18 сентября 2011 Самым благоразумным шагом с нашей стороны может стать… передача этого наследия его настоящим хозяевам – армянам-халкидонитам. Но как это сделать? Вот этот вопрос мы и должны решить усилиями всей нации. Мы должны восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Республике Армения и предоставить ей тот же статус, что и Армянской Апостольской Церкви. Сегодня – это жизненно важный императив. Сейчас я всего лишь поднимаю вопрос, выдвигаю проблему, а когда вопрос мой будет воспринят и принят, тогда можно будет обсудить пути его решения. Пока заметим только, что армянский царь Трдат поставил Григора Партева руководить делом по распространению христианства в стране. Если при необходимости можно основать Церковь, то, тем более, можно восстановить ту, которая существовала прежде. Сразу же подчеркнем, что этот процесс не будет происходить за счет или во вред Апостольской церкви, а только на пользу армянскому народу. Не секрет, что Армянская церковь в разные периоды истории была халкидонитской, а до XIII-XIV вв. (в некоторых местах даже до XIX в.) широкие слои армянского народа все еще были халкидонитами, действовали отдельные епархии. Сегодня армяне-халкидониты проживают в России, естественно, в Грузии, а также в Армении. Армяне-халкидониты создали огромную культуру, из которой сегодня мы можем представить только храмовую архитектуру и искусство фресок (храмов Звартноц и Св. Рипсиме достаточно для того, чтобы составить представление о том, какую культуру они завещали нам). Но сейчас императивом дня стало не столько спасти эту культуру от забвения и презентовать ее (с радостью можем отметить, что в настоящее время довольно большое число армянских и зарубежных ученых занимаются этим делом), сколько встать на защиту и не позволить, чтобы ее отняли у армянского народа. Захватить сегодня церковь – означает завтра предъявить законные притязания на территорию. Грузины избрали этот путь для требований, и пресечет это не армянское государство, и не армянская церковь (этого не может сделать также ни одна общественная организация или земляческий союз). Быть может, так и должно было быть, потому что эту роль может исполнить только Армяно-халкидонитская церковь. Она должна поднять свой голос не только в защиту армяно-халкидонитских храмов, находящихся в Лорийской и Тавушской областях Армении, но требовать храмы, расположенные в Северном Лори и Джавахке, ныне находящихся в составе Грузии и, наконец, уточнить вопрос принадлежности халкидонитских церквей, находящихся на территории Турции - в Ани, Барцр Айке и Тайке. Считаю нелишним повторить: ситуация не роковая, но крайне серьезная. Опасность, ползущая с грузинской стороны, не остановится, а обычные шаги для противостояния ей нам ничего не дадут, потому что у грузин на все это готов ответ (инциденты в ходе шестидневного визита – тому свидетельство). Армяно-халкидонитская церковь – та мощная преграда, которая может остановить и отбросить назад притязания желающих отнять нашу родную землю из-под наших же ног. Это – не программа по расколу нации, как некоторые могут расценить, потому что халкидонитство – исповедание, стоящее на стороне государственности. У Армянской Апостольской Церкви также не должно быть причин для беспокойства, так как новая церковь никогда не сможет выступить в качестве ее конкурента (если в Армении действуют Армянская Католическая и Армянская Евангелическая церкви, то почему бы более древней Халкидонитской церкви не зарегистрироваться и не действовать). Эчмиадзин в этом плане должен проявить широкий кругозор и толерантность, и видеть фронт для духовной борьбы там, где он действительно существует: на поле деятельности сект, хозяйничающих и распоряжающихся в стране. Таким образом, восстановление Армяно-халкидонитской церкви, в первую очередь, будет означать усиление обороноспособности страны, перемещение армяно-грузинских отношений в новую плоскость, возвращение самим себе значительной части национально-культурного наследия и подготовку решения других сопутствующих вопросов.
Гамлет Давтян, историк, публицист Religious in Armenian (перевод с армянского – ARMENIA Today)
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|