Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 6 из 46   [ Сообщений: 686 ]
На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 46  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 11:02 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Армянская резня 1915 года, как и истребление евреев с помощью Эйфмана, не носила по существу характера резни. Она представляла собою осуществление полицейских приказов и распоряжений о предании жуткой смерти миллионов людей. Из официальной статистики того времени хорошо известно, что прежде всего со стороны властей был издан приказ, согласно которому армяне обязаны были покинуть данную местность, обычно в течение двух часов, будто для переселения на новые места жительства. Разрешалось забрать с собой лишь ручной багаж, все свое состояние оставляя новым поселенцам-мусульманам.
Если кто-нибудь из изгнанников падал в изнеможении (а это случалось ежеминутно уже в самом начале этой дороги смерти), полицейские убивали его или топтали сапогами. Вслед за этой процессией тащились бродячие башибузуки, которые глумились над павшими и раздевали трупы с согласия и молчаливого разрешения полицейских.
На пути этого жуткого изгнания, когда за первые же два дня колонна уменьшалась наполовину, от нее отделяли мужчин и угоняли на строительство военных дорог, причем каждое рабочее подразделение получало задание проложить отрезок дороги длиною в два километра. По выполнении задания расстреливали всех "строителей”.
Женщин, детей и стариков гнали дальше, до самых лагерей истребления, размещенных в пустыне Месопотамии между Дер-Зором и Мескене. За день умирали свыше 10 000 человек. Отличается ли это сколько-нибудь от гитлеровских лагерей смерти? Разве только тем, что полицейские, охранявшие лагеря, имели право насиловать заключенных женщин и девушек до тех пор, пока те еще не утратили своего человеческого облика. Видно, с этой точки зрения они были свободны от всякого рода расовых предрассудков.
Солдаты армянских дивизий, доблестно сражавшихся за жизнь Энвера-паши, по его же приказу были разбиты на рабочие батальоны, причем, как мы уже знаем, каждый из них должен был выполнить лишь одно, совершенно изнуряющее задание. После этого весь батальон уничтожался экзекуционным отрядом.

Стамбул еще в то время был мировым центром армянской и греческой культуры не меньше, чем турецкой. По сути, был это город трех народов, притом культура армянская на целую голову превышала остальные. Здесь в свое время творили выдающиеся западноармянские поэты Дурьян и Пешикташлян — Байрон и Шелли христианского Востока. И за ними шла целая плеяда поэтов, прекрасных новеллистов, знаменитых драматургов.
Кто из этой плеяды дожил до 1915 года, уже не пережил его. Тогда именно на дорогах ссылки, в тюрьмах или концентрационных лагерях погибли Григор Зограб, Ерванд Сырмакешханлян (Ерухан), Рубен Зардарян и около десятка других популярных писателей, мастеров искусства, музыкантов, художников. Гениальный композитор и собиратель армянских народных песен Комитас чудом остался в живых, навсегда, однако, потеряв рассудок. Скончался он после двадцатилетнего пребывания в психиатрической больнице в Париже в 1935 году.
После революции, когда русский фронт был прорван, резня, подобно пожару, охватывала все новые территории, до того находившиеся вне пределов изгнаний, прежде всего Азербайджан и Россию. Ваши войска поголовно уничтожали жителей армянских деревень, а для переправы орудий через горные речки настилали мосты из трупов людей. Затем последовала балканская ужасная резня и неравная борьба с дашнаками, что явилось практическим продолжением кампании 1915 гада.
Я знаю, что в этой борьбе армяне тоже допускали жестокости. Не хвалю их за это, но и не порицаю.
Последний раз взятие Еревана русскими войсками (осенью 1920 гада) действительна спасло от вас последний остаток армянской земли, хотя одновременно без единого выстрела вам была отдана половина Русской Армении (Карсская область) вместе с предгорьем Арарата, которое фактически никогда не принадлежало вам.
Тогда подвернулся вам случай закруглить то ужасающее число замученных армян (3 000 000), о котором я говорил выше. Скажу в скобках, что эти последние территориальные захваты принесли вам мало пользы. Года два тому назад проезжал я вдоль нынешней армяно-турецкой границы и в течение целых двух часов этого путешествия не удалось мне заметить на вашей стороне ни единого проявления жизни, ни единого живого существа. Густо заселенную страну вы превратили в сущую пустыню, мертвую и омерзительную. Неужели же законных жителей этой земли вы истребили для того, чтобы вопреки людским и божеским законам назвать ее "Турцией” и сжечь?
Извини, что я описываю неприятные тебе события, имевшие место несколько десятилетий тому назад. Но признайся, что внушительные цифры, 3 миллиона убитых и 6 миллионов, преданных смерти еще до появления их на свет, вполне заслуживают того, чтобы уделить им немного твоего драгоценного времени.
Однако к чему обо всем этом говорить? Тем более что и ужасный пятидесятилетний юбилей этого кромешного позора наступит лишь через четыре года, т.е. в 1965 году. Постараюсь по порядку ответить на этот вопрос — и ответ мой будет самой важной частью моего письма.
По всей вероятности, ты знаешь,
что ХХ век начался не в первую январскую ночь 1901 года, а лишь несколько лет спустя, т.е. летом 1914 года, как и ХIХ век начался лишь после сражения под Ватерлоо в 1815 году. Такая перестановка дат исходит из того, что ход истории не может точно уложиться в рамки календаря.
Первая попытка такого преступления, осуществленная на 60 процентов, была совершена еще до истечения первого года нового века, т.е. в начале лета 1915 года. Она называлась "окончательным решением армянского вопроса”, Подобное "окончательное решение” еврейского вопроса попытались предпринять (и, увы, в большой части осуществили) германские гитлеровцы. "Окончательное решение” польского и русского (а может быть, и вообще славянского) вопроса входило, несомненно, в гитлеровскую программу и уже осуществлялось по частям в концентрационных лагерях и тюрьмах, как и на площадях расстрелов. Я знаю, что кое-кто из поляков, французов, даже англичан и американцев в это же самое время совершенно серьезно думал об "окончательном решении немецкого вопроса”, что было одинаково преступной мыслью, хотя в то время по крайней мере психологически понятной. Одновременно украинские националисты "решали польский вопрос” в Волыни и восставшей Варшаве, а хорваты в Хорватии — "сербский вопрос”.
И неужели ужасные резни индусов и мусульман, которые вспыхнули в Индии и Пакистане в самом начале их освобождения, не предоставляли собой наивные попытки "окончательных решений” или народоистреблений? Ведь самым трудным в человеческом обществе является нарушение признанных общеобязательными моральных норм, после чего дело идет уже проще, пока наконец станет казаться совершенно нормальным. Первой общественностью, которая вступила на этот скользкий путь, был, увы, твой народ; обстоятельство, которое ни на йоту не уменьшает ни гитлеровских ужасных преступлений, ни ответственности совершителей этих преступлений. Тем более что они, по всей вероятности, немного знали о вашей "армянской кампании”, потому что в противоположность вам немецкие энверы были прежде всего полуинтеллигентами. Просто воздух был уже достаточно отравлен взаимной ненавистью, которая распространилась как чума, как зловоние неизвестно откуда, может быть, именно от непогребенных трупов армян.
ХХ век, однако, является одновременно веком наибольших возмездий в истории. Ты сам обращаешь на это внимание в своем письме, хотя этого слова "возмездие” не употребляешь. Неужели факт освобождения большинства колониальных народов, и то без единого выстрела, не представляется тебе историческим чудом, которое абсолютно не имеет себе подобного в истории прошлого?
А возвращение наших западных земель, где на протяжении тысячелетий польский элемент уничтожался так же эффективно, хотя и не подвергался ужасной резне? Неужели это не грозное предостережение для всех тех, кто думает, что достаточно уничтожить людей, чтобы возможно было навсегда захватить их землю?
Нюрнбергский и сотни других процессов осудили лишь очень малую долю военных преступлений, однако это есть знаменательные акты возмездия.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 11:02 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Лишь малочисленные страны не осознали до сих пор того, что ХХ век переживает перелом и что период великих преступлений начинает сменяться периодом великих возмездий, которые независимо от причин экономического и политического характера носят некоторые черты добровольности. Независимо ни от чего в этих фактах есть что-то исходящее от искреннего желания, чтобы официально совершенные бесчинства были каким-то образом компенсированы. Не исключено, между прочим, что ответственные политические деятели, находясь под давлением общественного мнения, могут даже не сознавать, как сильно воздействует на них это общественное мнение грузом чисто моральных факторов.
Однако некоторые государства еще продолжают не замечать действительности, будучи уверенными, что общественное мнение их коснуться не может. Южноафриканцы убеждены, что черные и в будущем будут служить белым. Португальцы наивно верят, что их колониальная империя останется невредимой, несмотря на то что рушится весь старый мир. И вы тоже в свою очередь полагаете, что поскольку 60 процентов жителей какой-либо подвластной страны замучены, а остальные рассеяны по всему миру, значит, такая страна перестала уже быть колонией и ее можно просто считать составной частью собственной территории, как своеобразную награду за народоистребление.
Разрешите, однако, спросить, почему истребление армян должно быть удостоено награды, тогда как такое же истребление поляков и евреев официально признано совершенным против человечества преступлением?
Неужели же армяне чем-то хуже нас и евреев?
Я знаю, что это письмо мое не попадет к тебе, хотя бы по той простой причине, что ты не читаешь польской прессы. В лучшем случае какой-нибудь ваш докладчик вырежет мое послание из газеты и подпишет "вражеская пропаганда”, причем это будет бессмыслицей, поскольку я есть и всегда был искренним другом вашего народа и, что самое важное, по сей день не потерял веру в него. Именно потому и только потому я и пишу это гневное и печальное письмо.
Это письмо я адресую тем, кто является истинной совестью вашего народа, — его литераторам, артистам и педагогам, пользующимся мировой известностью турецким ученым, воспитателям и друзьям молодежи. Отныне вы сами перед собственным обществом должны предстать в роли адвокатов по сей день еще рассеянных по всему миру (т.е. за пределами микроскопической Советской Армении) армян по той именно причине, что ваши отцы вырвали у них из-под ног родную землю вместе с 3 миллионами жизней.
Я не турок и не армянин и не считаю своим призванием указание на конкретные виды возмездия, на что имеют право армяне по отношению к вам. Я знаю, однако, что в наш нынешний исторический период, в период своевольного освобождения угнетенных и колониальных стран, этот вопрос и без того должен быть поднят. Но для вас самих же выгоднее, если вы сами явитесь своим обвинителем и своим судьей, вместо того чтобы быть только... обвиняемым.
Не могу до сих пор понять вашего безразличия к тому преступлению, которое 42 года уже тяготеет над вами. Уму непостижимо, как в таких условиях народ может жить, любить свою родину, смеяться и радоваться, читать гуманистические книги, выезжать за границу и принимать заграничных гостей. Думаю, точно так должно было бы выглядеть немецкое общество, если бы Гитлер победил во второй мировой войне. Но в таком случае весь мир бы сошел с ума. А вы наперекор всему живете в нормальном мире.
Когда-то перед войной я читал новеллу одного болгарского писателя о том, как болгарские разбойники на глазах у матери-турчанки замучили ее ребенка. Почему этот болгарин осмелился описать какой-то неизвестный случай, запятнав этим свой родной народ, в то время как для ваших новеллистов вопрос истребления трех миллионов армян навсегда завуалирован постыдным молчанием, если не совершенным пренебрежением. Почему?
Я просто не могу вообразить себе, чтобы на вашем языке вышел в свет какой-нибудь дневник армянской Анны Франк, несмотря на то что в те ужасные годы вы убили по крайней мере один миллион взрослых девушек и молодых женщин, которые были довольно образованными для Востока того времени. Даже классическая книга Франца Верфеля, насколько мне известно, числится у вас в списке запрещенной литературы. Ведь те моральные стимулы, которые побуждают европейскую общественность к поощрению факта освобождения колоний и возмездия за старые обиды, не могут быть чужды также и вам. И именно потому этот прискорбный вопрос, послуживший темой моего письма, содержит в себе, как мне кажется, какую-то неразрешимую психологическую проблему, над которой я бьюсь безрезультатно вот уже несколько лет. Уверяю вас, что я не один-единственный. Мое беспокойство разделяют все те, кто небезразличен к вашему честному народу и его доброму имени.

Подготовил Карен Микаэлян
Источник: Новое время

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 22:00 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Юстиниан писал(а):
В 610 году армяне устанавливают прямой контроль над управлением государством – именно тогда на престол взошел первый армянский император Ираклий, который установил целую династическую преемственность византийских армян


Известный бельгийский византиист А. Грегуар (Gregoire A., An Armenian dynasty, p. 5-6, 8) Ираклия Старшего, отца Ираклия I и экзарха Африки, вне сомнении считает армянином, рожденным в Карине. Отрезок 582-713 годов он называет: "Первой армянской эрой в Византии". Подобного мнения держится и Каранис (The Armenians, p. 18). Практически не сомневается в армянстве Ираклия и небезизвестный Туманов, который склонен считать его потомком Аршакидов из гавара Екеляц, которые, согласно данным Себеоса, составляли ближайшое окружение Константа II (641-668).

Стоит добавить, однако, что "Первая армянская эра в Византии" на самом деле не была прервана в отрезке 713-867 годов. Так, основатель т.н. "Исаврийской" династии Лев III (716-741) был родом из Мараша и его склонны считать армянином такие византиноведы, как Бриер, Адонц, а так же Алишан. Что же касается т.н. "Аморейской" династии, то, как уже было сказано в данной теме, Михаил II Травл (820-829) был сыном некого Георгия-армянина и в свое время начинал службу вместе со Львом V Армянином (813-820) у страгика Вардана. Вардан же, как и многие военачальники того времени, предпочитал окружать себя своими соотечественниками, в число которых, вероятнее всего, входил и Михаил Травл.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 07 июн 2013, 22:20 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
А вот к примеру свидетельство про надежность и боеспособность армянских отрядов у нейтрального источника (Я могу принести и другие - их полным полно у таких нейтральных, а порой и враждебных авторов, как Евсебии Кесарийский, Феофан, Продолжитель Феофана, Иоан Сиклица, Костантина Порфирородный, Лев Диокон, Агафиа Маринийский, Анна, Феофликат Симоакатта, Микаел Панарет, Микаел Пселл, Никита Хониат, Никофор Патриарх, Никифор Вриени – но пока ограничимся этим).

Согласно сообщению византийского историографа VI века Прокопия Кесарийского, до 474 г. римские императоры "при отборе своих телохранителей учитывали достоинства людей и отдавали предпочтение армянам". Другой византийский историограф, рассказывая о служившем в 1-й половине IX века в византийской армии армянском военачальнике по имени Мануил, пишет: "Мануил был очень храбрым человеком, хорошо известным всем противникам, так как он был по рождению армянином". Таким образом, выясняется, что в Византии понятия "армянин" и "храбрый" были синонимами.

Надежность и храбрость армян в Средние века была так известна, что порою именно из них составлялись горнизоны в вражеских странах, в самых важных крепостях...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 00:41 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
http://husisapail.narod.ru/romei.htm

Армяне-ромеи (hay-horomk) Западной Армении
О хай-хоромах (армяно-ромеях) интересную серию статей опубликовал в газете "Азатамарт" (Константинополь, 1910, №№ 246, 248, 254, 257, 261, 276) Фархад, согласно которому в казе г. Акн (зап. Армения, тогда Турция) были следующие селения армяно-ромеев: Дзорак, Мушегка, Шрзу и Ванк. В казе Камаха - селение Хогус. Во всех этих селах к 1910 г. проживало около 2000 армян-ромеев. В официальных документах минимтерства внутренних дел Турции они именовались "ermeni-rum" ("эрмени-рум", армяно-ромеями). Их родной язык - армянский, священники свои проповеди читали на армянском языке. Часть армяно-ромеев, как и армян-монофизитов в годы восстания эрзрумского Абазы паши (XVII в.) была вынуждена оставить родные места и обосноваться в северо-западной окрестности малоазийского полуострова, в Никомидийской области. В 1924 г. армяно-ромеи Акна и района Никомидии были переселеы в Грецию (около Фессалоник и на остров Эвбея), согласно Лозанскому договору между Грецией и Турцией по переселению турок Греции в Турцию, а греков Турции в Грецию; армяне-ромеи подпали под греческое население Турции и тем самым отправились с основным греческим населением Малой Азии в Грецию. На о. Эвбея армяне-ромеи основали селение, существующее и по сей день, причем Р.Бартикян отмечает, что все армяне этого села и поныне арменоязычны.

Вообще Акн был, наверное, самым большим центром, рядом с которым проживали армяне-ромеи; и как я знаю непосредственно в самом Акне армяне-ромеи НЕ проживали, городишко это располагалось на левом берегу реки Евфрат, около которого, собственно, и располагались эти селения вплоть до конца XIX в.: Ванк, Шрзу, Хутор Шрзу и еще Атма. Р.Бартикян отмечает, что другие селения хай-хоромов вокруг Акна были Дзорак Мушегкан, т.е. Мушегика.

О селении Ванк с храмом св. Георгия отмечено и у армянского историка XIX в. Ованнеса Джаникяна, который предполагал, что церковь св. Георгия в прошлом была монастырем (арм. Ванк), от которого и получило свое название село.
С этим храмом во имя св. Георгия связан был некий знантный человек, армянин-ромей Анастасий, он профинансировал в частности перевод армяно-халкидонитского "Требника" с греческого на армянский яз.

С Атмой интересный случай вообще в истории. Прекрасные исследования Р.Бартикяна показали, что это достаточно древнее селение. Именно рядом с селением Атма и была переписана одна из армяно-халкидонитских рукописей XIII в., где содержаться "монашеские правила" Василия Великого и "Жития отцов". Одна из памятных записей рукописи гласит, что рукопись была окончательно переписана в "...в стране Сагик, в монастыре, именуемом Новым..., близ селения, именуемого Атма, в княжение кир Леона Гавраса...". Сагик - это известный город Чмишкадзаг (как указано на полях рукописи) - родина византийского императора-армянина Иоанна Цимисхия (с 969 по 976 гг.).

К северу от Акна в XIX в. был монастырь, построенный по преданию во имя святого мученика и стратига Евстахия или Евстафия. Несомненно, это и есть известный мученник Евстафий Плакида, римский полководец, память его по православному календарю сентября 20/3.О монастыре надо посмотреть О.Джаникяна, на которого ссылается Р.Бартикян .

Другой случай связан с именем Иоанна Атмана (?ω?ννης ? ?τμ?νος), который, как это выявил Р.Бартикян, был родом из селения Атма. Он был игуменом основанного в Филиппополе армянином-халкидонитом Григорием Пакурианом монастыря Богородицы Петрицонитиссы. Григорий был византийским доместиком схол Запада, но прежде занимал пост дуки на востоке Империи, в одной восточной феме - Ивирия, с центром в Ани, населенной армянами-халкидонитами и грузинами. Иоанн Атман принимал активное участие в армяно-византийских церковных переговорах в 1170 г. в Ромкла (см. О связях монастыря Григория Пакуриана с Арменией. - ВОН АН Арм. ССР, 1988, №6).

В той же группе армяно-халкидонитских рукописей (в данном случае это Евангелие) есть рукопись, которая до геноцида армян в 1915 г. находилась в монастыре св. Иоанна в Егрдуте в городе Муш (Тарон). В данное время она утеряна, к сожалению, известно о ней по каталогу, состаленному в 1912 г. В памятной записи рукописи написанно, что: "Написано сие светлое Евангелие... в стране Шержиу и в монастыре тех же славных мучеников Сергия и Вакха, на берегу реки Евфрат...". Датировано она 1272 годом.

"Страна Шержио" и есть Шрзу городка Акна. Как отмечено выше, она соседствовала с другим селением Ванк, где, по предположению Р.Бартикяна, написана армяно-халкидонитская рукопись № 336 (собрание арм. рук. в мон. свв.Иаковов в Иерусалиме), и последнее, как указано в памятной записи этой рукописи, нах. рядом с селом Атма. Т.е. известные селения Ванк, Атма, Шержио - три из четырех находившихся на левом берегу реки Евфрат селений города Акн, принадлежавших армянам-ромеям, рукописи же созданы предками этих армян-ромеев XIX-нач.XX в.
Сейчас городок Акн уже почти сто лет как носит имя Кемаля Аттатюрка - Kemaliye

Не возможно не упомянуть выдающегося Н.Марра, его исследования по армянам-ромеям. Он указывает, что современные ему армяне-ромеи (нач.XX в.) западной Армении сохраняли армянский язык в богослужении и в быту; что жили эти армяне в районе Акна, недалеко от Диарбекира (см.: "Аркаун", с. 29).

О хай-хоромах ровно за столетие до Н.Марра подробно писал историк Гукас Инджиджян: "Хай-хоромы... по вероисповеданию являются греками, а по языку, обычаям и всему остальному - армяне... Их священники облачаются как священники-армяне, совершают богослужение по обряднику греков, но переведенному на армянский, поскольку не ведают греческого языка, не умеют говорить на языке греков. Они принадлежат епархии греческого митрополита Феодосиополя, т.е. Эрзерума...". Историк продолжает: "Они, по-видимому, происходят от армян, но затем приняли греческое вероисповедание. Они по происхождению не греки и не сменили по прошествии времени свой язык на армянский. Так пишет о них и Мхитар Апаранци в своих писаниях в 1410 году Господнем... и именует их армянами-цатами".

Таким образом наши армяне-ромеи - площадь их расселения от Чмшкадзага вдоль реки Евфрат, на север, до Эрзерума-Феодосиополя - в XIX- нач. XX вв. подчинялись греческому митрополиту Феодосиополя, епархия Константинопольского Патриархата. И это созвучно с данными, которые мы имеет из книги армян-ромеев "Маштоц", которая была переведена с греч. на арм. по благословению константинопольского патриарха Агафангела и с финансовой поддержки армянина-халкидонита Анастасия, происходившего как раз из тех мест, деревни Ванк, городка Акн

Кстати в самом Акне уже в начале XIX века население города составляло около 10 000 человек, из которых 5500 человек были армяне. В 1880 году в городе насчитывалось 5442 армянина, 4286 греков и турок. Т.е. соприкосновение греков и армян-ромеев уже могло быть еще в Акне, до переселения в Грецию (Т.Х. Акопян, Ст.Т. Мелик-Башхян, О.Х. Барсегян. Словарь топонимов Армении и прилегающих территорий. Ереван, 1986. — Т. 1. — 992).

А по Мхитару Апаранци: можно процитировать его вообще; это историк позднего средневековья, писал о цатах (1410 г.): «Некоторые называются армянами-цатами, которые по языку, письму, племени суть армяне, но по вероисповеданию и всем правилам – греки, во всем им подчинены, как свидетельствуют те, которые проживают в Ерзнке и в остальной стране ромеев, в Кафе, в Крыму и во многих других местах». О цатах, проживающих около Кесарии, он замечает: «они называются цатами-греками и цатами-армянами» В.А.Арутюнова-Фиданян. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). 1994, М. С.71.

Значит расселение армян-ромеев, которых хронисты именуют "цатами" было намного дальше Ерзнки, Акна и Феодосиополя, а именно - они жили в Кесарии Каппадокийской, но к времени Г.Инджиджяна и Н.Марра армяне-ромеи сохранились только в районе западной Армении (от Акна/Чимишкадзага до Феодосиополя). Но это что касается Малой Азии, потому как согласно Мхитару армяне-ромеи жили достаточно во многих местах (!): Кафа, Крым, Кесария и остальная страна ромеев . Это говорит о том, что расселение армян-халкидонитов еще в нач. XV в. было все еще значительным!

Кстати, о турках. "Любопытно", по замечанию Н.Марра, что живущие рядом с армянами-халкидонитами в окрестностях города Акна мусульмане – отуречившиеся армяне, сохранившие армянские фамилии (ссылка на Г.Индж.), т. е. "mutatis mutandis" получается та картина, которую в отношении грузинской национальности представляло население Тао-Кларджетии лет триста, четыреста тому назад: в соседстве отуречившихся грузин-мусульман продолжали еще существовать христианские грузинские поселения. Исследователь отмечает, что было бы интересно выяснить, принадлежали ли отуречившиеся армяне-мусульмане Акна в свое время национальной Армянской Церкви или Армяно-халкидонитской?

Т.е. интересная картина получается, - что в живущие в указанных армяно-ромейских поселениях турки (по О.Джаникяну), на самом деле, отуречившиеся армяне, т.е. мусульмане!

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 01:06 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
http://poligonkavkaz.info/topic/774-pra ... ishozhden/

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 14:25 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Цитата:
В отношении правления Юстиниана, который у этих мракобесов и так считается армянином, несмотря на то заявление, что около 80-ти (!) полководцев было определено армянофилами как армянами, по имени удалось упомянуть лишь Нарсеса.


Ну, зачем же так. Армяне действительно были многочисленной и важной составляющей в империи. Это отрицать невозможно, потому что факты упрямая штука. Я бы мог вам назвать и имена некоторых византийских армян полководцев (тот же Хачатур-Χατατούριος, соратник Романа Диогена в его бедствии), и авторов. Но величайшим представителем армян в Византии считаю всё-таки патриарха Фотия, который, наряду с императором Константином Багрянородным (происхождение которого по мужской линии тоже может статься что было армянским, если только Евдокия Игерина не набедокурила с Михаилом Третьим...) - один их замечательных литераторов и знатоков древности, вклад которого в то, что можно назвать Византийской цивилизацией неоценим. Однажды Св. Софию ремонтировал после повреждений от землетрясения некто Трдат - имя явно армянское.

Честно сказать, об армянской партии в Византии мне неизвестно. О греческой я знаю, что она была, и с течением времени только крепла. Но о существовании её в ранний период есть только косвенные данные, например это усматривают в словах Синесия, предлагавшего не опираться в военном деле на варваров (здесь видят противостояние греческой и германской партии).



_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 15:46 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Армянское восстание 538-539 годов
Военно-исторический анализ


Не смирившись с потерей независимой национальной государственности, армяне в течение V-VI веков неоднократно восставали как против Персии, так и Восточно-Римской (Византийской) империи, разделивших Армению соответственно на восточную и западную части. Крупнейшее восстание против Византии произошло в 538-539 гг.

Причины и ход восстания довольно подробно описаны византийским историком и политическим деятелем Прокопием Кесарийским (ок. 500 - ок. 565), который долгое время являлся также советником и приверженцем Велизария - одного из величайших полководцев Византийской империи. Хотя сведения Прокопия об этом армянском восстании были рассмотрены целым рядом историков (М. Чамчян, Н. Адонц, Г. Бартикян, В. Исканян, Э. Даниелян и др.), однако оно до сих пор не было подвергнуто специальному военно-историческому анализу (впрочем - как и множество других фактов из военной истории Армении). В результате такого профессионального упущения, в частности, центральное событие этого восстания - генеральное сражение между армянскими и византийскими армиями в военной кампании 539 г.- представлено в современной историографии в лучшем случае как небольшая стычка между небольшими отрядами, подчас же - и вовсе проигнорировано, а блестящая победа армянских войск осталась неоцененной по достоинству или даже незамеченной.

I. Начало восстания.
Диверсионные операции Артавана Аршакуни в Армении и Ливии (538 и 546 гг.)


Однако до того как рассмотреть ход самого восстания, следует особо остановиться уже на его начальном акте - обезглавливании имперской администрации путем покушения на жизнь правителя византийской Армении некоего Акакия. Согласно Прокопию, Акакий был «дурным от природы», и после назначения императором Юстинианом I на этот пост «получил возможность проявить свой нрав. По отношению к подвластным ему людям он был суров, как никто. Без всякого основания он грабил их имущество и обложил их неслыханным налогом в четыре кентинария. Не в силах выносить его далее, армяне, составив заговор, убили его и бежали (нашли убежище) в Фарангийе».

Вниманию достойна уже сама успешная операция по ликвидации ненавистного наместника. Это действие, приведенное в исполнение, по всей видимости, в 538 г., однозначно было не из легких, поскольку, введя драконовский налоговый режим, занимаясь открытым грабежом населения, а до этого еще и «по воле Юстиниана коварно убив» прежнего правителя византийской Армении Амазаспа, Акакий и его византийская гвардия должны были быть предельно подозрительными и осторожными, ожидая всяческих неожиданностей от местных армянских нахараров, располагавших опытными вооруженными силами и вековыми традициями национального сопротивления. Убийство Акакия было спланировано и осуществлено отпрыском бывшей армянской царской династии - выдающимся военным деятелем Артаваном (Артабан) Аршакуни, прославившимся впоследствии в Византии своими подвигами в Африке. Подробности покушения на Акакия нам неизвестны. Однако о дерзости и умелости Артавана в проведении подобного рода военных спецопераций можно составить представление из другого покушения, детально спланированного и успешно осуществленного им же позднее - уничтожения тирана Ливии Гонтариса в Карфагене в мае 546 г., которое описано Прокопием Кесарийским в мельчайших подробностях.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 15:50 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Не пытаясь воспроизвести пространное изложение первоисточника об этой спецоперации (оно заслуживает отдельного исследования), отметим лишь ее основные элементы: Артаван сумел -

1. длительное время сохранить свой замысел в абсолютной тайне (кроме нескольких соратников-армян, до последнего момента о намеченном предприятии не был в курсе даже с боями прошедший вместе с ним тысячи километров отряд отборных и беззаветно преданных ему армянских воинов;
2. усыпить бдительность Гонтариса и его вооруженной охраны;
3. тайно пронести оружие в строго охраняемое помещение для пира, где находился Гонтарис;
4. тактически правильно расположить всех немногочисленных участников операции и точно оценить их боевые возможности;
5. молниеносно привести в исполнение заранее выработанный план, мгновенно импровизируя и реагируя на изменяющиеся обстоятельства;
6. обеспечить себе союзников;
7. захватить власть в городе, а затем и во всей северной Африке в свои руки;
8. совершить все это без потерь в своем отряде.

Короче говоря, оперативности и результативности действий Артавана и его высокопрофессионального армянского подразделения могли позавидовать даже американские морские спецназовцы - так называемые «Тюлени», совсем недавно уничтожившие в Пакистане главаря Аль-Каиды. Нам известны также имена двух ближайших соратников Артавана, сыгравших решающую роль в исполнении его задания - Григор (по мнению Н. Адонца, двоюродный брат Артавана, сын Васака Мамиконяна) и его копьеносец Арташир, также из рода Аршакуни. За этот и другие подвиги в Ливии император Юстиниан пожаловал Артавана Аршакуни титулом главнокомандующего (magister militum) империи в Африке. А самого Артавана и его прибытие из Африки в Константинополь Прокопий описывает так: «Когда Артаван появился в Византии, то народ, восхищенный его подвигами, всячески высказывал ему свое расположение. Он был высок ростом и красив, по характеру приветливый и немногословный. Император оказал ему исключительные почести. Он назначил его начальником войск, стоящих в Византии, и командиром федератов (союзных отрядов), и в знак почета записал его в число консулов». Несмотря на это, впоследствии Артаван с риском для жизни участвовал в планировании несбывшегося покушения против Юстиниана. Основной мотивацией Артавана и Аршака Аршакуни - другого знатного армянина и вдохновителя этого заговора, был усилившийся византийский гнет над Арменией. Вообще, история бурной жизни Артавана Аршакуни, без каких-либо редактирований и вымышленных сюжетов, вполне могла бы стать сценарием для многосерийного голливудского боевика.

Итак, следует иметь в виду, что при подготовке военного заговора против Гонтариса в Карфагене Артаван, вне всякого сомнения, учитывал и использовал опыт проведенной им операции восьмилетней давности по ликвидации Акакия на родине - в Армении.

Однако вернемся к анализу хода армянского восстания 538-539 гг. Упоминание Прокопия о том, что после убийства Акакия армяне «бежали» и нашли убежище в Фарангийе, т.е. в армянском гаваре Спер и его окрестностях (где, кстати, находились весьма прибыльные золотодобывающие рудники), следует воспринимать с большой оговоркой. Из анализа последующего изложения Прокопия становится ясно, что в восстании участвовали представители сильнейших армянских княжеских фамилий, в том числе - Аршакуни, Мамиконяны, Багратуни (Аспетуни) и Хавнуни, владения которых распространялись над большей частью Византийской Армении. Находящиеся под их командованием вооруженные силы сумели объединиться в единую армянскую армию, сконцентрироваться в труднодоступной местности между гаварами Спер (в Барцр Хайке) и Авнуник (в Айрарате) и взять под свой контроль значительную часть армянских провинций в Византии. Таким образом, убийство Акакия было не изолированным актом, а всего лишь сигналом к поднятию восстания и эффективным ударом, парализовавшим византийскую военно-политическую власть в Армении. Именно поэтому после уничтожения Акакия Юстиниан был вынужден послать против армян «из Византия» карательную армию во главе с одним из своих (на тот момент) двух самых опытных и прославленных полководцев - Ситой, который к тому же был мужем сестры императрицы Феодоры и свояком Юстиниана (вторым же из полководцев был упомянутый выше Велизарий).

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 15:55 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
II. Преддверие генерального сражения между
византийским и армянским армиями.

Геополитическая ситуация империи в 538-539 гг.


Прибыв из столицы империи в византийскую Армению (первая половина 539 г.) Ситта вначале воздерживался от развертывания активных боевых действий против армянской повстанческой армии. О его намерениях Прокопий Кесарийский сообщает следующее: “Ситта прибыл в Армению и сперва действовал оружием слабо, стараясь успокоить жителей и заставить возвратиться в прежние их жилища. Он обещал им склонить царя к освобождению их от наложенной на них новой подати”. Между тем в Константинополе Адолий, сын убитого армянами Акакия, неоднократно доносил Юстиниану о медлительности Ситты. Однако, как показал дальнейший ход событий, поведение опытного военачальника не имело ничего общего с неоперативностью и было оправданным. Ситта был прекрасно осведомлен об армянских делах, поскольку сам до этого – в византийско-персидской войне 526-532 гг., на равных правах с Велизарием командовал военными кампаниями на территории Армении, а в 528-531 гг. являлся еще и первым главнокомандующим новосформированного Армянского военного округа (magister militum per Armeniam), объединяющего всe армянские земли под властью Восточно-Римской империи. Мagister militum (по-гречески – стратилат или стратег) являлся высшим военным чином империи. Во всей империи было всего пять таких военных магистров – двое в столице, двое на западе и лишь один на востоке. Как верно замечает Н. Адонц, “назначение столь высокого сана в Армении свидетельствует о том, какое важное значение придавалось тогда восточной окраине империи”. Тогда же Ситта добился у Юстиниана разрешения набирать в имперские войска армян – “местных жителей, ввиду их знакомства с местностями Армении”.

Ситта непонаслышке знал о высокой боеспособности армянских войск – он и Велизарий уже однажды вместе испытали на себе горечь понесенного от армян поражения. Это произошло 12 годами раньше, когда Ситта и Велизарий, совместно командовавшие византийской армией, после первого удачного рейда в Персидскую Армению вторично вторглись в нее в первой половине 527 г.. Однако на этот раз армянское войско, возглавляемое талантливыми полководцами – братьями Нерсегом (Нарсес) и Грагатом (Аратий) Камсараканами, неожиданно атаковало их и одержало безоговорочную победу в сражении. Из описания Прокопия Кесарийского, наиболее вероятно, что армянская конница, считавшаяся тогда лучшей в Передней Азии, с ходу обрушилась на наступающую византийскую армию и, в завязавшемся встречном сражении опрокинув противника, принудила его начать спешное отступление: “Римляне под командованием Ситты и Велизария вторглись в подвластную персам Персоармению, опустошили значительную часть этой земли, и, захватив в плен множество армян, удалились в свои пределы… Когда же произошло вторичное вторжение римлян в Армению, то Нарсес и Аратий, неожиданно встретив их, вступили с ними в бой… столкнувшись с войском Ситты и Велизария, они оказались победителями”. Просто немыслимо, как эта победа армянского войска над одним из самых прославленных полководцев в мировой истории – великим Велизарием – осталась не только вне школьного учебника по истории Армении, но даже незамеченной в академическом многотомнике (т. II, Ер., 1984г.) и в ряде научно-исторических исследований, посвященных данному периоду. В лучшем случае, она упоминается лишь мимоходом и вскользь, причем с неправильной датировкой (530 г.). (Позже Нерсег и Грагат, вместе со своим третьим братом Сааком, перешли на сторону Юстиниана и, во главе армянских полков, отличились во многих боях уже в составе армии Восточной Римской империи).

Вернемся, однако, в 539 год. Очень важны взаимодополняемые сообщения Прокопия о том, что после убийства Акакия, армяне “нашли убежище в Фарангийе”, т.е. в Спере, и что, прибыв в Армению, Ситта старался вернуть их “в прежние жилища”. Из этих свидетельств следует заключить, что до прибытия Ситты в Армению армянские войска успели сосредоточиться и укрепиться в горных районах и крепостях между гаварами Спер, и как будет показано ниже, Авнуник. Процесс консолидации армянских вооруженных сил, естественно, сопровождался структурной реорганизацией и ускоренными военными приготовлениями, в том числе – избранием единого командования, усиленным воинским обучением, тактическими учениями, накоплением вооружения и продовольственных припасов.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 16:05 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Ситта понимал, что в создавшейся ситуации прямая атака на занявшие выгодные оборонительные позиции армянские силы не сулила византийцам ничего хорошего. Поэтому он всячески пытался найти дипломатическое решение конфликта. Однако, как это нередко случается и поныне, столичный взгляд на общую геостратегическую ситуацию взял верх над военно-полевыми соображениями тактического характера, и Юстиниан, резко отчитав Ситту (“стал бранить его, сильно упрекая за медлительность”), приказал ему немедленно начать боевые действия против армян. Прокопий объясняет это решение императора “доносами Адолия, сына (убитого армянами) Акакия”. Неоднократность этих доносов уже сама по себе говорит о довольно длительных, хотя и безуспешных попытках Ситты умиротворить восставших армян обещаниями о смягчении колониальной, включая налоговой, политики империи. А это, в свою очередь, означает, что армянские войска были настроены очень решительно и были готовы дать вооруженный отпор имперской армии.

Основная же причина, побуждавшая Юстиниана торопиться с подавлением армянского восстания, несомненно, лежала в совершенно другой – геополитической плоскости. Дело в том, что именно в это время войска империи были рассредоточены на огромном расстоянии, в частности, с огромным напряжением сил вели войну против остготов в Италии, где действовала византийская армия во главе с Велизарием. Война с остготами шла с переменным успехом, и ее исход был далеко не ясен. Король остготов Витигес устроил блокаду Рима в период между 2 марта 537 по 12 марта 538 года. В июне 538-го года на подмогу к Велизарию с 7.000-ой армией был направлен влиятельный придворный аристократ – армянин Нарсес (не путать с Нерсегом Камсараканом, которого в Византии также звали Нарсесом). Нарсес, кстати, впервые выступал в роли командующего отдельной армией, да еще с военным чином равным Велизарию.

Приблизительно в конце марта 539 г. пал осажденный остготами Милан, второй по величине город в Италии после Рима. В довершение всего, как отмечают современные военные историки Эрнест и Тревор Дьюпуи, в это же время “Юстиниан был в высшей степени озабочен возобновившимися набегами задунайских варваров – болгар и славян, а также угрозой возобновления войны с Хосровом Персидским, вступившим в переговоры с Витигесом”. Следовательно, скорейший разгром армянского восстания был необходим Юстиниану, чтобы тем самым предотвратить или упредить уже ожидаемое открытие Персией второго фронта на востоке, которое очень скоро, в 540 г., и в самом деле свершилось. Предводители же армян, поднимая восстание именно в 538 г. (вероятно, во второй его половине), несомненно владели достоверной информацией о затруднительном положении Восточной Римской империи на западном фронте, а также учитывали чрезмерную растянутость вооруженных сил и скудость ее мобилизационных ресурсов в данный период. Таким образом, момент для начала восстания был выбран армянами исключительно удачно. Более чем реально, что армянские повстанческие силы, в попытке найти себе союзников, заранее или в ходе самого восстания вошли в прямой контакт с персидским царем Хосровом и остготским королем Витигесом. Во всяком случае, в речах своих первых лиц, произнесенных перед персидским царем в конце 539 г., делегация армянских повстанцев наглядно продемонстрировала отличную осведомленность в международных делах, в частности, о войне империи в Италии, хотя сведения об измене Велизария впоследствии не подтвердились.

Получив от Юстиниана резкий выговор, Ситта был все-таки вынужден привести свою армию в действие. Какова же могла быть ее численность? К сожалению, никаких точных сведений на этот счет в первоисточниках не имеется. Однако, если иметь в виду, что с начала 530-х гг. в византийской части Армении были расквартированы четыре легиона (в эпоху Юстиниана легионом назывался отряд войск различной численности и организации), а Ситта привел с собой вспомогательные войска из столицы империи, то под его командованием была довольно внушительная военная сила. Учитывая, что в предыдущей войне с персами боеспособные имперские войска на востоке достигали 25-30.000 человек, можно предположить, что приблизительно такое же количество войск и было в армии Ситты в 539 г., поскольку он был послан на восток не только с целью скорейшего подавления армянского восстания, но фактически и для возможного отражения ожидающегося со дня на день вторжения персидской армии.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 16:06 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Кажущаяся немногочисленность византийских войск не должна вводить читателя в заблуждение. Воины Юстиниана были настолько подготовленными, а его военачальники настолько тактически грамотными, что неоднократно одерживали победы над намного превосходящими их численностью врагами, особенно благодаря превосходству в исполнении тактического и оперативного маневра и применению виртуально выверенной оборонительно-наступательной стратегии. К примеру, Велизарий высадился в Африке с 15.000-ой армией, из которых ему хватило 5000 всадников, чтобы в открытом поле победить десятикратно превосходяших его вандалов (битва при Трикамероне, декабрь 533 г.). Велизарий и Нарсес покорили Италию армиями, численность которых достигала не более 25.000 человек.

Как первоисточники, так и современные исследователи крайне высоко оценивают стратегический талант Ситты, отмечая, что он нисколько не уступал Велизарию как полководец, а как политик даже его превосходил. Так, Прокопий Кесарийский чрезвычайно лестно отзывается о “доблести и подвигах Ситты против врагов”, добавляя, что он “был очень красивым, храбрым воином, превосходным полководцем, не уступавшим никому из своих современников”, имея в виду, конечно же, Велизария и чуть позже прославившегося Нарсеса (сегодня, кстати, на Западе последнего считают “тактиком получше”, чем сам Велизарий). Хронограф Иоанн Малала коротко замечает: “Ситта был человек боевой”. Предводители армянских повстанцев, в конце осени 539 г. выступая перед персидским царем Хосровом I, называют Ситту и Велизария двумя наилучшими полоководцами Юстиниана: “При двух отличных полководцах, одного из них, Ситту, мы только что убили”.

Кто же был главнокомандующим армянской повстанческой армией в 538-539 гг. и какова была ее численность? Ответ на первый вопрос почти однозначен – Васак Мамиконян. Этот наш вывод опирается на сообщении Прокопия Кесарийского о том, что именно он возглавлял отступивших осенью 539 г. в пределы персидской державы армянских повстанцев, в числе которых находился и Артаван Аршакуни – “предводителем их был Васак, человек весьма предприимчивый”. Признание военным лидером восстания представителя рода Мамиконянов было вполне закономерным – они были непревзойденными мастерами военного дела, наследственными армянскими спарапетами (главнокомандующими) и пламенными патриотами. После падения царства Аршакидов в 428 г. Мамиконяны неизменно стояли во главе целого ряда вооруженных национально-освободительных движений армян: в 450-451, 481-484, (491-499 - L), 571-572 гг. – против Персии; в 747-753, 772-775 гг. – против Арабского халифата. Этот список армянских восстаний, руководимых, как известно, Мамиконянами, можно уже фактически дополнить восстанием 538-539 гг. Из других его главных деятелей нам известны имена Ованеса (Иоанна) Аршакуни и его сына Артавана, которые вероятно были вторым и третьим лицами в военной иерархии объединенного армянского войска. Брат Артавана Ованес также участвовал в восстании, безусловно, в качестве военачальника.

Ответ на второй вопрос не столь очевиден. Можно лишь с уверенностью заключить, что численность армянской повстанческой армии в 539 г. должна была быть настолько внушительной, чтобы вызвать у Ситты опасения относительно целесообразности развертывания военного наступления. О немалом числе армянских войск свидетельствуют также принятие ими генерального сражения с византийской армией и одержанная победа (об этом речь пойдет впереди). Поэтому, с определенной долей условности, численность армянской армии можно считать не менее 15.000 и не более 30.000 воинов. В ее составе, кроме профессиональных нахарарских полков, вероятно, имелись также подразделения народного ополчения.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 16:11 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
III. 539 год. Наступление византийской армии и генеральное
сражение при Авнике


Итак, готовясь к наступлению против армян, Ситта не стал делать ставку лишь на военную мощь, а искал пути раскола уже состоявшегося (в византийской части Армении) объединения армянских вооруженных сил. С этой целью он инициировал сепаратные переговоры с Багратуни – одним из трех сильнейших армянских княжеских домов (другими двумя были Мамиконяны и Аршакуни), участвоваших в восстании: “Прежде всего он попытался обещанием великих благ склонить на свою сторону и присоединить к себе некоторых армян, чтобы было легче и без особого труда осилить остальных”. По уверению Прокопия Кесарийского, “влиятельный и многолюдный род Аспетиан (Аспетуни, т.е. Багратуни – А.А.) захотел присоединиться к нему. Послав к Ситте своих людей, они просили дать им письменную клятву в том, что, если они во время сражения оставят своих соплеменников и перейдут к римлянам, они не потерпят никакого ущерба и сохранят все свои владения. Довольный этим, Ситта написал письмо, дав клятву, как они просили. Запечатав послание, он отправил его к ним. Уверенный в том, что с их помощью он без боя выиграет войну, он отправился со всем войском к местечку Инохалаку (Oenochalakon – Ойнокалакон, – А.А.), где был расположен лагерь армян”.

Однако дальнейшие события заставляют усомниться в приписываемых Багратуни ренегатских настроениях. Вот что пишет далее Прокопий: “По какой-то случайности те, которые несли письмо Ситты, идя другой дорогой, никак не могли встретить Аспетиан. Часть же римской армии, сошлась с малым числом их и не зная о соглашении, обошлась с ними как с врагами. И сам Ситта, захватив где-то в пещере их детей и жен, убил их, то ли не узнав их род, то ли в гневе на Аспетиан за то, что они не присоединились к нему, как было условлено”.

Из вышеописанного вырисовывается следующая противоречивая картина. Ситта двинул свою армию в наступление, не получив от Багратуни окончательного согласия перейти на его сторону. В подобных исторических ситуациях договоренности закреплялись определенными гарантиями, например – выдачей или обменом заложников. Ситта же каких-либо осязаемых гарантий от Багратуни не получил и почему-то не удосужился выждать день-два, чтобы послание его самого дошло до адресата. Те, кто будто бы нес это послание (по логике, люди Багратуни), почему-то не смогли найти своих хозяев, что также выглядит неправдоподобно. Сразу же после выступления византийской армии одна из ее крупных частей под командованием одного из военачальников Ситты столкнулась с небольшим отрядом Багратуни и, яростно атаковав, разбила и рассеяла его. Из этого следует, что Ситта не уведомил своих полководцев о якобы заключенном с Багратуни соглашении, что является уже явным свидетельством отсутствия такового. Наконец, сам Ситта устроил кровавую резню укрывшихся в пещере женщин и детей из клана Багратуни, что уже совершенно не вяжется с существованием какого-либо соглашения с ними. Все эти события в совокупности, и, в особенности, жестокие действия Ситты и его армии по отношению к клану Багратуни никак не соответствуют версии Прокопия Кесарийского о желании Багратуни перейти в его лагерь. Наоборот. Вышеописанные происшествия получат свое логическое объяснение только в случае противоположного предположения, а именно – что Ситта сам действительно предложил Багратуни перейти на его сторону, но те отказались стать перебежчиками и именно в силу этого и удостоились зверского обращения римлян.

Далее Прокопий, специально отмечая, что Багратуни, “охваченные гневом, вместе с остальными построились для битвы”, сообщает крайне важные детали о самом генеральном сражении: “Так как местность, где находились оба войска, была неудобной из-за теснин и крутых гор, они сражались не в одном месте, а рассеявшись по предгорью и ущельям”.

Эти, на первый взгляд, скупые сведения на самом деле довольно содержательны и позволяют рассмотреть вопрос об избранной армянами и византийцами тактике ведения войны. В этой связи следует вначале точно локализовать место сражения.

Ойнокалакон (Oenochalakon) впервые верно идентифицировал с городом-крепостью Авник историк Микаэл Чамчян (1738-1823). Позднее с его отождествлением согласился Н. Адонц, хотя ссылки на Чамчяна у него нет. Ни Чамчян, ни Адонц не дают специального объяснения этимологии Ойнокалакона, вероятно, исходя из уверенности, что она должна была быть совершенно понятна и неоспорима для всех знатоков древнеармянского языка. Дело в том, что слово Авник (Աւնիկ) на древнеармянском читалось и произносилось как Оник, а вторая часть этого топонима – “калакон” есть не что иное, как армянское слово “калак” – город. Таким образом, Ойнокалакон – это Оник-калак, т.е. Авник/Оник-город. Однако эта важная идентификация Чамчяна фактически была проигнорирована последующими армянскими исследователями (Г. Бартикян этимологизировал только вторую часть топонима). Авник находился в гаваре Басен (точнее – в Верхнем Басене) провинции Айрарат Великой Армении, на восточном берегу реки Аракс, в 60 километрах по прямой линии от Феодосиополя (Карина), который с начала 530-х гг. стал резиденцией стратега византийской Армении. Ныне Авник соответсвует селу Гюзелхисал и крепости Дживан-Калеси в уезде (илче) Пасинлер Эрзрумской провинции (ил) Турции. Византийская армия из Феодосиополя могла приблизиться к Авнику через находящееся к северу от него Басенское поле. Сражение произошло в окрестностях Авника, на высоте около 2000-2100 метров, где пролегает западная ветвь Джрабашхского (Сукаветского, ныне – Кеоседахского) горного хребта.

Изображение
Село и крепость Авник сегодня

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 16:15 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Изображение
Крепость Авник

Таким образом, на момент наступления византийской армии в 539 г. местом сосредоточения армянского войска был уже не Фарангион (Спер), как в начале восстания, а район, лежащий непосредственно по ту сторону государственной границы империи – в Персоармении. То, что Ситта все-таки отдал приказ перейти границу и тем самым создать – в этот крайне напряженный период войн на западе империи – нежелательный повод для обострения отношений с Персией, свидетельствует, во-первых, о том, что это решение было принято скорее в пылу преследования отступавших в горы армянских войск, во-вторых, что этот пограничный высокогорный район, при большом желании, можно было считать и “ничейной землей” между Восточной Римской империей и Персидской державой, и, в-третьих, о чрезвычайной важности, которая придавалась подавлению армянского восстания, представлявшего для империи не меньшую опасность, чем возможность провоцирования войны с Персией.

Мы точно не знаем, когда Васак Мамиконян принял решение о переходе армянской армии из Спера в район, граничащий, с одной стороны, с Феодосиополем, а с другой – с Персоарменией, – до прихода Ситты в Феодосиополь, после него или, быть может, в самый канун наступления визнатийской армии… Но цели этого стратегического маневра ясны: поставить под угрозу непосредственного удара Феодосиополь – центр византийской военно-политической администрации в Армении, в случае же неблагоприятного развития военных действий избежать окружения и сохранить возможность быстрого отступления вглубь Персоармении. То есть, выбранная Васаком Мамиконяном позиция была выгодна как для наступления, так и для обороны. В то же время, широкое маневрирование армянской армии от северо-востока до юго-востока Феодосиополя (Карина) само по себе является свидетельством ее мощи и мобильности.

Специального толкования требуют также два вышеупомянутых события – стычка части византийской армии с небольшим армянским отрядом и резня Ситтой в пещере женщин и детей из клана Багратуни. Оба эти происшествия имели место одновременно – сразу же после выступления византийского войска из, надо полагать, Феодосиополя. Следовательно, во-первых, повстанцы контролировали почти всю окрестность за пределами Феодосиополя, который, кстати, входил “в число родовых областей аршакидских князей”. Во-вторых, византийская армия вначале разделилась и двинулась в разных направлениях, снова соединившись уже позднее. Ситта мог допустить подобное разделение своих войск, имея на руках достоверные сведения относительно неблизкого месторасположения основных сил армянской армии. В-третьих, резня в пещере, где обычно укрывались, чтобы спастись от штурмующих крепости и населенные пункты вражеских войск, указывает на предыдущее ожесточенное столкновение самого Ситты с армянским войском или штурм какой-либо армянской крепости, закончившийся, вероятно, чувствительными потерями для византийцев. Это и могло спровоцировать нечеловеческую жестокость со стороны Ситты, который, не забудем, до этого всячески избегал дальнейшей эскалации вражды с армянами. В-четвертых, византийская армия на своем пути к месту сосредоточения армянской армии продвигалась не беспрепятственно, а преодолевая очаги сопротивления, которое, по всей вероятности, имело своей истинной целью насколько возможно измотать армию Ситты и одновременно завлечь ее к избранному Васаком Мамиконяном месту генерального сражения.

Ведя оборонительную кампанию, Васак отказался дать сражение на более или менее открытом пространстве и добился того, чтобы оно произошло на сильно пересеченной местности, где эффективные боевые построения хваленых легионеров и организация взаимодействия между ними в значительной степени сводились на нет, а на первый план выступали хорошее знание местности и индивидуальные боевые качества воинов.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 08 июн 2013, 16:19 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Еще раз прочтем сообщение Прокопия: “Так как местность, где находились оба войска, была неудобной из-за теснин и крутых гор, они сражались не в одном месте, а рассеявшись по предгорью и ущельям”. В этой связи уместно будет процитировать проницательное наблюдение классика военной теории Карла фон Клаузевица: “Дух народа, отражающийся в войсках (энтузиазм, фанатизм, вера, убеждения), ярче всего проявляется в горной войне, где каждый предоставлен самому себе вплоть до единичного солдата… Искусная боевая подготовка войска и закаленное мужество, спаивающие отдельные отряды как бы в один слиток, ярче всего проявляются в открытом поле”.

Далее Прокопий Кесарийский описывает кульминационный момент сражения:

Случилось так, что небольшой отряд армян, с одной стороны, и Ситта с немногими своими воинами, с другой, оказались поблизости друг от друга, отделенные горной лощиной. И те, и другие были всадниками. Ситта, перейдя лощину с небольшим числом спутников, начал теснить врагов. Армяне, отступив назад, остановились. Ситта тоже больше их не преследовал, но остался на месте. Неожиданно один из римских солдат, только что преследовавший врагов, родом герул, возвращаясь в полном воодушевлении, оказался возле Ситты и его людей. Ситта в это время стоял с воткнутым в землю копьем. В стремительной скачке конь герула сокрушил копье. Это сильно огорчило стратега. Наблюдая эту сцену, какой-то армянин узнал его и стал уверять всех, что это сам Ситта. Ибо в ту пору у Ситты не оказалосъ шлема на голове. Таким образом, врагам стало ясно, что это он пришел сюда, имея при себе немногочисленный отряд. Ситта услышал слова армянина, и, так как копье его сломленным лежало на земле, обнажил меч и попытался тотчас же перейти лощину обратно. С большим рвением враги погнались за ним. Кто-то, настигнув его в лощине, ударил его мечом наискось по макушке. Кожа на темени была содрана, но череп оказался совершенно не задетым. Ситта помчался быстрее, чем прежде, но тут Артаван, сын Иоанна из рода Аршакидов, напал на него сзади и убил его, поразив копьем. Так из-за пустяка погиб Ситта, недостойно своей доблести и постоянных подвигов, совершенных им в борьбе с врагом. Он был очень хорош собой, храбр как воин и никому не уступал как полководец. Некоторые говорят, что Ситта погиб не от руки Артавана, но что убил его Соломон, весьма незначительный среди армян человек”.

Из вышеописанного следует, что Васак Мамиконян, используя особенности местности, сумел расчленить армию византийцев на многочисленные небольшие группы, тем самым расстроив или даже не допустив им построиться в привычные боевые порядки. В ходе завязавшихся разрозненных боев в отрезанных друг от друга ущельях и теснинах армянские войска, в конце концов, вышли победителями. Абсолютно не заслуживает доверия уверение Прокопия Кесарийского, будто армяне узнали Ситту случайно – в пылу битвы. На самом деле, главнокомандующий византийской армией скорее мог быть распознан не по своим лицевым признакам, как согласно Прокопию, произошло в этом случае, а по более крупным знакам и приметам, включая боевое знамя стратега, персональные военные регалии, командирское снаряжение и т. п. Более того, нельзя считать случайностью и то, что перед отрядом Ситты – несомненно, лучшим в его армии, – оказался отборный отряд уже известного своей дерзкостью и незаурядными военными способностями молодого армянского военачальника Артавана Аршакуни, перед которым Васак Мамиконян, по всей вероятности, с самого начала сражения поставил задачу перехватить и уничтожить Ситту. Артаван и его отряд выиграли этот отдельно взятый бой как тактически – умело сочетая отступление с неожиданным переходом в контрнаступление, так и в плане личной боевой подготовки – в индивидуальных поединках с легионерами и самим Ситтой – опытным и храбрым воином.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 6 из 46   [ Сообщений: 686 ]
На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 46  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB