Администратор |
|
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57 Сообщений: 46682 Откуда: Армения, Ереван
|
К IX-XI векам политическая власть Аббасидов, базировавшегося в Багдаде, уже начала распадаться. Провинциальные династии на границах исламского мира стали править на местах, обычно признавая религиозную легитимность Аббасидов. Эти династии также продолжали исламский проект завоевания. Такие династии, как Тахириды, Саффариды, Буиды и Саманиды, правили на землях Восточного халифата, включая Хорасан и Трансоксанию, распространяя ислам за пределы традиционно иранского, зороастрийского мира и в тюркские области Центральной Азии. Гази, религиозные воины-пограничники, из династии Саманидов боролись за завоевание и обращение, а также часто порабощение народов на краю исламского мира. Именно в это время и в этом месте, в саманидском Хорасане, поэт Фирдоуси начал сочинять свою "Шахнаме", произведение, которое часто считается иранским национальным эпосом. В его стихах записана история иранских народов от мифического сотворения мира до конца Сасанидской империи в седьмом веке н.э.
Распад центральной политической власти позволил Саманидам, принадлежавшим к древнеиранскому классу мелкой знати, известному как дехканы, сохранить свою иранскую культурную идентичность наряду с мусульманской религиозной идентичностью. Это также позволило им править в той манере, которую они считали истинно иранской. Саманиды считали себя потомками Сасанидов, в частности узурпатора Бахрама Чобина. Несмотря на эту несколько позорную родословную, они, очевидно, также считали себя носителями иранской идентичности, которую демонстрировали Сасаниды. Именно здесь "Шахнаме" сыграла свою роль.
В X веке, на границе иранского культурного мира, где носители различных иранских языков ежедневно взаимодействовали с кочевыми и оседлыми тюрками и переселёнными арабами, "Шахнаме" помогло сформировать и сохранить чувство групповой иранской идентичности для Саманидов и их вассалов.
— Conrad J. Harter, Narrative and Iranian Identity in the New Persian Renaissance and the Later Perso-Islamicate World, 2016. – pp. 1-2
Kār-nāmag ī Āryān
_________________ Приходите в мой дом...
|
|