Часть третья
Исторический аналог советского народа и советского национализма
Справедливости ради позиция армянской церкви была лишь отражением позиции Константинопольского патриархата, т.к именно вероисповедание было основой византийской национальной идентичности, и т.к именно защита христианских ценностей было важнейшим направлением активности византийского государства. И здесь надо сказать пару слов о самом византийском обществе и его устройстве с точки зрения национализма.
Само по себе понятие гражданства не является изобретением нового времени, так же как и методы регулирования общественных отношений при помощи закона. И то, и другое унаследовано/импортировано Западом из Римской Империи на разных этапах своего существования. В Римской же Империи понятия гражданства для этносов, отличных от Римского, возникло уже при Диоктелиане и именно в качестве метода интеграции общества, альтернативного христианству, и было вполне унаследовано Византийской Империей. Соответственно граждане Византийской Империи составляли народ по крайней мере в том же смысле, что и советский народ. Но в Византийской Империи произошла интеграция и дальнейшая практическая и теоретическая разработка этих методов интеграции общества, со своими достижениями и слабостями, оказавшими максимальное влияние на судьбу этой империи - удачность этих решений стала залогом беспрецедентно долгой жизни этой Империи, а слабости стали конечной причиной её гибели
В основе византийской национальной идентичности лежало именно православие, развиваемое Константинопольским патриархатом под защитой его монополизма самим государством. А то, что православие вполне успешно интегрировало население страны видно из того, что население страны называло себя римлянами, а не греками, и не армянами, хотя согласно [5] и [6], армянское население в Византийской Империи было основным, или по крайней мере равновеликим греческому, и так же значительной частью населения Константинополя. И из тех же работ по степени активности армян во всех сферах общественной жизни ВИ видна успешность принятого в ВИ метода сборки народа. При этом важно, что становясь православными, армяне не теряли своего этнического самосознания, соответственно связи, создающие византийский народ ни сводились к этническому национализму и являлись полноценным аналогом советского народа, который СГКМ считает нормальной полиэтнической нацией, и аналогия между этими народами становится более полной, если вспоминаем, что согласно СГКМ основой советского антропологического типа являлась смесь крестьянского общинного мировоззрения с особой формой религиозного чувства, которым стал марксизм в России. Крестьянские общины являлись основой так же и византийского общества, поэтому по всем важнейшим вопросам существует аналогия между советским народом и византийским народом. Не секрет, что Сталином была запланирована реформа КПСС приводящая её роль в обществе в полное соответствие с ролью Церкви в жизни византийского общества и приводящие её отношение с властями в полное соответствие с отношениями Церкви и Государства в Византии, выражаемые принципом симфонии властей. Обычно реформу Сталина интерпретируют только в хозяйственном смысле, игнорируя её антропологический аспект.
Часть четвёртая
Историческое следствие из слабости византийской реализации идеологии национализма
Диалектика отчуждения
Национализм уничтожил византийское государство, создав нерешаемые проблемы в отношениях с армянами Армении, которые в массе своей не желали отказываться от основы своей национальной идентичности (о том, что даже в начале 20 века армяне считали религию основой своей идентичности, которую они готовы были активно защищать можно увидеть из [4]), от христианства григорианского вероисповедания, которое классифицируется как миофизитство, не имеющие на самом деле принципиальных догматических разногласий с православием, в отличии от возникшего в будущем католицизма.
Повторю ещё раз, существующие религиозные догматические разногласия армянской церкви с православием хоть и не снимаемы, но не принципиальны, они не могли приводить к такому неразрешимому конфликту армян с византийским государством, если бы не усиливались в неизмеримой мере политической мотивацией, перечисленной выше.
В данном случае, ВИ именно из-за национализма создала неразрушаемую стену между частью своих подданных, ослабив государство и поставив собственное общество в положение холодной гражданской войны. Именно узость реализации национализма по сравнению с задачами исторического проекта уничтожило ВИ, хотя национализм должен быть лишь языком исторического проекта, скрепляя разнородное население государства, выступая в роли интегрирующего фактора. В Армении национализм был средством интеграции разных кланов и исторических областей Армении, имеющих больше внутренних различий, чем имеют русские с украинцами. Но в отсутствии исторического проекта национализм приобретает весьма ограниченную интегрирующую способность, а в случаях неправильного или невнятного определения он служит оружием разделения общества, ведь как говорит СГКМ, с формальной точки зрения, достаточно системно определить около 100 социальных функций при помощи системы мифов для создания произвольной версии национализма. Это и есть диалектика отчуждения национализмом населения от полноты общественной жизни своей же страны и её исторической миссии.
Армянская традиция игнорирования исторического проекта при определении своей версии национализма невероятно устойчива - в качестве примера можно привести его современную версию [7], однако стоило бы при этом вспомнить, что осталось от армянского государства в результате исторического процесса.
Заключение
Теперь, когда мы разобрались, что одного чувства любви к своему ближнему мало для построения устойчивого государства, и необходим так же и хорошо разработанный исторический проект, попробуем задаться вопросом, на какой основе можно составить такой исторический проект. На основе науки - это просто смешно, наука отвечает на вопрос "как", но не на вопрос "почему/для чего это нужно", который как раз и является смыслом исторического проекта. Вот и остаётся, что другой систематизированной системой знаний, по странной прихоти судьбы, хорошо приспособленной для ответа на оба вопроса, является религия, и произрастающая из неё философия, которая, тем не менее, способна дать ответ только на второй вопрос.
Теперь, когда мы понимаем, что жуя сырую любовь невозможно построить успешное и устойчивое государство, стоит вспомнить ненависть автора статьи "Диалектика отчуждения" к марксизму, хорошо оттеняемую стародавней работой Фромма[8], как бы в насмешку написанную на том же материале, на котором основана, большей частью, ненависть автора к марксизму.
Другой же системой, на которую постоянно нападает автор, является религия в форме Ветхого Завета, в чём, между строк, угадываются нападки на всё христианство
При всём при том, что автор статьи нигде не говорил о том, что возможно существование науки, отвечающей на вопросы "для чего это нужно", он парадоксальным образом оставляет вопрос создания исторического проекта только науке, так как все иные, отличные от науки способы и инструменты для разработки исторических проектов автором отметаются.
Вот мы и получили в чистом виде, что все способы и инструменты для разработки исторических проектов автором отметаются в пользу несуществующего исторического проекта на научной основе, т.е разработанного с применением не существующих наук, отвечающих на вопрос "для чего это нужно".
PS. Вся статья "Диалектика отчуждения" это просто разворачивание отказа от всех разновидностей проектного инструментария в пользу утопического инструмента науки, способной служить основным инструментом исторического проектирования
[1] Левон Микаелян "Национальная идея и национальная литература" -
http://www.golosarmenii.am/ru/20175/home/13654/ (на сайте представлена примерно половина статьи автора)
[2] Армен Айвазян "Кодекс чести армянского воинства (4-5 вв.)" -
http://www.hayq.org/upload/files/Codeof ... os_RUS.pdf[3] армяне халкедониты/православные -
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%EC% ... E%ED%F6%FB[4] С.Лурье "История о том, как армяне отстояли свою церковь в РИ в начале 20в" -
http://vizantarm.am/page.php?115[5] А.Р Устян "Византийская империя и место в ней армян" -
http://novarm.narod.ru/arch052006/visant.htm[6] Ромэн Тер-Газарян "Армяне на византийском престоле" -
http://vizantarm.am/page.php?41[7] Гарегин Нжде "Этновера/Родноверие" -
http://diaspora-world.info/images/bibli ... on_rus.pdf[8] Фромм Э. "Марксова концепция человека" -
http://psylib.ukrweb.net/books/fromm01/index.htm