Администратор |
|
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57 Сообщений: 46679 Откуда: Армения, Ереван
|
В данной теме давайте поговорим о войнах евреев в средневековья. Что говорить, малоизвестная страница история. Давайте начнем с войны евреев против Византии. Еврейско-византийские войны — войны евреев и самаритян против Византийской империи.
Нарастание конфликта
В 388 году в городе Каллинике (Месопотамия) по наущению епископа чернь предводительствуемая монахами разгромила синагогу. Император Феодосий Великий, которого навряд ли можно обвинить в чрезмерной веротерпимости тем не менее, был настолько возмущён совершившимся фактом, что приказал вновь отстроить синагогу за счёт громил и в их числе епископа. Известный епископ Амвросий обратился к императору с протестом против этого постановления и написал Феодосию, что в данном случае дело идёт «о славе Божией» и что он, Амвросий, не в силах хранить молчание. Разве можно принуждать епископа к восстановлению синагоги? Разве его религиозное чувство христианина может примириться с этим? Если епископ исполнит волю императора, он станет изменником вере; если же не будет повиноваться Феодосию, то обратится в мученика. Неужели действительно преступление - разрушение синагоги, этого «дома коварства и дома нечестия», где Христос оскорбляется ежедневно? Право, ему (Амвросию) приходится считать себя не менее виновным, чем этот бедный епископ: в конце концов, он отнюдь не скрывает своего искреннего желания, чтобы все решительно синагоги подверглись разрушению и чтобы впредь вовсе не существовало этих «рассадников богохульства».
Рядом с тем Амвросий указывает, что ещё во времена Юлиана Отступника евреи разрушали христианские базилики в Газе, Аскалоне, Александрии и в других местах. Вообще ответственность за все неудачи, постигшие христиан в правление Юлиана Отступника, возлагается им на евреев. Продолжая свою отповедь всё в том же духе, он умоляет императора отменить изданный им эдикт. Феодосий не внял этим просьбам. К этому времени ассоциация судовладельцев в Константинополе пыталась заставить евреев и самаритян соединиться с ними и взять на себя повинности общества; однако декрет от 20 февраля 390 года императоров Валентиниана II, Феодосия и Аркадия постановил, что еврейские и самаритянские общины не могут быть законным путём принуждены к слиянию с судовладельцами. Декрет этот имел важное значение для евреев, так как многие из них состояли судовладельцами, и более половины коммерческого флота в Александрии находилось в ведении евреев.
В царствование фанатичного Феодосия II (408-450) духовенство пользовалось полной свободой в юдофобии. В Александрии вдохновителем последней был некий епископ Кирилл, известный зверским убийством женщины-философа Гипатии; он подстрекал простой народ к погрому евреев, которые были ограблены и изгнаны в 415 году. Префект города Орест жаловался правительству на деятельность епископа, но в Константинополе епископа поддержали. Местным властям также не пришлось вмешаться во время изгнания евреев из Крита.
С другой стороны, Феодосий II угрожал евреям наказанием за оскорбление христианства во время «пуримских игр», а после упразднения патриархата в 425 году присвоил себе подати, ранее поступавшие в пользу патриархов. Феодосий также изгнал евреев из Константинополя, назначив им местом жительства известный участок по ту сторону Золотого Рога, около Галаты, так называемый Stenum, Stanor или Stanayre, где находилось и еврейское кладбище. До тех пор евреи занимали в городе особый квартал, — «Медный рынок», в котором помещалась синагога, впоследствии превращенная в церковь. В этом новом квартале евреи состояли под юрисдикцией особого стратега.
Анонимный продолжатель Хронографии Феофана писал, что на рубеже 9 в. в городе Аморионе в Верхней Фригии евреи издавна жили вместе и сохранили дружеские отношения с местными жителями — приверженцами антинганойской секты («Attinganes»), которая возникла из-за их постоянного общения с евреями. Члены этой секты признавали крещение, но в остальном следовали законам Моисея, за исключением обрезания. Каждый инициат секты должен был избрать себе в качестве духовного руководителя какого-либо еврея или еврейку и даже доверить им свои материальные дела.
В этой же хронике утверждается, что из антинганоев происходил император Михаил II Травл (Фригийский), царствующий в 820-829 годах. Поэтому, подавляя «наследие Христа» (иконоборчество), он освободил евреев от налогов, «любил их и лелеял, ценя выше всех других». По хроникёру Зонаре XII в. «Михаил принадлежал к евреям»; в хронике Михаила Сирийца утверждается, что этот император был «еврейского происхождения… его дед перешёл в христианство».
После Михаила правил его сын Феофил (император 829-842), затем, сын Феофила Михаил III Пьяница (император 842−856). Это не считая криптохазар Льва Хазара и Константина VI. Патриархом Константинополя был, помимо хазара Фотия, еврей Фелофей (14 в.). Евреям принадлежала важная роль в торговле Византии и монополия шёлковой промышленности (затем перенесённой ими же из Византии на Сицилию, а позднее - в Испанию и во Францию). Евреи и самаритяне имели в Константинополе такие большие мануфактурные предприятия, что купцы вообще назывались «самаритами».
Константинополь был одним из важнейших перевалочных баз рахданитов. Вениамин Тудельский и Петахья Регенсбургский были поражены многочисленностью и богатством евреев Константиноќполя. Даже византийские императоры юдофобы лечились у врачей-евреев. О значении евреев в торговле говорит тот факт, что в 664−665 годах именно еврейский купец купил у арабов на металлолом Родосского колосса — одно из 7 чудес света.
_________________ Приходите в мой дом...
|
|