Р. Матевосян доктор исторических наук, сотрудник института Истории Национальной АН РА, Заместитель Председателя Союза Армянских дворян. Ереван
К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ БАГРАТИДОВ. В истории древней и феодальной Армении, а в IX - XI вв. н. э. и всего Закавказья, исключительную роль сыграл знатный род Багратуни (Багратидов). Его происхождение восходит к клинописному периоду Армении, известному в истории под названием Урарту. Уже тогда этот род играл весомую роль в жизни государства, к IX в. до н. э. объединившего племена и народы Армянского нагорья в рабовладельческую монархию восточного типа. Уже в эпоху Урарту формируются аристократические фамилии, которые составили ядро урартской знати и которые перешли в эпоху раннего феодализма, оформившись как класс феодалов в Армении. Это те представители урартской знати, фамилии которых оканчиваются на суффикс "уни" – Арцруни, Рштуни, Хорхоруни, Сюни, Багратуни и т. д. На этот факт указал историк Урарту акад. Б. Пиотровский еще в 1945 г.1 До него, проф. Г. Капанцян в исследовании по истории Урарту обратил внимание, что царь страны Мана носил имя Багадати (716 г. до н. э.). Мана находилась в составе Урарту и занимала территорию восточного побережья оз. Урмия, которое было заселено индоевропейскими племенами, родственными иранским племенам. Г. Капанцян определил, что Багадати принадлежал к роду Багратуни, поскольку именно представители этого рода носили имя Багадат-Баграт и производное от него фамилию Багратуни. На это первым указал и обосновал свою версию проф. Н. Адонц еще в 1908 г. Имя Багадат носил стратег (полководец) армянского царя Тиграна II Великого (95-55 до н. э.), которого он назначил правителем Сирии после присоединения последней к державе Тиграна. Первоначальной родовой областью Багратуни Н. Адонц считал область Багреванд на юге Армении и высказал гипотезу, что Багратидская династия возникла на Атропатенской или иранской окраине Армении, на армяно-иранской этнической почве. Слово Багадата от baga-data означает "богом данный", стратега Багадата-Баграта Адонц считал родоначальником Багратуни.3 Гр. Капанцян разделяет версию Адонца, считая, что страна Мана была заселена индоевропейскими племенами. В ассирийских и урартских надписях указана и родня Багадати: дед —Иранзу, отец —Аза, брат —Улусуну. Таким образом, из эпохи Урарту нам известны четыре представителя рода Багратуни. Эпонимом фамилии мы считаем имя главной богини Урарту, супруги главного бога Урарту — Халда. Ее звали Багбарту. как разъясняет Б. Пиотровский, до присоединения Мана к Урарту храм в Мусасире был главным храмом Маны, после присоединения он стал главным храмом Урарту, а Халд — также и главным богом Мана. Багбарту же стала его супругой и женским двойником.5 Ее имя — эпоним фамилии - чередование Баг-бар-ту переходит в Баграт — Багарат — Багратуни (по аналогии —Ур-ар-ту —Арарат).6 В научной литературе (и за ее пределами) Багратидам обычно приписывается еврейское происхождение. В обоснование делается ссылка на сообщение армянского историка V в. Мовсеса Хоренаци. который в обращении к своему меценату – марзпану Сааку Багратуни, дает разъяснения относительно происхождения рода. Соответствующая глава называется — "Ряд наших царей и их перечисление от отца к сыну". В ней историк пишет, что армянский царь Грачья (Храчеа) выпросил у царя Вавилона Навуходоносора, уведшего в плен иудеев, одного из пленных иудейских вождей по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране, с большими почестями. "Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни и это правда". Далее Хоренаци пишет, с каким трудом армянские цари склонили потомков Шамбата к идолопоклонничеству, наконец, добавляет: "Ибо некоторые, не заслуживающие доверья люди, произвольно, не считаясь с истиной, утверждают, что твой венцевозлагающий род Багратуни происходит от Хайка. По этому поводу скажу: не верь подобным глупостям, ибо в этих словах нет ни следа или признака правды, ни отдаленного намека на нее, они только и бубнят пустые речи и разные нелепицы про Хайка и про подобных ему. Но узнай, что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей, это, по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском языке —Шамбат." В другом месте он добавляет: "Надобно тебе знать, что когда род Багратуни покинул веру своих предков, он, прежде всего, приобрел варварские прозвания — Бюрат. Смбат и тому подобные наименования, лишившись первоначальных имен Багадия, Тубия, Сенекия, Асуд, Сапатия, Вазария, Енанос, какими их называли до отступничества. И мне кажется что имя, которое Багратуни произносят как Багарат — это Багадия, Асуд — Ашот, таким же образом Вазария (превратился) в Вараза, как и Шамбат —в Смбата".8 По этой версии один из иудейских вождей по имени Шамбат (Смбат) был пленен Навуходоносором в 593 или 583 г. до н. э., а армянский царь Грачья поселил его в Армении. Вторая версия у Хоренаци — происхождение Багратуни от Хайка. т. е. армянское происхождение. Первая версия давным-давно отжила свой век, она не выдержала критики и существует лишь по инерции, а часто поддерживается искусственно. Армянская и зарубежная арменоведческая историко-филологическая наука за прошедшее столетие накопила огромный критический материал относительно иудейской версии происхождения Багратидов, сейчас поддерживать этот вариант, значит, откатываться до уровня конца XIX в. Уже А. Гарагашян в 1895 г. отметил, что имена Вараз, Баграт, Смбат и другие — арийские, например, Вараз, означает "победитель", Багарат, как отмечалось выше — "богом данный". Производные от Вараза — Вараздат, Варазтироц и т.д. При Сасанидах Вараз стал Перозом. Проф. Г. Халатян провел сравнительный анализ багратидских и иудейских имен, подобное сравнение не доказывает версию Хоренаци. Багадия, Вазария, Шамбат, Асуд, якобы соответствующие армянским Баграту, Варазу, Ашоту, Смбату — в Библии не встречаются. И наоборот - имена Сенекия, Тубия, Енанос, Азария, Сария, которые встречаются в Библии, у Багратидов в употреблении не были.9 Добавим, что имя Смбат — очень древнее, оно встречается уже в урартскую эпоху в форме Sunbu-Sumbu.10 Крупный специалист по генеалогии армянских и кавказских аристократических фамилий — Кирилл Туманов посвятил специальное исследование происхождению древнеармянской царский династии Ервандуни (VI - II вв. до н.э.), Ервандуни-Оронтидов он отождествляет с Багратуни (Подробно см. исследование Туманова на английском языке).11 Таким образом, историческая наука долгое время родоначальником Багратуни считала Шамбата (или Смбата), ссылаясь на сообщение Хоренаци. В армянской историко-филологической науке это положение пересмотрено, но в зарубежной (в тот числе и русской) исторической науке традиционно Шамбат остается на своем месте. За последнее столетие, в особенности за последние десятилетия, наука шагнула далеко вперед, то, что вчера казалось непререкаемым, сегодня отвергнуто как анахронизм. Что знает сегодня историческая наука о Шамбате? Из новейших исследователей историк Г. Мелконян (бывший сотрудник Института истории АН Арм. ССР) считает, что Шамбат был из тех армян, которые проживали в Адиабене (север Ассирии), в годы борьбы Трдата I Аршакуни (основателя Аршакидского царства в Армении) против Рима (50-60 гг. н. э.) Адиабена была союзником Армении, здесь проживали армянские нахарары (крупные феодалы). Часть из них, в том числе и Шамбат, перешли в Армению и участвовали в антиримских войнах. В этот период в Адиабене, при царском дворе распространилось одно из ранних христианских учений, которое воспринималось как еврейская религия. Все последователи этого учения считались "евреями".12Поэтому для Хоренаци все последователи раннего христианства, в том числе и Шамбат, являлись "евреями". Личность Шамбата проясняется благодаря сообщению сирийского летописца III — IV вв. н. э. Map Абас Катины, жителя армянского города Мцурна. Его труд содержал записи древних армянских легенд, также и письменных источников, в том числе и документальных, из коих он почерпнул сведения об армянских и парфянских Аршакидах. Его трудом пользовался и Хоренаци (в его "Истории" Map Абас назван Марабба Мцурнаци). Часть сочинения Map Абаса ошибочно приобщена к "Истории" автора VII в. Себеоса (из рода Багратуни) и в историко-филологической науке известна как "История Анонима" или "Начальная история Армении" (см. Мовсес Хоренаци. История Армении, Введение, стр. XI-XII). Относительно Шамбата у Анонима сказано: "И стал властвовать над ними т.е. армянами) Зарех, сын сыновей Араменака, муж храбрый, с мощным луком. После него Армог, за ним Сарханг, за ним Шаваш, за ним Парнаваз. Этот Парнаваз родил Багама и Багарата, и Багарат родил Бюрата, и Бюрат родил Аспата. Сыновья Багарата унаследовали свои владения на западной стороне, т. е. дом Ангег, ибо Багарат назывался также Ангегом и его в то время племя варваров называло богом". Этот Багарат назывался также Багарат-Паразян. он возложил венец на голову Трдата I при коронации последнего: "Ему навстречу выходит Багарат Паразян, из сыновей Араменака, великий нахарар с войском ... венчает отцовской короной, усаживает на престол, покрытый золотом и украшениями ... Его назначил царь Аршак (царь Парфии —P.M.), аспетом Армянской земли".14
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|