Нжде о дашнаках или о причинах раскола с Дашнакцутюн и появления "Цегакрон" (отрывки):
Невозможно провести параллель между первоначальными и нынешними руководителями Дашнакцутюна, между его тогдашними гайдуками и позднейшими маузеристами, без восхищения первыми и без глубокого отвращения к последним. В самом деле, какое может быть сравнение между Николом Думаном и разбойником Дро, между легендарным Серопом и шкурником Тер-Минасяном (Рубен-паша). Духовное убожество новых руководителей вскоре наложило свою печать на физиономию и деятельность Дашнакцутюна. Будучи этическими людьми мелкого калибра, новые руководители оказались недостойными и неверными своим великим вождям, для которых основным принципом армянской жизни как в историческом прошлом, так и в пережитые ими дни, была святость идеи, которой они посвятили себя и которые именно с этой возвышенной концепцией приступили к армянскому освободительному движению.Новые руководители присоединили к своему неумению вести революционное движение и филистерскую (двурушническую) психологию, вследствие чего у Дашнакцутюн больше не появилось умелое руководство. Приёмниками идейных руководителей стали заурядные шефы. Дашнакцутюн стал шефской партией, и так как шефство в силу известных психологических законов всегда ведёт к "тайфизму" (мафиоза), этим Дашнакцутюн утратил своё идеологическое и организационное единство, свой монолитный характер - единого Дашнакцутюна не стало больше, возникли Дашнакцутюны, появился глубокий раскол. "Шефство" всегда сопровождается карьеризмом, корыстолюбием и мелочностью. "Шефство" неспособно отдаться всецело идее, неспособно вызвать энтузиазм, без чего невозможно какое либо революционное дело, оно - враг теоретической совести, характерные черты которых руководство превращает лишь в карикатуру руководства. Таким стал Дашнакцутюн после смерти его основателей, таким он стал при республиканской Армении, таким он есть сегодня, когда он уже не оправдывает ни одного из своих революционных, боевых и национальных атрибутов. Лишённое историко-философского обоснованного мировоззрения, дашнакское руководство не поняло диалектику исторических явлений, не поняло закономерности общественных законов, чтобы соответственно действовать. Оно отдалось случайностям и действовало оторвано от действительности, без учёта конкретных условий места и момента. В 1907 г., он воспринял социализм, который не только не был утопическим, но и должен был носить лишь пропагандисткий характер. Дашнакский социализм не стал живым делом, так как для этого не хватало необходимой (соответствующей) обстановки. Он не вытекал из нашей социальной среды, становясь социальным квиентизмом, послужил лишь удобной темой для едкой сатиры Отяна (Ерванд Отян - видный западно-армянский писатель, сатирик). Идеологическое переодевание Дашнакцутюна, его салонный социализм не принесли никакой пользы армянским рабочим, но причинили большое зло армянскому освободительному движению. Политическая борьба армянских партий глубоко расколола армянский народ, ослабляя его силу сопротивления в тот момент, когда в силу происходивших в Турции революционных событий армянству требовалось быть единодушным, спаянным, способным на самооборону. Активнейшие элементы армянства к радости наших внешних врагов в те дни тратили своё время и силы на внутренних фронтах, когда армяне страны, выступавшие с борьбой против султанской тирании, умоляли прислать им руководящие силы и боеприпасы. Охваченные внутренним антогонизмом, они предоставляли врагу возможность неуступчиво и безнаказанно продолжать политику уничтожения армян. Кавказские армяне должны были выступить в качестве политического тыла и резервной силы для борющихся турецких армян. Вместо того, чтобы ещё больше укрепить свой тыл и максимально использовать его, Дашнакцутюн поднял знамя социализма и этим значительно затруднил жизненное дело отправки в страну боевых сил и оружия. Выступая с революционной борьбой против султанизма, Дашнакцутюн одновременно должен был стараться обеспечить хотя бы материальную помощь армянской буржуазии. Внутренняя грызня армянских партий и социализм Дашнакцутюна сделали это невозможным. Революция и революционная борьба не являются лишь темами пропаганды: они подготавливаются. А Дашнакцутюн не подготовил борьбу, словом, Дашнакцутюн грубо согрешил против элементарнейшего требования революционной стратегии. Он не сумел до начала борьбы организовать её психологически, политически и материально, поэтому и революционные бои в Турецкой Армении оказались трагически героическими, но мало плодотворными. Как мировоззрение Дашнакцутюна, так и его политика всегда страдали противоречиями, но наиболее вопиющим противоречием остаётся то обстоятельство, что он и после восприятия социализма связал разрешение армянского вопроса, как и Григор Арцруни и мшакисты в своё время, с колесницей европейского империализма. Ожидалось, что руководство Дашнакцутюна, после своих неудач, обстоятельно пересмотрит в эмиграции актив и пассив своей деятельности. Да, это ожидалось, но не имело места, хотя все национальные, общественные организации, обладающие сознанием ответственности и чувством, прибегают к пересмотру своей линии, во избежание дальнейших ошибок и бедствий. Дашнакскому руководству, к великому сожалению, всегда не доставало сознания ответственности. По этой причине и его ошибки принимали размеры национального бедствия. Дашнакские съезды занимаются ничтожнейшими вещами, но не пересмотром образа действия партии. Некоторые ревизионистские попытки дашнакской интеллигентной молодёжи остались безрезультатными. Были сделаны попытки уточнить ответственность за резню армян в Тароне (Муш) в 1915 г., в Нахичеване и Шуше (1920 г.) и карсского позора (1920 г.). Ещё при дашнакской власти в Армении были сделаны попытки выявить и наказать убийц, в особенности вдохновителя убийства, министра внутренних дел Карчикяна, старавшегося в те дни обуздать маузеристов. Были возбуждены вопросы об убийстве Епрем-Хана, руководителя персидского революционного движения и таронского легендарного героя Чавуша (Геворг Чавуш). Однако, эти попытки были задушены в их зачаточном состоянии дашнакским руководством. Дашнакское бюро не признаёт судебной инстанции кроме себя и жесточайше преследует всех тех, которые, побуждаясь патриотической заботой, возбуждают какой-либо вопрос об ответственности. Все внутренние бунты в Дашнакцутюне, возникающие периодически, антипартийные выступления Варда Патрикяна и Сафо в 1906-1907 гг. на Балканах, мигранаканское движение в 1908 г. в Тифлисе, сепаратистское движение Левона Атабекяна в Баку в 1909 г., движения Андраника и Смбата в 1917 г. в Тифлисе, движения Ферахяна и Шагана Натали, бунт марткоцаканов, тоже и в Сирии во главе с Н. Агбаляном и Л. Шантом в 1936-1937гг., наконец, начатое мною движение в Болгарии в 1937 г. - всё это - проявления того патриотического и революционного сознания, что даже некоторые лица, явившиеся причиной национальных бедствий, благодаря их принадлежности к дашнакской партии не только поныне остаются ненаказанными, но и продолжают занимать руководящие партийные посты. Вопреки своему формализму и показному демократизму, дашнакское руководство не терпит критики партийцев. Взамен творческой критики, однако, в руководящих кругах дошли до чудовищных размеров интриги, склоки и козни. Неописуемо нетерпимы и холодны отношения между членами бюро, когда речь идёт о смешанном бюро, когда в его составе находятся оба лагеря руководства. В этом случае внутренний антогонизм совершенно парализует бюро. Именно такую картину представлял Дашнакцутюн до 12-го партсъезда в Париже, где было избрано спаянное воедино бюро. Ныне верховный орган Дашнакцутюна опять является двухлагерным, в нём участвует Дро - представитель группы Симона Врацяна. Бюро Рубена Тер-Минасяна ненавидит Дро. В глазах доктора Оганджаняна и Навасрдяна Дро - это тип "гяды", способный на всякое преступление. Тер-Минасян в одном письме на моё имя обзывает Дро "предателем армянского народа, своим добровольческим выступлением и вызвавшим резню армянского народа в Турции".
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|