В науке бытуют различные мнения относительного того, кем являлся Урос. По одной из версий, Урос – это Ара Прекрасный (Ара Гехецик), сын родоначальника Арама, а по другой – имя и личность Уроса связана с упоминающимся в клинописных источниках Ванского Царства Урсой (или Русой), сыном Эримена.
Все эти сказания достаточно интересны для арменоведения. Примечательно то, что армян считают своими родственниками и греки, в чем, конечно, есть доля правды, и грузины, которые не являются индоевропейским народом, и евреи, являющиеся семитским народом, а согласно нашему преданию, мы, армяне, являемся потомками первых богов.
Начиная с V века, в историографии доминировало записанное в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци армянское сказание о происхождении армян, согласно которому мы, армяне, происходим от прародителя Айка, предка, давшего имя нашему народу, а данное нам другими народами имя Армен и название страны Армения происходят от имени родоначальника Арама, потомка Айка.
Эта точка зрения как неоспоримая истина существовала до конца XIX века, и, развиваясь ещё сильнее, принималась как факт, вошедший в учебники истории. Говоря о развитии, я имею в виду Микаела Чамчяна и ряд других авторов, которые, основываясь на трудах Хоренаци и библейских текстах, утверждали, что Адам говорил по-армянски, то есть, что армянский язык – это божественный язык, на котором Бог говорил с первыми людьми, язык, на котором говорил Ной, не бывавший в Вавилоне и не участвовавший в событиях, связанных с появлением множества языков.
То есть, согласно этому утверждению, язык Адама и Ноя в чистейшем виде продолжает существовать на Армянском нагорье в виде армянского языка.
В XIX веке в свет вышла «Сравнительная лингвистика», в которой утверждалось, что армянский язык является одним из индоевропейских языков, и вопрос о происхождении армян сразу же начал связываться с вопросом о местонахождении прародины индоевропейских народов.
В XIX веке ряд европейских авторов, имеющих евроцентричные взгляды, утверждал, что прародина индоевропейских народов находится в юго-восточных областях Европы, на Балканах, и, следуя этой логике, предки армян также должны происходить из этих областей.
Ко всему этому было приплюсовано греческое сказание, которое связывало армян с греческими Балканами. Сомнение в достоверности сведений, имеющихся в трудах Хоренаци и армянских летописях, возросло после того, как найденные на территории Армении клинописные тексты, в особенности, относящиеся к периоду Ванского Царства, были прочитаны не по-армянски.
Таким образом, была создана теория, согласно которой армяне изначально жили на прародине индоевропейцев, которой в то время считалась территория Балкан, и переселились оттуда на Армянское нагорье только в VII-VI вв. до Рождества Христова, заняв территорию Ванского Царства (Урарту) и основав там своё царство.
Эта теория, получившая в своё время широкое распространение, нашла и своих армянских последователей и сегодня очень активно используется турецкими фальсификаторами истории. В своих работах, выходящих в свет тысячными и миллионными тиражами, они часто ссылаются на этих армянских авторов и задают вопрос: «Если армяне пришли и завоевали Урарту, то куда делись урартийцы?». На этот вопрос они сами же дают ответ, заявляя о том, что армяне были первым народом, совершившим геноцид, а потом пришли турки и изгнали армян.
В индоевропейской лингвистике существовал ряд ошибок, обратив внимание на которые, Николай Марр и его последователи, наиболее выдающимся среди которых был Григор Капанцян, выдвинули теорию, согласно которой армяне не являются индоевропейским народом, а произошли от смешения нескольких народов, живших на территории Малой Азии.
Эта теория получила название «Азиатской» и в своё время была принята в Советском Союзе в качестве официальной лингвистической идеологии, противопоставляясь индоевропейской теории, считавшейся буржуазной. Однако жизнь этой теории была недолгой, поскольку против неё выступил сам Сталин, и она прекратила своё существование.
Независимо от политических обстоятельств, необходимо отметить, что эта теория не подвергалась научному анализу, потому что в мировой истории нет случаев, когда от смешения двух разных народов появлялся третий народ. В основе всегда бывает один народ, к которому примыкают различные племена и группы племён, но основной народ при этом остаётся неизменным.
_________________ Приходите в мой дом...
|