Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 24 сен 2017, 08:29

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 480 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 32  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 22:00 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 21680
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 11

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
A здесь

Юстиниан писал(а):
: http://www.biblioclub.ru/book/38567/ . – На рус. яз. – ISBN .


Книга есть полностью? Может кто поскачал и поделится? :oops:

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 22:51 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 21680
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 11

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Жаль, как жаль - Генесиос передает важные сведения про участие армянских полков Багратуни и Арцруни в составе войск Арабского халифата при захвате Амориона 838 года - давно ищу...

Ладно, вернемся к теме :roll:

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 23:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Цитата:
Генесиос передает важные сведения

Да он был достаточно осведомлённым человеком.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 23:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Цитата:
про участие армянских полков Багратуни и Арцруни в составе войск Арабского халифата при захвате Амориона 838 года

Поэтому и нет в переводе на русский язык. Упущение византинистов, которые слишком грекофильски относятся к Византии. А это не верно. Надо бы по объективней. тогда стало бы ясно, что армянские армии и полки были и на той и на другой стороне. А в VIII веке армянская гвардия и вовсе хозяйничала в Константинополе.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 04 июн 2013, 11:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Здесь http://demotivation.me/6iyxbw7d4kqhpic. ... a2B19_Dd1M и вовсе однозначно сказано, правда не знаю на каком основании следующее:
"Палеологи - известный Византийский аристократический род армянско-халкидонского происхождения (православные армяне). Основатель династии Михаил Палеолог - чистокровный армянин, порожденный с армянской династией Комниных".

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 04 июн 2013, 12:14 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 21680
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 11

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Модераторское - Про Гаврасов предлагаю продолжить здесь.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 10:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
http://www.yerkramas.org/2012/01/17/%E2 ... %E2%80%9D/
“Я ведь не говорил, что ты не станешь императором, а говорил, что ты никогда не станешь человеком”
АВТОР ADMIN | ДАТА 17 ЯНВАРЯ 2012, 19:37

Недавно переизданная книга Ромэна ТЕР-ГАЗАРЯНА “Армяне на византийском престоле” вновь вызвала большой интерес читателей. Для многих из них как сама тема, так и конкретные факты стали неожиданностью. Как так? — призадумались читатели. Где Армения, где Византия. Чтобы все стало на свое место, напомним вкратце историю Византийской империи.

Она дитя окончательного раздела Римской империи, появилась на свет в 395 году и фактически стала исторической, культурной и по большому счету цивилизационной преемницей Древнего Рима на 1158 лет. Название произошло от древнего, первоначального названия Константинополя — Византий, куда еще в 330 году римский император Константин I перенес столицу и назвал ее Новый Рим. Византию долго называли империей греков, поскольку на огромной территории преобладал греческий язык — очевидно, язык межнационального общения, а также в той или иной степени эллинизированное население и культура.

Присутствие представителей армянских фамилий во главе Византийской империи и в высших эшелонах власти вполне объяснимо, если принять во внимание географическое расположение Армении и то, что армяне были чуть ли не самым многочисленным и, соответственно, доминирующим народом среди всех остальных, проживающих в Малой Азии. Из среды заселенных армянами восточных приграничных провинций вышло наибольшее количество знаменитых полководцев и военачальников Византийской империи. А армейская знать в те времена была решающей силой для определения как внешней, так и внутренней политики государства. И, если посмотреть, то кроме нескольких исключений во главе государства оказывались представители именно военной аристократии и в основном армянского происхождения.

Византийская империя, как и все империи, по разным объективным и прочим причинам прекратили существование, когда орды агрессивных и невежественных войск султана Мехмеда II осадили Константинополь. 30 мая 1453 года ранним утром он вошел в стольный град и тут же велел обратить в мечеть соборную Айя-Софию. Мировая история пошла по другому руслу.

Несколько слов об авторе книги. Ромэн Тер-Газарян учился в Ереванском институте им.В.Брюсова и в Университете народного хозяйства при правительстве РФ. Много лет занимался журналистикой. Последние годы проживает в Аргентине, президент Союза российских армян в этой стране. Предлагаем отрывки из книги “Армяне на византийском престоле”.

Армяне стали компактно проживать на территории Византии с IV века, и вплоть до XIII века их присутствие в империи продолжало возрастать. Этому процессу способствовало несколько факторов. Во-первых, нестабильное положение в самой Армении, постоянно находящейся в состоянии конфликта с более могущественными соседями. Во-вторых, потеря Арменией своей государственности после ее раздела между Византией и Персией. Оказавшиеся не у дел армянские князья, привыкшие к военной и административной службе, устремились в Византию, надеясь там использовать свои знания и таланты. Перебирались они на Запад не одни, а со своими домочадцами, крестьянами и вооруженными боеспособными личными отрядами.

Отметим, что и политика Византии способствовала переселенческим процессам, так как многие императоры любили проводить подобные акции, переселяя, к примеру, армян в Македонию, а славян в Малую Азию. Известны примеры массовых перемещений армян на Кипр, Крит, на Балканы и в Киликию, где возникали довольно-таки крупные как военные, так и культурные очаги. Поселения армян на окраинах империи заложили фундамент возникновения фемного (фема — военно-административный округ в Византийской империи — “НВ”) устройства в Византии, так как поселенцы в своей массе были теми самыми привязанными к земле воинами, получившими название стратиотов. Что касается военных, то начиная с зарождения империи все Византийские монархи набирали своих телохранителей и дворцовую гвардию исключительно из армян. Эта тенденция еще более усилилась, когда престол стали занимать представители армянских родов. А надо сказать, что опорой императорской власти были именно те подразделения, которые располагались в Константинополе.

Армянские отряды, особенно конницу, принимали с распростертыми объятиями, давая высокие звания и посты их командирам, поощряя хорошими вознаграждениями воинов. Кстати, армянская конница была в почете еще со времен древнего Рима, и ее поддержкой всегда стремились заручиться правители как Византии, так и Персии. Крупные армянские соединения в различные периоды императоры размещали не только в столице и на Востоке: в Сирии, Киликии, Каппадокии, Анатолике, Армениаке и Опсикие. Известны армянские военные поселения в Италии (Равенна) и на Сицилии. При Юстиниане I находившиеся на Аппенинском полуострове несколько полностью укомплектованных армянами армий освободили Италию от готов, а их военачальник Нерсес стал правителем этой западной провинции. Пользовались большим уважением воины-армяне в Болгарии и Северной Африке.

О бесстрашии армянских соединений ходили легенды. За время существования Византии более сотни армян-военачальников вошли в историю, как великие полководцы, командующие армиями, флотом, стратиги (наместник и главнокомандующий фемы — “НВ”) фем. Добавим, что кроме императоров и военачальников, большую роль в жизни Византии играли армянское чиновничество и купечество. Многочисленные армяне-ученые преподавали в университете, в школах и монастырях, писали исторические и философские труды. Немало армян занимало высокие духовные должности, а несколько из них побывало и на Константинопольском патриаршем престоле. Особую славу приобрели армянские строители, художники и архитекторы, руками которых было воздвигнуто множество великолепных сооружений.

Особой строкой необходимо упомянуть и об армянских вельможах. В своем большинстве являясь потомками древних родов, они постепенно переселились в Византию, а уже оттуда — по всей Европе, где вошли в родство со многими известными фамилиями, вплоть до царских. Армянское дворянство сыграло значительную роль в истории Грузии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши, выдвинув из своих рядов правителей, видных военачальников и дипломатов этих стран. Ну и, конечно, велика ее роль в византийской истории, на престоле которой побывало свыше тридцати императоров, имеющих армянское происхождение, большинство из которых и являлись представителями этих родов.

Вот имена византийских императоров армянского происхождения: Маврикий (Морик Ошаканци), Феодосий, Иракли I, Константин III, Ираклий II, Констант II, Константин IV Погонат, Юстиниан II Ринотмет, Вардан Филиппик, Лев Исавр, Константин V Копроним, Артазавд, Лев IV Хазар, Константин VI, Лев V Армянин, Феодора II, Василий I Македонянин, Лев VI Философ, Александр, Роман I Лакапин, Константин VII Багрянородный, Роман II, Никифор II Фока, Иоанн I Цимисхий, Василий II Болгаробойца, Константин VIII, Роман III Аргир, Михаил IV Пафлагон, Михаил V Калафат, Константин IX Мономах, Зоя II Порфирогенита, Феодора III Порфирогенита, Михаил VI Стратиотик, Исаак I Комнин, Никифор III Ватаниат, Алексей I Комнин, Иоанн II Комнин, Мануил I Комнин, Алексей II Комнин, Андроник I Комнин.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 10:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Мы не включили в череду императоров представителей Аморийской (Фригийской) династии, хотя многочисленные факты периода их правления позволяют отнести и аморийцев к выходцам из армянского рода. Приведем некоторые из привлекших наше внимание моменты.

Основатель династии Михаил в свое время начинал службу вместе со Львом Армянином у страгика Вардана. Вардан же, как и многие военачальники того времени, предпочитал окружать себя своими соотечественниками, в число которых, вероятнее всего, входил и Михаил Травл. Он был выходцем из города Аморий, являющегося центром иконоборчества. Иконоборческую же знать составляли в большей своей массе армянские вельможи. Наставником сына Михаила, Феофила, был армянин Иоанн Грамматик. При его дворе расцвел талант другого ученого-армянина Льва Математика. Многие из военачальников императора Феофила были армяне и один из них, Самвел, однажды спас жизнь Феофила. Армянкой была и его жена Феодора Мамиконян, а также зять императора. При сыне Феофила Михаиле III политику при дворе определял его дядя Вардан. Второй дядя Петром, стратиг Фракийской фемы, ведал всеми военными делами. При содействии Вардана на патриарший престол был посажен философ Фотий, также имеющий армянские корни. Кстати, патриарх способствовал возрождению константинопольской высшей школы, что постепенно превратило Византию в очаг просвещения и культуры на фоне варварства, царящего в те годы на Западе.

***

Многие из читателей наверняка смотрели такие старые известные комедии, как “Золото Неаполя”, “Закон есть закон”, “Трехспальная кровать” и т.д. Снимался в этих фильмах знаменитый итальянский комик Тото. А в официальных справочниках талантливый киноактер Тото значился как “его королевское высочество Антонио Флавио Фокас Непомучено Де Кур-тис Гальярди герцог Комнин Византийский”. Да, именно Комнин! Тото — прямой потомок древней императорской фамилии и даже в середине 50-х годов выиграл судебный процесс против одного немецкого аристократа, который вздумал оспаривать его права на Византийский престол.

Полководец Нерсес (478-568), будучи экзархом Италии, прославился не только как талантливый военачальник, но и как правитель, поощряющий и финансирующий строительство. С его именем связывают основание города Медолианума, нынешнего Милана, а также возведение в Равенне нескольких церквей, считающихся шедеврами раннего средневековья. История сохранила имена и таких известных армян, экзархов Италии, как Исаак Армянин (VII в.) и Алессио (Алекс) Мусселе (Мушег) (IX в.).

***

В Византии на начальном этапе ее истории не существовало наследственности царского престола. Любой узурпатор, захватив власть, становился законным императором. И это обосновывалось следующим образом: монарх правит при помощи Бога, а если его свергают, то значит, что Бог не с ним, и выбор Божий пал на узурпатора, которому и следует подчиняться.

Историк А.П.Каждан приводит интересную легенду, отражающую представление о связи, существующей между Богом и императором. “По его словам (Константина Багрянородного — прим.авт.), император Константин, основатель византийской столицы и первый василевс-христианин, получил от божьего ангела императорский наряд и корону, которые хранились в храме св. Софии и служили облачением императоров по большим праздникам. Это было божественное облачение, подчеркивающее мистическую природу власти василевса. И вместе с тем император не имел права надевать эти одежды, когда ему вздумается, или вынести их из храма, или изготовить подобные им, в противном случае его следовало подвергнуть анафеме. Однажды император Лев IV нарушил этот запрет и вопреки воле патриарха облачился в божественные одежды; возмездие не заставило себя долго ждать — на лбу нечестивого императора вскочил карбункул, и вскоре Лев в страшных муках распрощался с жизнью. С тех пор император при коронации должен был приносить клятву, что он не станет нарушать порядков, установленных издревле”.

***

Храм св.Софии является шедевром архитектурного мастерства. Он построен под руководством двух талантливых архитекторов, выходцев из Малой Азии. Вероятнее всего, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были армянами. Этот факт подтверждает и Стржиговский, утверждая, что “по своей концепции храм св. Софии — чисто армянский”. Кстати, и восстанавливал этот храм после землетрясения 989 года армянский архитектор Трдат.

Анфимий и Исидор Младший участвовали и в возведении Церкви Святых Апостолов, служившей до XI века основным местом захоронения императоров Византии. После падения Константинополя в 1453 г. церковь была разрушена.

***

О многочисленности и силе армян Константинополя рассказывает Лев Математик, описывая армяно-греческие столкновения в Константинополе в 967 году, когда было много раненых с обоих сторон и очевидцем которых он являлся. Масштабность междоусобиц столичных жителей свидетельствует о практически равном численном соотношении армян и греков.

***

В 778 году, когда Византия начала военные действия против арабов, из пяти малоазиатских армий в четырех военачальниками были армяне: Артавазд Мамиконян, Тачат Андзеваци, Григор-Мушег Мамиконян и Варазтироц Багратуни.

В VIII веке армяне занимали в империи столько высших государственных должностей, что английский византиновед Биссель называет этот век “армянским веком”. Подобное утверждение можно услышать и от другого известного ученого Г.Финлея, подтверждающего, что греческий элемент в тот период играл второстепенную роль в армии и в политике, уступив первенство армянскому.

***

Греческий историк Г.Кедрини сообщает, что в VIII-IX вв. численность армян в Понте была настолько велика, что старое название этой провинции вскоре забылось, и ее называли Арменией.

***

Интересен рассказ Себеоса, описывающий эпизод из жизни императора Маврикия. Маврикий, по утверждению историка, был непутевым Мориком из Ошакана, которого отец выгнал из села, сказав, что он “никогда не станет человеком”. Приехав через много лет, уже будучи императором, в село, Морик, гордясь собой, обратился к отцу: “Видишь, отец, я стал императором!” На что старый армянин ответил: “Я ведь не говорил, что ты не станешь императором, а говорил, что ты никогда не станешь человеком”.

***

У того же Себеоса есть и интересные сведения о Смбате Багратуни, поднявшем восстание против Маврикия. Избежав благодаря своей силе и ловкости смерти, после подавления мятежа он вновь был обласкан императором и совершал чудеса храбрости, воюя в Ливии.

Но оттуда, минуя Константинополь, он отплывает в Крым и, высадившись с верным ему отрядом, направляется на север, где на берегу Днепра в 585 году основывает крепость Смбатас. В дальнейшем на этом месте возник город Киев. Подтверждает это событие и одна из хроник императора Константина Багрянородного: “Русы… спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой Смбатас”.

***

Византийский историк Прокопий Кесарийский в своей “Тайной истории” пишет: “Византийская дворцовая гвардия состоит исключительно из физически здоровых и искусных воинов-армян. В дворцовую гвардию до императора Юстиниана I имели доступ только стратиоты-армяне”.

***

После попадания Армении под сферу влияния Византии курапалатами Армении были следующие представители знатных родов, играющих, кстати, немаловажную роль при Константинопольском дворе: Давид Сахаруни (632-635), Теодор Рштуни (636-643), Вараз и Смбат Багратуни (643-654), Амазасп Мамиконян (654-659), Григор Мамиконян (659-683), Ашот Багратуни (683-690), Нерсес Камсаракан(690-695).

***

При императоре Никифоре I (802-811) крупный мятеж был поднят стратигом Армениака Варданом, который провозгласил себя императором и со своими войсками предпринял попытку захвата власти. Но, покинутый своими союзниками, был вынужден прекратить борьбу и постричься в монахи.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 10:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Харанис П. Армяне в Византийской империи// Непрофессиональный перевод Устян А.Р. http://www.religions.am/files/860/libra ... c/H048.pdf

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 10:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
http://www.russlawa.info/post/421
Византийские армяне
Наряду с греческим населением большую роль в Византийском государстве сыграла армянская народность. Уже со времен правления Константина I, который перенес столицу империи из Рима в город Византий, армяне стали ближе подбираться к государственным структурам и власти империи. Через некоторое время в Византии существовало две влиятельных партии, которые решали важнейшие политические и экономические вопросы государства – греческая и армянская. А во времена правления императора Юстиниана I армяне окончательно встали у руля Византии.

Изображение
Император Юстиниан I

С тех пор важнейшие посты государства занимали представители этой национальности. Первым исторически важным персонажем среди них считается полководец Нарсес, который провел победоносную войну Византии с готами. Всего за время существования империи около 80 полководцев были армянами по происхождению. В 610 году армяне устанавливают прямой контроль над управлением государством – именно тогда на престол взошел первый армянский император Ираклий, который установил целую династическую преемственность византийских армян: на протяжении последующих шестисот лет на престоле сменилось более 50 императоров, принадлежащих к армянской «партии». По мнению многих историков, армянские корни прослеживаются и в роду династии Палеолог, одна из представительниц которых – Софья Палеолог – стала женой Ивана III Васильевича, великого князя Московской Руси.

Изображение
Изображение императора Ираклия I на монетах

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 11:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
http://analitika.at.ua/news/ehto_byl_go ... 8-20-31558

2010 » Август » 20 » Это был город трех народов, притом культура армянская на целую голову превышала остальные
Это был город трех народов, притом культура армянская на целую голову превышала остальные
00:11
Analitika.at.ua. Письмо моему старому знакомому - турку
Исполнилось 105 лет со дня рождения замечательного поляка-востоковеда, общественного деятеля, публициста, писателя и переводчика Богдана ГЕМБАРСКОГО (1905-1978). В 60-х годах его имя было широко известно в армянском мире, и не случайно — он был из тех, кто занимался Армянским вопросом, делал все, чтобы привлечь внимание к нему мировой общественности. Острые публицистические статьи Гембарского о геноциде, судьбе народа, лишенного исторической родины, и восстановлении справедливости ходили по рукам, ими зачитывались и в Армении, и в диаспоре. Заметим, еще задолго до того как в Арм.ССР "отметили” 50-летие геноцида. С "открытыми письмами” он обращался к Генсеку ООН, лидерам крупнейших государств, турецкой интеллигенции, Католикосу Вазгену Первому и т.д. Богдан Гембарский окончил Варшавский институт живых языков Востока, в годы войны 1936-45 гг. был одним из организаторов Варшавского восстания, после поражения был заключен в концлагерь. Интерес к Армении и ее культуре проявился с 30-х годов, в Армении он побывал только однажды в 56-м. Проармянская деятельность Гембарского получила широкий резонанс. Правительство Турции выразило официальный протест из-за его выступлений и статей. В итоге власти "народной” Польши запретили ему публикации об Армянском вопросе. Однако, несмотря ни на что, мужественный поляк продолжал свое дело. Кроме всего этого занимался армянской литературой и издал Антологию армянской поэзии. В знак признательности на могиле Богдана Гембарского — истинного и бескорыстного друга армян — установлен хачкар, присланный Католикосом Вазгеном Первым. Предлагаем читателям одно из "открытых писем” Гембарского, появившееся в польской газете "Кеврунки” в ноябре 1961 года. Перевод опубликован в журнале "Литературная Армения” (1990).

Богдан ГЕМБАРСКИЙ

Твое письмо было для меня приятным сюрпризом. Мы уже отвыкли вести переписку с вашей страной, так как твои соотечественники до сих пор неохотно отвечали на письма из Польши, хотя, впрочем, могло случиться, что не всегда наши письма доходили до вас. Теперь, возможно, наступит перелом к лучшему и твое отечество перестанет быть одной из тех двух-трех азиатских стран, которые не очень уж благоволят к Польше. В последнем своем письме ты выражаешь радость по поводу того, что 1960 год стал годом освобождения стольких колониальных стран, хотя твоя страна никогда не была колониальной в подлинном смысле слова, а негры как таковые не особенно-то интересуют тебя. В конце своего письма ты высказываешь особое удовлетворение, что Польше вернули принадлежащие ей издревле земли на западе, но забываешь упомянуть, что и поляки тоже мало тебя интересуют.
Когда-то давно ты посетил нашу страну. Мы оба были тогда еще молоды и очень любознательны. Тебя интересовала Польша, меня — казавшийся нам экзотичным твой народ, судьба которого волею провидения много лет тому назад перекрещивалась с нашей судьбой в ущерб обоим нашим народам. Обыкновенно так и бывает, когда два государства одновременно признаются заслоном между двумя противоположными религиями и после 240-летнего взаимного истребления выравниваются в мощи со счетом 0:0 на радость соседям, для которых мы общими усилиями загребали жар голыми руками.
Мы познакомились друг с другом в 1936 году. И сразу же началась между нами наиболее интересующая нас беседа. Я долго изучал тебя, и, должен признаться, первая встреча с тобой произвела на меня сильное впечатление. Ты был очаровательным молодым человеком, достойным представителем своего народа, который ведь является самым красивым народом Ближнего Востока — народом исламского Рима.
До сих пор помню, как ты побледнел, когда я спросил тебя о том, и ты с карандашом в руках начал уточнять мой вопрос при помощи непрерывно возраставшего столбика цифр. Ты нервно рисовал все новые и новые квадраты на бумаге, не осмеливаясь взглянуть мне в глаза, а затем пробормотал, что, в то время когда все это происходило, ты был еще совсем маленьким.
После этого я больше не встречал тебя. Вероятнее всего, ты избегал меня вплоть до последнего дня твоего пребывания в Польше.
Со времени этого разговора прошло целых 25 лет. Ты, конечно, не можешь не признать, что это вполне достаточный промежуток времени, для того чтобы обдумать этот вопрос и сделать из него смелые выводы. Тем более что твой народ не участвовал в последней войне и не подвергался таким общественным изменениям, как Польша, — обстоятельство, которое в какой-то мере оправдывает мою личную неповоротливость. Во всяком случае в твоем письме нет ни малейшего намека на наш памятный разговор, как будто его вообще никогда не было. Прочел я между строк, что ты прекрасно помнишь, о чем мы говорили в то время, и, назвав преступлением беспримерные деяния Эйхмана, сознательно признаешься мне в этом. Ты ведь хорошо знаешь, что Эйхман был лишь вашим прилежным учеником; и то, что он совершил в 1942-1944 годах по отношению к евреям, было лишь повторением в более крупном масштабе того, что содеяли твои соотечественники с армянами еще в 1915 году. И это был — прошу запомнить — первый в истории человечества по всем правилам науки разработанный план истребления целого народа. Эта до мельчайших подробностей продуманная резня ничего общего не имела с какими-то неорганизованными действиями Абдул-Гамида в 1895-1896 годах, когда, просто натравливая на армян орды диких курдов и подонков общества, достигли совсем "скромных” результатов — каких-нибудь сотен тысяч убитых.
В кампании 1915 года, продолжавшейся в следующие 5 лет вплоть до полного уничтожения всех пунктов сопротивления армян — в Киликии, над озером Ван, в Сирии, в российском Азербайджане и в Карсской области, — погибли в общей сложности три миллиона армян, что составляет 60 процентов всего народа. Избежали этой всеобщей резни лишь те, кто находился за пределами вашей власти. Делая экскурс в настоящее и принимая во внимание численность армян в 1911 году, а равно и процент их естественного прироста за последующие 50 лет, приходим к выводу, что в текущем 1961 году они должны были составлять 10 миллионов, а в действительности их сейчас всего-навсего едва 4 миллиона.
Следовательно, убивая одного человека, убивают вместе с ним и тех его потомков, которые должны были народиться в перспективе столетий и тысячелетий. В этом прежде всего и заключалась жгучая заинтересованность организаторов резни.
Три миллиона убитых в 1915-1920 годах — это через 40 лет должно было равняться шести миллионам человеческих жизней, загубленных еще до появления на белый свет. Два миллиона армян погибли в первом же году этой кампании, т.е. в 1915 году, когда ваш тогдашний министр внутренних дел Талаат-бей официально заявил, что "нет уже более армянского вопроса, поскольку нет армян”. Это был гениальный предшественник Гиммлера. Предшественником же Эйхмана или непосредственным погромщиком армян в свою очередь был генералиссимус Энвер-паша, к слову сказать, обязанный своей жизнью армянам. И Талаат-бей, и Энвер-паша оба понесли заслуженную кару, хотя и слишком слабую: первого застрелил студент-армянин в Берлине (1921 г.), второго убила пуля русского патруля (1922 г.). Позорным сообщником погромщиков стала — увы — ваша интеллигенция, добровольно содействовавшая тогда организованной преступниками шовинистической травле, — и это в то время, когда простой люд, мусульманское духовенство и благородные дворянские семьи или совершенно не участвовали в погромах, или даже пытались спасать армян.
К сожалению, нет у меня под рукой точных цифр, которые я одно время собирал для тебя. Все мои заметки по этому вопросу сгорели в огне Варшавского восстания, явившегося очередным звеном в цепи тех сумасбродных расправ, жертвами которых стали армяне, поляки, евреи, русские и индусы в Пакистане и мусульманской Индии. Я вынужден буду оперировать здесь лишь сухим перечнем забытых общественностью фактов.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 11:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Армянская резня 1915 года, как и истребление евреев с помощью Эйфмана, не носила по существу характера резни. Она представляла собою осуществление полицейских приказов и распоряжений о предании жуткой смерти миллионов людей. Из официальной статистики того времени хорошо известно, что прежде всего со стороны властей был издан приказ, согласно которому армяне обязаны были покинуть данную местность, обычно в течение двух часов, будто для переселения на новые места жительства. Разрешалось забрать с собой лишь ручной багаж, все свое состояние оставляя новым поселенцам-мусульманам.
Если кто-нибудь из изгнанников падал в изнеможении (а это случалось ежеминутно уже в самом начале этой дороги смерти), полицейские убивали его или топтали сапогами. Вслед за этой процессией тащились бродячие башибузуки, которые глумились над павшими и раздевали трупы с согласия и молчаливого разрешения полицейских.
На пути этого жуткого изгнания, когда за первые же два дня колонна уменьшалась наполовину, от нее отделяли мужчин и угоняли на строительство военных дорог, причем каждое рабочее подразделение получало задание проложить отрезок дороги длиною в два километра. По выполнении задания расстреливали всех "строителей”.
Женщин, детей и стариков гнали дальше, до самых лагерей истребления, размещенных в пустыне Месопотамии между Дер-Зором и Мескене. За день умирали свыше 10 000 человек. Отличается ли это сколько-нибудь от гитлеровских лагерей смерти? Разве только тем, что полицейские, охранявшие лагеря, имели право насиловать заключенных женщин и девушек до тех пор, пока те еще не утратили своего человеческого облика. Видно, с этой точки зрения они были свободны от всякого рода расовых предрассудков.
Солдаты армянских дивизий, доблестно сражавшихся за жизнь Энвера-паши, по его же приказу были разбиты на рабочие батальоны, причем, как мы уже знаем, каждый из них должен был выполнить лишь одно, совершенно изнуряющее задание. После этого весь батальон уничтожался экзекуционным отрядом.

Стамбул еще в то время был мировым центром армянской и греческой культуры не меньше, чем турецкой. По сути, был это город трех народов, притом культура армянская на целую голову превышала остальные. Здесь в свое время творили выдающиеся западноармянские поэты Дурьян и Пешикташлян — Байрон и Шелли христианского Востока. И за ними шла целая плеяда поэтов, прекрасных новеллистов, знаменитых драматургов.
Кто из этой плеяды дожил до 1915 года, уже не пережил его. Тогда именно на дорогах ссылки, в тюрьмах или концентрационных лагерях погибли Григор Зограб, Ерванд Сырмакешханлян (Ерухан), Рубен Зардарян и около десятка других популярных писателей, мастеров искусства, музыкантов, художников. Гениальный композитор и собиратель армянских народных песен Комитас чудом остался в живых, навсегда, однако, потеряв рассудок. Скончался он после двадцатилетнего пребывания в психиатрической больнице в Париже в 1935 году.
После революции, когда русский фронт был прорван, резня, подобно пожару, охватывала все новые территории, до того находившиеся вне пределов изгнаний, прежде всего Азербайджан и Россию. Ваши войска поголовно уничтожали жителей армянских деревень, а для переправы орудий через горные речки настилали мосты из трупов людей. Затем последовала балканская ужасная резня и неравная борьба с дашнаками, что явилось практическим продолжением кампании 1915 гада.
Я знаю, что в этой борьбе армяне тоже допускали жестокости. Не хвалю их за это, но и не порицаю.
Последний раз взятие Еревана русскими войсками (осенью 1920 гада) действительна спасло от вас последний остаток армянской земли, хотя одновременно без единого выстрела вам была отдана половина Русской Армении (Карсская область) вместе с предгорьем Арарата, которое фактически никогда не принадлежало вам.
Тогда подвернулся вам случай закруглить то ужасающее число замученных армян (3 000 000), о котором я говорил выше. Скажу в скобках, что эти последние территориальные захваты принесли вам мало пользы. Года два тому назад проезжал я вдоль нынешней армяно-турецкой границы и в течение целых двух часов этого путешествия не удалось мне заметить на вашей стороне ни единого проявления жизни, ни единого живого существа. Густо заселенную страну вы превратили в сущую пустыню, мертвую и омерзительную. Неужели же законных жителей этой земли вы истребили для того, чтобы вопреки людским и божеским законам назвать ее "Турцией” и сжечь?
Извини, что я описываю неприятные тебе события, имевшие место несколько десятилетий тому назад. Но признайся, что внушительные цифры, 3 миллиона убитых и 6 миллионов, преданных смерти еще до появления их на свет, вполне заслуживают того, чтобы уделить им немного твоего драгоценного времени.
Однако к чему обо всем этом говорить? Тем более что и ужасный пятидесятилетний юбилей этого кромешного позора наступит лишь через четыре года, т.е. в 1965 году. Постараюсь по порядку ответить на этот вопрос — и ответ мой будет самой важной частью моего письма.
По всей вероятности, ты знаешь,
что ХХ век начался не в первую январскую ночь 1901 года, а лишь несколько лет спустя, т.е. летом 1914 года, как и ХIХ век начался лишь после сражения под Ватерлоо в 1815 году. Такая перестановка дат исходит из того, что ход истории не может точно уложиться в рамки календаря.
Первая попытка такого преступления, осуществленная на 60 процентов, была совершена еще до истечения первого года нового века, т.е. в начале лета 1915 года. Она называлась "окончательным решением армянского вопроса”, Подобное "окончательное решение” еврейского вопроса попытались предпринять (и, увы, в большой части осуществили) германские гитлеровцы. "Окончательное решение” польского и русского (а может быть, и вообще славянского) вопроса входило, несомненно, в гитлеровскую программу и уже осуществлялось по частям в концентрационных лагерях и тюрьмах, как и на площадях расстрелов. Я знаю, что кое-кто из поляков, французов, даже англичан и американцев в это же самое время совершенно серьезно думал об "окончательном решении немецкого вопроса”, что было одинаково преступной мыслью, хотя в то время по крайней мере психологически понятной. Одновременно украинские националисты "решали польский вопрос” в Волыни и восставшей Варшаве, а хорваты в Хорватии — "сербский вопрос”.
И неужели ужасные резни индусов и мусульман, которые вспыхнули в Индии и Пакистане в самом начале их освобождения, не предоставляли собой наивные попытки "окончательных решений” или народоистреблений? Ведь самым трудным в человеческом обществе является нарушение признанных общеобязательными моральных норм, после чего дело идет уже проще, пока наконец станет казаться совершенно нормальным. Первой общественностью, которая вступила на этот скользкий путь, был, увы, твой народ; обстоятельство, которое ни на йоту не уменьшает ни гитлеровских ужасных преступлений, ни ответственности совершителей этих преступлений. Тем более что они, по всей вероятности, немного знали о вашей "армянской кампании”, потому что в противоположность вам немецкие энверы были прежде всего полуинтеллигентами. Просто воздух был уже достаточно отравлен взаимной ненавистью, которая распространилась как чума, как зловоние неизвестно откуда, может быть, именно от непогребенных трупов армян.
ХХ век, однако, является одновременно веком наибольших возмездий в истории. Ты сам обращаешь на это внимание в своем письме, хотя этого слова "возмездие” не употребляешь. Неужели факт освобождения большинства колониальных народов, и то без единого выстрела, не представляется тебе историческим чудом, которое абсолютно не имеет себе подобного в истории прошлого?
А возвращение наших западных земель, где на протяжении тысячелетий польский элемент уничтожался так же эффективно, хотя и не подвергался ужасной резне? Неужели это не грозное предостережение для всех тех, кто думает, что достаточно уничтожить людей, чтобы возможно было навсегда захватить их землю?
Нюрнбергский и сотни других процессов осудили лишь очень малую долю военных преступлений, однако это есть знаменательные акты возмездия.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 11:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Лишь малочисленные страны не осознали до сих пор того, что ХХ век переживает перелом и что период великих преступлений начинает сменяться периодом великих возмездий, которые независимо от причин экономического и политического характера носят некоторые черты добровольности. Независимо ни от чего в этих фактах есть что-то исходящее от искреннего желания, чтобы официально совершенные бесчинства были каким-то образом компенсированы. Не исключено, между прочим, что ответственные политические деятели, находясь под давлением общественного мнения, могут даже не сознавать, как сильно воздействует на них это общественное мнение грузом чисто моральных факторов.
Однако некоторые государства еще продолжают не замечать действительности, будучи уверенными, что общественное мнение их коснуться не может. Южноафриканцы убеждены, что черные и в будущем будут служить белым. Португальцы наивно верят, что их колониальная империя останется невредимой, несмотря на то что рушится весь старый мир. И вы тоже в свою очередь полагаете, что поскольку 60 процентов жителей какой-либо подвластной страны замучены, а остальные рассеяны по всему миру, значит, такая страна перестала уже быть колонией и ее можно просто считать составной частью собственной территории, как своеобразную награду за народоистребление.
Разрешите, однако, спросить, почему истребление армян должно быть удостоено награды, тогда как такое же истребление поляков и евреев официально признано совершенным против человечества преступлением?
Неужели же армяне чем-то хуже нас и евреев?
Я знаю, что это письмо мое не попадет к тебе, хотя бы по той простой причине, что ты не читаешь польской прессы. В лучшем случае какой-нибудь ваш докладчик вырежет мое послание из газеты и подпишет "вражеская пропаганда”, причем это будет бессмыслицей, поскольку я есть и всегда был искренним другом вашего народа и, что самое важное, по сей день не потерял веру в него. Именно потому и только потому я и пишу это гневное и печальное письмо.
Это письмо я адресую тем, кто является истинной совестью вашего народа, — его литераторам, артистам и педагогам, пользующимся мировой известностью турецким ученым, воспитателям и друзьям молодежи. Отныне вы сами перед собственным обществом должны предстать в роли адвокатов по сей день еще рассеянных по всему миру (т.е. за пределами микроскопической Советской Армении) армян по той именно причине, что ваши отцы вырвали у них из-под ног родную землю вместе с 3 миллионами жизней.
Я не турок и не армянин и не считаю своим призванием указание на конкретные виды возмездия, на что имеют право армяне по отношению к вам. Я знаю, однако, что в наш нынешний исторический период, в период своевольного освобождения угнетенных и колониальных стран, этот вопрос и без того должен быть поднят. Но для вас самих же выгоднее, если вы сами явитесь своим обвинителем и своим судьей, вместо того чтобы быть только... обвиняемым.
Не могу до сих пор понять вашего безразличия к тому преступлению, которое 42 года уже тяготеет над вами. Уму непостижимо, как в таких условиях народ может жить, любить свою родину, смеяться и радоваться, читать гуманистические книги, выезжать за границу и принимать заграничных гостей. Думаю, точно так должно было бы выглядеть немецкое общество, если бы Гитлер победил во второй мировой войне. Но в таком случае весь мир бы сошел с ума. А вы наперекор всему живете в нормальном мире.
Когда-то перед войной я читал новеллу одного болгарского писателя о том, как болгарские разбойники на глазах у матери-турчанки замучили ее ребенка. Почему этот болгарин осмелился описать какой-то неизвестный случай, запятнав этим свой родной народ, в то время как для ваших новеллистов вопрос истребления трех миллионов армян навсегда завуалирован постыдным молчанием, если не совершенным пренебрежением. Почему?
Я просто не могу вообразить себе, чтобы на вашем языке вышел в свет какой-нибудь дневник армянской Анны Франк, несмотря на то что в те ужасные годы вы убили по крайней мере один миллион взрослых девушек и молодых женщин, которые были довольно образованными для Востока того времени. Даже классическая книга Франца Верфеля, насколько мне известно, числится у вас в списке запрещенной литературы. Ведь те моральные стимулы, которые побуждают европейскую общественность к поощрению факта освобождения колоний и возмездия за старые обиды, не могут быть чужды также и вам. И именно потому этот прискорбный вопрос, послуживший темой моего письма, содержит в себе, как мне кажется, какую-то неразрешимую психологическую проблему, над которой я бьюсь безрезультатно вот уже несколько лет. Уверяю вас, что я не один-единственный. Мое беспокойство разделяют все те, кто небезразличен к вашему честному народу и его доброму имени.

Подготовил Карен Микаэлян
Источник: Новое время

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 22:00 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 21680
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 11

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Юстиниан писал(а):
В 610 году армяне устанавливают прямой контроль над управлением государством – именно тогда на престол взошел первый армянский император Ираклий, который установил целую династическую преемственность византийских армян


Известный бельгийский византиист А. Грегуар (Gregoire A., An Armenian dynasty, p. 5-6, 8) Ираклия Старшего, отца Ираклия I и экзарха Африки, вне сомнении считает армянином, рожденным в Карине. Отрезок 582-713 годов он называет: "Первой армянской эрой в Византии". Подобного мнения держится и Каранис (The Armenians, p. 18). Практически не сомневается в армянстве Ираклия и небезизвестный Туманов, который склонен считать его потомком Аршакидов из гавара Екеляц, которые, согласно данным Себеоса, составляли ближайшое окружение Константа II (641-668).

Стоит добавить, однако, что "Первая армянская эра в Византии" на самом деле не была прервана в отрезке 713-867 годов. Так, основатель т.н. "Исаврийской" династии Лев III (716-741) был родом из Мараша и его склонны считать армянином такие византиноведы, как Бриер, Адонц, а так же Алишан. Что же касается т.н. "Аморейской" династии, то, как уже было сказано в данной теме, Михаил II Травл (820-829) был сыном некого Георгия-армянина и в свое время начинал службу вместе со Львом V Армянином (813-820) у страгика Вардана. Вардан же, как и многие военачальники того времени, предпочитал окружать себя своими соотечественниками, в число которых, вероятнее всего, входил и Михаил Травл.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 22:20 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 21680
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 11

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
А вот к примеру свидетельство про надежность и боеспособность армянских отрядов у нейтрального источника (Я могу принести и другие - их полным полно у таких нейтральных, а порой и враждебных авторов, как Евсебии Кесарийский, Феофан, Продолжитель Феофана, Иоан Сиклица, Костантина Порфирородный, Лев Диокон, Агафиа Маринийский, Анна, Феофликат Симоакатта, Микаел Панарет, Микаел Пселл, Никита Хониат, Никофор Патриарх, Никифор Вриени – но пока ограничимся этим).

Согласно сообщению византийского историографа VI века Прокопия Кесарийского, до 474 г. римские императоры "при отборе своих телохранителей учитывали достоинства людей и отдавали предпочтение армянам". Другой византийский историограф, рассказывая о служившем в 1-й половине IX века в византийской армии армянском военачальнике по имени Мануил, пишет: "Мануил был очень храбрым человеком, хорошо известным всем противникам, так как он был по рождению армянином". Таким образом, выясняется, что в Византии понятия "армянин" и "храбрый" были синонимами.

Надежность и храбрость армян в Средние века была так известна, что порою именно из них составлялись горнизоны в вражеских странах, в самых важных крепостях...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 480 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 32  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB