А вот собственно о Гюлене и о всем остальном.
Кстати, если Турция действительно намерена усилить давление на новую американскую администрацию, добиваясь выдачи проповедника Фетхуллаха Гюлена, устами вице-президента Фуата Октая, то она должна понимать, что Гюлена поддерживает достаточно мощное криптоармяно-мусульманское население Турции. Ведь Гюлен не только армянин-мусульманин, но и "исламский масон". Зачем Турции проблемы? Или может для этого его и хотят вернуть в Турцию?
Собственно армянам Турции возвращение Гюлена, в национальном плане самоидентификации, ничего не даст, кроме мобилизации в борьбе за власть. Ведь Фетулла Гюлен делает упор на этическое воспитание нового поколения, а не на националистическом, и тем более армянском. К тому же он проповедует и развивает традиционный турецкий (ханафитско-матуридитский) вариант ислама, не выдвигая новых теологических концепций, а предлагая их современную интерпретацию. Гюлен постоянно подчеркивает роль науки и образования в развитии общества (масонство). Отличительной чертой Гюлена является инициирование диалога с представителями других конфессий и убеждений (также масонская идея). Запустив процесс диалога в Турции, он продолжил его и в международном масштабе (тоже масонская идея). Как видим Гюлен может быть выгоден армянам Турции, особенно христианам. Однако его исламская сущность не оставит армянам-христианам на возрождение в Анатолии. Более того, сам Гюлен абсолютно не собирает копаться в своих корнях и возглавить движение армян за ислам. Он не идентифицирует себя как армянин, пусть даже мусульманин. Подобная ситуация также не выгодна армянам Турции. Что может быть выгодно армянам Турции? Любое движение, пусть даже исламское, но которое во главу угла ставит не только ислам, но и армянский язык! Способен на это Гюлен? Не думаю. Так чем же он тогда будет отличаться от Эрдогана? Нет отличий, а кому он тогда нужен, если будет таким же как и Эрдоган. Если не хуже? Короче есть над чем поразмыслить.
Кстати "исламское масонство" Гюлена основано и на этих политических принципах:
В плане политики Фетулла Гюлен считает демократию наиболее оптимальной на данный момент формой правления, несмотря на то, что «в книжном (кораническом) и традиционалистском (на основании Сунны) мусульманстве нет ни абсолютной монархии, ни классической демократии в её западном варианте, ни диктатуры, ни тоталитаризма». Гюлен выступает за многопартийность и придерживается в плане политики основного принципа - «в Исламе управление опирается на договор между тем, кто будет править, и тем, кто будет подчиняться».
Думаю теперь понятно, почему он отсиживается именно в США.
Напомню, что Эрдоган давно обвиняет Гюлена в убийстве российского посла.
+++
И ещё один момент. Гюлен родился в деревне Коруджук, около города Эрзурум в Турции.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гюлен,_Фетхуллах Но Эрзерум был центром Партии Дашнакцутюн тесно сотрудничавшей с Партией "Единение и Прогресс". После чего Эрзерум стал крупнейшим центром в Турции исламизма. О трансформации не только политической, но и культурной уже мною давно было отмечено. На примере фундаментальной работы французского историка Раймона Кеворкяна. Геноцид армян. В частности он писал следующее:
1). К 1915 году среди 40-ка проживающих в Дерсиме племен армянскими были племена миракян и тер-ованцик. Миракяне, чья территория лежала вблизи Дуика, Чукура, Экеза и Торуда, могли мобилизовать 3 тысячи бойцов. А армяне Херека казы Эрбаа говорили на турецком языке, выращивали коноплю и опиум (Раймон Кеворкян Геноцид армян. Полная история. М.: Яуза-каталог, 2015. С. 474).
2). Особенность казы Чемишкезек в 1915 году заключалась в том, что к концу XVIII века в ней было 4935 армян, принявших ислам. Большинство из них проживали в нахие Святого Тороса, находившегося в северо-западной части района вблизи небольшого городка Барасор на левом берегу Евфрата (Раймон Кеворкян Геноцид армян. Полная история. М.: Яуза-каталог, 2015. С. 475).
3). Сто десять армянских, говорящих на курдском языке деревень сельских каз Бешири и Силван с численностью армянского населения 5038 и 13824 человек соответственно располагались на восточной границе диарбекирского вилайета к югу от Сасуна (Раймон Кеворкян Геноцид армян. Полная история. М.: Яуза-каталог, 2015. С. 407).
4). В Арабкире существовала горстка армян-ремесленников, которым было разрешено остаться после принятия ислама, большинство из которых были масонами (Раймон Кеворкян Геноцид армян. Полная история. М.: Яуза-каталог, 2015. С. 453).
5). Кеги является одним из округов провинции Бингёл. В начале 1915 года в округе Кеги проживало 3900 армян и около 1000 турок с армянскими корнями, а в селах число армян доходило до 37 тысяч.
6). В казе Хюсни мансур/Адыяман в 1914 году было двадцать одно армянское поселение. В административном центре казы Адыямане проживало 3390 человек (3384 армян). Особенностью региона было то, что его северные сельские зоны были населены исламизированными с давних времен армянами (Раймон Кеворкян Геноцид армян. Полная история. М.: Яуза-каталог, 2015. С. 467).
7). Из 3560 армян казы Никсар 2830 проживали в главном городе, также называемом Никсар. Город Никсар, в античные времена называвшийся Неокесария, располагается в тридцати шести километрах к северо-западу от Токката в плодородной равнине Келкит Шау. Почти все здешние армяне были турецкоговорящими.
В северной части вилайета Трапезунд располагалась каза Эрбаа, в 1914 году вней было девять армянских населенных пунктов с населением равным 6948. Половина армян этой казы проживали в главном городе Хереке, расположенном на левом берегу реки Ирис, в пятидесяти километрах от Токата. Помимо занятия своими традиционными видами ремесла, армяне Херека, которые говорили на турецком языке, выращивали коноплю и опиум.
В 1914 году в казе Зиле, расположенной в тридцати километрах западнее Токката, проживало 4283 турецкоговорящих армян (Раймон Кеворкян Геноцид армян. Полная история. М.: Яуза-каталог, 2015. С. 507-508).
8). В деревне Инджесу казы Эверек/Девели проживало 1202 армянина, говоривших на турецком языке. В деревне Гомеди, расположенной на юго-востоке, проживало всего 273 армянина; остальные турецкоговорящие армяне из Киликии в количестве 1115 человек жили в деревне Джуджун (Раймон Кеворкян Геноцид армян. Полная история. М.: Яуза-каталог, 2015. С. 593).
++++++
К кочевникам относит особую группу армян Орбели. Он их называет катанами. Катанство - это распространенный в Османской империи отхожий промысел. Главным образом для жителей некоторых селений Мокса, области Шатах, и особенно большого селения Возим, лежавшего за пределами округа Мокс, на юг от него. Он лично был там и с ними познакомился. В Моксе, отмечает Иосиф Орбели, катанством занимались жители сел Арнанц, Люленц, Сыпканц и др. Во всех этих селах он побывал лично. Каждую осень катаны разбредались по всей исторической Армении, где имелись армянские поселения. В своих странствиях в поисках работы катаны уходили очень далеко от родных мест, не только в Тифлис и Баку, но и на север от Кавказского хребта, - в Ростов-на-Дону. Восточная половина Закавказья была обычным районом деятельности катанов. Но большинство конечно кочевало в пределах Османской империи. именно там и был выработан особый говор армянского языка - катанский (воровской сленг). При этом Орбели отмечает в целом близость благодаря таким говорам исторической Армении курдского и армянского языков Мокса. Орбели говорит: "бросалось в глаза еще одна особенность и армян и курдов Мокса - привычка пересыпать родную речь без нужды заимствованными словами, целыми выражениями и фразами. Курды обычно ограничивались, применением отдельных армянских слов, а армяне в связной речи иногда попеременно говорили то по-армянски, то по-курски, причем иногда одни и те же слова произносили на один лад, говоря по-армянски, и на другой говоря по-курдски. Любопытно, что эта же привычка была у курдского бега Муртуллы". (И. Орбели. Материалы экспедиции 1911-1912. по этнографии и фольклору Мокса. Ереван. Из-во: Гитутюн, 2002. С. 21-22).
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Дед Гюлена прибыл в Эрзерум из населенного армянами Хлата, расположенного недалеко от озера Ван. Указывается, что дед с семьей покинул Хлат и обосновался в Басенском районе Эрзрума из-за события, связанного с честью семьи.
Интересные заявления публикует и сайт Kapsamhaber: деды Гюлена, из-за участия в боях с турками, вынуждены были на некоторое время укрыться в Ереване, но не смогли обзавестись там землей и заработком и вернулись в Турцию. Но поскольку в родных местах их обвиняли в участии боевых действий, они уехали в Эрзрум.
Обсуждается также приемный сын Гюлена - Эйюп Джан и его жена Элиф Шафак. Эйюп Джан получил образование в США, вернувшись в Турцию, работал в главной газете союза Гюлена - Zaman, а сейчас он – главный редактор издания Radikal. Эйюп Джан – один из тех турецких журналистов, кто признает Геноцид армян 1915 года и заявляет о необходимости взглянуть в лицо собственной истории.
О невестке Гюлена - популярной турецкой журналистке Элиф Шафак -известно, что ее мать армянка. Она тоже долгое время работает в газете Zaman. Э. Шафак написала скандальную книгу «Стамбульский ублюдок», рассказывающую о Геноциде армян, из-за которой против нее какое-то время велось судебное преследование по печально известной 301-й статье (оскорбление тюркского достоинства - ред.).
http://asekose.am/ru/post/glavniy-vrag- ... onalynosti