Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 1   [ Сообщений: 6 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Саманиды: Последние потомки Сасанидов...
СообщениеДобавлено: 24 сен 2013, 17:52 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46681
Откуда: Армения, Ереван
Во второй половине VIII-IX вв. большая часть государств Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, а также государств Средней Азии входили в состав Аббасидского халифата. Мавераннахром и Хорасаном, завоеванными еще при Омейядах, правили наместники халифа. Со временем аббасидские халифы стали назначать наместниками в этом регионе не своих сановников — арабов из Багдада, а именитых местных жителей — персов. В 821 г. халиф Мамун (814—834 гг.) назначил наместником Хорасана перса Тахира (ставшего родоначальником династии Тахиридов).

Несколько раньше Тахиридов начал возвышаться род Саманидов. Основателя династии звали Саман-Худат. Наршахи пишет, что это имя он получил потому, что основал селение Саман в окрестностях Балха. У Самана было четыре внука: Нух, Ахмад, Яхья и Ильяс. Все они принимали участие в подавлении мятежа Рафи ибн Лейса, сына бывшего омейядского наместника Хорасана, который восстал против халифа Харун-ар-Рашида (787-810 гг.). Затем Нух, Ахмад, Яхья и Ильяс служили в войсках сына Харун-ар-Рашида - халифа Мамуна. За заслуги перед халифским престолом все они были назначены на высокие административные должности в Мавераннахре и Хорасане. В 817-818 гг. Нух стал эмиром Самарканда, Ахмад - Ферганы, Яхья - Шаша, Ильяс - Герата. После смерти Нуха в 875 г. эмиром Самарканада стал сын его брата Ахмада Наср. В том же году Наср бин Ахмад получил от халифа грамоту на управление всем Мавераннахром.

В половине IX века Саманидов, владевшую Мавераннахром, возглавлял правнук Самана Абу Ибрагим Исмаил. Исмаил упредил Саффарида Амра и, переправившись с 20-тысячным войском через Амударью, нанес ему поражение (899 г.). Потерпев поражение, Амр начал серьезную подготовку к войне с Саманидами. Однако Исмаил не дал ему такой возможности и в 900 г. с многочисленной армией снова переправился через Амударью и в районе Балха наголову разгромил войска своего противника. Амр был пленен на поле боя. По требованию халифа Исмаил отправил Амра в Багдад, где тот был заключен в тюрьму, а затем казнен.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Саманиды: Последние потомки Сасанидов...
СообщениеДобавлено: 24 сен 2013, 17:57 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46681
Откуда: Армения, Ереван
После этих событий халиф направил Исмаилу документ на владение Хорасаном и другими областями, начиная от Хульвана (горный проход недалеко от Хамадана): Хорасаном, Синдом, Хиндом и Гурганом (область к юго-востоку от Каспийского моря). Кроме того, в этом документе подтверждались права Исмаила на Мавераннахр. Таким образом, к концу X в. на территории Средней Азии, Среднего Востока, Южной Азии сформировалось крупное государство Саманидов со столицей в Бухаре. В этническом отношении правящая династия и большая часть населения были персами. Господствующей религией был суннитский ислам ханифитского толка. При внуке Исмаила Саиде (914-943 гг.) позиции Саманидов в регионе еще более укрепились. Их вассальными владениями стали Фарс, Кирман и часть территории Ирака.

Саманиды имели достаточно совершенный и эффективный аппарат государственной власти. Наршахи пишет, что при Саиде в Бухаре был построен новый дворец для эмира. В непосредственной близости от дворца по приказу Саида были сооружены здания, в которых размещались основные департаменты (диваны) государства: диван везира, диван муставфи (казначея), диван «опоры государства» («диван официальных документов»), диван высшего военного начальника, диван начальника почты, диван мухтасиба (полиция), диван мушрифов (тайная полиция), диван государственного имущества, диван вакуфов, диван судей.

В государстве Саманидов было хорошо развито сельское хозяйство и ремесленное производство. Наибольшим спросом в мусульманском мире пользовались шелковые и хлопчатобумажные ткани долины Зеравшана, изделия из металла, особенно оружие, производившееся в Фергане, а также самаркандская бумага. К концу XI в. в мусульманских странах бумага из Самарканда окончательно вытеснила папирус и пергамент. В целом, государство Саманидов полностью обеспечивало потребности населения в продовольственных и «промышленных товарах». Саманиды вели оживленную торговлю, как с кочевыми, так и с оседлыми народами.

До середины X в. государство Саманидов было главной военно-политической силой в очерченном выше регионе. Но во второй половине X в. власть династии Саманидов начала ослабевать. Как пишет Наршахи, после смерти правителя Саманидов эмира Абу ал-Малика в 961 г. «войско возмутилось и произвело восстание. Каждый человек добивался власти, и начались смуты».

В 999 г. Караханиды полностью овладели Мавераннахром и заняли столицу Саманидов Бухару. Город был сдан практически без боя. Караханиды арестовали всех членов правящей династии и положили конец существованию государства Саманидов. Завоевав Мавераннахр, Караханиды вышли к владениям Газневидов, от которых их отделяла Амударья.

На основе работы В. М. Запорожец

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Саманиды: Последние потомки Сасанидов...
СообщениеДобавлено: 01 дек 2021, 21:25 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46681
Откуда: Армения, Ереван
Изображение
Держава Саманидов в расцвете могущества

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Саманиды: Последние потомки Сасанидов...
СообщениеДобавлено: 06 мар 2023, 13:50 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46681
Откуда: Армения, Ереван
Изображение


"Древнеиранские языки состоят из древнезападной (древнеперсидский, медийский) и древневосточной (скифо-сакский) групп. На последней говорили преимущественно кочевые народы, распространённые по западным евразийским и внутренним азиатским степям, которые особенно тесно взаимодействовали с тюркскими народами. Среднеиранский язык продолжает это деление на западную и восточную ветви: Западная: парфянская, среднеперсидская, Восточная: согдийская, хваразмийская, аланская, бактрийская, хотано-сакская. Многие из этих народов (особенно согдийцы, хваразмийцы и сакские элементы) были тюркизированы в дочингизидский и чингизидский периоды".

—Источник: Peter B. Golden, An Introduction to the History of the Turkic Peoples, Otto Harrassowitz•Wiesbaden, 1992.– p. 32.

Kār-nāmag ī Āryān

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Саманиды: Последние потомки Сасанидов...
СообщениеДобавлено: 16 мар 2024, 15:34 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46681
Откуда: Армения, Ереван
К IX-XI векам политическая власть Аббасидов, базировавшегося в Багдаде, уже начала распадаться. Провинциальные династии на границах исламского мира стали править на местах, обычно признавая религиозную легитимность Аббасидов. Эти династии также продолжали исламский проект завоевания. Такие династии, как Тахириды, Саффариды, Буиды и Саманиды, правили на землях Восточного халифата, включая Хорасан и Трансоксанию, распространяя ислам за пределы традиционно иранского, зороастрийского мира и в тюркские области Центральной Азии. Гази, религиозные воины-пограничники, из династии Саманидов боролись за завоевание и обращение, а также часто порабощение народов на краю исламского мира. Именно в это время и в этом месте, в саманидском Хорасане, поэт Фирдоуси начал сочинять свою "Шахнаме", произведение, которое часто считается иранским национальным эпосом. В его стихах записана история иранских народов от мифического сотворения мира до конца Сасанидской империи в седьмом веке н.э.

Распад центральной политической власти позволил Саманидам, принадлежавшим к древнеиранскому классу мелкой знати, известному как дехканы, сохранить свою иранскую культурную идентичность наряду с мусульманской религиозной идентичностью. Это также позволило им править в той манере, которую они считали истинно иранской. Саманиды считали себя потомками Сасанидов, в частности узурпатора Бахрама Чобина. Несмотря на эту несколько позорную родословную, они, очевидно, также считали себя носителями иранской идентичности, которую демонстрировали Сасаниды. Именно здесь "Шахнаме" сыграла свою роль.

В X веке, на границе иранского культурного мира, где носители различных иранских языков ежедневно взаимодействовали с кочевыми и оседлыми тюрками и переселёнными арабами, "Шахнаме" помогло сформировать и сохранить чувство групповой иранской идентичности для Саманидов и их вассалов.

— Conrad J. Harter, Narrative and Iranian Identity in the New Persian Renaissance and the Later Perso-Islamicate World, 2016. – pp. 1-2

Kār-nāmag ī Āryān

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Саманиды: Последние потомки Сасанидов...
СообщениеДобавлено: 22 мар 2024, 22:12 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46681
Откуда: Армения, Ереван
Династия Саманидов, а также многие феодалы, правившие под их властью в качестве их вассалов, прямо заявляли об иранском дворянском или царском происхождении. Как уже говорилось выше, династия Саманидов прослеживала свою родословную (реальную или фальсифицированную) до сасанидского дворянина (и царского узурпатора) по имени Бахрам Чобин, а Абу Мансур Абд ар-Раззак, владыка Туса в Хорасане (недалеко от современного Мешхеда в Иране), решил представить свою родословную как восходящую до Гайомарта, самого первого человека в зороастрийской мифологии. Далее в предисловии подробно рассказывается о людях и методах, стоявших за составлением этой работы, о том, как от двора Туса были отправлены гонцы, чтобы "принести книги от землевладельцев, мудрецов и мирских людей". Группа учёных из городов Хорасана была доставлена в Тус его визирем Абу Мансуром Му'амари, который "усадил их, чтобы они составили книги о царях и их деяниях, о жизни каждого из них, о справедливости и несправедливости, о мире и войне, об обычаях первых царей, которые были в этом мире, которые создали человеческие обычаи и сделали человечество отличным от животных"." Эти записанные деяния и обычаи помогают нам понять, какие аспекты доисламской иранской идентичности и культуры эти люди считали достойными сохранения и почему.

— Conrad J. Harter, Narrative and Iranian Identity in the New Persian Renaissance and the Later Perso-Islamicate World, 2016. – pp. 8-9

Kār-nāmag ī Āryān

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 1   [ Сообщений: 6 ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB