Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 34   [ Сообщений: 498 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 34  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: грузинская армия 7-8 веках
СообщениеДобавлено: 14 сен 2012, 14:34 

Зарегистрирован: 25 фев 2012, 14:37
Сообщений: 95
Цитата:
Очень серьезный вопрос, тамазсс джан. И прежде всего стоит определятся концептуально, что, а точнее армию какого государственного образования считать за: "грузинской армией" в VII-VIII веках. В указанные века на территории Грузии доминировало Северные Багратуни (Первое поколение), а также Абхазское царство. Можно ли их армии считать за "грузинскую армию"?

я здесь не согласен но старый спор возобновлять не буду :D
меня больше интересует какая могла была быть военное дело в лазике во времена императора ираклия .
согласен что в грузинских царствах военное снаряжение ,комплектация соединении и управление ими были если не аналогичны армянскому то во всяком случае очень похожими .
не могли бы рассказать о военном деле армении этого периода .предпочтительны те аспекты которые могли бы отражаться и в грузинской армии


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: грузинская армия 7-8 веках
СообщениеДобавлено: 14 сен 2012, 15:04 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
На верху уже обозначил основные, отличительные моменты военной системы грузинской и армянской армии того периода. Про лаз я специально сказать нечего не могу, хотя и в VI веке они активно участвовали в персидско-византийских войнах. Про Лаз интересные сведения передает Агафий Маринийский.

Кстати, там были еще и месхы и, в условиях некого равновесия сил в регионе, попытались сыграть на себя - не получилось, в декабре 558 года имперская армия разбила отряд месхов из 600 воинов...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: грузинская армия 7-8 веках
СообщениеДобавлено: 14 сен 2012, 17:04 

Зарегистрирован: 25 фев 2012, 14:37
Сообщений: 95
спасибо за подсказку


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: грузинская армия 7-8 веках
СообщениеДобавлено: 14 сен 2012, 17:13 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Незачто, обращайтесь, если нужно будет - просто военную историю лазов я специально не изучал и знаю о них только в связы с историей армян.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Багратуни: Основатели царских родов...
СообщениеДобавлено: 29 янв 2013, 17:33 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Грузинский царский дом


В истории древней Армении, а с рубежа VI-VII вв. н.э. и в истории всего Закавказья, исключительную роль сыграл знаменитый род Багратуни (Багратидов, Багратионов). Его появление в Армении восходит к клинописному периоду нашей истории, известному под названием Урарту. Уже тогда этот род играл весомую роль в жизни государства, объединившего к IX в. до н.э. племена и народы Армянского нагорья в рабовладельческую монархию восточного типа. Именно тогда начали формироваться аристократические фамилии, которые составили ядро урартской знати и перешли в эпоху раннего феодализма Армении. Это те представители урартской знати, фамилии которых оканчиваются на суффикс “уни” - Арцруни, Рштуни, Хорхоруни, Сюни, Багратуни и т.д. Этот факт отметил известный историк Урарту академик Б.Б Пиотровский еще в 1945 г. в своей работе «К вопросу о происхождении армянского народа». До него проф. Г. Капанцян в другом исследовании по истории Урарту, опубликованном в 1940 г., обратил внимание, что царь страны Мана, живший в 716 г. до н.э., носил имя Багадати. А Мана находилась в составе Урарту и занимала территорию восточного побережья оз. Урмия, которое было заселено индоевропейскими племенами, родственными иранским племенам. Г. Капанцян определил, что Багадати принадлежал к роду Багратуни, поскольку представители именно этого рода носили имя Багадат-Баграт и производную от него фамилию Багратуни.

На это указывал и проф. Н. Адонц (см. его труд «Армения в эпоху Юстиниана», СПб., 1908). Имя Багадат носил также Баграт - стратег (полководец) армянского царя Тиграна II Великого (95-55 до н.э.), назначенный правителем Сирии после присоединения последней к державе Тиграна. Считая область Багреванд на юге Армении первоначальной родовой областью Багратуни, Адонц высказал гипотезу, что Багратидская династия возникла на Атропатенской или иранской окраине Армении, на армяно-иранской этнической почве. Слово Багадата означает “богом данный”, и стратега Багадата-Баграта Адонц считал родоначальником Багратуни. В ассирийских и урартских надписях указаны и родственники царя Багадати: дед - Иранзу, отец - Аза, брат - Улусуну. Таким образом, из эпохи Урарту нам известны четыре представителя рода Багратуни.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Багратуни: Основатели царских родов...
СообщениеДобавлено: 29 янв 2013, 17:36 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Армянская и зарубежная арменоведческая историко-филологическая наука за прошедшее столетие накопила огромный критический материал относительно иудейской версии происхождения Багратидов.

В дополнение к сказанному в начале статьи вспомним, что уже в 1895 г. А. Гарагашян отметил, что имена Вараз, Баграт, Смбат и другие - арийские. Проф. Г. Халатян провел сравнительный анализ багратидских и иудейских имен, и это сравнение тоже не доказывает версию Хоренаци. Добавим, что имя Смбат - очень древнее, оно встречается уже в урартскую эпоху в форме Sunbu-Sumbu. Один из новейших исследователей, историк Г. Мелконян считает, что Шамбат был из тех армян - нахараров (крупных феодалов), которые проживали в Адиабене (север Ассирии) в годы борьбы Трдата I Аршакуни (основателя Аршакидского царства в Армении в 1 в. н.э). Часть из них, в том числе и Шамбат, перешли в Армению и участвовали в антиримских войнах. В этот период в Адиабене при царском дворе распространилось одно из ранних христианских учений, которое тогда воспринималось как «еврейское», а его последователи назывались «евреями». Поэтому и для Хоренаци все последователи раннего христианства, в том числе и Шамбат, даже если они были этническими армянами, могли считаться «евреями».

Армянское происхождение Багратидов утверждается и в сообщении, более древнем, чем Хоренаци, а именно сирийского летописца III-IV вв. н.э. Мар Абас Катины, жителя армянского города Мцурна. Академик С. Еремян заключил из сопоставления этих источников, что Шамбат - герой «Истории» Хоренаци может быть идентифицирован с Багаратом Фаразяном у Мара Абаса и что он был современником Трдата I Аршакуни. Он был одним из первых армян - христиан и возглавлял армянских нахараров, нашедших убежище в Мцбине (во время армяно-парфяно-римских войн). Этот же Багарат в качестве венцевозлагателя участвовал в церемонии коронации Трдата. Венцевозлагательство издавна было почетным правом Багратуни.

Как отмечалось, родоначальником Багратуни долгое время считался стратег Тиграна II - Баграт. Однако сейчас он должен значиться лишь одним из представителей рода, поскольку известен более «ранний» и бесспорный Багратид - венцевозлагатель Арташеса I (189-160 гг. до н.э.) - Багратид Никефор, сын Ахшахрсартра.

Таким образом, до венцевозлагателя Шамбата-Багарата, современника Трдата I Аршакуни (т.е. I в. н.э.), науке поименно известны следующие представители Багратидов:

Багадата, царь страны Мана (и его родственники) - VIII в. до н.э.
Никефор, он же Смбат Багратуни, венцевозлагатель (и его отец), - II век до н.э.
Баграт, стратег - I в. до н.э.

Возвращаясь к повествованию Хоренаци, заметим и другое противоречие. Упоминая род Ангех тун (Ангелена), он считает его происходящим от внука Хайка - Паскама. А ведь род Ангелена являлся ветвью тех же Багратуни!

Таким образом, Шамбат занимает на родословной лестнице Багратуни далеко не первое место. И добавим от себя: Шамбат не мог быть родоначальником еще и потому, что в этом случае род носил бы фамилию - Шмбатуни или Смбатуни, а не иную.


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстание 755 года: Кто ты... Смбат Гяур?
СообщениеДобавлено: 10 фев 2013, 17:14 

Зарегистрирован: 29 май 2012, 16:20
Сообщений: 43
Может ли быть, что Дом Багратуни имел родственную связь с Сасанидами?
Такое в обще возможна.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстание 755 года: Кто ты... Смбат Гяур?
СообщениеДобавлено: 10 фев 2013, 17:33 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
В общем возможна, давайте не забудем, что свою сестру например Шапух II выдал в замуж за Вахана Мамиконяна.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Багратуни: Основатели царских родов...
СообщениеДобавлено: 10 фев 2013, 17:54 

Зарегистрирован: 05 мар 2012, 10:54
Сообщений: 198
Багратуни были одним из ведущых родов Армении и такое исключить нельзя.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Багратуни: Основатели царских родов...
СообщениеДобавлено: 10 фев 2013, 19:09 

Зарегистрирован: 29 май 2012, 16:20
Сообщений: 43
Если это было возможно, значит он смог бы собрать себе единомышленников.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Багратуни: Основатели царских родов...
СообщениеДобавлено: 10 фев 2013, 19:15 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Да, вне сомнении. Источники уверяют, что восстание Смбата Гяура была довольно масштабной, но вопрос в том, что, если даже и Смбат был армянином, то других армян с ним было наверно очень амло.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Багратуни: Основатели царских родов...
СообщениеДобавлено: 10 фев 2013, 20:36 

Зарегистрирован: 29 май 2012, 16:20
Сообщений: 43
Lion писал(а):
Да, вне сомнении. Источники уверяют, что восстание Смбата Гяура была довольно масштабной, но вопрос в том, что, если даже и Смбат был армянином, то других армян с ним было наверно очень амло.


Читая этот эпизод истории, невольно вспоминаю Геродота и об восстании сатрапов Персии. Где в Вавилоне восстание устроил некто с именем Arkha.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Багратуни: Основатели царских родов...
СообщениеДобавлено: 10 фев 2013, 20:48 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Да, интересные параллель. Можно вспоминать и другие эпизоды, где армян участвовали в местных восстаниях. В любом случае, думаю нашим историком стоит занятся и этим Смбатом, и его связью с Багратуни.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Багратуни: Основатели царских родов...
СообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 08:42 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Р. Матевосян
доктор исторических наук, сотрудник института Истории Национальной АН РА, Заместитель Председателя Союза Армянских дворян. Ереван

К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ БАГРАТИДОВ.
В истории древней и феодальной Армении, а в IX - XI вв. н. э. и всего Закавказья, исключительную роль сыграл знатный род Багратуни (Багратидов).
Его происхождение восходит к клинописному периоду Армении, известному в истории под названием Урарту. Уже тогда этот род играл весомую роль в жизни государства, к IX в. до н. э. объединившего племена и народы Армянского нагорья в рабовладельческую монархию восточного типа.
Уже в эпоху Урарту формируются аристократические фамилии, которые составили ядро урартской знати и которые перешли в эпоху раннего феодализма, оформившись как класс феодалов в Армении. Это те представители урартской знати, фамилии которых оканчиваются на суффикс "уни" – Арцруни, Рштуни, Хорхоруни, Сюни, Багратуни и т. д. На этот факт указал историк Урарту акад. Б. Пиотровский еще в 1945 г.1
До него, проф. Г. Капанцян в исследовании по истории Урарту обратил внимание, что царь страны Мана носил имя Багадати (716 г. до н. э.). Мана находилась в составе Урарту и занимала территорию восточного побережья оз. Урмия, которое было заселено индоевропейскими племенами, родственными иранским племенам. Г. Капанцян определил, что Багадати принадлежал к роду Багратуни, поскольку именно представители этого рода носили имя Багадат-Баграт и производное от него фамилию Багратуни. На это первым указал и обосновал свою версию проф. Н. Адонц еще в 1908 г. Имя Багадат носил стратег (полководец) армянского царя Тиграна II Великого (95-55 до н. э.), которого он назначил правителем Сирии после присоединения последней к державе Тиграна. Первоначальной родовой областью Багратуни Н. Адонц считал область Багреванд на юге Армении и высказал гипотезу, что Багратидская династия возникла на Атропатенской или иранской окраине Армении, на армяно-иранской этнической почве. Слово Багадата от baga-data означает "богом данный", стратега Багадата-Баграта Адонц считал родоначальником Багратуни.3
Гр. Капанцян разделяет версию Адонца, считая, что страна Мана была заселена индоевропейскими племенами. В ассирийских и урартских надписях указана и родня Багадати: дед —Иранзу, отец —Аза, брат —Улусуну.
Таким образом, из эпохи Урарту нам известны четыре представителя рода Багратуни. Эпонимом фамилии мы считаем имя главной богини Урарту, супруги главного бога Урарту — Халда. Ее звали Багбарту. как разъясняет Б. Пиотровский, до присоединения Мана к Урарту храм в Мусасире был главным храмом Маны, после присоединения он стал главным храмом Урарту, а Халд — также и главным богом Мана. Багбарту же стала его супругой и женским двойником.5 Ее имя — эпоним фамилии - чередование Баг-бар-ту переходит в Баграт — Багарат — Багратуни (по аналогии —Ур-ар-ту —Арарат).6
В научной литературе (и за ее пределами) Багратидам обычно приписывается еврейское происхождение. В обоснование делается ссылка на сообщение армянского историка V в. Мовсеса Хоренаци. который в обращении к своему меценату – марзпану Сааку Багратуни, дает разъяснения относительно происхождения рода.
Соответствующая глава называется — "Ряд наших царей и их перечисление от отца к сыну". В ней историк пишет, что армянский царь Грачья (Храчеа) выпросил у царя Вавилона Навуходоносора, уведшего в плен иудеев, одного из пленных иудейских вождей по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране, с большими почестями. "Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни и это правда". Далее Хоренаци пишет, с каким трудом армянские цари склонили потомков Шамбата к идолопоклонничеству, наконец, добавляет: "Ибо некоторые, не заслуживающие доверья люди, произвольно, не считаясь с истиной, утверждают, что твой венцевозлагающий род Багратуни происходит от Хайка. По этому поводу скажу: не верь подобным глупостям, ибо в этих словах нет ни следа или признака правды, ни отдаленного намека на нее, они только и бубнят пустые речи и разные нелепицы про Хайка и про подобных ему. Но узнай, что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей, это, по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском языке —Шамбат."
В другом месте он добавляет: "Надобно тебе знать, что когда род Багратуни покинул веру своих предков, он, прежде всего, приобрел варварские прозвания — Бюрат. Смбат и тому подобные наименования, лишившись первоначальных имен Багадия, Тубия, Сенекия, Асуд, Сапатия, Вазария, Енанос, какими их называли до отступничества. И мне кажется что имя, которое Багратуни произносят как Багарат — это Багадия, Асуд — Ашот, таким же образом Вазария (превратился) в Вараза, как и Шамбат —в Смбата".8
По этой версии один из иудейских вождей по имени Шамбат (Смбат) был пленен Навуходоносором в 593 или 583 г. до н. э., а армянский царь Грачья поселил его в Армении. Вторая версия у Хоренаци — происхождение Багратуни от Хайка. т. е. армянское происхождение.
Первая версия давным-давно отжила свой век, она не выдержала критики и существует лишь по инерции, а часто поддерживается искусственно.
Армянская и зарубежная арменоведческая историко-филологическая наука за прошедшее столетие накопила огромный критический материал относительно иудейской версии происхождения Багратидов, сейчас поддерживать этот вариант, значит, откатываться до уровня конца XIX в.
Уже А. Гарагашян в 1895 г. отметил, что имена Вараз, Баграт, Смбат и другие — арийские, например, Вараз, означает "победитель", Багарат, как отмечалось выше — "богом данный". Производные от Вараза — Вараздат, Варазтироц и т.д. При Сасанидах Вараз стал Перозом.
Проф. Г. Халатян провел сравнительный анализ багратидских и иудейских имен, подобное сравнение не доказывает версию Хоренаци. Багадия, Вазария, Шамбат, Асуд, якобы соответствующие армянским Баграту, Варазу, Ашоту, Смбату — в Библии не встречаются. И наоборот - имена Сенекия, Тубия, Енанос, Азария, Сария, которые встречаются в Библии, у Багратидов в употреблении не были.9
Добавим, что имя Смбат — очень древнее, оно встречается уже в урартскую эпоху в форме Sunbu-Sumbu.10
Крупный специалист по генеалогии армянских и кавказских аристократических фамилий — Кирилл Туманов посвятил специальное исследование происхождению древнеармянской царский династии Ервандуни (VI - II вв. до н.э.), Ервандуни-Оронтидов он отождествляет с Багратуни (Подробно см. исследование Туманова на английском языке).11
Таким образом, историческая наука долгое время родоначальником Багратуни считала Шамбата (или Смбата), ссылаясь на сообщение Хоренаци. В армянской историко-филологической науке это положение пересмотрено, но в зарубежной (в тот числе и русской) исторической науке традиционно Шамбат остается на своем месте.
За последнее столетие, в особенности за последние десятилетия, наука шагнула далеко вперед, то, что вчера казалось непререкаемым, сегодня отвергнуто как анахронизм.
Что знает сегодня историческая наука о Шамбате?
Из новейших исследователей историк Г. Мелконян (бывший сотрудник Института истории АН Арм. ССР) считает, что Шамбат был из тех армян, которые проживали в Адиабене (север Ассирии), в годы борьбы Трдата I Аршакуни (основателя Аршакидского царства в Армении) против Рима (50-60 гг. н. э.) Адиабена была союзником Армении, здесь проживали армянские нахарары (крупные феодалы). Часть из них, в том числе и Шамбат, перешли в Армению и участвовали в антиримских войнах. В этот период в Адиабене, при царском дворе распространилось одно из ранних христианских учений, которое воспринималось как еврейская религия. Все последователи этого учения считались "евреями".12Поэтому для Хоренаци все последователи раннего христианства, в том числе и Шамбат, являлись "евреями".
Личность Шамбата проясняется благодаря сообщению сирийского летописца III — IV вв. н. э. Map Абас Катины, жителя армянского города Мцурна. Его труд содержал записи древних армянских легенд, также и письменных источников, в том числе и документальных, из коих он почерпнул сведения об армянских и парфянских Аршакидах. Его трудом пользовался и Хоренаци (в его "Истории" Map Абас назван Марабба Мцурнаци).
Часть сочинения Map Абаса ошибочно приобщена к "Истории" автора VII в. Себеоса (из рода Багратуни) и в историко-филологической науке известна как "История Анонима" или "Начальная история Армении" (см. Мовсес Хоренаци. История Армении, Введение, стр. XI-XII).
Относительно Шамбата у Анонима сказано: "И стал властвовать над ними т.е. армянами) Зарех, сын сыновей Араменака, муж храбрый, с мощным луком. После него Армог, за ним Сарханг, за ним Шаваш, за ним Парнаваз.
Этот Парнаваз родил Багама и Багарата, и Багарат родил Бюрата, и Бюрат родил Аспата. Сыновья Багарата унаследовали свои владения на западной стороне, т. е. дом Ангег, ибо Багарат назывался также Ангегом и его в то время племя варваров называло богом".
Этот Багарат назывался также Багарат-Паразян. он возложил венец на голову Трдата I при коронации последнего: "Ему навстречу выходит Багарат Паразян, из сыновей Араменака, великий нахарар с войском ... венчает отцовской короной, усаживает на престол, покрытый золотом и украшениями ... Его назначил царь Аршак (царь Парфии —P.M.), аспетом Армянской земли".14

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Багратуни: Основатели царских родов...
СообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 08:43 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Основываясь на сообщении Анонима акад. С. Еремян заключает, что Шамбат в "Истории" Хоренаци (= Багарат Фаразян у Анонима) был современником Трдата I Аршакуни, следуя примеру адиабенских царей исповедывал "еврейскую" веру, т.е. одно из раннехристианских учений. Этот Багарат возглавлял армянских нахараров нашедших убежище в Мцбине (во время армяно-парфяно-римских войн). Он участвовал в церемонии коронации Трдата в качестве венцевозлагателя.15
Мовсес Хоренаци Шамбата, (выкупленного царем Грачья) считает родоначальником Багратуни. Он пишет, что парфянский царь Вагарш I "возводит на царство в Армении своего брата Вагаршака (т. е. Трдата I) и отводит ему северные и западные края. Вагаршак ... учредил нахарарства и назначил родовладыками нахарарств достойных людей, из числа потомков нашего прародителя Хайка и из других ... Прежде всего воздавая за добро могучему и мудрому мужу Багарату, потомку Шамбата. что из иудеев, он дарует ему потомственное право возлагать венец на царей Аршакуни, а роду, что произойдет от него, зваться по его имени Багратуни, этот род ныне является великим нахарарством в нашей стране. Ибо упомянутый Багарат. еще до войны Аршака против Македонян (т.е. Селевкидов - P.M.), при царском дворе, первый посвятил себя служению Вагаршаку. Кроме того (он назначается) наместником западного края, до тех пределов, где кончается армянская речь, предводителем десяти тысяч воинов".16 (Хоренаци имеет ввиду области Тморик, Корчайк, Марац амур ашхар, Гохтн, Ангех-тун и Спер. Добавим - и Махкертун. Спер был областью царского домена и только впоследствии стал наследственным владением Багратуни).17
Здесь Хоренаци Шамбата считает родоначальником Багратуни. Он ошибается. Как уже сказано выше, родоначальником долгое вpeмя считался стратег Тиграна II - Багарат. Однако сейчас он считается лишь представителем рода, поскольку известен венцевозлагатель Арташеса I (189-160 гг. до н. э.) - Багратид Никефор, сын Ахшахрсартра.18
Таким образом, до Шамбата-Багарата. современника Трдата I Аршакуни, науке поименно известны следующие представители рода:
Багадата, царь Мана (и его родня) 716 г. до н. э.
Никефор (он же Смбат Багратуни, воспитатель Арташеса I) - II век до н. э.
Багарат-стратег Тиграна II (I в. до н.э.).
Поэтому Шамбат на родословной лестнице Багратуни занимает не первое, а "nn"-ое место.
Добавим от себя: Шамбат не может быть родоначальником, поскольку в этом случае род носил бы фамилию - Шмбатуни или Смбатуни, а не иную.
Есть ученые, имеющие иной подход к проблеме историчности Шамбата. Они считают, что Хоренаци сам приписал Багратуни "еврейское" происхождение, что это догадка самого Хоренаци (И. Маркварт), а Н. Адонц объяснял еврейское происхождение своеобразным рефлексом того факта, что при Царе Тигране II Багарат был переведен на юг и назначен правителем Сирии, т. е. края населенного семитами.19
Если обобщить предложенные версии, то можно сделать два вывода: либо Хоренаци имел ввиду вероисповедание Шамбата, либо его принудили "евреизировать" Багратуни.
Во времена Хоренаци существовала версия об армянском происхождении Багратуни. это признает сам историк, но он ее отвергает. В этом "виноват" не сам историк-повествователь, а его меценат – марзпан Саак Багратуни, старший нахарар рода в годы, когда Хоренаци писал "Историю". Он дал заказ для изложения "Истории Армении", он же пожелал возвеличить свой род, показать свое превосходство по сравнению с другими знатными родами – Мамиконянами, Арцруни и др. В результате появилась легенда о "еврейском" происхождении, которая связывала Багратуни с пророком и царем Иудеи Давидом, его сыном Соломоном, а через них с Адамом и Богородицей. Так объяснили в свое время появление легенды М. Броссе, Лео, Н. Адонц, К. Туманов.20 Эту легенду через пять веков повторил армянский историк Иоанн Драсханакертци (IX - нач. Х в.), взяв ее из сочинения Хоренаци.
Грузинские летописцы повторяют версию Хоренаци, Джуаншир (XI в.) пишет, что Адрнерсе, "из дома пророка Давида, из Армении прибыл к Арчилу и просил у него место для жительства". Ту же легенду приводит другой грузинский хронист Сумбат, сын Давида (XI в.). Наконец, из иноавторов эту версию приводит византийский историк, император Константин VII Багрянородный, почерпнув это сведение у армянских авторов.21
Следует отметить, что исследователи не заметили противоречивость у самого Хоренаци. По его словам, армянский род Гнтуни происходил от хананеев, и был переселен в Армению из Палестины. Хоренаци рассказывает, как Багратид Енанос пытался уговорить родовладыку Гнтуни-Зору перейти в Иудею, к царю Ироду и просить у него наследственные владения "в исконной нашей стороне". Зора не соглашался и ответил Енаносу - "зачем нам обманывать себя стародавними преданиями и обветшалыми легендами, считая себя палестинцами?"22
Ответ Зоры очень красноречив - уже при Хоренаци было известно, что приход Багратидов и Гнтуни из Палестины является "обветшалой легендой".
В повествовании Хоренаци имеется и другое противоречие по проблеме Багратидов - род Ангех тун (Ангелена) он считает потомком внука Хайка - Паскама. Историк при этом не замечает противоречие, поскольку род Ангелена являлся ветвью Багратидов.23
После падения царства Аршакидов (428 г.) влиятельными феодальными родами в Армении являлись Мамиконяны и Багратуни. В VIII в. они руководили борьбой армянского народа против Арабского Халифата, но все три восстания (703, 748-750, 774-775) потерпели неудачу, а руководители подверглись гонениям. Особенно тяжелые последствия имело поражение самого масштабного восстания в 774-775 гг. После первых удачных сражений, в апреле 775 г. в области Багреванд произошла битва, в которой восставшие потерпели поражение. Начались преследования армянских феодалов, в первую очередь Мамиконянов и Багратуни. Многие из них вынуждены были покинуть страну, перейти в соседние Византию, Грузию. В их числе был и Васак Багратуни, брат спарапета Смбата Багратуни, одного из руководителей восстания. Васак, его сын Атрнерсе и внук Ашот Куропалат являются основателями грузинской ветви Багратуни.24
Что касается судьбы Багратуни в самой Армении, то после захвата Византией Багратидских царств —главного (возглавляемого Ширакским домом) в 1045 г. и Карсского —в 1065 г. осталось Лорийское, оно было завоевано к 1113 г. сельджуками, но представители Лорийских Багратидов (Кюрикяны) упоминаются в источниках до середины XIII в.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 34   [ Сообщений: 498 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 34  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB