Армянская и зарубежная арменоведческая историко-филологическая наука за прошедшее столетие накопила огромный критический материал относительно иудейской версии происхождения Багратидов, сейчас поддерживать этот вариант, значит, откатываться до уровня конца XIX в.
Уже А. Гарагашян в 1895 г. отметил, что имена Вараз, Баграт, Смбат и другие — арийские, например, Вараз, означает "победитель", Багарат, как отмечалось выше — "богом данный". Производные от Вараза — Вараздат, Варазтироц и т.д. При Сасанидах Вараз стал Перозом.
Проф. Г. Халатян провел сравнительный анализ багратидских и иудейских имен, подобное сравнение не доказывает версию Хоренаци. Багадия, Вазария, Шамбат, Асуд, якобы соответствующие армянским Баграту, Варазу, Ашоту, Смбату — в Библии не встречаются. И наоборот - имена Сенекия, Тубия, Енанос, Азария, Сария, которые встречаются в Библии, у Багратидов в употреблении не были.9
Добавим, что имя Смбат — очень древнее, оно встречается уже в урартскую эпоху в форме Sunbu-Sumbu.10
Крупный специалист по генеалогии армянских и кавказских аристократических фамилий — Кирилл Туманов посвятил специальное исследование происхождению древнеармянской царский династии Ервандуни (VI - II вв. до н.э.), Ервандуни-Оронтидов он отождествляет с Багратуни (Подробно см. исследование Туманова на английском языке).11
Таким образом, историческая наука долгое время родоначальником Багратуни считала Шамбата (или Смбата), ссылаясь на сообщение Хоренаци. В армянской историко-филологической науке это положение пересмотрено, но в зарубежной (в тот числе и русской) исторической науке традиционно Шамбат остается на своем месте.
За последнее столетие, в особенности за последние десятилетия, наука шагнула далеко вперед, то, что вчера казалось непререкаемым, сегодня отвергнуто как анахронизм.
Что знает сегодня историческая наука о Шамбате?
Из новейших исследователей историк Г. Мелконян (бывший сотрудник Института истории АН Арм. ССР) считает, что Шамбат был из тех армян, которые проживали в Адиабене (север Ассирии), в годы борьбы Трдата I Аршакуни (основателя Аршакидского царства в Армении) против Рима (50-60 гг. н. э.) Адиабена была союзником Армении, здесь проживали армянские нахарары (крупные феодалы). Часть из них, в том числе и Шамбат, перешли в Армению и участвовали в антиримских войнах. В этот период в Адиабене, при царском дворе распространилось одно из ранних христианских учений, которое воспринималось как еврейская религия. Все последователи этого учения считались "евреями".12Поэтому для Хоренаци все последователи раннего христианства, в том числе и Шамбат, являлись "евреями".
Личность Шамбата проясняется благодаря сообщению сирийского летописца III — IV вв. н. э. Map Абас Катины, жителя армянского города Мцурна. Его труд содержал записи древних армянских легенд, также и письменных источников, в том числе и документальных, из коих он почерпнул сведения об армянских и парфянских Аршакидах. Его трудом пользовался и Хоренаци (в его "Истории" Map Абас назван Марабба Мцурнаци).
Часть сочинения Map Абаса ошибочно приобщена к "Истории" автора VII в. Себеоса (из рода Багратуни) и в историко-филологической науке известна как "История Анонима" или "Начальная история Армении" (см. Мовсес Хоренаци. История Армении, Введение, стр. XI-XII).
Относительно Шамбата у Анонима сказано: "И стал властвовать над ними т.е. армянами) Зарех, сын сыновей Араменака, муж храбрый, с мощным луком. После него Армог, за ним Сарханг, за ним Шаваш, за ним Парнаваз.
Этот Парнаваз родил Багама и Багарата, и Багарат родил Бюрата, и Бюрат родил Аспата. Сыновья Багарата унаследовали свои владения на западной стороне, т. е. дом Ангег, ибо Багарат назывался также Ангегом и его в то время племя варваров называло богом".
Этот Багарат назывался также Багарат-Паразян. он возложил венец на голову Трдата I при коронации последнего: "Ему навстречу выходит Багарат Паразян, из сыновей Араменака, великий нахарар с войском ... венчает отцовской короной, усаживает на престол, покрытый золотом и украшениями ... Его назначил царь Аршак (царь Парфии —P.M.), аспетом Армянской земли".14
Основываясь на сообщении Анонима акад. С. Еремян заключает, что Шамбат в "Истории" Хоренаци (= Багарат Фаразян у Анонима) был современником Трдата I Аршакуни, следуя примеру адиабенских царей исповедывал "еврейскую" веру, т.е. одно из раннехристианских учений. Этот Багарат возглавлял армянских нахараров нашедших убежище в Мцбине (во время армяно-парфяно-римских войн). Он участвовал в церемонии коронации Трдата в качестве венцевозлагателя.15
Мовсес Хоренаци Шамбата, (выкупленного царем Грачья) считает родоначальником Багратуни. Он пишет, что парфянский царь Вагарш I "возводит на царство в Армении своего брата Вагаршака (т. е. Трдата I) и отводит ему северные и западные края. Вагаршак ... учредил нахарарства и назначил родовладыками нахарарств достойных людей, из числа потомков нашего прародителя Хайка и из других ... Прежде всего воздавая за добро могучему и мудрому мужу Багарату, потомку Шамбата. что из иудеев, он дарует ему потомственное право возлагать венец на царей Аршакуни, а роду, что произойдет от него, зваться по его имени Багратуни, этот род ныне является великим нахарарством в нашей стране. Ибо упомянутый Багарат. еще до войны Аршака против Македонян (т.е. Селевкидов - P.M.), при царском дворе, первый посвятил себя служению Вагаршаку. Кроме того (он назначается) наместником западного края, до тех пределов, где кончается армянская речь, предводителем десяти тысяч воинов".16 (Хоренаци имеет ввиду области Тморик, Корчайк, Марац амур ашхар, Гохтн, Ангех-тун и Спер. Добавим - и Махкертун. Спер был областью царского домена и только впоследствии стал наследственным владением Багратуни).17
Здесь Хоренаци Шамбата считает родоначальником Багратуни. Он ошибается. Как уже сказано выше, родоначальником долгое вpeмя считался стратег Тиграна II - Багарат. Однако сейчас он считается лишь представителем рода, поскольку известен венцевозлагатель Арташеса I (189-160 гг. до н. э.) - Багратид Никефор, сын Ахшахрсартра.18
Таким образом, до Шамбата-Багарата. современника Трдата I Аршакуни, науке поименно известны следующие представители рода:
Багадата, царь Мана (и его родня) 716 г. до н. э.
Никефор (он же Смбат Багратуни, воспитатель Арташеса I) - II век до н. э.
Багарат-стратег Тиграна II (I в. до н.э.).
Поэтому Шамбат на родословной лестнице Багратуни занимает не первое, а "nn"-ое место.
Добавим от себя: Шамбат не может быть родоначальником, поскольку в этом случае род носил бы фамилию - Шмбатуни или Смбатуни, а не иную.
Есть ученые, имеющие иной подход к проблеме историчности Шамбата. Они считают, что Хоренаци сам приписал Багратуни "еврейское" происхождение, что это догадка самого Хоренаци (И. Маркварт), а Н. Адонц объяснял еврейское происхождение своеобразным рефлексом того факта, что при Царе Тигране II Багарат был переведен на юг и назначен правителем Сирии, т. е. края населенного семитами.19
_________________ Приходите в мой дом...
|