Lion, так вот и я о том же, что сама по себе геополитика и геополитические константы еще ничего не значат, а потому Ваше первое утверждение о том, что Византия обязана своему успеху только геополитическому положению, имхо, несколько было скоропалительно. Во втором утверждении Вы исправились, заявив о связи геополитики с конкретным временем. Но, если проследить - что же таки на фоне геополитических постоянных изменилось со временем, то мы заметим, что изменилась только человеческая составляющая этих геополитических констант, на фоне которых действуют люди. И именно люди, сделали так, что до того времени не сильно значимая геополитическая роль города Византия вдруг стала определяющей. А какие и что это были за люди, обратившие внимание на Византий и сделавшие из него Константинополь, на самом деле, имхо, даже более важный вопрос, чем вопрос о геополитических константах, которые сами по себе неизменны, но которые все-таки как ни крути, а отталкиваются от географии.
Вот и
Юстиниан, который с момента первого моего с ним
когнитивного диссонанса вызванного его склонностью объяснять Византийскую империю армянским фактором, постепенно и, возможно, что и незаметно для него самого "дрейфует" в правильном направлении, продолжая разрабатывать следующие посылки:
"Государственная система управления Византии - это Принципат Августа... Вся система госуправления Византии - это римская традиция!" - потому что, имхо, - фактор древней римской политической традиции в истории Византийской империи был величиной большего порядка, константой, на фоне которых армянский фактор был лишь привходящей и временной величиной, которую, конечно, игнорировать нельзя, но, и преувеличивать на фоне величин действительного большего порядка тоже. Просто,
Юстиниан, будучи человеком науки, оформляет это в отличие от некоторых
погрязших в полуконспирологических построениях , в более наукообразные формулировки.
Юстиниан, грубо говоря утверждает, что Византийскую империю практически создали армяне, но - армяне не были носителями римской политической традиции, а это, как сейчас стал уже заявлять и сам
Юстиниан есть более важным фактором, - а именно непрерывность римской политической традиции в истории Византии в отличие от этнической составляющей имперской истории.
PS
Ну, если я где-то грубо, бесцеремонно исковеркал взгляды самого
Юстиниан, то это не от того, что я неспособен усвоить его взглядов, но только ради создания предпосылки для зарождения хАрошей дискуссии, чтобы ему хотелось врезать по нам всей силой его методологически выработанной годами кропотливого труда правдой-маткой; а может я и действительно думаю все ровно так, как и написал, как он думает
. Да, вот подумал, и скорее последнее верно и я действительно считаю, как все и написал.