Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 16 янв 2018, 18:14

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Аморейская династия: От деда к внуку на троне Империи...
СообщениеДобавлено: 12 мар 2014, 18:44 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22851
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Аморийская династия дала Византии трех императоров далеко не одинаковых достоинств.

Первый представитель этой династии Михаил II, иностранец, из низших слоев общества, плохо понимавший по-гречески, человек необразованный, награжденный историей прозванием Косноязычного, вовсе не был такою незначительною личностью, какою часто его представляют. Будучи “первым императором-индифферентистом" 53, он хотел по возможности примирить обе враждующие религиозные партии, особенно в виду грозившей государству опасности от восстания Фомы. Михаил понял, что сила этого движения, помимо других причин, заключалась в поддержке его православною партией; и в этом заслуга Михаила 54. Фома был побежден, хотя и не без болгарской помощи; но религиозные партии не примирились.

Другие политические события времени Михаила II были очень печальны для Византии: в руки арабов перешел богатый остров Крит, и было начато ими покорение Сицилии. Надо сознаться, что Михаил не выказал недостатка в мужестве и в энергии ни в борьбе с Фомой, ни в попытках обратного завоевания Крита; но последние экспедиции потерпели неудачу.

Преемником Михаила был его сын Феофил.

Молодой, деятельный, богато одаренный способностями император получил воспитание под руководством одного из самых образованных и ученых людей того времени Иоанна Грамматика, будущего патриарха. Как воин и военноначальник, Феофил неоднократно выступал в трудные, отдаленные походы. Как человек хорошо знакомый с теологией и живо интересующийся богословскими вопросами, он не мог равнодушно относиться к еще не решенному вопросу религиозных партий. Феофил выступил ревностным противником иконопочитания и монашества, и с этой стороны его отношение к православным не было чуждо жестокости, которая была, может быть, иногда смягчаема влиянием просвещенного учителя, Иоанна Грамматика. Как человек, обладавший известным литературным талантом, Феофил, несмотря на преследование икон, подарил церковную литературу несколькими гимнами. Известно, что он любил церковное пение и иногда даже сам лично при исполнении своих произведений управлял хором 56. Будучи сам образованным человеком, Феофил умел ценить научные познания своих подданных и награждал их. Известный византийский ученый астроном и геометр Лев был поставлен императором в митрополиты Фессалоники, правда, после того, как он приобрел славу при дворе Мамуна. Архитектура, как и многие другие отрасли знания также пользовались вниманием Феофила. Часть константинопольских стен, летний дворец Бриантов на азиатском берегу Босфора близь Вифинии остались памятниками разносторонней деятельности этого государя.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аморейская династия: От деда к внуку на троне Империи...
СообщениеДобавлено: 12 мар 2014, 18:45 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22851
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Если, с одной стороны, мы не можем совершенно согласиться с тем, что “благородство чувств Феофила часто умеряло горячность его характера", то, с другой стороны, мы не решаемся произнести над ним чересчур сурового приговора, как то мы можем в новейшее время неоднократно встретить на страницах византийской истории.

Не несмотря на все усилия императора, его внешняя политика к концу царствования потерпела крушение. Удача Феофила под Запетрой имела своим ответом взятие арабами Анкиры и родного города царствующей династии Амории. Сицилия все более и более переходила в руки мусульман. Крит оставался в их власти. Открытые Феофилом дипломатические переговоры с Венецией, с Людовиком Благочестивым и с испанскими омайядами не принесли желанных результатов.

Феофил в первые четыре года своего правления имел современником на востоке халифа Мамуна (813—833 г.). Деятельность обоих правителей имеет не одну общую черту.


Ничтожною личностью был сын и преемник Феофила Михаил III. Не заботясь о достоинстве империи и императора, не занимаясь государственными делами, без совести, без сострадания, он был убит своим любимцем Василием, получив в истории достойное его прозвание “Пьяницы". Все, что было лучшего во внутренней жизни государства во время Михаила III, обязано своим существованием и развитием просвещенной деятельности патриарха Фотия и кесаря Варды.

Не легка была задача аморийской династии справиться с политическими затруднениями, которые она встречала со стороны арабов.

Потеря Крита и Сицилии заставляли думать, что участь этих крайних частей империи должен был разделить и Пелопоннес. Уже в начале IX века, во время сильного восстания славян в Пелопоннесе, последние, осадив Патры, вступили в союз с сарацинами. Восстание было подавлено, и об арабах в Греции во время аморийской династии более не слышно.

Появившись в Сицилии, арабы довольно быстро начали овладевать островом, ведя свои завоевания с запада на восток. Сражаясь с переменным успехом в течение первых четырех лет (827—831) и утвердившись в Палермо, они в следующее десятилетие овладели богатою областью западной части Сицилии Val di Mazara, где основали свои первые колонии. С 841 по 859 год мусульмане уже заняли лежащую на юго-востоке гористую местность Val di Noto. Подавив в 860 году восстание сицилийских христиан, они устремились на северо-восточную часть острова Val Demone, где завоевали Мессину. К концу аморийской династии из больших сицилийских городов оставался в руках христиан только Сиракузы, которые пали в 878 году, уже при Василии Македонянине.

Естественным делом был переход арабов из Сицилии в южную Италию, где авторитет византийской власти в IX веке был уже очень ослаблен.

В истории греческого населения Сицилии и южной Италии внешние нашествия врагов на Византию играли важную [19] роль. В первой половине VII века греческое население в Сицилии увеличилось эмиграцией из византийских областей, опустошенных персами и арабами, в IX—X веках беглецами из Сицилии в Калабрию от арабского погрома.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аморейская династия: От деда к внуку на троне Империи...
СообщениеДобавлено: 12 мар 2014, 18:47 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22851
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Арабские нападения мешали населению этих отдаленных частей империи участвовать в ее делах; и мы, например, видим, что на восьмой вселенский собор прибыло едва пять калабрийских епископов; еще меньше было число епископов из Сицилии.

Арабы в IX веке владели только некоторыми пунктами южной Италии; поэтому и влияние их на внутреннюю жизнь страны не было так значительно, как в Сицилии. “Образовавшиеся в южной Италии густо населенные греческие этнические острова, и народность, и общество, соединенные одним языком и вероисповеданием и культурной традицией", шли вперед в своем развитии. Расцвет этой культуры, центром которой были монастыри, обнимает период от второй половины IX века до второй половины Х-го. Особенный подъем религиозного одушевления заметен после восстановления православия. “Монахи рыли в горах пещеры, устраивали церкви, образовывали киновии и вели высокую подвижническую жизнь, подобную той, какая процветала в древности в Египте и Палестине".

Еще до сих пор в земле Отранто можно видеть выдолбленные в горах кельи, в которых часто находят остатки живописи; в горе Патир показывают еще теперь Grutta de 'Santi padri, где, по преданию, жил известный южноитальянский подвижник X века св. Нил.

Хотя в половине IX века арабские завоевания в южной Италии не занимали больших сплошных территорий, византийское влияние там уже почти исчезло, и мы видим, что на помощь южно-итальянским городам против сарацин два раза являлся германский император.

...В своей политике на Западе аморийская династия понесла сильные неудачи, и ее попытки вступить в дружеские переговоры с Венецией, франками и испанскими омайядами, как мы уже упомянули выше, нисколько не улучшили ее положения. Крит и Сицилия были утеряны для Византии, первый до 961 года, вторая навсегда.

Но мы были бы не правы упрекать византийцев в том, что они не оказывали должного сопротивления арабам на западе. Например, в Сицилии византийцы упорно боролись, уступали только при полной невозможности дальнейшего сопротивления, и византийский двор, занятый в IX веке и внешними делами на востоке, на севере и сложными вопросами внутренней религиозной политики, не оставлял без внимания далекую западную провинцию и при первой возможности посылал в Сицилию подкрепления как флотом, так и сухопутными отрядами 70. Ряд экспедиций для обратного завоевания Крита также доказывает деятельность правительства.

Иные были результаты борьбы императоров аморийской династии с восточными арабами.

Если последние и заходили довольно глубоко в Малую Азию, разрушили в 838 году Аморию, заняли в 863 году Амис (Самсун) на берегу Черного моря и, может быть, доходили даже до Синопа, то все эти завоевания имели временный характер: арабы после этих побед удалялись обратно, и завоеванная территория оставалась в руках византийцев. В результате на востоке аморийская династия ничего не потеряла, и пограничный ряд крепостей остался тот же, каким он нами представлен в начале изложения событий на востоке при императоре Феофиле; может быть, произошли незначительные изменения, которые на общий ход дела никакого влияния не имели.

В этом отношении аморийская династия имеет большое значение в истории Византии: на протяжении сорока семи лет она сумела выдержать наступательные действия восточных арабов и сохранить целость византийской территории в Малой Азии.


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аморейская династия: От деда к внуку на троне Империи...
СообщениеДобавлено: 12 мар 2014, 22:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10015
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
http://www.pravenc.ru/text/77084.html
[Греч. ̓Αθίγγανοι], малоазийская секта IX в., данные о к-рой содержатся в «Хронографии» Феофана Исповедника, а также в анонимной хронике Продолжателя Феофана и в Житии Патриарха Никифора, написанном Игнатием диаконом. Визант. авторы помещали А. во Фригии и связывали их появление с влиянием на местных христиан иудаизма, а также ереси павликиан. А. практиковали иудейские обычаи и обряды, кроме обрезания, к-рое они заменяли св. Крещением. После посвящения член секты получал в наставники некрещеного иудея (иудейку). По нек-рым данным, А. занимались магией и гаданиями. Под их влиянием находились даже императоры Никифор I (802-811) и Михаил II (820-829); в то же время имп. Михаил I (811-813) издал указ об изгнании А. из К-поля вместе с павликианами (812) и о применении против них смертной казни (Theoph. Chonogr. P. 495, 497; RegPatr. N 383, 384). Известен «Чин принятия афинган», переведенный на церковнослав. язык в составе визант. Номоканона XIV титулов.

До недавнего времени А. считались одной из иудео-христ. сект VIII-IX вв. (Ж. Гуйяр, П. Кроун, Ж. Дагрон, Х. Сигнес Кодоньер). Однако в работах П. Шпека и Р. Гильзенбаха они рассматриваются как крещеные цыгане, сохранившие свои странные для византийцев обычаи (в частности продолжавшие активно заниматься гаданиями). Именно благодаря замкнутости и своеобразию этой этнической группы византийцы (а вслед за ними и совр. ученые) воспринимали А. как особую религ. секту. Но название «А.» (в вольном переводе с греч. оно звучит как «неприкасаемые») не содержит в себе религ. мотивировки и, скорее всего, представляет грецизированную форму этнонима ̓Ατσίγγανοι - «цыгане».

Лит.: Rochow I. Die Häresie der Athinganer im 8. und 9. Jahrhundert und die Frage ihres Fortlebens // Studien zum 8. und 9. Jahrhundert in Byzanz / Hrsg. v. H. Köpstein, F. Winkelmann. B., 1983. S. 163-168; Чин принятия афинган // Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований / Подгот. к изд. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым и Я. Н. Щаповым. София, 1987. Т. 2. С. 130-133; Gilsenbach R. Weltchronik der Zigeuner, I.: Von den Anfängen bis 1599. Fr./M., 1994. S. 263; Signes Codoñer J. El período del segundo iconoclasmo en Theophanes Continuatus, análysis y comentario de los tres primeros libros de la crónica. Amst., 1995. (Classical and Byzantine Monographs; 33); Speck P. Waren die Athinganoi eine christliche Sekte? // XVIII международный конгресс византинистов: Резюме сообщений. М., 1991. Т. 2. С. 1100; idem. Die vermeintliche Häresie der Athinganoi // JÖB. 1997. Bd. 47. S. 37-50.
К. А. Максимович

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аморейская династия: От деда к внуку на троне Империи...
СообщениеДобавлено: 12 мар 2014, 22:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10015
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Напомню, что Аморейская династия из афинган, видимо или боша или одна из разновидностей павликиан, а скорее всего боша-павликиане! ;)
Примечательно то, что молодой, деятельный, богато одаренный способностями император получил воспитание под руководством одного из самых образованных и ученых людей того времени армянина Иоанна Грамматика, будущего патриарха!!! ;)

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аморейская династия: От деда к внуку на троне Империи...
СообщениеДобавлено: 12 мар 2014, 22:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10015
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
http://www.vizantarm.am/page.php?41
Многочисленные факты периода их правления позволяют отнести и Аморийцев к выходцам из армянского рода. Приведем некоторые, из привлекших наше внимание, моменты.
Основатель династии Михаил в свое время начинал службу вместе со Львом Армянином у страгика Вардана. Вардан же, как и многие военачальники того времени, предпочитал окружать себя своими соотечественниками, в число которых, вероятнее всего, входил и Михаил Травл. Он был выходцем из города Аморий, являющегося центром иконоборчества. Иконоборческую же знать составляли в большей своей массе армянские вельможи. Наставником сына Михаила, Феофила, был армянин Иоанн Грамматик. При его дворе расцвел талант другого ученого-армянина Льва Математика. Многие из военачальников императора Феофила были армяне и один из них, Самвел, однажды спас жизнь Феофила. Армянкой была и его жена Феодора Мамиконян, а также зять императора. При сыне Феофила Михаиле III политику при дворе определял его дядя Вардан. Второй дядя Петром, стратиг Фракийской фемы, ведал всеми военными делами. При содействии Вардана на патриарший престол был посажен философ Фотий, также имеющий армянские корни. Кстати, патриарх способствовал возрождению константинопольской высшей школы, что постепенно превратило Византию в очаг просвещения и культуры на фоне варварства, царящего в те годы на Западе.
---------------------------
Кстати Михаил II Стамлер (820-829) сын Георгия-армянина! (по Генесию). Но сама работа Генесия на русском языке так и не была издана. Генесий Иосиф - византийский хронист армянского происхождения. Генесий был придворным историком императора Константина VII Порфирородного (912-959). Его произвед. "Книга Царей".
Так что Аморийскую династию надо считать однозначно армянского происхождения, но вот какого она была вероисповедания надо уточнять! ;)

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB