальной церкви королевства вестготов, в котором приняло участие 24 епископа. Хотя отсутствовали епископы из испанской части государства, мы можем говорить о том, что это был государственный собор (Reichskonzil): первый в германском государстве, так как епископы франкской державы собрались только в 511 г. в Орлеане, а епископы страны бургундов – в 517 г. Заседания собора вел Цезарий Арльский, еще совсем недавно живший в изгнании в Бордо. Он был не только необычайно ученым человеком, влияние которого на церковную жизнь того времени невозможно переоценить, но и в качестве митрополита Арльского наследником традиции, стремившейся к ограничению римского влияния на галльскую церковь. Так как усилия Алариха II, направленные на создание независимой вестготской церкви, совпадали с требованиями Цезария, последний мог даже надеяться занять место первого патриарха ортодоксальной церкви государства вестготов. Постановления собора относились к урегулированию практических вопросов церковной жизни; при этом использовались и ранние церковные юридические источники, прежде всего собрание канонов из Арля. И все же церковная политика, начатая изданием РЗВ и продолженная Агдским собором, ни к чему не привела. Развал Тулузского государства воспрепятствовал проведению запланированного на 507 г. государственного собора, который должен был состояться в Тулузе и в котором должны были участвовать и испанские епископы. Значение всей политики Алариха II заключается в том, что он предпринял широко задуманную попытку интегрировать ортодоксальное население в вестготское государство. Нам кажется неправдоподобным предположение, что эти политические замыслы возникли исключительно под впечатлением угрожавшей вестготам войны с франками. Вероятно, этому предшествовал долгий подготовительный период, который говорит о том, что Аларих II ни в коем случае не был слабым или незначительным правителем. Он проводил в жизнь совершенно новую концепцию внутриполитического развития, целью которой было установление гармоничных взаимоотношений между ортодоксами-римлянами и арианами-вестготами. Король намеревался управлять обоими племенами (римляне также рассматривались как gens) на абсолютно равноправных началах. Победы франков прервали этот многообещающий процесс. История арианской церкви нам почти что неизвестна; ее организация уже тогда, должно быть, соответствовала устройству ортодоксальной церкви. За пиршественным столом Евриха трапезничали арианские священники, как говорится в «Житии Епифана». Тем не менее, уже тогда некоторые вестготы придерживались ортодоксального вероисповедания; (Schaeferdiek, S. 10). и напротив, нам неизвестны случаи обращения римлян в арианство.

Королевская власть между 418 и 507 гг. переживала период существенного укрепления, что подтверждается хотя бы тем фактом, что источники больше не сообщают о выборах короля. Такое положение наблюдается уже при восшествии на престол Теодериха I (Kopke, S. 135). Турисмунд был провозглашен королем на Каталаунских полях; впрочем, и в данном случае говорить о выборах было бы опрометчиво (Prosper Havniensis, a. 451: sufficitur («избран»). Ср. Schmidt, S. 476). При коронации Теодериха II, похоже, состоялась церемония народного одобрения (Prosper Havniensis, a. 453: confirmatur («одобрен»)). Когда на престол сел Еврих, очевидно, не было проведено даже формального акта признания, который состоялся при инаугурации Алариха II (Prosper Havniensis, a. 486: confirmatur («одобрен»)). Не подлежит ни малейшему сомнению, что право престолонаследия, принадлежавшее членам королевского рода (stirps regia), вытеснило выборное право. От прежних свобод сохранилась лишь церемония одобрения, лишенная всякого политического значения. Король готов большую часть времени проводил в Тулузе. Место расположения дворца невозможно установить со стопроцентной уверенностью, и все же, скорее всего, церковь Дорад, названная «золотой» (deaurata) из-за своей ныне уничтоженной золотой мозаики, была когда-то вестготской дворцовой церковью (Ph. Wolff, Histoire de Toulouse, Toulouse 1958, S. 47ff. Ср. E. Ewig, Residence et capitale pendant le haut Moyen Age, Revue historique, fasc. 467, 1963, S. 25-72). При Еврихе королевскими резиденциями стали также Бордо и Арль. Мы ничего не знаем об отношениях, сложившихся между королем и готской знатью.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:25 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Похоже, дело никогда не доходило до открытых конфликтов. Вероятно, правящий слой безропотно смирился с усилением королевской власти. И, в противоположность этим скудным сведениям, мы располагаем чрезвычайно подробным описанием двора и распорядка дня Теодериха II, единственным в своем роде для периода Раннего Средневековья. Сидоний Аполлинарий по просьбе своего друга Агриколы, сына императора Авита, рассказал о жизни тулузского двора (письма 1, 2):

«Итак, Теодерих II был силен телом, а ростом он был немного выше среднего. Волосы спадали ему на уши, как это было принято у вестготов (sicut mos gentis est). Кожа короля была белой, как молоко, он легко краснел, но не от гнева, а от застенчивости. Он был широк в бедрах, а руки его обладали большой силой. После пробуждения на рассвете его ожидали арианские священники, с которыми он отправлялся на богослужение. Впрочем, придворные рассказывали, что Теодерих так проводил начало дня скорее из привычки, чем из ревности к вере. Вслед за этим он занимался государственными делами. При этом он сидел на стуле (sella), а рядом с ним стоял его оруженосец (comes armiger). „Толпа одетых в шкуры“ – видимо, его свита – должна была оставаться в передней комнате, чтобы не мешать своим шумом королевским занятиям и все же быть постоянно под рукой.»

Следует ли отождествлять эту свиту с гардингами (gardingi) VII века, не вполне ясно; в пользу такого сопоставления говорит этимология. Само название следует возводить к готскому слову gards (дом, семья), так что гардинги, скорее всего, были королевскими домашними телохранителями (Gamillschegg, Romania Germanica I, S. 356).

«Теодерих принимал послов; при этом он внимательно слушал, но сам говорил мало. Во втором часу дня, то есть примерно через два часа после восхода солнца, король поднимался со своего места и шел осматривать конюшню и казну.»

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:26 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Было бы ошибочным на основании последнего действия делать выводы об особенной жадности Теодериха. Королевская сокровищница была чем-то большим, чем учреждением для удовлетворения сиюмоментных финансовых потребностей государства. В раннее Средневековье королевская казна считалась непременным аттрибутом власти. Как раз в вестготских источниках она часто упоминается в тесной связи с правителем и племенем. Она была важной составляющей королевского достоинства (regnum). Вестготская сокровищница была необычайно богатой. В ней хранилась добыча, вывезенная в 410 г. Аларихом I из Рима, в том числе по крайней мере какая-то часть сокровищ из иудейского Храма, доставленных из Иерусалима в Рим императором Титом (Прокопий Кесарийский, Война с готами, 1, 12, 41 и сл).

Арабы, в руки которых эта сокровищница попала в 711-712 гг., составили подробное, хотя и преувеличенное описание находившихся в нем предметов, среди которых особую роль играет сделанный из золота «стол царя Соломона» (C. Sanchez-Albornoz, La Espana musulmana segun los autores islamitas y cristianos medievales 1, Buenos Aires 1946, S. 51 (Imamat wa-l-Siasat des Ben Quitaba). Historia de la conquista de Espana de Abenalcotia el Cordobes, пер. J. Ribera, Madrid 1926, S. 109, 113).

«После занятий государственными делами Теодерих часто отправлялся на охоту. При этом сопровождавшие выгоняли на него зверя, в которого он стрелял из лука.»

Охота также была, как и осмотр сокровищницы, не столько удовольствием, сколько актом демонстрации королевской власти. Король получал возможность публично показать свою ловкость в обращении с оружием и тем самым свою готовность к войне.

«После возвращения устраивался обед. Все блюда были хорошо приготовлены. Серебряная столовая посуда не была особенно дорогой. Во время еды велись по большей части серьезные разговоры. Только в конце недели Теодерих II обедал в одиночестве. После завершения трапезы король не шел спать (а послеобеденный сон уже тогда вошел в привычку в Южной Галлии), но приказывал принести ему игральные кости (tesserae). Если ему удавался хороший бросок, он молчал, а при плохом смеялся. Даже в игре он боялся внушить чувство страха своему окружению (timet timeri). Игра в кости приводила Теодериха в столь хорошее расположение, что можно было обращаться к нему с просьбой, определенно рассчитывая на ее удовлетворение. К девяти часам он вновь занимался государственными делами, удерживавшими его до ужина. Во время трапезы часто выступали весельчаки, которые, впрочем, не осмеливались шутить по поводу расходов присутствующих. После ужина ворота дворца запирались, и перед ними выставлялась вооруженная охрана.»

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:26 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В своей государственной деятельности король пользовался советами знати. Сидоний Аполлинарий называет круг людей, к которым прислушивался монарх, сенатом и поэтому подчеркивает преклонный возраст советников (Apollinaris Sidonius, Carm. 7, v. 458). Советники являлись во дворец с первыми лучами солнца (Ibid., v. 452). Короли говорили на готском и латинском языках. Теодериха II в годы его юности обучал римскому праву и латинской литературе будущий император Авит (У Сидония Аполлинария (Carm. 7, v. 495). Теодерих II говорит Авиту: Mihi Romula dudum / per te iura placent, parvumque ediscere iussit / at tua verba pater, docili quo prisca Maronis / carmina molliret Scythicas mihi pagina mores). Из сообщения о том, что Еврих в переговорах с одним епископом пользовался услугами переводчика и что он бормотал какие-то готские слова, нельзя делать вывод о недостаточности его познаний в латыни (Vita Epifani, 89f. Иначе в: Stroheker, Eurich, S. 6, прим. 10). Вероятно, король употреблял родной язык из соображений престижа. Против предположения о его плохом знании латинского языка говорит и то, что в таком случае Еврих не понимал бы своего собственного, составленного для вестготов свода законов; да и жена Евриха Рагнахильда владела латынью, так как Сидоний Аполлинарий посвятил ей одно стихотворение (письмо 4, 8, 5). Впрочем, неизвестно, понравился ли королеве несколько напыщенный и высокопарный стиль поэмы. То, что при дворе Евриха ценили римских поэтов, показывает пример Лампридия. Его владения сначала были конфискованы вестготами, но позднее он получил обратно все свое имущество и жил при дворе (Apollinaris Sidonius, ep. 8, 9). По-видимому, сам Еврих просил Сидония Аполлинария написать историю вестготов (Schmidt, S. 528). К сожалению, поэт отказался от этой задачи, что вполне можно приписать его отрицательному отношению к варварам (Об образовании Сидония Аполлинария см. A. Loyen, Sidoine Apollinaire et les derniers eclats de la culture classique dans la Gaule occupee par les Goths, 3. Settimana di Studio, publ. Spoleto 1956, S. 265-284). Хотя вестготские придворные должности были засвидетельствованы только в VII веке, те из них, которые носили готские названия, вполне могут восходить к V веку. Кроме оруженосца существовало звание верховного кравчего (comes scancianorum) (Это название должности следует возводить к готскому skagkja: Gamillschegg, Romania Germanica I, S. 357). На этой должности в 653 г. состояло не менее четырех человек, а в 683 г. даже семеро; следовательно, скорее всего, она утратила свое реальное значение и выродилась в почетный титул. То же самое можно сказать о должности начальника штата личных королевских слуг (comes cubiculariorum); этот чин, вероятно, учрежденный по образцу соответствующего поста римского императорского двора, в 653 и 683 гг. занимали по три человека. Достаточно древней была, как кажется, и должность конюшего (comes stabuli), хотя впервые мы узнаем о ней только в 683 г. Нам ничего не известно об организации центрального управления вестготского королевства. Можно предположить, что и здесь, как в сфере местного управления, римский принцип ведомственного разделения уступил место системе порученцев. Похоже, исключение составляла только финансовая служба.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:27 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Ввиду непрерывного давления франков после битвы при Пуатье вестготы решили объявить королем Гезалеха, внебрачного сына Алариха II. Его сводный брат Амаларих, племянник Теодериха Великого, тогда был еще ребенком и поэтому не мог руководить обороной. Однако Гезалех быстро проявил свою недееспособность. Бургунды, заключившие союз с франками, захватили Нарбонн, важнейший город вестготского королевства. В Южной Галлии сопротивляться вражеским нападениям продолжал только Арль. Гезалех бежал в Барселону (Isidor, HG, 37). Теодерих Великий, вначале признавший Гезалеха, из-за непрерывных неудач вестготского короля обратился против него. Осложнение ситуации на северных границах государства остготов и грозная демонстрация византийского флота у берегов Италии помешали ему своевременно выступить на помощь союзникам-вестготам. Но уже в 508 г. остготское войско под началом Иббы двинулось в Прованс и сняло осаду с Арля. Вслед за тем Ибба повел войска на Нарбонн, который и был отбит у врагов в 509 г. Вероятно, тогда же была снята осада с Каркассона, в котором, скорее всего, укрылся Амаларих (d'Abadal, S. 55).

После того как еще одно войско остготов напало на Бургундию, был заключен мир. Его условия предусматривали сохранение status quo. Франки удержали завоеванные ими области Аквитании с древней столицей Тулузой; тем самым вестготы потеряли области, переданные им по договору 418 г. У побежденных осталась лишь узкая полоска земли на берегу Средиземного моря с городами Арлем, Агдом, Безье и Нарбонном, то есть территории, завоеванные вестготами только во второй половине V века. Граница протянулась севернее Каркассона, из-за которого впоследствии велись частые бои. Несмотря на интенсивные попытки обеих сторон изменить пограничную линию, она оставалась в неизменном виде почти два столетия.

Остготское войско двинулось на Барселону, где Гезалех до сих пор пребывал в полном бездействии. Похоже, среди вестготов появилась оппозиция королю, который в 510 г. приказал умертвить графа Гоериха. Этого графа следует отождествлять с тем самым Гоерихом, которому в 506 г. было поручено довести РЗВ до сведения судей (Chron. Caesaraug., a. 510). Остготы изгнали Гезалеха, не натолкнувшись на серьезное сопротивление. Он бежал к вандалам, так как их король Трасамунд тогда находился в напряженных отношениях с Теодерихом Великим. Впрочем, Трасамунд не осмелился оказать военную помощь претенденту. И все-таки Гезалех получил крупную денежную субсидию и отправился с деньгами в Южную Галлию. Поддержка Гезалеха до крайности обострила остготско-вандальские отношения, и Трасамунд счел необходимым направить Теодериху письмо со своими извинениями (Диснер, с. 107—108). В 511 г. Гезалех попытался со своими сторонниками совершить нападение на Испанию. Потерпев поражение от Иббы под стенами Барселоны, он захотел скрыться в землях бургундов, но был убит на берегу Дюранса.

Теперь государство вестготов оказалось под верховной властью остготского короля. То, что Теодерих Великий был фактическим и юридическим правителем вестготского королевства, подтверждается списками вестготских королей, в которых Теодериху отводится 15 лет правления (511 – 526 гг)., а его внуку Амалариху 5 лет (526 – 531 гг). Не вполне понятно юридическое обоснование правления Теодериха. В данном случае не может идти речи об опекунстве, как предполагает Прокопий, так как законным королем тогда считался бы Амаларих. Но он был провозглашен королем только после смерти деда в 526 г., хотя по вестготским законам он имел право приступать к управлению государством с 15 лет, то есть примерно в 517 г. Стремление к как можно более тесному слиянию остготского и вестготского государств проявилось и в том, что Теодерих Великий приказал перевести из Каркассона в Равенну часть королевской сокровищницы, не попавшую в руки франков (Прокопий Кесарийский, Война с готами, 1, 12, 47). Не вполне ясно, какие мотивы побудили Теодериха Великого унизить своего внука и подчинить себе родное королевство Амалариха. Вероятно, после того как его политика равновесия пала под ударами франков в 507 г., он захотел расширить сферу своей власти. Возможно, конечной целью Теодериха было образование готской сверхдержавы и восстановление единства ост– и вестготов. И на самом деле оба племени тогда объединились в одно (Ibid., 1, 12, 49). Государством вестготов управляли уполномоченные Теодериха. Видимо, сначала руководство осуществлял Ибба, а в 523—526 гг. источники сообщают нам об остготских чиновниках Лиувирите и Ампелии. Очень высокое положение, хотя и с неясными функциями, занимал Теудис, оруженосец Теодериха Великого (Ibid., 1, 12, 50; Иордан, 302). Однако после смерти Теодериха тесная связь между двумя ветвями готского племени прервалась вновь. Вестготы провозгласили королем Амалариха. Прокопий сообщает, что после смерти короля остготов произошел раздел государства между Амаларихом и Аталарихом, сыном дочери Теодериха Амаласунты (Прокопий Кесарийский, Война с готами, 1, 13, 4). При этом области к востоку от Роны определенно достались остготам. Амаласунта, руководившая равеннским правительством за несовершеннолетнего Аталариха, вернула вестготам их королевскую сокровищницу. Из этого видно, что она не была включена в казну остготских королей. По-видимому, Амаларих понимал, что смерть Теодериха Великого приведет к ослаблению могущества остготов. Осознавая, что не следует больше ожидать помощи из Равенны, он стремился, и не без успеха, к налаживанию союзнических отношений со своими опаснейшими противниками, франками, и с этой целью женился на дочери Хлодвига Хлодехильде. Однако препятствиями, которые вестготский король чинил своей жене, придерживавшейся ортодоксальной веры, он предоставил ее брату Теудериху повод к нападению (Ibid., 1, 13, 9). В 531 г. вестготы потерпели поражение под Нарбонном. Амаларих бежал в Барселону, где и был убит (Chron. Caesaraug., a. 531). Король франков забрал свою сестру и ее богатое приданое и отвез обратно в свое государство. Сверх того, он получил некоторые вестготские земли в Южной Галлии.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:27 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Обычно речь шла о Родезе, но, как кажется, тогда же франкскими стали и некоторые другие земли, так как Прокопий говорит о всеобщем исходе вестготов из потерянных областей (Прокопий Кесарийский, Война с готами, 1, 13, 13). После продолжавшегося несколько месяцев периода междуцарствия в конце 531 г. королем стал Теудис, остгот, сумевший создать себе достаточно независимое положение еще при Теодерихе Великом (Ibid., 1, 12, 52). Он женился на знатной римлянке из Испании, владевшей значительным состоянием; на доходы от ее земель он мог содержать частную армию в 2000 человек (Ibid., 1, 12, 50, 52). И все-таки это избрание королем вестготской державы остгота привлекает особое внимание и может расцениваться как результат политики взаимопонимания, проводившейся Теодерихом Великим. Сразу после восшествия на престол Теудис начал борьбу с франками. Мы узнаем о боях в области Родеза и Безье. Впрочем, подробности этих событий нам неизвестны (Григорий Турский, 1, 21 и сл). По-видимому, военные действия не принесли решительного перевеса ни одной из сторон. Десять лет спустя между вестготами и франками вспыхнула новая война. В 541 г. Хильдеберт I и Хлотарь I двинулись походом на Сарагосу, обложили город, но не добились успеха (Ibid., 3, 29). Вестготский герцог Теудегизель изгнал франков из страны (Chron. Caesaraug., a. 541).

И все же наибольшая опасность угрожала вестготам не с севера, а с юга. Византийский император Юстиниан в 533 г. снарядил поход против государства вандалов.

Правивший тогда король Гелимер, по-видимому, вступил в переговоры с Теудисом: он собирался бежать с королевской сокровищницей в Испанию (Диснер, с. 120). После завоевания вандальской державы византийцы приобрели опорные пункты на африканском побережье, среди них Цевту на берегу Гибралтарского пролива. В законе об организации африканской префектуры претории Юстиниан предписал поставить в Цевте гарнизон во главе с особенно надежным комендантом, чтобы наблюдать за проливом и незамедлительно сообщать обо всех событиях в государствах вестготов и франков. Для обеспечения ускоренной доставки сообщений в Цевте были поставлены дромоны, быстрые боевые галеры (C. J. 1, 27, 2). В городе были построены мощные укрепления (Procop, de aedif., 6, 7, 14; C. J. 1, 27, 2). Балеарские острова, ранее принадлежавшие вандалам, также были заняты византийцами (Прокопий Кесарийский, Война с вандалами, 2, 3, 7). Тем самым Юстиниан со всей очевидностью раскрыл свой интерес к западноевропейским землям. Теудис попытался предотвратить нависшую над его страной угрозу и послал войска, отбившие Цевту у византийцев. Однако вестготы не смогли устоять перед нападением императорской армии и снова потеряли этот важнейший город. Новая попытка захватить город провалилась из-за того, что византийцы напали на ничего не подозревающих вестготов в воскресенье (Historia de Espana, S. 93. Messmer, Hispania-Idee, S. 110). Остготы, которые в те же годы воевали с византийцами, пытались втянуть в войну Теудиса. После взятия Равенны Велисарием и пленения короля Витигиса остготы провозгасили королем Ильдибальда, причем решающую роль сыграло его родство с Теудисом. Остготы надеялись, что ему удастся побудить короля вестготов отправить им на помощь свои войска (Прокопий Кесарийский, Война с готами, 6, 29, 14). Летом 548 г. Теудис пал жертвой покушения. Возможно, причиной его смерти стала кровная месть (Isidor, HG, 43). Важнейшим событием правления Теудиса стала переориентация вестготской политики. Если до сих пор на передний план выходила вражда с франками и вследствие этого особенное внимание правители вестготов уделяли северным областям королевства, то теперь в поле зрения вестготских королей попадает остававшаяся прежде в пренебрежении Южная Испания. Военные действия против Цевты предполагают, что Бетика, но недавнего времени пользовавшаяся фактической независимостью, (О фактической независимости Бетики говорил д'Абадаль (S. 64)). была включена в состав вестготской державы.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:27 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Теудегизель, провозглашенный королем после смерти Теудиса, уже в 549 г. был убит на званом пиру в Севилье. В данном случае причиной покушения, по-видимому, также была личная месть (Isidor, HG, 44). Мы располагаем крайне скудными свидетельствами о правлении преемника Теудегизеля, Агилы. В первые годы после своего восшествия на престол он пытался завоевать Кордову (Ibid., 45). Этот важнейший город, как мы видим, все еще сохранял свою независимость, хотя нам ничего не известно ни о его истории, ни о его внутреннем устройстве. Готское нападение закончилось поражением войск Агилы. На поле боя остался королевский сын, и по некоторым сведениям, в руки жителей Кордовы попала даже королевская сокровищница. Агила отвел свою армию к Мериде, и в это же время в Севилье вспыхнуло восстание, во главе которого встал Атанагильд.

Попытка Агилы подавить мятеж привела к новому провалу. Тем не менее, кажется, что последующие битвы протекали неудачно уже для Атанагильда, так как он был вынужден обратиться с просьбой о помощи к Юстиниану. Хотя война против готов в Италии еще не была завершена, византийский император решился вмешаться в испанские события. Юстиниан заключил с Атанагильдом договор, содержание которого остается для нас неизвестным (Это явствует из одного письма Григория Великого Реккареду: MGH Epp. I, Register Gregors I., 1, 9, 229). Византийская армия под началом Либерия в 552 г. заняла южное побережье Испании (Thompson, Goths, S. 323). Либерий был лучшим знатоком вестготских дел, каким только располагал Юстиниан.

Он происходил из римского сенаторского рода и до 529 г. управлял восстановленной галльской префектурой претории, в сферу юрисдикции которой, вероятно, входила и Испания. В готской войне Либерий занимал командную должность в армии (Прокопий Кесарийский, Война с готами, 7, 39, 6 и сл.). Еще тогда (550 г). о нем говорили как о высокоодаренном деятеле; ко времени испанской экспедиции ему было примерно 90 лет. Если Юстиниан прибег к услугам этого старца, назначив его руководителем важного военного предприятия, хотя еще в 550 г. он освободил его от всех занимаемых постов по старости лет, то причины такого решения следует искать исключительно в политических целях императора. Скорее всего, он полагал, что появление Либерия возымеет значительное пропагандное действие, так как он был хорошо известен в Испании. Вскоре после того как Либерий высадился на испанском побережье, ситуация вновь изменилась: Агила был убит в Мериде, а его прежние сторонники присоединились к Атанагильду, который теперь стремился избавиться от своих византийских союзников. Хотя ему и удалось отбить Севилью, нападение на Кордову закончилось провалом (Chron. Caesaraug., a. 568). Чтобы иметь возможность направить все свои силы на изгнание византийцев, Атанагильд удачной брачной политикой обеспечил себе мир с франками. Его дочь Брунхильда стала женой короля Сигиберта. До самой своей смерти в 613 г. эта удивительно способная и политически одаренная женщина царила на политической сцене франкского государства. Брат Сигиберта Хильперик женился на сестре Брунхильды Галсвинте, но этот союз оказался недолговечным, и вскоре дочь вестготского короля была убита (Григорий Турский, 4, 27 и сл). Сегодня нелегко очертить границы территории, занятой византийцами (Литература по истории византийской части Испании приведена в Stroheker, Westgotenreich, S. 211, прим. 1. См. также Thompson, Goths, S. 320ff. Входили ли в зону византийского господства Кордова и Севилья, не вполне ясно. Томпсон предполагал, что оба города пользовались независимостью. В таком случае мы должны учитывать существование в Бетике трех политических сил: византийцев в прибрежных областях, автономных городов Кордовы и Севильи в долине Гвадалквивира и вестготов в глубине страны. Тем не менее эта гипотеза утрачивает правдоподобность, если иметь в виду, что Севилью потерял Атанагильд. У нас нет ни малейшего повода полагать, что это произошло в результате восстания местного населения. Гораздо более вероятным кажется, что город заняли византийские союзники Атанагильда. О захвате обширной части внутренней Андалузии византийцами говорит и еще один факт: на Третьем Толедском соборе не были представлены епископы Кордовы, Эсихи, Кабры, Мартоса, Ла Гвардии и Гранады. Так как в остальном на этом соборе присутствовал почти весь вестготский епископат, отсутствие шести епископов из довольно небольшой области кажется особенно примечательным. Вестготам тогда принадлежала только Кордова, большинство других городов, по-видимому, было под властью византийцев). С уверенностью можно сказать, что византийским было побережье от Картахены до Малаги, а кроме того города Медина Сидония и Хигонса (к северу от Медины Сидонии). К. Ф. Штроэкер показал, что общепринятая до недавнего времени точка зрения, согласно которой Византии принадлежал и Альгарв, основывается на недоразумении (Stroheker, Westgotenreich, S. 241). Когда в 568 г. умер Атанагильд, государство вестготов оказалось в крайне тяжелом положении.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:28 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
После смерти Атанагильда наступил период междуцарствия, продолжавшийся 5 месяцев. В конце концов королем в Нарбонне был провозглашен Лиува I. Возможно, сначала он нашел поддержку лишь у знати Септимании и вряд ли ступал когда-нибудь на испанскую землю (Stroheker, Leovigild, S. 136). В конце 568 или начале 569 г. он назначил соправителем своего брата Леовигильда. При этом они пришли к соглашению, что Леовигильд будет править в Испании. Сам Лиува, который с этих пор исчезает со страниц наших источников до самого упоминания о его смерти в 572 г., сохранял за собой управление Септиманией. Уже в начале своего царствования Леовигильд приступил к проведению энергичных мер, направленных на осуществление того, что можно назвать его политической программой: «Он восстановил страну готов, уменьшившуюся в результате различных мятежей, в ее прежних границах.» (Johannes v. Biclaro, a. 569).

При этом он, вероятно, с самого начала стремился объединить под своей властью весь Пиренейский полуостров. Эта программа подразумевала ожесточенную борьбу как с внутренними, так и с внешними врагами. Первыми шагами нового короля стали действия против опаснейшего противника, византийцев. Хотя в 570 г. он не смог сделать ничего особенного и удовольствовался опустошением окрестностей Басы и Малаги, в 571 г. ему удалось занять Медину Сидонию. Еще больший успех ожидал его в 572 г., когда он захватил важнейший и, вероятно, связанный союзными отношениями с византийцами город Кордову. Вскоре под его власть попали замки и города в окрестностях Кордовы. После того как Леовигильд утвердился в южных землях, он обратился к Северной Испании, где все еще сохраняли свою независимость племена саппов и кантавров. Область саппов, располагавшаяся, по-видимому, недалеко от Саламанки, отныне была полностью включена в состав вестготского государства (Ibid., S. 118). Кантаврами управляла знать, представители которой время от времени сходились на собрания (Braulio, Vita S. Emiliani 33). Их столица Амайя (пров. Бургос) была занята Леовигильдом в 574 г., их земли были разорены и присоединены к вестготской державе. Политика, направленная на расширение государственных границ, привела в 575 г. к подчинению Аспидия, до тех пор сохранявшего независимое положение в «арегенских горах», не поддающейся идентификации местности на северо-западе Испании. По всей видимости, он был чем-то вроде местного царька, так как Леовигильд привез в страну вестготов и его семью, и его казну.

Затем Леовигильд приступил к покорению государства свевов. После ряда успехов он заключил с королем Миро временное перемирие. Причины, вызвавшие прекращение этого предприятия, остались неизвестными.

В 577 г. Леовигильд вновь обратил свои взоры на юг. В пограничной полосе между вестготским государством и Византией сохраняла свою независимость местность под названием Ороспеда, располагавшаяся, вероятно, в верховьях Гвадалквивира.

Леовигильд захватил эту страну, очевидно, находившуюся под управлением знати.

Тем самым были выполнены важнейшие пункты политической программы Леовигильда, тем более что в то же время он успешно боролся со своими внутренними врагами (Григорий Турский, 4, 38). В 578 г. во внутренних областях Испании король основал город, названный в честь его второго сына Реккополисом. Этот город, заложенный где-то в провинции Гвадалахара, должен был, вероятно, стать столицей вестготского государства (D. Claude, Studien zu Reccopolis 2, Madrider Mitt. 6, 1965, S. 167—194).

Однако мирное течение событий было нарушено старшим сыном короля Херменегильдом. Продолжая политический курс Атанагильда, Леовигильд женил его на Ингунде, дочери короля франков Сигиберта. Планировалась и свадьба Реккареда с дочерью Хильпериха, брата Сигиберта. Тем не менее, несмотря на свой совсем еще юный возраст, Ингунда не только отказалась переходить в арианство, но и пыталась обратить Херменегильда в истинную веру. В спорах, разразившихся после этого в недрах королевской семьи, роковую роль сыграла королева Госвинта, фанатичная арианка. Чтобы как-то разрешить возникший конфликт, Леовигильд выделил своему старшему сыну область с главным городом Севильей и поставил там его в качестве самостоятельного правителя. В 579 г. Херменегильд поднял в Севилье восстание и перешел в ортодоксальное вероисповедание, (Об этом и дальнейшем ср. F. Goerres, Kritische Untersuchungen ueber den Aufstand und Martyrium des Hermenegild, Zs. f. histor. Theologie 43, 1893. Stroheker, Leovigild, S. 152ff. Schaeferdiek, Kirche, S. 152ff. L. Duchesne, L'eglise au VIe siecle, Paris 1925, S. 570). скорее всего, надеясь использовать в своих целях подспудную напряженность между ортодоксами и арианами. Раздувание конфессиональных противоречий повергло вестготское государство в жестокий кризис.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:28 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Если до сих пор вся логика развития вела к сближению и даже слиянию римлян и готов, то теперь над ними явственно нависла угроза конфронтации.

Позиция Херменегильда, принявшего при крещении имя Иоанн, отчетливо выражается в надписи из Алкалы-де-Гвадайры (пров. Севилья): «Во втором году правления нашего господина, короля Херменегильда, которого преследует его отец, король Леовигильд.» (Vives, 364).

Впрочем, призыв мятежника к последователям ортодоксального христианства проявить солидарность со своим новым единоверцем не нашел заметного отклика. Как современник этих событий Иоанн Бикларский, так и писавший несколько десятилетий спустя Исидор Севильский квалифицируют действия Херменегильда как мятеж. Очень мало сторонников Херменегильд нашел и среди ортодоксального епископата. Его поддерживал Леандр Севильский, в то время как Масона Меридский, гот по происхождению, занимал выжидательную позицию. То, что позднее Херменегильда стали почитать как мученика, следует считать результатом позднего переосмысления, совершившегося под воздействием анти-ортодоксальной политики Леовигильда (Schaeferdiek, S. 153).

Херменегильд активно искал союзников. Он заключил соглашение с византийцами, которым, по-видимому, передал Кордову. Свою помощь предложил и король свевов Миро. Скорее всего, существовали также какие-то связи с франкскими родичами Ингунды. Так, в поддержку Херменегильда выступил Гунтрам, король Бургундии, уже являвшейся частью франкского государства, в то время как Хильперих из-за своих разногласий с Гунтрамом поддержал Леовигильда.

Сам Леовигильд, очевидно, надеясь на полюбовное примирение, поначалу не предпринимал никаких действий. В 581 г. он пошел походом на басков, возможно, также вступивших в союзные отношения с Херменегильдом. В итоге часть их территории была завоевана Леовигильдом; чтобы укрепиться на этих землях, Леовигильд основал «город победы» Викториакум (ныне Витория). Только в 582 г. он двинулся против своего сына. Осада Севильи длилась свыше года. После того как была отбита попытка короля свевов придти на помощь осажденным, Херменегильд бежал в Кордову к византийцам. Тем не менее, подкупив византийского губернатора, Леовигильд вернул город под свою власть. Херменегильд укрылся в церкви и покинул ее, только получив обещание, что его жизни ничто не угрожает (Григорий Турский, 5, 38) Он был сослан в Валенсию, а позднее в Таррагону, где в 585 г. и был убит. Ингунда осталась в руках византийцев и умерла на пути в Константинополь.

Последние годы правления Леовигильда протекли относительно спокойно и мирно.

Подчинение королевства свевов больше не составляло никаких сложностей. Несколько сложнее было справиться с Гунтрамом, который попытался захватить Септиманию.

Два франкских войска двинулись на Ним и Каркассон. После первоначальных успехов – Каркассон ненадолго попал в руки Гунтрама – недисциплинированные войска с их неспособными начальниками были вынуждены отступить (Ibid., 8, 30). Гунтраму пришлось перейти к оборонительным действиям. Во время правления Леовигильда мир, несмотря на многочисленные дипломатические контакты, так и не был заключен.

К моменту своей смерти в 586 г. король вестготов выполнил большую часть своих внешнеполитических планов: в состав государства были включены не только остававшиеся до сих пор автономными области Испании, но и государство свевов; византийцы были отброшены к побережью, были отбиты франкские нападения.

В равной степени удачно проходила и внутренняя политика Леовигильда. Для укрепления находившейся в упадке королевской власти он не удовольствовался усмирением знати, но и возродил основы королевского достоинства. Исидор

Севильский говорит, что он «первым сел на трон в королевских одеяниях; ибо прежде правители носили те же одежды и сидели на тех же сидениях, что и остальной народ.» (Isidor, HG, 51).

Говоря о нововведениях Леовигильда, нельзя не заметить, что это были заимствования из византийских обычаев. Перестройка вестготского королевства по имперскому образцу нашла отражение и в наименовании Реккополиса, отчетливо указывающем на византийские источники. Основание городов относилось к важнейшим задачам императора. Уже Теудис присоединил к своему имени императорское имя Флавий (H. Wolfram, Intitulatio. Lateinische Koenigs– und Fuerstentitel bis zum Ende des 8. Jahrhunderts, MIOG, Erg. – Bd. 21, 1967, S. 60. – Ср. D. Th. Enklaar, De herkomst van het spaanse Keizerschap, Mededelingen der koninklijke nederlandse Akademie van Wetenschappen, Afd. Letterkunde, N. R. 20, 3, 1957. В этой статье обосновывается точка зрения, согласно которой императорский титул правителя Леона в Средние века следует объяснять империализацией вестготской королевской власти). Тем самым король заявлял о своей принадлежности к императорскому роду, gens Flavia, с которым он установил свое фиктивное родство. И здесь нельзя не заметить стремление встать на одну ступень с императором. Дальнейшим шагом на пути присвоения императорских прерогатив можно считать тот факт, что Леовигильд первым из вестготских королей приказал чеканить золотые монеты со своим именем и изображением. Хотя вестготы чеканили монету начиная с V века, но на золотых ставилось имя и изображение тогдашего императора (W. Reinhart, Nuevas aportaciones a la numismatica visigoda, Archivo Espanol der Arquelogia 16, 1945, S. 212—235. Id., Die Muenzen des westgotischen Reiches von Toledo, Deutsches Jahrbuch f. Numismatik 3/4, 1940/41, S. 69-101. Id., Die suebischen und westgotischen Muenzen als kulturhistorische Denkmaeler, Germania 25, 1941, S. 188—193. G. C. Miles, The Coinage of the Visigoths of Spain, New York 1951).

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:29 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Приблизительно до 575 г. Леовигильд также имитировал византийские монеты и выпускал их с именем Юстина II. После короткого переходного периода, когда надписи на монетах сознательно делались нечитаемыми (т. н. обманный шрифт), Леовигильд перешел к чеканке собственных монет. При этом он и его преемники употребляли эпитеты, заимствованные из титулатуры римских императоров (например, pius «благочестивый» и felix «счастливый»). В монетном деле Леовигильд вернулся к римскому образцу, долгое время остававшемуся без употребления. Он приказывал запечатлеть в монетных легендах важные события своего правления. После завоевания Севильи были выпущены монеты с надписью: «С Богом завоевал он Севилью» (cum Deo optinuit Spali). После занятия Кордовы надписи гласили: «Он дважды захватил Кордову».

«Империализация» королевской власти не означала, что вестготский король отныне притязал на всемирное господство. Леовигильд и его преемники считали себя независимыми правителями, «императорами в своей стране». В этом заключается их основополагающее отличие от византийских государей.

Целям внутренней консолидации государства служила и новая кодификация вестготского права. До нас кодификация Леовигильда дошла лишь в составе Редакции Реккесвинта; восходящие к Пересмотренному Своду (Codex revisus) Леовигильда законы обозначаются там как «древние» (antiqua). Пересмотренный Свод основывался на Кодексе Евриха и Римском Законе Вестготов, из которых было позаимстовано множество статей. Так, к римскому праву восходит признание равных прав на наследство у дочерей и сыновей (Zeumer, S. 478). Леовигильд отменил существовавший до сих пор запрет на браки между римлянами и готами, тем более что он и без того, как говорит законодатель, чрезвычайно часто нарушался. Так как с выпуском Пересмотренного Кодекса, вероятно, устранялось и особое положение готов в суде, кажется очевидным, что основной целью законодательной деятельности Леовигильда было окончательное уравнение в правах обеих этнических групп вестготского государства. Первый шаг в этом направлении сделал еще Теудис, издавший закон о судебных издержках, одинаковый как для римлян, так и для готов (Ibid., S. 160). Хотя только Судебная Книга (Liber iudiciorum) Реккесвинта явным образом запретила пользоваться другими юридическими кодексами, можно предположить, что РЗВ вышел из употребления уже с появлением свода Леовигильда.

Восстание Херменегильда показало, что конфессиональные различия могут стать взрывоопасной смесью, угрожающей взорвать политическое благополучие страны. На основании горького опыта Леовигильд предпринял рискованную попытку привести к единому знаменателю и эту сферу государственной жизни (К дальнейшему ср. Schaeferdiek, S. 157). В 580 г. в Толедо состоялся арианский собор (первое и единственное собрание подобного рода в королевстве вестготов), на котором речь шла о том, чтобы «обратить римлян в арианскую ересь» (Johannes v. Biclaro, a. 580). Чтобы облегчить этот процесс, арианские епископы заявили о своем отказе от обряда повторного крещения, до сих пор являвшегося неотъемлемой частью обращения, и тем самым о своем признании ортодоксального таинства крещения. Кроме того, Леовигильд ввел почитание реликвий и мучеников, опять же до тех пор неизвестное арианской церкви. Видимое сближение с ортодоксальной позицией произошло и в догматическом аспекте. Леовигильд считал оправданным называть Христа равным (aequalis) Отцу, в то время как до него Сын признавался лишь подобным (similis) Ему.

Сама арианская догма не была существенно потревожена этой уступкой, но и такими в сущности маловажными терминологическими изменениями можно было облегчить обращение ортодоксов.

Со времен Евриха ни один вестготский король не чинил серьезных препятствий ортодоксальной церкви. Поводом для анти-ортодоксальной политики Леовигильда, в корне отличавшейся своими мотивами, целями и методами от политики Евриха, послужил мятеж Херменегильда, ярко осветивший существующую конфессиональную проблематику. Леовигильд стремился к конфессиональному объединению всех граждан на почве арианства; его образ действий был жестче приемов Евриха, но нельзя говорить и о религиозных гонениях. Он использовал уговоры, вознаграждения и угрозы, а в чрезвычайных случаях прибегал к ссылке. Масоне Меридскому и Иоанну Бикларскому были в принудительном порядке указаны новые места жительства.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...
СообщениеДобавлено: 26 янв 2013, 15:29 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22853
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Арианской церкви были дарованы все мыслимые преимущества. Так, ариане получили в свое владение множество ортодоксальных церквей в Мериде. Религиозные дискуссии, излюбленное средство арианской пропаганды, должны были публично демонстрировать превосходство этой конфессии. Гибкая тактика Леовигильда в религиозных вопросах оказалась довольно удачной. В арианство перешел даже один ортодоксальный епископ, Винцентий Сарагосский. Впрочем, остальной епископат остался на своих позициях, тем более что Леовигильд не возражал против назначений на вакантные епископские кресла.

Мы сомневаемся, принесла бы ли религиозная политика Леовигильда существенные результаты, продлись она чуть подольше, ввиду внутренней силы сопротивления ортодоксальной церкви. Смерть короля в 586 г. положила конец его церковной деятельности, в конечном успехе которой он, по-видимому, сомневался и сам, о чем позволяет судить возвращение Масоны в Мериду.

В целом период правления Леовигильда можно оценить положительно. Политическое объединение Пиренейского полуострова сделало значительный шаг вперед. Силы вестготской знати были подорваны. «Империализация» королевской власти привела к усилению правителя. С 580 г. столицей государства становится Толедо. И все-таки краеугольный камень политического единства, единство конфессиональное, так и не был заложен. В этом отношении попытка Леовигильда сплотить свое государство, взяв за основу незначительно видоизмененное арианство, вызвала волнения, обременившие правление его сына и преемника Реккареда.

Вскоре после своего вступления на престол Реккаред избрал новый путь в религиозной политике. Уже в 587 г. он перешел в ортодоксальную веру. Обращение короля явилось действием, значение которого выходило далеко за пределы личного переубеждения одного, пусть даже столь высокопоставленного человека. Этим актом Реккаред отказался от продолжения церковной политики своего отца, решив положить в основу конфессионального единства, к которому так стремился Леовигильд, ортодоксальное вероисповедание. Король пытался оказать давление на арианских епископов и побудить их к обращению (Ibid., a. 587). Он пригласил их на диспут с ортодоксами по вопросам конфессиональных различий, который, естественно, завершился желанной для короля победой ортодоксальной партии. Впрочем, вскоре ариане начали оказывать сопротивление. В Мериде арианский епископ Сунна устроил заговор совместно с несколькими знатными готами, среди которых находился и будущий король Виттерих.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB