Военно-исторический форум
http://milhistory.listbb.ru/

Германские королевства: Кроме франков...
http://milhistory.listbb.ru/viewtopic.php?f=52&t=415
Страница 3 из 6

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...

Заговор был направлен против епископа Масоны, но был вовремя раскрыт, а заговорщики наказаны. Гораздо опаснее были интриги, которые поддерживала вдовствующая королева Госвинта. Ее союзником стал епископ Ульдида, возможно, занимавший кресло епископа в Толедо (Schaeferdiek, S. 202). Однако вскоре Госвинта умерла, а арианский епикоп был отправлен в ссылку. Открытый мятеж Септимании, где вспыхнул в Нарбоннский епископ Аталох и графы Граниста и Вильдигерн вступили в связь с Гунтрамом (Vitae Patr. Emerit., 5, 12, 2f.; Григорий Турский, 9, 15).

Впрочем, это восстание также было довольно быстро подавлено.

В 589 г. в Толедо состоялся Государственный Собор, на котором должно было произойти объединение конфессий. На соборе председательствовал сам Реккаред; его ближайшими советниками были Леандр Севильский и аббат Евтропий. Присутствовали все пятеро митрополитов страны, 48 ортодоксальных и 8 бывших арианских епископов, арианские священники и готская знать. Арианские епископы представляли диоцезы Барселоны, Валенсии, Визеу, Туя, Луго, Порту, Паленсии и Тортосы. Из этого перечисления следует, что основные силы арианской церкви были сконцентрированы в области, некогда находившейся под властью свевов. Не были представлены арианские диоцезы Нарбонна, Мериды и Гранады. Собор открылся торжественным обращением вестготов. Обращенные арианские епископы сохраняли свой сан. Эта мера привела к тому, что отдельные диоцезы временно занимали два епископа, ортодоксальный и бывший арианский. Арианские епископы и готская знать подписали ортодоксальное вероисповедание. В дополнение к этому собор вынес несколько постановлений о литургии и вопросах церковного права. В заключение было выпущено несколько законов против приверженцев иудаизма.

Значение Третьего Толедского собора для вестготской истории невозможно переоценить. Он подвел черту под политикой объединения, которую Реккаред продолжал вслед за своим отцом, но привел к усрешному завершению совсем противоположным путем. После установления конфессионального единства пали последние барьеры между большинством вестготов и римлянами. Тем самым были созданы все предпосылки для слияния обеих этнических групп. Для королевской власти Толедский собор означал дальнейшее возвышение и укрепление, ибо церковь с полной готовностью стала на службу ортодоксального правителя. Иоанн Бикларский ставит Реккареда в один ряд с Константином Великим и Маркианом, добившимся осуждения ересиарха Нестория на Халкидонском соборе 451 г. Акты Третьего Толедского собора вознесли Реккареда на сакральный уровень. Он объявляется «священнейшим правителем» (sacratissimus princeps), «исполненным божественного духа» (divino flamine plenus); «ему же подобают апостольские заслуги, ибо он исполнил апостольский долг.» Очевидны параллели с церковными представлениями об императорской власти того времени. Византийский император также считался равноапостольным. Повелителя Константинополя называли «православным императором» (orthodoxus imperator), вестготского короля «православным королем» (orthodoxus rex). Христианизация королевской власти, продолжавшаяся и в VII веке, началась именно с Третьего Толедского собора (E. Ewig, Zum christlichen Koenigsgedanken im Fruehmittelalter, Vortraege und Forschungen 3, Das Koenigtum, 1956, S. 7-73. H. Beumann, Zur Entwicklung transpersonaler Staatsvorstellungen, Vortraege und Forschungen 3, Das Koenigtum, 1956, S. 185—224). В конечном итоге король становится представителем Христа на земле. Тем самым в церковном отношении король вестготов поднимался на тот же уровень, что и византийский император (H. Loewe, Von Theoderich dem Grossen zu Karl dem Grossen, 1958 (= Deutsches Archiv 9, 1952)). В силу своего освященного положения король мог выдвигать церкви свои требования.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...

Фактически церковная власть вестготского короля соответствовала тем правам, которыми обладал по отношению к церкви своего государства император (Schubert, S. 177). Последующий период характеризуется взаимопроникновением церковной и светской областей государственной жизни, засвидетельствованным уже в 589 г. На соборе обсуждались светские законы, а Реккаред прислушивался к советам епископов, как показывает его антииудейское законодательство. От позднейших соборов также исходили важные инициативы по развитию вестготского государственного права. И наоборот, король имел почти что неограниченные возможности влиять на постановления собора. Он определял круг обсуждаемых вопросов, которые представлял собранию в письменном послании (tomus). Король мог придавать решениям собора статус законов. Права светского правителя в отношении собора естественным образом вытекали из его положения «короля Божьей милостью». В одном письме папе Григорию Великому Реккаред говорит о том, что он наивысший повелитель своих подданных после Бога.

В остальном Реккаред продолжал политику, завещанную ему отцом. Войну с франками он завершил крупной победой, которую одержало готское войско под началом Лузитанского герцога Клавдия (Isidor, HG, 54). Достиг ли Реккаред каких-либо успехов в борьбе с византийцами, неизвестно. Он сражался также против басков, но постоянное возобновление походов показывает, что они в сущности не приносили никаких результатов и баски сохраняли свою самостоятельность. Мятеж герцога Аргимунда в 590 г. не смог серьезно поколебать власть Реккареда. После смерти короля в 601 г. на престол без сопротивления вступил его сын Лиува II.

За время правления Леовигильда и Реккареда вестготское государство претерпело ряд внешних и внутренних преобразований, направленных на укрепление единства страны.

При этом речь шла с одной стороны о внешнем единстве, подчинении вестготской власти всего Пиренейского полуострова (впрочем, этот процесс так и не был завершен), и с другой стороны, о единстве внутреннем, правовом и конфессиональном объединении вестготов и римлян, которое было суждено осуществить только Реккареду.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...

Последовавшее за правлением Реккареда столетие отмечено растущей внешнеполитической изоляцией вестготского государства. Этот процесс был обусловлен внутренней слабостью франкской державы, более не способной на какие– либо серьезные действия и одновременно переставшей представлять интерес в качестве партнера как дружественных, так и враждебных отношений. Не было у вестготов точек соприкосновения и с королевством лангобардов, непосредственные контакты с которым засвидетельствованы лишь в начале VII века. Византия была занята тяжелой борьбой с Персией, а начиная с 632 г., с арабами и больше не была в состоянии активно вмешиваться в события, происходившие в западном Средиземноморье

Изолированность отражена и в исторических источниках того времени. В не-испанских источниках вестготское королевство, выпавшее из поля зрения франков и византийцев, почти не упоминается (Messmer, Hispania-Idee, S. 79). И с другой стороны, вестготские хронисты почти не интересовались событиями, случавшимися за пределами их страны. Сын Реккареда Лиува II, взошедший на престол в возрасте 18 лет, уже в 603 г. пал жертвой заговора, во главе которого стоял Виттерих. Нам ничего не известно о государственной деятельности молодого короля. Виттерих, взявший в свои руки бразды правления после Лиувы, судя по сообщениям источников, был способным военачальником. Он предпринимал многочисленные, хотя и безрезультатные походы против византийцев (Isidor, HG 38. Следует отказаться от широко распространенной точки зрения, согласно которой Виттерих был королем ариан и благоволил арианской церкви (например, Historia de Espana, S. 112). Арианской церкви в то время уже не существовало). Союз с Теудерихом II, скрепленный браком франкского короля с дочерью короля вестготского, который должен был способствовать обеспечению мира в Септимании, закончился скандалом. Теудерих II после годичного брака отослал Эрменберту, дочь Виттериха, к отцу, но удержал у себя ее богатое приданое (Fredegar, 4, 30). Разрыв произошел по настоянию Брунхильды, хотя ее мотивы так и остались нам неизвестны. Теперь Виттерих вступил в союз с Хлотарем II и его братом Теудебертом II; когда в этот альянс, направленный против Теудериха II, вступил еще и король лангобардов Агилольф, судьба повелителя бургундской части франкской державы, казалось, была решена; но по непонятным причинам планы союзников так никогда и не были приведены в исполнение.

Виттерих также был убит. Гундемар, принявший корону в феврале 610 г., победил басков и византийцев. Он твердо поддерживал союзнические отношения с Теудебертом II и посылал своему союзнику установленные по договору субсидии под охраной графа Булгара, тем более что до него доходили слухи, будто Теудерих II и Брунхильда призвали к себе на помощь аваров, чтобы натравить их на Теудеберта (Ep. Visig. 11-12). Раздоры внутри франкского королевского рода, в которые дипломатическим способом вмешался Гундемар, утихли только после смерти короля вестготов, завершившись поражением Брунхильды и восстановлением государственного единства. Управление всей франкской державой сосредоточил с своих руках Хлотарь II.

Преемником Гундемара, умершего в 612 г., стал Сисебут, решительно продолживший политику своего предшественника. На севере он подчинил астурийцев, которые до тех пор, возможно, находились под верховной властью франков (Isidor, HG, 38). Сисебут также победил рукконов, совершенно неизвестный народ, область поселений которого не поддается локализации. Впрочем, гораздо важнее были успешные войны с византийцами. Император Ираклий был не в состоянии помочь войсками своему наместнику Цезарию. Таким образом, в 615 г. по просьбе Цезария начались мирные переговоры. Переписка с Сисебутом, частично дошедшая до нас, велась обеими сторонами в самых любезных тонах и вежливых выражениях (Ep. Visig. 3-6. Ср. Stroheker, S. 222). Условия мирного договора не сохранились, но византийцы потеряли по крайней мере Малагу.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...

Во внутриполитической сфере Сисебут продолжил антииудейскую политику Реккареда. Так как евреи после перехода вестготов в ортодоксальное вероисповедание оставались единственной закрытой не-христианской группой населения, последовательная политика консолидации страны требовала их ассимиляции. Сисебут пытался обратить их силой, и Исидор Севильский неодобрительно замечает по этому поводу: «Он принуждал силой тех, кого должен был бы привлекать силой убеждения, присущей нашей вере.» Образ действий Сисебута, возможно, следует связывать с антииудейскими мерами императора Ираклия. Немногим позднее против приверженцев веры Моисея выступил король Дагоберт I в государстве франков. К тому времени борьба с синагогами приняла общеевропейский размах. Впрочем, если спустя некоторое время остальные государства вернулись на позиции большей веротерпимости, антииудейское законодательство вестготов ужесточалось вплоть до самого падения их державы.

Сисебут был образованным правителем и даже занимался писательской деятельностью. Так, он написал на несколько вычурной латыни «Житие епископа Дезидерия Валенсийского«, убитого в 606 или 607 г., так как он имел несчастье принадлежать к числу политических противников королевы Брунхильды. Исидору Севильскому, величайшему ученому своего государства, Сисебут посвятил стихотворение, в котором он жаловался на тяготы своего положения правителя и восхвалял радости спокойной жизни ученого (W. Stach, Koenig Sisebut, ein Maezen des isidorianischen Zeitalters, Die Antike 19, 1943, S. 63-76). В отличие от папы Григория Великого, который порицал епископа Дезидерия за то, что тот выступал в защиту риторического образования, именно по этой причине его хвалит вестготский король, приверженец античной традиции образования. В. Штах указал, что, возможно, своим меценатством Сисебут преследовал определенные культурно-политические цели, стремясь к укреплению единства государства и в этом отношении.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...

Сисебуту, умершему в 621 г., наследовал его юный сын Реккаред II, который умер через несколько дней после отца. Его преемник Свинтила был возведен Сисебутом в ранг герцога и воевал с византийцами. Похоже, их изгнание было первоочередной задачей нового короля. После поражений двух наместников византийцы потеряли свои последние владения в Испании. Войны, в ходе которых была разрушена Картахена, скорее всего, завершились около 625 г. Таким образом, Свинтила стал, по словам Исидора, первым королем, «властвовавшим над всей Испанией по эту сторону от Гибралтарского пролива.«Вестготское королевство обрело границы, не претерпевшие никаких изменений до самого крушения.

Сразу после королевской инаугурации баски совершили набег на Тарраконскую Испанию. Свинтила успешно воевал с ними и вынудил их построить город (или крепость) под названием Ологикус (Олита, пров. Наварра?), в который был поставлен вестготский гарнизон.

Свинтила назначил соправителем своего сына Рикимера, еще не ывшедшего из детского возраста, но надеждам Исидора на то, что он будет счастливо править после долгого правления своего отца, не суждено было сбыться: Рикимер вскоре умер. Свинтила был свергнут с престола, когда против него выступила группировка знати под руководством Сисенанда, призвавшая на помощь франков. Они напали на Свинтилу под Сарагосой. Король вестготов был брошен своими сторонниками на произвол судьбы, от него отвернулся даже его брат Гейла. Свинтилу вынудили отречься, но все же избранный новым королем Сисенанд сохранил ему жизнь (Fredegar, 4, 73). Тем не менее вестготы отказались заплатить королю франков условленное вознаграждение – золотую чашу весом в 500 фунтов – и заменили ее на 200 000 солидов; по тем временам это была очень большая сумма.

Причины восстания знати остаются неизвестными. Четвертый Толедский собор обвинил свергнутого короля в жадности; якобы он и его семья обогащались за счет бедняков, что, конечно, не соответствует действительности, так как Исидор восхвалял щедрость Свинтилы по отношению к представителям низших классов (Isidor, HG, 62). Сисенанд был вынужден бороться со значительными внутриполитическими проблемами. Против него поднял мятеж некий Иудила, как мы знаем по монетам, отчеканенным этим претендентом на престол. Так как монеты были отчеканены в Гранаде и Мериде, мы можем сделать вывод, что его власть некоторое время распространялась на достаточно обширную территорию (Miles, S. 30, 321). Иудилу склонны отождествлять с Гейлой, братом Свинтилы, о котором на Четвертом Толедском соборе было сказано, что он не сохранил верность ни своему брату, ни королю. Однако это отождествление наталкивается на языковые препятствия. Поэтому следовало бы предполагать два восстания против Сисенанда, во главе одного из которых стоял Иудила, а во главе второго – Гейла.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...

Под председательством Исидора Севильского в 633 г. состоялся Четвертый Толедский собор. Наряду с обсуждением вопросов литургии, церковной дисциплины и иудейской религии было вынесено важное постановление относительно выборов короля. 75-ый канон определяет, что король должен избираться на собрании знати (primates gentis) и епископов. Был осужден любой насильственный захват власти, зачинщики подобных беспорядков должны быть прокляты. В этом постановлении можно видеть причину созыва первого государственного собора за 44 года. Узурпация Сисенанда должна была быть узаконена, а его власть подтверждена одобрением церкви.

После смерти Сисенанда весной 636 г. на трон взошел Хинтила. Его правление отмечено только проведением двух всегосударственных соборов. Пятый Толедский собор издал девять канонов, из которых не менее пяти были посвящены защите короля и его семьи. Следовательно, Хинтила чувствовал себя в опасности. Созванный в 638 г. Шестой Толедский собор разбирал вопросы церковного устройства и дисциплины. И на этот раз не обошлось без постановлений в защиту короля. Так как одновременно были изданы каноны, дававшие знати гарантии соблюдения ее прав, следует предполагать возрастающее влияние аристократии.

Хинтиле в 639 г. наследовал его сын Тульга, проводивший, как кажется, довольно мягкую политику. Несмотря на это, он пал жертвой заговора знати, провозгласившей в 642 г. в Пампльеге (пров. Бургос) королем Хиндасвинта. Тульгу вынудили постричься в монахи и тем самым устранили его из политической жизни страны.

Если мятежники думали, что 79-летний Хиндасвинт будет удобным для них правителем, то они очень сильно ошибались. Ни один другой вестготский король не боролся со знатью так беспощадно, как этот старик. По некоторым данным, жертвами его гнева пали 200 представителей высшей аристократии и еще 500 членов знатных родов. В качестве причины действий Хиндасвинта франкский хронист называет желание короля раз и навсегда покончить с восстаниями знати (Fredegar, 4, 82). Хиндасвинт развернул энергичную законодательную деятельность, имевшую своей целью полную реорганизацию юридической системы. Он намеревался заново переработать свод законов, но эта работа так и не была завершена при его жизни. Седьмой Толедский собор, созванный в 646 г., наряду с внутрицерковными вопросами обсуждал проблемы, связанные с нарушением клятвы верности. В этом также сказалась политика Хиндасвинта, направленная на усиление королевской власти. Той же цели служило и назначение соправителем его сына Реккесвинта, объявленное 20 июня 649 г. Подобная политика встретила полное одобрение влиятельных церковных кругов, опасавшихся возникновения новых беспорядков и войн в отсутствие законного и сильного наследника (Braulonis ep. 21. Ср. J. Orlandis Rovira, La iglesia visigoda y los problemas de la sucesion al trono en el siglo VII, 7. Settimana di Studio, publ. Spoleto 1960, S. 345).

Несмотря на все меры предосторожности после смерти Хиндасвинта в 653 г. вспыхнуло восстание, во главе которого стоял некий Фройя, о котором нам больше ничего неизвестно, опиравшийся на басков и осадивший Сарагосу. Впрочем, Реккесвинт быстро подавил этот мятеж.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...

Уже в 654 г. появился переработанный вариант вестготского свода законов. Светское законодательство было дополнено постановлениями соборов; внутренняя взаимосвязь светской и церковной сторон государства вестготов проявляется и в том, что соборы созывались именно в тот период времени, когда была обнародована Судебная Книга (Liber iudiciorum). Они состоялись в 653 655 и 656 гг., между тем как за остальные 16 лет правления Реккесвинта не было проведено ни одного крупного собора. Восьмой Толедский собор обсуждал предложенный королем вопрос, как поступить с участниками мятежа Фройи, а также проблемы церковной дисциплины. Один канон устанавливал новые формы выбора короля. На заключительном заседании были вынесены постановления против иудеев. Десятый Толедский собор еще раз подтвердил важное значение клятвы верности. После долгих и спокойных лет правления в 672 г. Реккесвинт скончался в королеском подворье Гертикосе (не локализован) в окрестностях Саламанки.

В тот же день королем был выбран Вамба, человек уже в годах, но тем не менее чрезвычайно энергично взявшийся за выполнение своих королевских обязанностей. Сначала он предпринял поход против басков. Еще до окончания военных действий он узнал о мятеже Хильдериха, графа Нима. Когда посланный для подавления мятежа Павел, герцог Септимании, со своей стороны короновался на вестготский престол в Нарбонне и при поддержке Раносинда, герцога Тарраконской Испании, начал готовиться к войне с Вамбой, король лично выступил против мятежников, без труда перевалил через Пиренеи и захватил опорные пункты восставших. Павел был вынужден капитулировать в римском амфитеатре Нима, в котором он пытался укрепиться.

С этих пор в стране воцарился мир. Однако так как в результате похода против Павла в организации вестготского войска обнаружились серьезные недостатки, Вамба отдал приказ, по которому люди, сразу не выполняющие свой воинский долг в случае вражеского нападения, теряли свою свободу (LV 9, 2, 8). Вамба использовал королевскую власть над церковью интенсивней, чем его предшественники. Он самовольно учреждал епископства, одно из них в дворцовой церкви св. Петра и Павла в Толедо (12. Tolet., c. 4). Он не созвал ни одного государственного собора; по всей видимости, он не считал для себя необходимым заручиться поддержкой церкви. Правление Вамбы было насильственно прервано 14 октября 680 г. Эрвиг, сын византийца Ардабаста, прибывшего в Испанию при Хиндасвинте и женившегося на родственнице этого короля, поднес Вамбе напиток из саротамнуса. В результате отравления Вамба потерял сознание. Так как создавалось полное впечатление, что король с минуты на минуту умрет, его соборовали и по вестготскому обычаю надели на него монашескую одежду. Тем самым он переходил в духовное звание и лишался возможности править страной. Когда через несколько часов Вамба очнулся, его принудили подписать отречение от престола и отослали его в монастырь Пампльега, где он прожил еще 12 лет (Chronik Alfons III, S. 610).

Хотя Эрвиг был помазан на царство уже 21 октября 680 г., он чувствовал необходимость дальнейшего оправдания своего прихода к власти. Естественно, созванные на государственный собор епископы удовлетворили это желание и подтвердили законность его восшествия на престол. Также было с готовностью выполнено другое желание короля – избежать повторения судьбы Вамбы. В актах собора был очень точно описан весь ход действий, приведший к устранению Вамбы, и повторение этих действий воспрещалось под страхом суровой кары! Политический цинизм собора превосходит всяческое воображение.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...

Эрвиг вовсе не был слабым правителем, каким его часто изображают различные исследования. Многочисленными законами он пытался улучшить положение в стране. Если он и смягчил некоторые жесткие указы Вамбы, то сделал это потому, что подобные драконовские меры показали свою несостоятельность. На первый план в государственной деятельности Эрвига вышла борьба с иудейской религиозной общиной. Последовательней, чем его предшественники, он стремился насильно обратить иудеев в христианство. Им было запрещено заниматься любым родом деятельности, в котором они могли бы командовать христианами. Священникам было предписано взять иудеев под свой строгий надзор (LV 9, 2, 9).

Тринадцатый Толедский собор вынес по предложению короля постановления об охране короля и его семьи.

В период правления Эрвига произошли столкновения с франками (вероятно, речь шла об аквитанцах, отделившихся от франкского государства), протекавшие неблагоприятно для вестготов (Ibid., S. 611).

Эрвиг отдал свою дочь Киксилону в жены Эгике, родственнику Вамбы. Скорее всего, это был знак примирения с родом Вамбы, по-видимому, обладавшим большой властью и широким влиянием. На смертном одре 15 ноября 687 г. Эрвиг назначил зятя своим преемником.

24 ноября 687 г. Эгика был помазан на царство в Толедо. Если Эрвиг надеялся установить с Эгикой, выступавшим в качестве представителя рода Вамбы, длительный мир, то он жестоко ошибался. 11 мая 688 года был созван Пятнадцатый Толедский собор, по предложению короля разрешивший его от клятвы, которую он принес Эрвигу и которой он обязался охранять и направлять семью своего предшественника. Ненависть Эгики к Эрвигу проявляется в многочисленных отрицательных замечаниях по поводу бывшего короля, память которого Эгика пытался унизить в своих законах. Эгика выпустил 14 законов, большинство из которых было посвящено подчинению иудеев (J. Juster, La condition legale des Juifs sous les rois Visigoths, Festschr. P. F. Girard, Bd. 2, Paris 1913, S. 275—335. S. Katz, The Jews in the Visigothic and Frankish Kingdoms of Spain and Gaul, Cambridge, Mass. 1937). Радикальное действие возымел закон, запрещавший иудеям посещать рынки и вести торговлю с христианами (LV 12, 2, 18). Тем самым они были лишены источников дохода, по-видимому, позолявших им до сих пор облегчать свое положение с помощью подкупа. И все-таки своей кульминации антииудейское законодательство достигло только на Семнадцатом Толедском соборе 694 г. Тогда было выяснено, что испанские иудеи вступили в сношения со своими зарубежными единоверцами, чтобы устроить заговор против государства вестготов. Они якобы подталкивали сирийских и египетских арабов к нападению на Испанию. Чрезвычайно резкая реакция вестготов показывает, что они полностью осознавали тяжесть нависшей угрозы. Все евреи были лишены своего состояния и свободы и выселены со своих прежних мест. Король получил право продавать иудеев по своему усмотрению. Их дети разлучались с родителями по достижении семилетнего возраста и передавались на воспитание в христианские семьи. Похоже, эти драконовские меры были действительно приведены в исполнение, ибо с тех пор иудейский вопрос больше не поднимался. Только арабское завоевание освободило евреев от бесправного положения. Между 698 и 701 гг. на восточном побережье Испании, вероятно, у Аликанте, высадился византийский флот. Однако нападение было отбито (Cont. Hisp., 74). Скорее всего, эти события связаны с посылкой в западное Средиземноморье большого византийского флота, которому в 698 г. удалось на короткое время отвоевать у арабов Карфаген.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...

В самом начале правления Эгики некий Сунифред, о котором нам больше ничего не известно, провозгласил себя королем с помощью Толедского митрополита Сисберта. Должно быть, некоторое время он владел столицей, так как чеканил там свою монету (Miles, 454). Возможно, именно этот мятеж стал поводом для анти-аристократических действий Эгики. Хотя его предшественник в 683 г. был вынужден издать так называемый вестготский закон habeas-corpus, Эгика не стал с ним считаться. Он выносил многочисленные постановления о конфискациях и высылках. У иных он беззаконно вымогал долговые обязательства (Cont. Hisp., 59).

В 693—694 гг. Испания обезлюдела в результате жестокой эпидемии чумы. Потери населения в Южной Галлии были настолько высоки, что там не применялось анти– иудейское законодательство. Иудеи были предоставлены в распоряжение герцога Септимании, который мог пользоваться их услугами (17. Tolet., Введение). Около 701 г. Пиренейский полуостров поразила новая эпидемия (Cont. Hisp. 62), а между 707 и 709 гг. множествой людей стали жертвами голода и присоединившейся к этому несчастью чумы (Ajbar Maymua, перевод C. Sanchez-Albornoz, La Espana musulmana segun los autores islamitas y cristianos medievales 1, Buenos Aires 1946, S. 51, S. 38). В этот период произошло значительное уменьшение населения вестготского государства. Чтобы обеспечить королевскую власть за своим родом, в 698 г. Эгика назначил соправителем своего сына Витицу. Сначала в качестве области для управления ему было выделено бывшее королевство свевов с резиденцией в Туе. Однако из-за плохого состояния здоровья короля Витица был вскоре вызван в Толедо. 15 ноября 701 г. он был помазан на царство, а в конце 702 г. Эгика скончался.

О правлении Витицы нам почти ничего не известно. Похоже, он пытался передать королевскую власть своему несовершеннолетнему сыну, но после его смерти знать восстала против применения права престолонаследия. Эта партия в 710 г. возвела на трон, сломив ожесточенное сопротивление сторонников Витицы, Родериха, вероятно, внука Хиндасвинта (Cont. Hisp. 68. Chronik Alfons III., S. 611. C. Sanchez-Albornoz, El senatus visigodo. Don Rodrigo, rey legitimo de Espana, Cuadernos de Historia de Espana 6, 1946, S. 5-99). Вестготское королевство после изганания византийцев несколько десятилетий наслаждалось почти безмятежным миром. Но теперь на юге появился новый враг. После смерти Мухаммеда арабы очень быстро распространили свою власть на большие территории восточного Средиземноморья. В 697—698 гг. они завоевали византийскую Африку и продвинулись в населенную берберскими племенами западную часть Северной Африки. Летом 711 г. арабы во главе с Тариком переправились через Гибралтар (название означает «гора Тарика») и опустошили прилегающие земли. Родерих выступил против них с вестготским войском. В битве, состоявшейся 23 июля 711 г. на речушке Гвадалете к югу от Аркос-де-ла-Фронтеры (пров. Кадис), вестготы потерпели сокрушительное поражение. Родерих погиб (C. Sanchez-Albornoz, Otra vez Guadalete y Covadonga, Cuadernos de Historia de Espana 1, 1944, S. 11-114. Id., Donde y cuando murio Don Rodrigo, ultimo rey de los Godos, ibid. 3, 1945, S. 5-105). Причины этого поражения нельзя, как было принято до сих пор, сводить к измене сторонников Витицы в вестготской армии. В единственном достоверном источнике, Continuatio Hispana, ясно говорится, что в битве погибли также «соперники» Родериха, что вряд ли бы произошло, если бы они перешли к арабам. Впрочем, скорее всего, противники Родериха косвенным образом внесли свой вклад в поражение, так как их враждебное отношение к королю ослабило военную мощь вестготов.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вестготское королевство: Готы в Испании...

Со смертью Родериха организованное сопротивление вестготов было сломлено. Приверженцы короля отвезли его тело в Визеу (Северная Португалия) и похоронили там. Население покинуло Толедо, митрополит Синдеред бежал в Рим. Некоторые города, такие как Мерида и Сарагоса, были захвачены арабами только после долгой осады. Теодемир, вероятно, бывший герцогом Испании Карфагенской, оказал арабам столь упорное сопротивление, что дело дошло до заключения мирного договора. По его условиям Теодемир получал управляемую им область в качестве наследственного княжества под верховной властью арабов. Речь идет о землях между городами Ориуэлой (пров. Аликанте) и Лоркой (пров. Мурсия), которая в поздних арабских источниках по имени Теодемира называется «Тудмир» (Ср. Encyclopaedie de l'Islam, 4, s. v. Todmir). Сыновья Витицы получили от арабов в частное владение богатые земли вестготской короны (Сыновей Витицы звали Аламунд, Ромулус и Ардабаст: (Imamat wa-l-Siasat des Ben Quitaba). Historia de la conquista de Espana de Abenalcotia el Cordobes, пер. J. Ribera, Madrid 1926, S. 11). На северо-востоке вестготской державы был провозглашен новый король: Агила II чеканил свою монету в Таррагоне, Хероне и Нарбонне (Miles 513—516). В списке королей вестготов Агиле II приписывается трехлетний период правления. Этим наши сведения о нем исчерпываются. Он определенно не был сыном Витицы, но скорее всего принадлежал к его сторонникам, так как в списке королей, называющем его имя среди других королевских имен, не упоминается Родерих. Если доверять данным этого списка, он правил в 711—714 гг. Тот же самый источник упоминает в качестве преемника Агилы II некоего Ардо, который якобы правил в течение семи лет. Предположительно он царствовал в Септимании, довольно поздно занятой арабами. Конец его правления следовало бы датировать примерно 720—721 г (Р. Менендес Пидаль делает из Ардо Ардабаста и отождествляет его с одним из сыновей Витицы (R. Menendez Pidal, Historia de Espana, S. LIV). И все же произвольную интерпретацию имени, дошедшего до нас в списке королей в форме Ардо, следует отклонить. Необоснованны и рассуждения д'Абадаля (R. d'Abadal, El paso de Septimania del dominio godo al franco a traves de la invasion sarracena (720—768), Cuadernos de Historia de Espana, 19, 1953, S. 5-54. Он считает Агилу II сыном Витицы). Так как Нарбонн был захвачен арабами в 720 г., а Каркассон и Ним даже позже, эти события хорошо согласуются со сведениями списка королей.

Если на северо-востоке в руки арабов попали последние остатки вестготского королевства, то на севере началось движение против захватчиков. Знатный вестгот Пелагий бежал из Южной Испании и стал во главе борьбы астурийцев с арабами. Между 721 и 725 г. он победил при Ковадонге (пров. Овьедо) арабский отряд (C. Sanchez-Albornoz, Pelayo antes de Covadonga, Buenos Aires 1955. Id., Otra vez Guadalete y Covadonga, Cuadernos de Historia de Espana 1, 1944, S. 112). Эта победа положила начало становлению королевства Астурии, которое со времени Альфонса II (791—842 гг). считалось продолжателем вестготского королевства. Именно из Астурии началась Реконкиста, отвоевание захваченных арабами земель. Через 781 год после битвы на Гвадалете она завершилась завоеванием Гранады в 1492 г.


Дитрих Клауде

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:37 ]
Заголовок сообщения:  Государство свевов в Испании: Под покровом вестготов...

Вместе с вандалами и не-германским племенем аланов через Рейн в 406 г. переправилась и часть племени свевов (О ранней истории этого племени см. Art. Suevi в RE IV, A, 1, col. 564. Цезарь, О галльской войне 4, 1-3. Тацит, Германия 38, 1. Schmidt, Westgermanen, S. 1ff. F. Lotter, Zur Rolle der Donausueben in der Voelkerwanderungszeit, MIOG 76, 1968, S. 275—298). В 409 г. им удалось прорваться на территорию Испании (Рейнольдс (R. S. Reynolds, Reconsideration of the Suevi, Revue belge de philologie et d'histoire 35, 1957, S. 19-47) считает, что испанские свевы пришли на эти земли морским путем, а их родину следует искать в Северной Германии. Тем не менее, он не сумел истолковать в нужном для себя ключе ясное свидетельство Орозия (Orosius 7, 40, 3)). Земли, более столетия пользовавшиеся благами мирной жизни, на долгие годы превратились в арену ожесточенных боев. По некоторым сведениям, голод, разразившийся в результате опустошительных войн, приводил даже к каннибализму (Hydatius 48. В отношении хронологии Идация, важнейшего источника по ранней истории свевов в Испании, мы следуем работе C. Courtois, Auteurs et scribes. Remarques sur la chronique d'Hydace, Byzantion 21, 1951, S. 23-54). Отбить нападения захватчиков сумели лишь некоторые города и замки, так как пришельцы не обладали познаниями в осадной технике. В конце концов опасность анархии склонила к миру и варваров. В 414 г. они заключили с римским правительством договор, по которому получали право поселиться на Иберийском полуострове в качестве федератов (Диснер, с. 31. Статус федератов безосновательно оспаривается Рейнхартом (Reinhart, Historia, S. 35). Правильно у Шмидта (Schmidt, Westgermanen, S. 206). Еще до этого завоеватели разделили между собой испанские земли. При этом аланы получили Лузитанию и Испанию Карфагенскую, вандалам-силингам досталась Бетика, а вандалы-хасдинги и свевы поселились на крайнем северо-западе, в римской провинции Галлеции (Галисия); свевы получили западную часть этой территории, лежащую вдоль побережья Атлантики (Hydatius 49: Gallaeciam Vandali occupant et Suevi sita in extremitate oceani maris occidua). Такой раздел владений подразумевает, что самым сильным племенем среди завоевателей считались аланы, в то время как свевы играли в этом конгломерате сравнительно незначительную роль. В. Рейнхарт оценивает их численность в 30 – 35 000 человек. Нужно заметить, что по тем временам это было совсем не мало (Reinhart, Historia, S. 32. Он же оценивает численность свевских воинов цифрой в 8000—9000 человек).

В отличие от вандалов, благодаря отдаленному расположению своей области поселений свевы избежали нападения вестготского короля Валии. Они не смогли удержаться и против вандалов; когда те в 418 г. напали на земли свевов, от поражения их спасло только римское войско. Тем не менее, в 429 г. свевам было суждено потерпеть еще одну неудачу, когда они слишком рано выступили вслед отправившимся в Африку вандалам и напали на Лузитанию. Вандальский король Гейзерих вернулся и разбил Хермигара, которого, судя по его имени, можно считать родственником короля Хермериха. После того как народ Гейзериха ушел из Испании, свевы заняли находившиеся прежде под властью вандалов области Северо-Западной Испании, натолкнувшись при этом на яростное сопротивление римского провинциального населения. В последующие годы свевы были заняты войнами с местными римлянами, которые под защитой крепостных стен и городских укреплений вели ожесточенную борьбу с захватчиками. Так как империя была не в состоянии оказать своим гражданам военную помощь – хотя хронист Идаций, епископ Чавеса, обратился за поддержкой к Аэцию – в 433 и 438 гг. были заключены мирные договоры, оказавшиеся, впрочем, крайне недолговечными (Hydatius, 100, 111, 113). Когда Хермерих в 438 г. вследствие тяжелой болезни назначил соправителем своего сына Рехилу, (Рейнхарт (Historia, S. 42) безосновательно говорит об отречении Хермериха, в то время как Идаций называет его королем еще в 441 г). начался новый этап свевской экспансии, имевшей своей конечной целью завоевание всего Иберийского полуострова. В 438 г. Рахила предпринял грабительский поход в Бетику, в 439 г. он захватил Мериду, в 440 г. – Мертолу на Гвардиане, в 441 г. – Севилью. По сведениям источников, тогда свевы присоединили к своим владениям Бетику и Карфагенскую Испанию (Hydatius, 123). Под властью Рима оставалась только охваченная волнениями багаудов Тарраконская Испания. Сила свевов достигла своей высшей точки, и даже при этом не совсем ясно, можно ли говорить о том, что они твердо овладели захваченными землями.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Государство свевов в Испании: Под покровом вестготов...

После смерти Рехилы в 448 г. его сын и преемник Рехиар продолжил грабительские походы, обратившись, в отличие от своего отца, к Северной и Восточной Испании. Он разгромил басков, разграбил в 449 г. окрестности Сарагосы и военной хитростью захватил Лериду (Ibid., 142). В этом он действовал в согласии с римлянами; похоже, долина Эбро была захвачена восставшими багаудами. Цель, состоявшая в подчинении свевской власти всей Испании, тем самым была почти достигнута (Иордан, 229: …Riciarius … universam pene Spaniam sibi credidit occupandam,… (…Рикиарий … решил, что ему надлежит захватить чуть ли не всю Испанию) (пер. Е. Ч. Скржинской). Завоевание Лериды: Hydatius, 142. Багауды: Reinhart, Historia, S. 45). Свевская политика завоеваний стала возможной благодаря поддержке вестготов: Рехиар был женат на сестре Теодериха II (Schmidt, Westgermanen, S. 208). Однако вследствие свевско-римских трений отношения между Рехиаром и его шурином значительно ухудшились. Возможно, именно под давлением вестготов свевы были вынуждены вернуть римлянам Карфагенскую Испанию (Hydatius, 155. Stein, S. 501). Многочисленные римские посольства, жаловавшиеся Рехиару на вторжения свевов на римскую территорию, не находили никакого отклика, хотя за их спиной стояла мощная вестготская держава. Как сообщают, Рехиар заносчиво ответил посланцам Теодериха II, что в дальнейших жалобах он, Рехиар, увидит лишь повод самому явиться в Тулузу. Тогда Теодерих увидит, как он защищает свои права (Иордан, 231). Теодерих II, заручившись на сей раз согласием императора Авита, выступил в поход, чтобы наказать высокомерного соседа. 5 октября 456 г. на реке Орбиго, между Асторгой и Леоном, Рехиар потерпел сокрушительное поражение. Король свевов был ранен и бежал в Порту, но вскоре был вынужден капитулировать. В декабре 456 г. он был казнен (Hydatius, 178). Тем самым Теодерих II дал понять, что считает независимость свевского государства уничтоженной. Идаций также говорит о безвозвратной гибели свевской державы (Ibid., 175: … regnum destructum et finitum est Suevorum. «Свевское владычество разрушено и закончено.) Хотя свевам и удалось снова добиться определенной самостоятельности, политические смуты последующих лет показывают, что этим поражением их государство было потрясено до самых своих основ.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Государство свевов в Испании: Под покровом вестготов...

Теодерих II назначил наместником захваченных земель Агривульфа из рода Варнов, который затем, хотя и не принадлежал к знати и, вероятно, был даже королевским рабом или вольноотпущенником, провозгласил себя королем свевов (Иордан называет его клиентом короля и упрекает: …nec libertatem studens nes patrono fidem servans. «Ни к свободе не прилежал, ни верности патрону не соблюдал (пер. Е. Ч. Скржинской). О возвышении Агривульфа: Иордан, 234 и Hydatius, 179). Практически одновременно о своих притязаниях на престол заявил свев Мальдра (Hydatius, 181). Хотя Агривульф был побежден и казнен вестготами, волнения не прекращались. На сцене появлялись все новые и новые претенденты. Наряду с Мальдрой мы узнаем о Фрамте, Фрумаре и Рехимунде, из которых, впрочем, только последний достиг определенного политического веса. Кажется, он сумел договориться с вестготами. Его преемник Ремисмунд, избранный королем в 465 г., поддерживал с новыми соседями тесные отношения. В ответ на посольство Ремисмунда Теодерих II отправил к нему своих послов, которые доставили королю свевов подарки и оружие. Одновременно Ремисмунд женился на женщине из племени вестготов (Ibid., 226: qui (scil. Theudoricus) similiter suos (scil. legatos) ad Remismundum remittit, cum armorum adiectione vel munerum, directa et coniuge, quam haberet). Для определения государственно-правового положения свевской державы немаловажен упомянутый факт передачи оружия; Р. Венскус приходит к выводу, что Ремисмунд стал сыном по оружию Теодериха II (Wenskus, S. 27f. Ср. R. Gilbert, El reino visigodo y el particularismo espanol, Estudios Visigoticos 2, Rom-Madrid 1956, S. 35). Принятие оружия предполагает признание верховной власти вестготского короля. Так как оба правителя выступали в роли представителей своих племен, государственно-правовое значение этого акта становится очевидным: свевы признали верховенство вестготов.

С завершением Хроники Идация в 469 г. сообщения по свевской истории временно обрываются. Сам Исидор Севильский, писавший историю свевов, черпая свои сведения по раннему периоду из Идация, в первой трети VII века уже не смог собрать никакой информации о последующих десятилетиях существования свевского государства. Он был вынужден ограничиться лаконичным утверждением, что свевами правили короли арианского вероисповедания (Isidor, HG 90. Следует отказаться от выдвинутого Шмидтом (Westgermanen, S. 213) мнения, что Исидор якобы ничего не сообщал о свевских королях из-за их арианской веры). Как показал К. Шефердик, Исидор не располагал достаточными данными о свевской истории даже середины VI века (Schaeferdiek, S. 250). Следовательно, можно выдвинуть предположение, что этот период истории свевов уже никогда не попадал на станицы хроник. Молчание писателей того времени указывает на то, что промежуток между 469 и 550 гг. был мирным периодом.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Государство свевов в Испании: Под покровом вестготов...

Около 550 г. правил король Харарих, при котором началось обращение свевов в ортодоксальное вероисповедание и который скончался в 568 или 559 г (Ibid., S. 123f, 247ff. Именно благодаря исследованиям Шефердика были опровергнуты прежние воззрения, представленные, например, в работах Шмидта (Westgermanen, S. 213). и Рейнхарта (Historia, S. 55)). Его преемник Ариамир известен нам только по деяниям собора, состоявшегося в 561 г. в Браге. Ему, по-видимому, наследовал в 565 г. Теодемир, правление которого закончилось в 570 г. Король Миро попытался расширить границы своего государства и вскоре пришел в непосредственное столкновение с вестготами. От растущего могущества Леовигильда король свевов хотел защититься союзом с королем франком Гунтрамом. Впрочем, поначалу этот союз так и не был заключен (Григорий Турский, 5, 41). Вестготский поход закончился в 576 г. тем, что Миро был вынужден просить о перемирии, которое, впрочем, было ему предоставлено на ограниченный промежуток времени. После неудачной попытки снять осаду с Севильи, в которой находился Херменегильд, Миро пришлось принести клятву верности Леовигильду. Такую же клятву принес и его сын Эборих, вскоре после этого наследовавший престол отца (Ibid., 6, 43: … sacramenta exegit, sibi in posterum fore fedilem (Клятва Миро). Ср. Johannes v. Biclaro, a. 584). Таким образом государство свевов попало в зависимость от вестготов. Анти-вестготская партия, во главе которой стоял зять Эбориха Аудека, сместила его с престола и вынудила постричься в монахи. Тогда Леовигильд начал военные действия; Аудека был разбит, Леовигильд оккуппировал страну и увез королевскую сокровищницу (Johannes v. Biclaro, a. 585: Liuuigildus … Suevorum gentem, thesaurum et patriam in suam redegit potestatem et Gotorum provinciam fecit). Узурпатора постригли в монахи и отправили в ссылку в Беху. «Уничтоженное государство свевов перешло к готам (Isidor, HS 92). По-видимому, свевы быстро смирились со своей участью, тем более что их правовые и имущественные отношения не претерпели никаких изменений. Их область разделила судьбу вестготского королевства. После этого свевское государство упоминается лишь один раз. В Хронике Альфонса III, в основе которой, возможно, лежала какой-то более древний, ныне утерянный вестготский источник, сообщается, что король Эгика передал страну свевов своему сыну Витице. Следовательно, воспоминания о существовании когда-то независимой свевской державе сохранялись вплоть до конца VII века.

II. Во главе свевов, двинувшихся на запад в 409 г., стоял король. Возможно, он вел свой род от кого-то из царьков, известия о которых дошли до нас из более ранних источников. В династии Хермериха принцип наследования престола был более ярко выражен, чем у вестготов. Рехила был обязан королевским достоинством исключительно воле своего отца (Hydatius, 114: Hermericus … Rechilam filium suum substituit in regnum. «Хермерих … назначил королем своего сына Рехилу). Впрочем, против наследования короны Рехиаром поднялось скрытое сопротивление, мотивы которого нам неизвестны (Ibid., 137: nonnullis quidem de gente sua aemulis, sed latenter). Вероятно, на Рехиаре и закончилась династия Хермериха. Примечателен выбор королем иноплеменника Агривульфа. Это событие напоминает в чем-то намерение остготов после поражения Витигиса провозгласить королем византийского полководца Велисария (Прокопий Кесарийский, Война с готами, 2, 30, 26 и 2, 29, 18). Пожалуй, выбор иноплеменника можно счесть последней попыткой сохранить политическое единство племени.

Автор:  Lion [ 26 янв 2013, 15:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Государство свевов в Испании: Под покровом вестготов...

Генеалогии поздних королей свевов неизвестны. Родственные связи королей Харариха, Ариамира, Теодемира и Миро не засвидетельствованы, но в пользу такого предположения говорит сходство имен трех последних. Насколько сильным в последние годы существования государства было чувство династической легитимности, показал приход к власти Аудеки. Хотя он был женат на сестре Эбориха, представительнице королевского рода, он женился на Сисегунтии, вдове Миро (Johannes v. Biclaro, a. 584. Григорий Турский, История франков, 6, 43). Похоже, с помощью этого брака он рассчитывал легитимизировать свою узурпацию. Как происходило провозглашение короля, нам неизвестно. Королевские выборы засвидетельствованы только один раз (Hydatius, 181).

В ранний период свевской истории королевскими резиденциями были Брага, Порту и Мерида (O. Wendel, Das Suevenreich auf der Pyreneenhalbinsel, Zs. fur Deutsche Geisteswissenschaft 5, 1942, S. 308). Можно было бы предположить, что чаще всего посещалась именно Брага, располагавшаяся в центре свевской державы. В VI веке этот город становится важнейшей резиденцией короля (Historia de Espana, S. 147). Король (rex Suevorum) носил те же титулы, что и государь вестготов, но в его титулатуре отсутствовали специфически христианские эпитеты. Ариамир именовался «славнейшим (gloriosissimus) и «благочестивейшим (piissimus) (Conc. Bracar. I). Мартин Брагский называет Миро «тишайшим (tranquillissimus) и «милостивейшим (clementissimus) (Martini episcopi Bracarensis opera omnia, ed. C. W. Barlow, New Haven, Conn. 1950, S. 236). В этом явственно проявляются заимствования из античной императорской титулатуры.

В высшей степени правдоподобно существование у свевов знати, и тем не менее мы не находим о ней в источниках никаких сведений. Так как до нас не дошли свевские юридические трактаты (мы даже не знаем, были ли они когда-либо кодифицированы), мы не можем судить о социальных отношениях в государстве свевов. Не засвидетельствовано у свевов и народное собрание (Рассуждения Рейнхарта (Historia, S. 70) о народном собрании не находят никакого подтверждения в источниках. То же самое относится и к его рассуждениям (S. 68) о социальной структуре у свевов). Вероятно, не случайно наши источники ни разу не упоминают свевских должностных лиц (Рейнхарт (там же) без приведения какой-либо аргументации говорит о дуках и комитов у свевов. Методологически совершенно недопустимо безапелляционно переносить ситуацию, сложившуюся в вестготском государстве, на свевов и заполнять пробелы истории свевских государственных институтов вестготским материалом). Государство свевов располагалось на столь ограниченной территории, что управление могло осуществляться с помощью крайне рудиментарного аппарата. К тому же следует помнить о том, что долгое время свевам были недоступны города, что исключало возможность образования института комитов.

Страница 3 из 6 Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/