Еврейская традиция называет халдеев «касидим», связывая это
название с именем Кеседа – племянника Авраама от брата Нахора,
но «ЭЕЭ» совершенно справедливо замечает, что Ур Халдейский и,
значит, халдеи, существовали задолго до рождения Кеседа18.
Факт этот настолько очевиден, что не может рассматриваться
как ошибка, но несомненно имеет скрытый смысл: обратить наше
внимание на то, что семья Авраама не просто жила в Уре
халдейском, но имела к халдеям гараздо большее отношение, раз
Халдеем (Кеседом) назвали его племянника.
Дело в том, что определение «халдей» является указателем не
этнической, а религиозной принадлежности (подобно «христианин»,
«мусульманин»), то есть «халдейство» есть форма вероисповедания,
и халдеи – это те, кто поклонялись множеству богов, главным из
которых был бог Халду (или Калду)19.
Особенность их мировоззрения состояла в том, что окружающим
миром правят добрые и злые боги, различные по своим возможностям
и находящиеся между собой в постоянной вражде и что общаться и
даже управлять волей этих богов можно с помощью особых
магических формул и талисманов, оборотной стороной чего являлось
предсказательство.
Вполне понятно, что выявление таких формул требовало
понимания взаимосвязи явлений окружающего мира, поэтому халдеи,
особенно их жрецы, обладали глубочайшими знаниями во всех
отраслях современной им науки и даже более, сохраняя при этом в
тайне свои наблюдения и открытия от остального мира:
«Халдеи – семитский народ. Говорили на арамейском языке.
Служит также наименованием колдунов, магов, волхвов, гадателей,
астрологов».
«В книге Даниила (2: 5) «халдеи» – термин, обозначающий
астрологов. В этом значении название встречается в арамейском
языке Пальмиры (ср. Геродот 1: 181; Страбон 739)».
Авраам был халдеем в том смысле, какой имеет это слово в
книге Даниила. Этот вывод напрашивается не только потому, что
Авраам родился и жил в Уре Халдейском и до «избрания» поклонялся
богу Халду. Но и потому, что в комментариях к Пятикнижию
многократно подчёркивается знание Авраамом астрологии и умелое
ею пользование. Авраам передал своим потомкам понимание таинств:
одно из них – умение разгадывать сны – позволило Иосифу стать
доверенным лицом и ближайшим помощником фараона, а Даниилу
«возвыситься» в глазах Навуходоносора и сделать Седраха, Мисаха
и Авденаго правителями «всей областью Вавилонской и главными
начальниками над всеми мудрецами Вавилонскими»20, что в конце
концов пошло на пользу всему еврейскому народу.
Элементы магического действия просматриваются и в действиях
Иакова:
«И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и
яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны. И
положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах,
куда скот приходил пить и где, приходя пить, зачинал пред
прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пёстрый,
и с крапинами и пятнами»21.
Так что автор Писания, называя Ур Халдейский родиной
Авраама, намеренно даёт понять нам, что Всевышний «призвал»
далеко не заурядного человека, но человека владеющего многими
знаниями, принадлежащего к особой касте мудрецов.
Вавилонский жрец Берос, живший во второй половине 4в. до н.
э. и написавший для Антиоха, ставшего после смерти Александра
Македонского первым царём Сирии, историю Месопотамии, знал, что
«в десятом поколении после потопа жил среди халдеев справедливый
и великий человек, опытный в астрономии»2
http://www.darial-online.ru:82/2013_6/gaisinsky.shtml