Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 10   [ Сообщений: 143 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 11:52 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
http://www.armtoday.info/default.asp?La ... e=allwords

Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении

Недавно совершенный патриарший визит Католикоса Всех Армян Гарегина Второго в Грузию (в Тбилиси и Джавахк) неожиданно принес не столько моменты радости, сколько горечи и не только для многих наших соотечественников, но, убежден, и для широких масс армян диаспоры, живущих национальной жизнью. Ожидания были большими, звучали заявления о том, что визит будет историческим, но этого не случилось, вместо этого нам преподали исторический урок. В очередной раз.

Далее я не намерен обращаться целиком к визиту, потому что это материал для более широкого разговора, но хочу выступить с несколькими предложениями, которые, на мой взгляд, должны привлечь внимание аналитиков, более того, трансформироваться в скорейшие практические шаги.

Визит армянского Католикоса вновь и вновь подтвердил ту прискорбную истину, что продукции советской идеологии – «дружба народов», «братские армянский и грузинский народы», «Армянская и Грузинская церкви-сестры», «соседние нации с общей судьбой» и другим подобным эмоциональным декларациям, остались верны мы, а соседний народ, особенно, элита духовенства давно относится к подобным наивным вещам с ухмылкой и не упускает возможности за счет имущества «брата» приумножить собственные богатства. Так было всегда, со времен утверждения Грузинской церкви, причем на протяжении почти тысячи лет, жаль, что некоторые деятели, вставшие у руля государственного и духовного управления, в таких случаях удивляются.

О двух из полученных уроков я хочу поговорить. Во-первых, Грузинская церковь и сегодня продолжает руководствоваться принципом «Все, что плохо охраняется, нужно присвоить». В данном случае наша задача – подумать, что мы плохо охраняем. Выясняется, что многое. Возникает вопрос: а кто хранитель и страж нашего имущества? Поразительно, но и здесь мы сталкиваемся с неопределенностью. Начинаем понимать, что национальная собственность – это одно, национально-духовная, культурная собственность – это другое, а церковно-духовная собственность – это нечто третье. Силою привычки все то, что относится к духовной сфере, мы считаем собственностью Армянской Апостольской Церкви или ей приписываем распоряжение судьбой этих ценностей. Между тем, Эчмиадзин не придерживается того же мнения. С его точки зрения, его охране подлежит духовное и материальное наследие Армянской Апостольской Церкви. Вот здесь мы неожиданно делаем открытие: если многие из нас, как простые смертные, не отделяют друг от друга национальные и церковные ценности, то Церковь очень четко различает, что принадлежит ей, и что она должна охранять. Это – казус.

Мы народ, имеющий государство, однако в некоторых случаях это, как будто, не совсем хорошо осознается, и мы продолжаем руководствоваться традициями.

С уверенностью можно сказать, что в этом заключается причина того, что годы назад наши государственные мужи приняли соответствующие законы, и подавляющая часть церковных сооружений, находящихся на территории республики (монастыри, церкви, часовни и т.д.), были переданы Армянской Апостольской Церкви. К сожалению, сегодня мы видим, что это не является самым надежным и эффективным способом сохранить наше наследие. Как показал патриарший визит, при первой же трудности Эчмиадзин готов бросить на произвол судьбы церкви, не являющиеся армяно-апостольскими: конкретно, армяно-халкидонитские храмы.

Представитель Армянской Церкви, Первопрестольного Святого Эчмиадзина, иеромонах Шаге Ананян, который, кстати, находился в составе армянской делегации, на днях по телевидению (серия передач «Грапарак», телеканал «Еркир медиа», 24.06.2011) на ясном и доступном армянском языке объяснил, что, согласно церковным законам, сооружения, возведенные в духовных целях, принадлежат той Церкви, в соответствии с ритуалами которой в них проходят церемонии. Следовательно, когда данная религиозная община исчезает, то владельцем ее строений, культовых сооружений считается та церковь, которая исповедует эту же веру. После ознакомления с подобной позицией неуместно возмущаться словами грузинского священнослужителя о том, что права армян-халкидонитов может наилучшим образом защитить только Грузинская церковь. Получается, что Армянская церковь позволяет Грузинской церкви выступать с требованиями. Незамедлительные отклики из Еревана в связи с проблемой продемонстрировали, что, слава Богу, армянское общество уже начало отличать национальный интерес от церковного интереса, и намерено поднять голос протеста, если Церковь вдруг пожелает урегулировать церковные вопросы во вред национальным интересам. А если этого сегодня не произошло, то это не значит, что этого не произойдет завтра.

Патриарший визит раскрыл удивительный, странный и обидный для армянина факт: Армянская церковь, Католикос Всех Армян готов встать на защиту не всех национальных вопросов и не всего национально-культурного наследия. Но это лишь одна сторона явления: в конце концов, можно запретить любому сановнику выступать с такими заявлениями и совершать такие действия, которые могут нанести вред нации. Армянское общественное сознание действительно настолько созрело, что может пресечь роковые ошибки. Но, пожалуй, только это. Вновь открытым остается вопрос о том, кто должен сохранять, защищать, изучать и представлять миру значительную часть нашего национально-культурного наследия. В случае с армяно-халкидонитской культурой Армянская церковь отказывается взять на себя эту роль, а государство, как вы знаете, формально возьмет эту роль на себя, но в реальности не будет обращать на него никакого внимания, потому что наши государственные структуры просто не отличаются последовательностью и сердоболием. Грузинская церковь обо всем этом прекрасно знает и всегда готова к шагу вперед.

Самым благоразумным шагом с нашей стороны может стать… передача этого наследия его настоящим хозяевам – армянам-халкидонитам. Но как это сделать? Вот этот вопрос мы и должны решить усилиями всей нации. Мы должны восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Республике Армения и предоставить ей тот же статус, что и Армянской Апостольской Церкви. Сегодня – это жизненно важный императив. Сейчас я всего лишь поднимаю вопрос, выдвигаю проблему, а когда вопрос мой будет воспринят и принят, тогда можно будет обсудить пути его решения. Пока заметим только, что армянский царь Трдат поставил Григора Партева руководить делом по распространению христианства в стране. Если при необходимости можно основать Церковь, то, тем более, можно восстановить ту, которая существовала прежде. Сразу же подчеркнем, что этот процесс не будет происходить за счет или во вред Апостольской церкви, а только на пользу армянскому народу.

Не секрет, что Армянская церковь в разные периоды истории была халкидонитской, а до XIII-XIV вв. (в некоторых местах даже до XIX в.) широкие слои армянского народа все еще были халкидонитами, действовали отдельные епархии. Сегодня армяне-халкидониты проживают в России, естественно, в Грузии, а также в Армении. Армяне-халкидониты создали огромную культуру, из которой сегодня мы можем представить только храмовую архитектуру и искусство фресок (храмов Звартноц и Св. Рипсиме достаточно для того, чтобы составить представление о том, какую культуру они завещали нам). Но сейчас императивом дня стало не столько спасти эту культуру от забвения и презентовать ее (с радостью можем отметить, что в настоящее время довольно большое число армянских и зарубежных ученых занимаются этим делом), сколько встать на защиту и не позволить, чтобы ее отняли у армянского народа.

Захватить сегодня церковь – означает завтра предъявить законные притязания на территорию. Грузины избрали этот путь для требований, и пресечет это не армянское государство, и не армянская церковь (этого не может сделать также ни одна общественная организация или земляческий союз). Быть может, так и должно было быть, потому что эту роль может исполнить только Армяно-халкидонитская церковь. Она должна поднять свой голос не только в защиту армяно-халкидонитских храмов, находящихся в Лорийской и Тавушской областях Армении, но требовать храмы, расположенные в Северном Лори и Джавахке, ныне находящихся в составе Грузии и, наконец, уточнить вопрос принадлежности халкидонитских церквей, находящихся на территории Турции - в Ани, Барцр Айке и Тайке.

Считаю нелишним повторить: ситуация не роковая, но крайне серьезная. Опасность, ползущая с грузинской стороны, не остановится, а обычные шаги для противостояния ей нам ничего не дадут, потому что у грузин на все это готов ответ (инциденты в ходе шестидневного визита – тому свидетельство). Армяно-халкидонитская церковь – та мощная преграда, которая может остановить и отбросить назад притязания желающих отнять нашу родную землю из-под наших же ног. Это – не программа по расколу нации, как некоторые могут расценить, потому что халкидонитство – исповедание, стоящее на стороне государственности. У Армянской Апостольской Церкви также не должно быть причин для беспокойства, так как новая церковь никогда не сможет выступить в качестве ее конкурента (если в Армении действуют Армянская Католическая и Армянская Евангелическая церкви, то почему бы более древней Халкидонитской церкви не зарегистрироваться и не действовать). Эчмиадзин в этом плане должен проявить широкий кругозор и толерантность, и видеть фронт для духовной борьбы там, где он действительно существует: на поле деятельности сект, хозяйничающих и распоряжающихся в стране.

Таким образом, восстановление Армяно-халкидонитской церкви, в первую очередь, будет означать усиление обороноспособности страны, перемещение армяно-грузинских отношений в новую плоскость, возвращение самим себе значительной части национально-культурного наследия и подготовку решения других сопутствующих вопросов.

Гамлет Давтян, историк, публицист

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 11:55 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
http://www.armtoday.info/default.asp?La ... e=allwords

По следам армян-халкедонитов

Armenia Today [ 03.02.2010 | 01:10 ] Общество , Армения
В последнее время в зарубежной прессе появляются статьи относительно богатого культурно-исторического наследия Турции. Лишь малая часть этих статей, однако, повествует о том, что на современной территории Турции проживали народы, которые были либо истреблены, либо насильно ассимилированы. Этнополитические процессы в этом регионе мира, пожалуй, всегда развивались динамично. Взаимопроникновение культур, лингвистические и религиозные особенности и как результат трансформация идентичности меняли не только этническую картину региона, но и прочные общественные устои и даже политическую систему целых государств.
Изображение
В разные периоды истории армяне оказывались на перекрестке этнополитических изменений. Периодически от нации искусственно отторгались разные слои и группы армян, вливаясь в более комфортную для себя среду. Процесс этот принято считать ассимиляцией. Современные научные деятели Армении и диаспоры все чаще обращаются к вопросу об ассимилированных и так называемых «скрытых армянах». Как правило, основными регионами поглощения идентичности армян называют Турцию, Грузию и частично Азербайджан. Правда, армяне не всегда становились объектом насильственной ассимиляции. Исторические данные говорят о том, что армяне выбирали также путь так называемой «самовольной ассимиляции», оказавшись в среде, которая была для них благоприятна. Таким образом, в состав грузин-картлийцев и кахетинцев вливались крестьяне-армяне, а также армяне-горожане Тифлиса. Армяне Шаки, Шемахи, Евлаха и Нахиджевана сыграли самую активную роль в этногенезе азербайджанских тюрков. Во времена Византийской империи большинство армянской элиты того времени сроднилось с греками, образовав особую группу населения Византии, которая со временем просто растворилась. Так же было и во времена Османской империи, когда богатая армянская прослойка принимала ислам и весьма осознанно меняла свою идентичность. Влияние разных народов на этническое самосознание армян особенно ярко выражалось во время политических катаклизмов, когда армянская государственность была под угрозой, а нация морально истощена. В истории Армении часто упоминаются армяне-халкидониты, которые на протяжении нескольких веков играли существенную роль в политико-экономической жизни Византийской империи. Нужно отметить, что во время вселенских соборов, особенно Халкидонского (451 г.), в самой Армении уже имелись группы армян-халкидонитов. Это были этнические армяне – последователи Греческой Православной церкви, которые со временем расширили ареал своего проживания в Армении. В скором времени центральные, южные и северо-западные части Армении были населены уже преимущественно армянами-халкидонитами. Кроме того, к таковым территориям, прежде всего, относились Малая Армения и Каппадокия, где всегда существовали епархии церкви Византии, объединенные в Кесарийскую митрополию, впоследствии включенную в Константинопольский патриархат. Значение армянского элемента в политической и военной жизни империи может быть отмечено числом людей армянского происхождения, которые приехали, чтобы занять влиятельные должности. Они служили генералами, губернаторами провинций. Многие из них становились православными и со временем частью греческого этноса. В 1071–1084/86 гг. на юге Армении даже существовало государство православных армян, или так называемое Государство Филарета Варажнуни (Ф. Врахамия).
Изображение
Византийский император Маврикий (ок. 539–602), сумевший захватить большую часть Армении, стал проводить политику насильственной халкидонизации Армении. Для закрепления халкидонизма в Армении Маврикий создал армянский антикатоликосат в Аване. Множество византийских семей армянского происхождения были именно халкидонитами, такие как Арменопулы, Феодороканы, Склиры, Куркуасы, Апокапы, Торникии, Фокады и другие. До вторжения арабов многие в Армении уже исповедовали православие. Особенно армяно-халкидонским считался регион Тайка. Армяне этого региона впоследствии полностью огрузинились, так как на этих территориях они тесно контактировали с грузинским культурным миром. Ныне регион Тайка (Ардаган, Ардвин, Олти, часть Тортума и долина реки Чорох) находится на территории Турции, и население этого региона состоит в основном из грузин-мусульман, которые, по данным исследователей, являются именно потомками армян-халкидонитов (исключение составляют лазы и аджарцы), принявших ислам в эпоху Османской империи. Одной из таких групп ряд ученых считают турок-месхетинцев, которые сначала огрузинились, а затем тюркизировались. Армянские княжеские роды и знатные семьи Тайка, приняв халкидонство, постепенно переходили в грузинское культурное пространство.
Изображение
Более того, ученые придумали для такой армянской группы новый этноним «армяноивиры», которые в дальнейшем сыграли важную роль в истории Грузии. Например, известный военачальник Иоанн Торник – этнический армянин, осознавал себя больше грузином, нежели армянином, хотя и оставил армянскую надпись на хачкаре.

Другой армяно-халкидонской группой считались армяне – носители греческого языка Киликии, Малой Армении, Каппадокии и Понта. На этих территориях армяне-халкидониты чувствовали себя особо комфортно, так как граничили с греческим населением. Однако армяне-халкидониты создавали населенные пункты и во Фракии, а также на юге Болгарии, северо-западе Македонии. Во Фракии, в частности, располагались армяно-халкидонские поселения – Визия, Адрианополь и ряд других. Грекоговорящие армяне-халкидониты проживали также в самой Западной Армении вплоть до 1929 года. Район Акна и пригороды Эрзерума считались одним из их оплотов.

Кроме этого, компактное население имелось также в Константинополе и Смирне (Стамбул и Измир). В Османской империи армян-халкидонитов называли «хайурумы». В 1923-24 гг. согласно пунктам Лозаннского договора между Турцией и Грецией хайурумы, или по-турецки – «ermenirum » (которые были упомянуты в турецких документах МВД), вместе с греческим населением переехали в Грецию. Большая их часть переселилась в крупные греческие города. Но некоторая часть этих православных армян осела на острове Эвбея, образовав поселение Новый Акн, а также в окрестностях Салоников (районы Лагина и Лагадас). В середине 70-х годов ряд армянских и западных ученых встречались с этой группой армян. Они отмечали, что православные армяне острова до сих пор владеют родным языком (западный диалект армянского). Армянский быт и нравы в большинстве сохранены, однако самосознание у них уже греческое. Армянский католикос Магакия Орманян в 1910 году заметил, что хай-урумов только в Стамбуле свыше 10.000 человек. Он с сожалением отмечал, что большинство хай-урумов Константинополя предпочитали становиться греками или грузинами, чем возвращаться в лоно Армянской Апостольской церкви, так как ментально и духовно были близки к этим народам. До сих пор в Стамбуле стоит армяно-православная церковь. В городе Смирна (ныне Измир) находился известный квартал армян-халкидонитов – Басман, где имелась церковь во имя святого Вукола. Армяне-православные Измира вместе с греческим населением покинули родные края в 1922 году. Интересны также сведения о греках-урумах Грузии. Известно, что в Цалкинском районе Грузии было 3 селения греков-урумов (тюркоязычных православных греков), где население в быту использовало только армянский язык. Жители этих селений считали себя потомками хай-урумов и выходцами из Западной Армении, которые, живя в греческой среде, после принятия православия в османских архивах уже числились как греки. Ныне их потомки носят греческие фамилии с традиционными армянскими корнями и проживают в основном в районе города Ессентуки (Россия) и частично в Грузии.
Изображение
Еще одной группой армян-халкидонитов считают цатов. Они проживали на севере Месопотамии и на юге Армении в районах Мардина, Мидьята, Урфы. Цаты имели свои компактные поселения и жили довольно обособленно, но это не помешало им влиться в мелькитскую среду. Многие цаты примкнули к Сирийской Православной церкви, так как географически и культурно находились в тесном контакте с сирийскими православными христианами. Медленное исчезновение армяно-халкидонской среды связано с проникновением в Западную Армению тюрок, которые испытывали особую неприязнь к православию. Армяне-халкидониты подвергались жестоким гонениям, и некоторая их часть была вынуждена принять ислам (некоторые группы турок-месхетинцев, часть армян Тайка и Каппадокии). Нужно также отметить, что национальная Армянская церковь также всячески боролась с «армянским православием», в результате чего многие армяне выбирали путь ассимиляции с духовно близкими им народами, окончательно отрекаясь от национальных истоков. Таким образом, после принятия халкидонства произошла религиозная, культурная и этническая ассимиляция значительной части православных армян. Армяне-халкидониты, жившие в греческой среде, стали греками, в грузинском ареале – грузинами, а жившие между сирийскими христианами уже считались мелькитами. В последние годы история и культура армян-халкидонитов становится объектом внимания многих исследователей, однако проблема самосознания православных армян пока еще не изучена.

Арман Акопян (Ноев Ковчег)
http://noev-kovcheg.ru/mag/2010-02/1949.html

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 11:58 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Очевидно важно, чтобы появился свой Патриарх, который смог бы предъявить все права на армянское наследие Армянской Византии (а это вся территория нынешней Турции, Сирии, Ливана, Израиля (Палестины), Балкан и... Италии).

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 12:03 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
До геноцида армян в Турции, армяне-халкидониты в основном жили в Западной Армении. По словам патриарха Константинопольского Варфоломея армяно-ромеи были в их церковной юрисдикции имея своего архиепископа до геноцида армян и обмена населениями (1923-24 гг.) между турками и греками, когда огромное количество армян-халкидонитов переехало в греческие территории и в греч. общины Константинополя (как приверженцы греч церкви и культуры), пройдя полную культурную ассимиляцию. По его утверждениям и теперь, если побывать в Стамбуле, то можно разглядеть в греч. епископах, клириках и просто их паствы - ярко-выраженных армян. Известна ксерокопия армяно-халкидонитского "Требника" - "Маштоц", "составленный по чину ромеев" и названный Евхолоион. Этот требник был создан при содействии одного знатного Акнийского армянина-халкидонита Анастасия, и по благословению армяно-халкидонитского архиепископа Карапета и патриарха константинопольского Агафангела в 1830 г., так говорится в письме от того же года патриарха Агафангела в обращении к его армянской пастве. Например, до начала 14 века население бывшей византийской фемы Тарон все-еще оставалось православным. Известны попытки открыть армяно-халкидонитский приход в грузинской патриархии. К этой деятельности были привлечены несколько человек. Шли переговоры, собирали армяно-халкидонитсую литературу, писали иконы, догматику и переводили Литургию на древнеармянский язык. Армяне-халкидониты сохранились до 21 века. Только в России их по некоторым подсчетам около 130 тысяч, они рассеяны по разным епархиям, среди русского священства немало армян, среди них и епископ Балтийский Серафим (Мелконян), викарий Калиниградской епархии. Много их и в Греции,и т.д. И все они себя пока ещё осознают армянами. Армянами-халкидонитами Грузии написаны иконы, это иконы св. Нерсеса Великого (+384), св. Марии Новой (+903) и св. Феодора Гавраса (+1098), они исполнены в древних иконографических традициях с монограммами на двух языках армянском и греческом. Халкидонитской армянской (армяно-византийской) церкви пока не существует. Есть отдельные общины в Греции и Грузии. Открыт сайт армян-ромеев http://www.armenobyzans.info (уже успели закрыть). Как правило, халкидонитами армяне становятся в диаспоре, на канонических территориях Православных церквей византийской традиции (например в России), в местах, где нет приходов Армянской апостольской церкви. Однако, существует значительное число армян обрусевших и имеющих в родстве русских, соотносящих себя с русской культурой, по причине чего сознательно состоящих в Русской православной церкви. Так в недавно восстановленном ереванском Покровском храме РПЦ священниками служат обрусевшие армяне, и часть паствы также состоит из армян.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 12:10 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=614
В. А. Арутюнова-Фиданян. Православные армяне в Северо-Восточной Руси [история Церкви]
Православные армяне в Северо-Восточной Руси

Мне следовало бы назвать эту статью "К вопросу о возможном присутствии православных армян в Северо-Восточной Руси", поскольку при настоящем состоянии источников в работе такого рода будет больше вопросов, чем ответов. Предложенная здесь гипотеза - скорее тема для совместного размышления ориенталистов и специалистов по средневековой Руси, причем не только (и не столько) историков, сколько археологов и искусствоведов. Информация, которую я попытаюсь осмыслить в этой работе, была, собственно, предоставлена трудами искусствоведов.

Исследователи древнерусского искусства часто писали о расцвете великолепной архитектурной школы во Владимиро-Суздальской Руси (середина ХП-ХШ в.). При Юрии Долгоруком было возведено пять белокаменных храмов, в их числе церковь Бориса и Глеба (законченная постройкой в 1152 г.), продолжил строительство Андрей Боголюбский, который, по свидетельству Лаврентьевской летописи, приглашал иноземных мастеров [1]. Специалисты усматривают в технике строительства и декоративном убранстве памятников Владимиро-Суздальской архитектурной школы черты, общий с орнаментацией храмов Закавказья. О.Х. Хал-пахчъян сравнивает резные орнаменты Ахтамарского храма с владимиро-суздальским декором. На камнях Золотых ворот во Владимире и на подножии чаши Кивория в Боголюбове обнаружены граффити, сходные по начертанию с армянскими монограммами [2].

Однако И.А. Орбели, который выяснял восточные корни "богатейшей резьбы на камне и плоских рельефов, которыми были украшены памятники Суздальской земли", основательно полагал, что "попытки перебросить через Кавказские горы на чудовищном географическом протяжении мост из Суздалыцины непосредственно на Ванское озеро на Ахтамар, перескакивая через три века, едва ли кого-либо могли убедить". Не отрицая влияния армянского искусства на искусство Древней Руси, он считал, что необходимо выяснить пути, по которым могло проникать это влияние, найти выход "из Закавказья и южного Прикавказья" на окраины
русской равнины [3].

О существовании таких путей в Северо-Восточную Русь свидетельствует и поразительное (при общем неприятии "армянской веры", унаследованном русской церковью от византийской) возникновение культа Григория Армянского в Новгороде в конце ХП-XVI в.

В новгородской литературе широко представлено житие Григория Просветителя. Первые на Руси изображения армянского святого появляются также в Новгороде (храм Спаса Нередицы построен в сентябре 1198 г., расписан в конце ХП - начале Х1П в., церковь Феодора Стратилата построена в 1361 г., церковь в честь Григория Армянского построена в Хутынском монастыре под Новгородом в 1445 г.). Традицию иконописания армянского святого на Руси также можно отнести к Новгороду и датировать ее концом ХП - началом ХШ в. [4]

Нельзя утверждать, что не было попыток пролить свет на эту проблему. К.В. Айвазян в двух больших статьях привел en masse сведения об армянах на Руси в период раннего средневековья, упоминания об "армянской вере", об "армянской ереси" и культе Григория Просветителя в Новгороде [5]. Исследователь приводит ряд возможных объяснений загадочного феномена почитания Григория Армянского на русском северо-востоке: 1) влияние византийской церковной традиции; 2) перевоз мощей св. Григория из Константинополя в Новгород; 3) использование культа Григория в борьбе с еретиками [6]. Рассмотрим возможности превращения этих положений в надежные рабочие гипотезы.

Активизация почитания Григория Просветителя в Византии связана с именем патриарха Фотия (858-867; 877-886), стремившегося к консолидации сил восточнохристианской церкви перед лицом Запада. Он пытался сгладить разногласия между восточными христианами, добивался унии с армянской монофиситской церковью. Григорий - примас армянской церкви, великомученик, популярный среди армян, сирийцев, коптов, идеально подходил на роль цементирующего звена. При Михаиле Ш (842-867) Фотий открывает в церкви святой Троицы реликвии Григория и святых дев Рипсиме и Гаяне, Имя Григория часто упоминается в переписке Фотия, при нем появляется греческая версия Агафангела, житие Григория включается в менологий Симеона Метафраста, что весьма способствовало популярности армянского Просветителя в странах византийского культурного круга. По инициативе Фотия стены св. Софии Константинопольской украшаются фресками с изображениями отцов церкви, призванными подтвердить авторитет восточной церкви, и Григорий Просветитель оказывается в одном ряду со столпами христианства Василием Великим, Григорием Назианзином, Дионисием Ареопагитом, Николаем Мирликийским, Мощи Григория Армянского переносятся в Софию [7], Л.М. Меликсет-Бек, А.Д. Ерицов и К.В. Айвазян считают, что русская церковь сохраняла почитание Григория Просветителя, исходя из традиций времени так называемого "вселенского согласия" [8]. Однако, если бы это было так, то прежде всего его культ появился бы в Киеве и был бы характерен для всей русской церкви, а не только для Новгородской и только с конца XII по XVI в. Речь идет, по-видимому, не о рутинном почитании одного из святых вселенской церкви, а о всплеске живого интереса, уникального для Руси.

Предположение, что в Новгород были привезены мощи Григория Просветителя вместе с мощами Феодора Стратилата и Власия Севастийского доставленных Добрыней Ядрейковичем в начале ХШ в. [9], не находит ни прямых, ни косвенных подтверждений в источниках. Очевидно, мощи Григория не покидали главного храма Византийской империи.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 12:11 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
И, наконец, основная гипотеза Айвазяна: культ Григория Просветителя совпадает по времени с первым массовым антицерковным движением на Руси - ересью стригольников, и, по его мнению, это не является случайным совпадением.

Айвазян выдвигает предположение, что культ Григория появился непосредственно в ходе борьбы против ереси стригольников, которая, по его мнению, связана была с ересью павликиан. В этом предположении присутствуют два недоказуемых, точнее - недоказанных, допущения. Первое - ересь стригольников генетически восходит к павликианской ереси, второе - культ Григория Армянского использовался как оружие в борьбе с павликианами. Анализ идеологии обеих ересей, проведенных Айвазяном, не очень убеждает, так как, во-первых, опирается не непосредственно на источники (как бы мало их ни было), а на исследования, более всего на не самую новую и не самую лучшую работу о павли-кианском движении С.Г. Мелик-Бахшяна [10] и исследование H.A. Казаковой, посвященное стригольникам [11]; во-вторых, даже и такое опосредованное изложение показывает, что очевидная близость учений павликиан, богомилов и стригольников идет на уровне сходства между всеми антицерковными средневековыми ересями.

Айвазян признает, что нет никаких данных о пребывании армян-павликиан в Новгороде, что источники свидетельствуют скорее в пользу присутствия православных армян в Северо-Восточной Руси, но проходит мимо собственных аргументов, увлеченный попыткой связать культ Григория Армянского с борьбой против армянских и русских еретиков [12]. Он приводит два незначительных упоминания о павликианах в "Кормчей XIV титулов без толкований", принадлежавшей одному из новгородских архиепископов XII-ХШ вв., и в "Сборнике слов, поучений и апокрифов" (конец XII - начало ХШ в.), а также пытается доказать, что выпады против "армянской веры" или "армянской ереси", содержащиеся в памятниках новгородской литературы, ввиду их крайней резкости и необъективности, имеют в виду не монофиситов, а павликиан [13], забывая, что аргументацию против "армянской веры" русское богословие в значительной степени унаследовало от византийского, которое не стеснялось в полемике.
Во второй половине X в. появилось, например, сочинение Никона Кающегося, где наряду с разбором действительных разногласий между армянской и греческой церквами, армянской церкви предъявляется в крайне резкой форме множество надуманных обвинений [14]. Айвазян считает, впрочем, что русские богословы в своих нападках на армянское учение, обряды и обычаи могли путать армян-монофиситов и армян-павликиан [15]. Но и это не представляется мне возможным, так как к XII-ХIII вв. павликиан уже не было ни в Армении, ни в странах византийского культурного круга. Они растворились в тондракитах у себя на родине, богомилах в Болгарии, часть их бежала в Европу, слившись с движением катаров и альбигойцев. Пути этих трансформировавшихся армянских еретиков уходили, таким образом, совершенно в другом направлении. Попытка связать появление культа армянского святого с задачами борьбы против армянских еретиков в Византии и провести аналогию с событиями на Руси не выглядит убедительной не только потому, что исторические аналогии, тем более при временном разрыве в несколько веков (IX в. в Византии и конец XII-ХШ в. на Руси), всегда сомнительны, но еще и потому, что Фотий, как было показано выше, преследовал иные цели, решительно вводя армянского святого в пантеон виднейших столпов восточного христианства. Но самым основным аргументом, опровергающим связь культа Григория (как, впрочем, и любого иного святого) с еретиками, является, по-видимому, простое напоминание о том, что иконография храмов никоим образом не могла повлиять на еретиков, представителей антицерковных вероучений, поскольку они отрицали храмы и, следовательно, не посещали и не строили их.

Однако вполне возможно иное объяснение: культ Григория Армянского должен был поддержать борцов за православие, могущих активно выступить против "еретиков армян". Вспомним красноречивое послание Никона Черногорца к отцу Герасиму в Иерусалим (XI в.) [16]. Из этого обстоятельного послания выясняется, что армяне-халкидониты вызывали нарекания со стороны единоверцев сохранением традиций, обычаев, культуры, а главным образом сохранением родного языка в богослужении. Не только стремление к унификации форм религиозной культуры [17], но и прежде всего страх перед возможным проникновением монофи-ситских тенденций в среду армян-халкидонитов заставляли единоверцев желать, чтобы они вели церковную службу на греческом или грузинском языках. Никон в защиту их вспоминает, что еще при Савве Освященном (VI в.) и Феодосии армянам разрешалось вести богослужение на родном языке и только трисвятую песнь они пели на греческом из-за прибавления "иже распныйся за ны", так как это добавление сохраняли
Монофиситы [18].

В биографии св. Саввы рассказывается, что армяне, явившиеся к нему, получили разрешение совершать церковную службу на армянском языке, А в типике св. Саввы указано, что монахи могут читать Апостол и св. Евангелие "на их родном языке" [19].

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 12:11 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Никон Черногорец, подтверждая подлинное православие этих армян, указывает на их полезную деятельность в качестве полемистов. "И доднесь отцы наши и патриархи берут их с богом на борьбу с врагами, когда на соборе возбуждается что-либо против еретиков-армян, так как они сведущи в их языке и писаниях. И недавно еще при блаженных патриархах в наше время случилось, как некоторые из них в весьма малом количестве не дали отнюдь еретикам (армянам) и слово испустить или языком шевельнуть, хотя еретиков-армян и было весьма много [20]. В документах монастыря Эсфигмена есть акт от 1037 г. игумена монастыря и прота Афона Феоктиста, армянина-халкидонита, который подарил своему "духовному брату" монаху Никифору имение Селина на Афоне в вознаграждение за тридцатишестилетнюю миссионерскую деятельность в феме Харсиана [21]. Армяне-халкидониты вели активную миссионерскую деятельность в византийских провинциях и самом Константинополе, на Балканах и в Малой Азии, в Армении и Грузии, и, может быть, на Руси. Древнерусские полемические сборники свидетельствуют об актуальности борьбы с "армянским" вероисповеданием. В списке середины ХVII в. помещены пять статей против "армянской ереси", в двух из них идет речь о посте, установленном армянской церковью "арача-ворке", т.е. речь вдет не о павликианах, а о монофиситах. В самом начале статьи "Об армянской ереси" указано: "Сперва армяне [были] с нами объединены в православной вере до святого четвертого вселенского собора" [22]. Ясно, что "ересью" для русских православных, как и для Никона Черногорца, было вероисповедание, принятое армянской моно фиситской церковью. Рукопись XVI в. содержит "Киприана, смиренного митрополита Киевского и всея Руси, ответ Афанасию, вопросившему о некоторых потребных делах", где также идет речь об "армянской ереси". Киприан в 1380 г. был московским митрополитом, а в 1382 г. переехал в Киев. В Киеве уже на рубеже XI-XII вв. существовала одна из древнейших армянских колоний [23], куда, очевидно, входили и монофиситы, и халкидониты.

В Киево-Печерском патерике, во втором послании "черноризца" Печерского монастыря Поликарпа к архимандриту Акиндину рассказывается об искусном враче-армянине "родом и верою". Врач-армянин противопоставлен "блаженному Агапиту", который наделен всеми христианскими добродетелями. Рассказ завершается полным раскаянием "иноверного и нечестивого армянина", отказавшегося от армянской веры и перешедшего в лоно русской православной церкви: "И постригся этот армянин в Печерском монастыре и тут кончил жизнь свою в добром исповедании" [24].

Л.А. Оганесян считает исторически неточным фактом то, что армянин "родом и верою" в ХП в. оказался не христианином и уверовал в Христа лишь после того, как проникся верою в святого Агапита [25]. К.Н. Григорьян, полемизируя с этим утверждением, отмечает, что не только в ХП-ХШ, но и значительно позже, в XVII в., армян часто и в летописях, и в официальных документах называют "иноверцами" [26].

В конце ХШ в. в изложении обязательных условий при избрании епископа указывалось: "Не позволять в своей епархии православным вступать в браки, кумиться и брататься с армянами и латинами". В послании же митрополита Киприана к игумену Афанасию (1390-1405) содержится инвектива по адресу "армейской ереси" [27]. Мне представляется, что древнерусский автор рассказа о враче-армянине был хорошо осведомлен о том, что существуют армяне "родом и верою" и армяне только "родом", которых в средневековых источниках часто обозначали этнонимами тех народов, от церкви которых они восприняли конфессию [28]. Так, князя Габриэла (Гавриила), правителя Мелитины в конце XI в., Михаил Сириец называет греком, анонимная сирийская хроника - халкидонитом, а Гийом Тирский пишет, что Габриэл был "греком по вероисповеданию", но армянином "по племени, языку и обычаям" [29]. Это классическая формулировка для определения армянина-холкидонита, часто употреблявшаяся и в греческих, и в армянских источниках, Маттеос Урхаеци пишет о Филарете Врахамии (Варажнуни): "Он начал войну с верующими во Христа, потому что он был неверный христианин, его не признавал [своим] ни армянин, ни ромей, [так как], по обычаю и вере он был ромеем, а по отцу и матери армянином" [30].

В приписке Ассеманиевого евангелия (глаголицей в конце X - начале XI в. из Македонии) [31] упоминается Григорий Просветитель - "священно-мученик Великой Армении", и рядом с этой припиской помещена приписка, содержащая имя Иоанна Богослова, что свидетельствует о высоком авторитете Григория Просветителя в славянской церкви. Г.В. Абгарян, исследовавший армянское "Сказание о Борисе и Глебе", отмечает, что изображение Григория Просветителя было помещено на стене Храма Спаса на Нередице в Новгороде, которое было закончено постройкой в 1198 г. именно в тот месяц сентябрь, который отмечен в приписке Ассеманиевого евангелия. Абгарян считает, что в XII-XIII вв., когда расписывался храм на Нередице, создавалась армянская версия "Сказания о Борисе и Глебе". Исследователь приводит и ряд других фактов, указывающих на общность взглядов армянских и русских деятелей культуры и книжности в конце ХП - начале ХШ в., и даже делает вывод о дружественных отношениях между русской и армянской церквами в этот период времени [32].

Итак, с одной стороны, резкое неприятие "армянской веры" русскими богословами и книжниками, а с другой - "дружественные отношения" - и то и другое подтверждается фактами. Это противоречие может быть разрешено, если мы учтем, что существовало две армянские церкви -монофиситская и халкидонитская и ко второй православные русские вполне могли испытывать "дружественные" чувства. В.Н. Лазарев отмечает суровость фресковой живописи Нередицы, эсхатологическое содержание росписей, отличающихся от трезвого духа новгородской религиозности. Ряд искусствоведов предполагает влияние армянского и грузинского искусства на эти росписи [33]. В начале века А.Д. Ерицов извлек выписки из "Иконописных подлинников" новгородской редакции конца XVI в., свидетельствующих о сохранении русской традиционной иконописью обязательных норм изображения Григория Просветителя. В этих правилах говорится о его внешнем облике: "...Пишется тако: подобием Василий Кесарийский; брада посветлее Васильевы, с проседью; риза святительская богородичь, в омофоре, исподь празелень дымчат, патрахиль вохра блед; власы оброслыЙ; сух и черен" [34].

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 12:12 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Исследователи отмечают, что соблюдая правила иконописания, регламентирующие черты внешнего облика святого, иконописцы изображали армянского просветителя в восточном типе, нисколько не греша ни против национальных преданий армян, ни против требований исторической точности [35].
Изображение Григория находится в алтарной абсиде, где он занимает место крайнего справа в "отеческом" ряду. Святой облачен в фелонь, через плечи переброшен омофор с крестами, голова открыта, правой рукой он благословляет двумя перстами перед грудью, а в левой держит книгу. Фигура мощная, коренастая и большеголовая, пропорции укорочены [36]. Некоторые исследователи полагают, что это изображение Григория повторяет византийские образцы (мозаика в св. Софии IX в., миниатюра в менологии Василия П (X в.), мозаика в Хосиос Лукас в Фокиде (XI в.), роспись в церкви Панагии (XI в.) [37] , другие сближают его с изображениями святого в армянских и грузинских храмах [38]. Совершенно очевидно только то, что форма креста на омофоре Григория в вышеупомянутых византийских источниках - это ровные широкие полосы, а кресты омофора Григория храма Нередицы равноконечные с расширяющимися от центра ветвями. Этот тип креста был широко распространен в Армении с V-VI вв., и точно такие же кресты наблюдаются в изображении Григория Просветителя на Скеврском реликварии 1293 г., выполненном по заказу настоятеля монастыря Скевра в Киликии Константина в память о погибших защитниках крепости Ромкла [39]. В изображениях других святых, расположенных рядом с Григорием в абсиде Нередицы, форма креста - ровные широкие линии. Л.М. Меликсет-Бек связывает изображение Григория в русском храме с его изображениями в халкидонитских храмах Армении и Грузии (Атени, Бетани, Ахтала, Давид-Гареджа, Самтвиси) [40].
Среди святых дев в диаконнике представлена фигура великомученицы Рипсиме и просветительницы Грузии св. Нино. Еще А.И. Успенский отмечал своеобразный подбор святых в Спасе Нередицы, но, насколько мне известно, попыток объяснить это не предпринималось, за исключением банальных рассуждений о внимании к армянским святым, восходящем к временам вселенского согласия церквей. В эти рассуждения, правда, не очень вписывается появление изображения св. Нино, поскольку национальная грузинская концепция об обращении страны в христианство окончательно сформировалась только к 60-70-м годам Х в. [41]

Такое сочетание святых в иконографической программе характерно для армяно-халкидонитских храмов (Ахтала, церковь Тиграна Оненца в Ани). В среде армян-халкидонитов культ Григория Армянского, одновременно и национальный и православный, приобрел особую значимость. A.M. Лидов считает, что специальным выделением образа Григория Просветителя составители программы алтарной росписи Ахталы стремились подчеркнуть неразрывную связь армян-халкидонитов с национальной культурной традицией, указать на изначальное единство и православие армянской церкви. В алтарной апсиде церкви Тиграна Оненца в Ани, посвященной Григорию Просветителю, среди святителей представлены не только Григорий Армянский, но и два его сына Аристакес и Вртанес, последовательно сменявших отца на епископском престоле Армении [42].

Составители иконографической программы Ахталы демонстрировали не только древние национальные традиции армянской халкидонитской церкви, но и тесную связь с грузинской монашеской традицией и в целом с грузинской церковью. Армяне-халкидоннты издавна монашествовали вместе с грузинами, они обладали определенной автономией и, в частности, правом служить литургию на армянском языке [43]. Уникальный ряд из шести изображений наиболее почитаемых преподобных грузинской церкви воплощал в росписи Ахталы тему "армяно-грузинской общности". Ту же тему раскрывает и армяно-халкидонитская роспись церкви Тиграна Оненца в Ани, где к композиции, символически представляющей чудо основания грузинской церкви, сотворенное просветительницей Грузии св. Нино, вплотную примыкает житийная сцена "Видение св. Григория", которая, в свою очередь, изображает чудо основания армянской церкви. Иконографическими средствами подчеркнута символическая общность двух видений. Два чуда основания грузинской и армянской церквей предстают в армяно-халкидонитской иконографической программе как неразрывно связанные между собой события [44]. Особая роль Григория Армянского как просветителя не только Армении, но и всего Кавказа, издавна признанная на Кавказе, приобрела особую значимость в среде армян-халкидонитов [45].

Композиции с изображением св. Нино, не известные в грузинских росписях XI-ХШ вв., возможно, существовали в армяно-халкидонитской росписи Киранца. Исключительный интерес к св. Нино в армяно-халкидонитской среде определен не только значением этой святой для истории Грузии, но и легендой о сотрудничестве св. Нино с Григорием Армянским. Легенда сложилась в Армении к VI в. и изложена в "Истории" Мовсеса Хоренаци.

Лидов справедливо полагает, что иконографическая программа росписи Ахталы является ценнейшим историческим источником, способным заменить не дошедшие до наших дней политические и богословские трактаты. Она воплотила особое мировоззрение армян-халкидонитов, в основе которого лежала последовательная ориентация на Византию и Грузию при сохранении неразрывных связей с национальной армянской средой [46].

В росписи храма Спаса Нередицы не только изображение св. Григория и св. Нино напоминают росписи армяно-халкидонитских храмов. Ряд особенностей иконографической программы: изображение Христа в образе белого, как лунь, старца "ветхого деньми", который символизировал вечность второго лица Троицы, изображение в куполе Христа Пантократора (а не его Вознесения), внимание к ветхозаветным персонажам, цикл Богоматери и сцены Страшного суда - сходны с иконографической программой Ахталы, а также с программой церкви Феодора Стратилата в Новгороде [47], где появилось второе по времени изображение Григория Просветителя.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 12:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
В Хутынском монастыре на правом берегу Волхова, по-видимому, были построены две церкви во имя Григория Просветителя: первая - в 1445 г., вторая - в 1535-1536 гг. Последняя в XVII в. была перестроена, и ее изображение сохранилось в альбоме путешественника XVII в. Адама Олеария и на иконе "Видение Хутынского пономаря Тарасия", находящейся в Новгородском музее. Судя по этим изображениям, Хутынская церковь была центрическим столпообразным сооружением: Халпахчьян
отмечает явно прослеживающуюся в данном сооружении аллюзию на Звартноц (Храм Бдящих сил), построенный в конце VII в. армянским католикосом Нерсесом Ш Строителем, приверженцем халкидонитства. Звартноц, имевший центрически-высотную ротондообразную конструкцию, был посвящен Григорию Просветителю [48].

И вновь, таким образом, мы сталкивается с возможностью существования в Новгороде армяно-халкидонитской общины. Православные церкви не могли привлекать армян-монофиситов, а церкви в честь Григория Армянского не могли быть рассчитаны только на русскую паству.

Нам известно, что в Западной и Южной Руси, в Киевском и Галицко-Волынском княжестве с XI-ХП вв. существовали армянские колонии, в основном монофиситские. В Киеве, Луцке, Львове, Каменец Подольском и других городах были построены армянские церкви. Армяне, жившие в этих колониях, кроме права на строительство церквей, имели право на самоуправление и суд, занимались торговлей, ремеслами, сельским хозяйством, служили в войске [49]. А в Северо-Восточной Руси, по-видимому, жили православные армяне. Известно, что армяне участвовали в возведении храмов во Владимиро-Суздальском княжестве. Вместе с тем участие иноверцев в строительстве культовых сооружений запрещалось во всех средневековых религиях. Следовательно, мастера, участвовавшие в строительстве храмов Северо-Восточной Руси, были армянами-халкидонитами. Вероисповедная общность позволяла армянам строить храмы вместе с русскими мастерами.

Помимо косвенных данных о присутствии армян в Северо-Восточной Руси (граффити, топонимы) [50] существует и аргумент ex silentio, достаточно убедительный в отличие от аргументов такого рода. Армяне-халкидониты обычно не выделялись из православной паствы их единоверцами. Греческие и грузинские источники именовали их "греками" (ромеями) или "грузинами", да и армянские средневековые авторы отказывались признавать за принявшими халкидонитство от греческой или грузинской церквей армянами армянское происхождение [51]. Эта традиция, пришедшая из Армении и Византии, очевидно, была унаследованной русскими книжниками. Во всяком случае, они называют царевну Анну из Македонской династии "грекыня", армянская же церковь на берегу Волги именуется "греческой палатой".

А.П. Смирнов считает, что центром армянской колонии, возникшей в городе Болгары еще до эпохи монгольского завоевания, являлась "Греческая палата", находившаяся на западе от городища и представляющая развалины христианской церкви. К этому же времени он относит и ряд армянских надгробий 784, 770 и 757 гг. армянского летоисчисления (XIV в. н.э.) [52]. Наиболее ранним памятником, свидетельствующим о пребывании армян в Болгарах Смирнов полагает могильную плиту 1121 года, обнаруженную у Греческой палаты, за пределами городища [53]. Смирнов устанавливает, что в Волжских булгарах наряду с армянами - торговыми людьми были и армяне-ремесленники, мастера, строители, каменотесы.

Волжский путь входил в ту магистраль, которая соединяла Закавказье с Северо-Восточной Русью и именовалась "армянской дорогой", она шла от Ирана к южным берегам Каспийского моря через северо-восточные границы Грузии и Албанию к устью Волги и далее через Булгарское царство. С Волгой Новгород был связан несколькими путями: селигерский, мстинский, ладого-волжский, вытегро-шекснинский" [54]. Эта дорога, очевидно, стала особенно актуальной, когда путь "из варяг в греки" (от Балтийского моря через Новгород, Смоленск, Киев вниз по Днепру к Черному морю) был заблокирован нашествием сельджуков, а позднее монголов.

Русский летописец Повести временных лет знает, что Яфету достались Армения Великая и Малая, "Колхис" и "Альвания", т.е. Грузия и Албания [55]. Давность не только военных, но и торговых путей, связывающих Северо-Восточную Русь с Закавказьем, подтверждается археологическими свидетельствами. Рассмотрев эти данные, И. А. Орбели, резонно замечает: "Не будем же мы объяснять брак юной грузинской царицы с суздальским княжичем случайностью, вызванной фантазией одного из членов высокого собрания знатнейших феодалов Грузии" [56]. Эмир Картли Абул-Асан рекомендовал этому собранию "сына русского владетеля Андрея, великого царя, которому подчиняются триста царей тамошних мест, осиротевшего в юном возрасте, изгнанного его дядей Савалтом (Всеволодом Большое Гнездо) и вынужденного оставить родную страну и бежать к кипчакскому царю в город Свиндж (Свияж)". Женившись в 1185 г. на царице Тамар, Юрий Боголюбский во главе грузинского войска, в которое влились и его "русы", совершил поход на Каре, Эрзерум, Ганджу, Партав и Ширван. Результатом его походов было освобождение Двина [57]. При дворе царицы Тамар ряд важнейших постов занимали армяне-халкидониты (Иванэ Захарид, например, - сначала управляющий дворцом, а потом атабег - высший титул при грузинском дворе). Эмир Картли, делавший доклад о Юрии как кандидате в женихи грузинской царицы, был армянином-халкидонитом из рода Арцруни. В качестве эмира он поддерживал торговые связи с Северо-Восточной Русью, а когда в результате его политики состоялся брак Тамар с русским князем, он построил в Тбилиси храм в честь Юрия, посвященный Андрею Первозванному, известный как Георгиевская, Иоанно-Богословская церковь или Лурдж-монастери. Его декор, по мнению искусствоведов, близок к орнаментальным мотивам порталов собора Рождественского монастыря во Владимире [58].

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 12:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Юрий Андреевич упомянут в двух армянских надписях из Санаинского монастыря (1185 и 1191 гг.) [59]. К этому периоду относится и письмо монаха того же монастыря Григора Тутеорди к Киликийскому католикосу Григорию IV Отроку. Григор Тутеорди предложил католикосу в борьбе с византийской церковью опереться на поддержку франков, сирийцев и русской церкви [60]. С.Т. Еремян считает, что в половецких степях, граничащих с северной Грузией, существовали армянские торговые фактории. В приписке армянской рукописи указано, что она куплена в 1193 г. в стране "Дешти Кипчаке" [61], одном из пунктов на торговом пути между Арменией и Грузией и Северо-Восточной Русью. Армяно-халкидонитские колонии в Грузии принимали деятельное участие в этой торговле.
Как упоминалось выше, армяне, жившие в Западной и Южной Руси, - в основном монофиситы, там строились армянские церкви и учреждались епископаты, подвластные Эчмиадзинскому католикосу. А во Владимиро-Суздальском княжестве, так же как и в Новгороде, нет армянских церквей и тем более армянских священников и епископов, нет данных о вероисповедной принадлежности переселившихся сюда армян, однако, если учесть, что армяне, функционировавшие во Владимиро-Суздальском княжестве и в Новгороде, строили и расписывали православные храмы, то они могли быть только армянами-халкидонитами.

В православных - греческой, болгарской, сербской, грузинской и, очевидно, русской церквах православные армяне пользовались равными правами с единоверцами и даже иногда не именовались армянами. Армяне-халкидониты - это группа, выделившаяся в силу конфессиональной и культурной трансформации из армянского этноса и сыгравшая серьезную роль в истории стран византийского культурного круга. Восприимчивость армян-халкидонитов к различным культурным влиянием и их "индукторная" роль связаны с более широким, нежели у их соотечественников-монофиситов, кругозором, обусловленным выходом на конфессионально близкие им страны восточного православного мира. Широта восприятия становится затем фактором культурного развития и культурного влияния этой группы. Они в определенной степени предвосхитили современный экуменизм, поддерживая идею сближения и объединения христианских конфессий, в процессе осуществления которой они могли бы оказаться в роли незаменимых посредников.

Пожалуй, никто сейчас не сомневается ни в многоплановости, ни в частоте контактов Древней Руси и Армении как прямых, так и опосредованных через Византию и диаспоры: армянскую и древнерусскую (Поволжье, Крым, Болгария).

Связи Армении с Русью в XI-XIV вв. были многогранными: общественно-политические, религиозные, экономические, информационные, этнокультурные. Комплексное изучение армяно-русских связей в X-XTV вв. возможно только на основании всей массы источников, нового прочтения уже известных и введения в оборот новых данных. Я.Р. Дашкевич справедливо отмечает, что очень мало изучены вопросы общественно-политических связей Древней Руси и Армении, трансформировавшихся в условиях исчезновения армянской государственности в контакты конфессионального характера [62].
И, добавлю я, они не могут быть изучены удовлетворительным образом до тех пор, пока армяне рассматриваются как конфессиональное и культурное единство. Наличие в среде армянского этноса значительной халкидонитской общины и ее активность в Византии и странах византийского культурного круга - проблема, к которой мы едва подошли, и ее изучение может не только пролить определенный свет на вопросы армянской колонизации, но и заполнить некоторые лакуны нарративных источников.

[1] Лазарев В.Н. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства М., 1955. Т. 1.С. 396-441.

[2] Халпахчьян О.Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении, м., 1977. С. 13-14; см. также: Лелеков Л.А. Искусство Древней Руси в его связях с Востоком // Древнерусское искусство. М., 1973. С. 55-80.

[3] Орбели И.А. Албанские рельефы и бронзовые котлы// Избр. труды. Ереван, 1963.

[4] Айвазян К.В. Культ Григория Армейского, "армейская вера" и "армейская ересь" в Новгороде (XHI-XVI вв.) // Русская и армянская средневековые литературы.Л., 1982. С. 255-272 и след.

[5] Айвазян К.В. Древнерусские источники периода Киевской Руси (XI-XII вв.) о Григории
Просветителе, "армейской вере" и "армейской ереси" // Литературные связи. Ереван, 1981. Т. III. С. 5-82; Он же. Культ Григория Армейского... С. 255-332. См. указанную литературу о русско-армянских исторических и культурных связях (С. 256-257 и след.).

[6] Айвазян К.В. Культ Григория Армейского... С. 271-333.

[7] Ter-Nersessian S. Les portraits de Grégoire l'Illuminateur dans l'art Byzantin // Byzantion. 1966. T. 36; fasc. 2. Bruxelles, 1967. P. 388.

[8] Айвазян К.В. Древнерусские источники... С 92.

[9] Айвазян К.В. Культ Григория Армейского... С. 259-272,

[10] Мелик-Бахшян С.Г. Павлвкианское движение в Армении. Ереван, 1955. Хотя существует солидно фундированная работа Н.Г. Гарсоян (The Paulician Heresy. A Study of the Origin and Development of Paulicianism in Armenia and the Eastern Provinces of the Byzantine Empire. Hague; Paris, 1967), а источники переведены P.M. Бартикяном (Бартикян P.M. Источники для изучения истории павликианского движения. Ереван, 1961).

[11] Казакова H Л., Лурье Я.С. Антжреодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.; Л., 1955. С. 35-55 н след.

[12] Айвазян К.В. Культ Григория Армейского... С. 306-309.

[13] Там же. С. 309-317.

[14] Троицкий И. Изложение веры армянской. СПб., 1875. С. 248.

[15] Айвазян К.В. Культ Григория Армейского... С. 328.

[16] Марр Н.Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах // ВВ. СПб., 1905. Т, XII. Прил. С. 33-36,

[17] В этой области восточная церковь была гораздо терпимее западной.

[18] Марр Н.Я. Указ. соч. С. 35.

[19] Там же; Мурадян П. Неопубликованная статья Н.Я. Марра об "Аркауме" // Изв. Академии наук АрмССР. Обществ, науки. 1964. № 12. С.51-52; Дмитриевский А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890. Прил. II. С. 181.

[20] Марр НЯ. Указ. соч. С. 36.

[21] Actes d'Esphigmenou / Ed. diplomatique par J. Lefort. P., 1973. P. 45.

[22] ГНБ. Софийская рукопись № 1245. Л. 229.

[23] Халпахчьян О.Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. С. 10-11.

[24] Киево-Печерский патерик по древним рукописям. Киев, 1870. С. 88-93.

[25] Оганесян Л.А. История медицины в Армении с древнейших времен и до наших дней. Ереван, 1946. Ч. П. С. 68.

[26] Григорьян К.Н. Из истории русско-армянских литературных и культурных отношений (X - нач. XX в.). Ереван, 1974. С. 24-25.

[27] Там же. С. 25.

[28] Арутюнова-Фиданян В.А. Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской империя (XI в.). Ереван, 1980. С. 57-75.

[29] Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи. Ереван, 1975. С. 129-130.

[30] Маттеос Урядецы. Хронография. Валаршапат, 1898. С. 206.

[31] Codex Vaticanus. 3. Slavicus glagoliticus.

[32] Абгарян Г.В. К проблеме предполагаемой греческой версии "Сказания о Борисе и
Глебе" // Русская и армянская средневековые литературы. С 247-248.

[33] Лазарев В.Н. Искусспю Новгорода. М.; Л., 1947. С. 36.

[34] Ерицое АД. Первоначальное знакомство армян с северо-восточной Русью до воцарения дома Романовых в 1613г.//Кавказскийвестник. 1901.№ 12. С. 50,51.

[35] Григоръян К.Н. Из истории... С 20.

[36] Каковкин А.Я. Об изображении Григория Просветителя на реликварна 1293 г. // Вестн. обществ, наук АН АрмССР. 1971. № 11. С 84.

[37] Ter-Nersessian S. Les portraits de Grigoire... P. 386-395.

[38] Меликсет-БекЛ.М. Грузинские источники об Армении и армянах. Ереван, 1936, С 260.

[39] Ter-Nersessian S. La reliquire de Skevra et l'orfèvrerie cilicienne aux XIIIe et XIVe siècles // Revue des études arméniennes. P., 1964. T. 1. P. 121-134,143-147; Каковкин АЯ. Указ. соч. С. 84-88.

[40] Меликсет-Бек Л.M. Об армяно-грузино-латино-русской версиях гомилий, связываемых с именем Иоанна Богослова // ВВ. М., I960. Т. XVII. С. 72.

[41] Мурадян П.М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя// Кавказ и Византия. Ереван, 1982. Вып. 3. С. 19.

[42] Lidov A. The mural paintings of Akhtala. M., 1991. P. 39.

[43] Арутюнова-Фиданян В А. Указ. соч. С. 76.

[44] Lidov A. Op. cit. P. 75.

[45] Мурадян П.М. Кавказский культурный мир... С. 9-20.

[46] Lidov A. Op. cit. Р. 76.

[47] О протоевангельском цикле в византийских и древнерусских памятниках см.: Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 93 и след.

[48] Халпахчьян О.Х. Армяно-русские культурные отношения и их отражение в архитектуре. Ереван, 1957. С. 17-18. Исследователь полагает, что этот тип храма (Звартноц), нашедший широкое распространение в Армении и Грузии, знаменовал новый этап и в русской архитектуре (Там же).

[49] Айвазян К.В. Культ Григория Армейского... С. 305-306.

[50] Там же. С 306-308.

[51] Арутюнова-Фиданян В Л. Указ. соч. С 60-61.

[52] Смирнов А.П. Волжские булгары//Тр. Гос. истор. музея. М., 1951. Вып. XIX. С. 59-60.

[53] Там же. С 143

[54] Рыбина ЕЛ. Археологические очерки истории новгородской торговли. М., 1978. С. 23.

[55] ПСРЛ. СПб., 1846. Т. 1. С. 2.

[56] Орбели ИЛ. Указ. соч. С. 360,

[57] Картлис Цховреба. СПб., 1850. Ч. I, вып. 2. Груз, текст / Изд. Броссе. С. 284-285; Очерки истории СССР. IX-XIII вв. М., 1958. С. 573.

[58] Халпахчьян О.Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. С. 34.

[59] Еремян С.Т. Юрий Боголюбский по армянским и грузинским источникам // Тр. Ереванск. гос. ун-та. 1946. Т. 23.

[60] Дашкевич Я.Р. Древняя Русь и Армения в общественно-политических связях XI-XIII вв. (Источники, исследования, темы)//ДГ, 1982 г. М., 1984. С. 180-181.

[61] Еремян С.Т. Указ. соч. С. 392-393.

[62] Дашкевич Я.Р. Указ. соч. С. 194. См. там же обзор источников и посвященной им литературы (С 179-182 и след.).

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 12:26 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
http://newsarmenia.ru/politics/20130306/42822805.html
Храмы, которые Грузия собирается реставрировать в Турции, принадлежали армянам-халкидонитам –эксперт
15:06 | 06/ 03/ 2013
ЕРЕВАН, 6 мар - Новости-Армения. Расположенные на территории современной Турции храмы Ошки (X в.) и Ишхани (VII в.), которые Грузия собирается реставрировать, являются армянскими халкедонскими церквями, сообщил агентству «Новости-Армения» руководитель Фонда по исследованию армянской архитектуры (Research on Armenian Architecture, RAA), специалист по памятникам Самвел Карапетян.

Ранее сообщалось, что премьер-министры Грузии и Турции Бидзина Иванишвили и Реджеп Тайип Эрдоган достигли договоренностей о строительстве мечети в Батуми и реставрации двух «грузинских» церквей – Ошки и Ишхани на территории Турции.

«Не только эти два храма, но и многие другие церкви, находящиеся на территории исторической армянской провинции Тайк, как например, церковь Банак, похожая по стилю на знаменитый храм Звартноц (близ Еревана), являются армяно- халкедонскими, поскольку были построены армянами-халкедонитами», - сказал Карапетян.

В качестве доказательства Карапетян сообщил, что один из монастырей – храм Ошки, местные жители называют Ошквенк («ванк» по-армянски - храм).

Вместе с тем Карапетян отметил, что уже долгие годы в соседней стране происходит процесс присвоения Грузинской православной церковью армянских храмов, а руководство Армении в этом вопросе выбрала пассивную позицию.

«Кроме того, если в Грузии периодически издаются книги на эту тему, то у нас почти нет изданий, в которых были бы подробно представлены армянские архитектурные памятники провинции Тайк», - сказал он.

Карапетян добавил, что за весь период прошлого века в Армении на эту тему была опубликована лишь книга, автором которой является архитектор Тирана Марутяна.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 12:29 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Таким образом надо восстановить (создать) Армяно-халкидонитскую церковь не столько в Армении, сколько на её исконных землях Анатолии (в современной Турции) с центром в Кесарии (Мшак или Мазака). У этой церкви может быть и своя история создания.
Если есть армяно-католическая, армяно-протестантская, древнеармянская церкви, то почему до сих пор нет Армяно-Халкидонитской Православной Церкви? Которая имеет больше оснований к существованию нежели все остальные вместе взятые. Которая будучи правопреемницей армянского духовного и интеллектуального глобализма успешно была уничтожена геополитическими и национальными конкурентами с падением Византии. Армянский мир получил бы новую модель поведения, а, следовательно, новый идеологический и институционально-организационный ресурс собственного развития в православном (халкидонитском) мире. При этом со стороны национальной церкви религиозно-институциональный эгоизм и конкуренция в данном вопросе неприемлема и неуместна. Этот институт сможет не только создать новый образ армянской нации в этом глобальном (православно-халкидонитском) мире, но и разрешить дилемму о православности Армянской Церкви и её включённости в общеправославные дела с сохранением собственного лица. Армяно-Халкидонитская Церковь сможет стать претендентом на всю византийскую (армяно-ромейскую) суперкультуру и историю (кстати, претендентом и на всю армяно-ромейскую халкидонитскую культуру современной Турции, что есть дополнительный вероятно самый мощный идеологический ресурс – претензии на всю Центрально-Западную Анатолию. Подобную роль она сможет выполнить только при поддержке турецкого руководства, защите территориальной целостности Турции в рамках построения «армяно-турецкого (византийского) национального христианского дома», развития и активирования армяно-халкидонитской религиозно-культурной традиции (памяти) и в частности в регионе Великого Амшена (территория Понта, Малой Армении, Каппадокии и Пафлагонии), в регионе нарастающего роста национально-исторического самосознания). Тем более что у неё есть и своя история, которую кратко и концептуально можно представить следующим образом.
Начало христианскому просвещению Западной Армении было положено посещением её апостолами Петром и Павлом, а окончательно её просветил евангелист Лука. Этот факт жутко раздражал папистов, именно ввиду этого они выдумали факт первенства апостолов Петра и Павла, хотя вся история с этими апостолами - это часть истории именно Армяно-Ромейской Церкви, которую до сих пор так и не удаётся создать. В армянских источниках подобное мнение неизвестно (нужно, впрочем, сделать поправку на плохую изученность источников, представляющих крайнюю юлианитскую традицию). А ведь в древнейшей (восходящей к IV в.) традиции, хорошо засвидетельствованной и в Армении, и в Эфиопии, связывающей происхождение патриархов с проповедью одного из четырёх евангелистов, апостолу Луке отводится именно Рим. Первоначальная проповедь христианства Петром и Павлом и утверждение его евангелистом Лукой – это атрибуты Рима, причём, взятого в значении первенствующего престола (в традиции, о которой мы говорим, первенство Рима утверждалось даже в смысле юрисдикционном, аналогично власти митрополита над епископами). У аввы Георгия это переноситься на Армению (Лурье В.М. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии // http://hgr.narod.ru/recjulian.htm). Христианство в Анатолию (Каппадокию) принёс апостол Пётр в I веке н.э. (Сомс О. Пустые храмы Каппадокии // НГ-РЕЛИГИИ – 1 сентября 1999. – С. 15). При этом армянский народ был первый, который как таковой (т.е. как народ в целом) принял христианство, а Армения во II-ом веке н.э. (см. Тертуллиан «Против Иудеев») стала первой христианской страной. Центрами армянского христианства были её две исторические области Армянская Каппадокия (центр – Кесария) и Армянская Месопотамия (центр – Эдесса). Можем отметить таким образом, что Армянская Каппадокия после её посещения апостолами Петром и Павлом, евангелистом Лукой явилась центром просвещения всей Западной (римско-византийской) Армении, а Армянская Месопотамия (Осроена) после проповедей апостолов Фаддея и Варфоломея центром просвещения всей Восточной (сирийско-персидской) Армении. Именно Армянская Каппадокия просвещённая апостолами Петром и Павлом дала начало Армяно-Ромейской (Халкидонитской) Церкви.
С усилением персидского влияния в Центрально-Восточной Армении и междоусобной борьбы в молодой армянской Церкви, центр западно-армянского (халкидонитского) христианства – Кесария, выдвигает нового своего епископа Василия Кесарийского. С целью укрепления молодой армянской церкви и возвращения в лоно церкви отпавших армян, Василий (Барсег) объезжает значительную часть Армении. Основателем монашества в Армении был Евстафий епископ Севастийский (Малая Армения). Епископом Севастии был и брат Василия – Петр Севастийский.

«Колыбель второго рождения христианства» - Малая Азия-Армения дала народам Азии и Африки формы для самовыражения и творческий простор. Она стимулировала сложение многих самобытных христианских культур, среди которых такие, как армянская, сирийская, коптская и эфиопская (и различные их синтезные формы). При этом Армянская Каппадокия (у греков Проти Армениа) как составная часть Великого Амшена с Барсегом Кесареци (Василий Кесарийский) со столицей К(х)айсария (с арм. Хай-армянская, Сар – гора) явилась колыбелью дважды реформированного христианства, то есть оказалась родона-чальницей армянского грекоязычного православия, получившего в последующем название армяно-халкидонитской). При этом если Григорий представлял восточное армяно-апостолическое христианство, то Барсег западное армяно-эллинофильское (армяно-халкидонитское) христианство, получившее в дальнейшем название «православное» и ассоциированное впоследствии с греческим национальным миром (Барсег творил на греческом языке межнационального общения, христианской религии и науки того времени). То что получилось именно так во многом вина самих армян, которые так и не нашли синтезную форму армяно-византийского самовыражения в истории и политике.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 22:17 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Юстиниан писал(а):
Особенно армяно-халкидонским считался регион Тайка. Армяне этого региона впоследствии полностью огрузинились, так как на этих территориях они тесно контактировали с грузинским культурным миром. Ныне регион Тайка (Ардаган, Ардвин, Олти, часть Тортума и долина реки Чорох) находится на территории Турции, и население этого региона состоит в основном из грузин-мусульман, которые, по данным исследователей, являются именно потомками армян-халкидонитов (исключение составляют лазы и аджарцы), принявших ислам в эпоху Османской империи.


Этим для меня в этой теме все сказано :)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 22:58 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Цитата:
Этим для меня в этой теме все сказано

Что имеете ввиду, Лион? Поясните пожалуйста!

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
СообщениеДобавлено: 29 июл 2013, 23:05 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Да все просто, это то, о ем я твержу не первый год - принятие халкедонства, то есть уход от армянских корней, привело к ассимиляции. Итог, армяне огрузинились, а потом стали грузин-мусульманами... :(

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 10   [ Сообщений: 143 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB