Сейчас вспомнил, что несколько месяцев назад читал кое-что по другой теме, но там было высказано мнение, какое здесь в данный момент было бы уместно в свете развернувшейся дискуссии. Покопался и нашел тот документ, приведу нужный отрывок, он на первый взгляд покажется не в тему, но на самом деле по нему мы можем проецировать как это имело место у других народов. Это на самом деле полезная и интересная информация.
Из «Кратких заметок о сословиях и взаимных отношениях жителей Бзыпского округа Абхазии» А. П. Черепова, июнь-июль 1866 г.
Предания о прежних владетелях. В памяти народа, не имеющего письменности, прошедшее сохраняется или в виде фактов или в виде преданий. Факты сохраняются весьма непродолжительное время, обыкновенно не более ста лет, и об текущих событиях, далее этого срока совершившихся, многие народы забывают бесследно, если события эти не принадлежат к числу народных бедствий, к удачным подвигам, или если не увековечены памятниками, сохранившимися на земле.
Жители Бзыпского округа о владетелях Абхазии (ах) сохранили воспоминания, относящиеся до половины 18 столетия. Таким образом известно, что в прошлом веке владетелями были Джигешия, а за ним Зураб. Джигешию помнят как человека необыкновенно доброй души и время его управления считают замечательным собственно потому, что при нем вовсе не было набегов горцев (азух) на Абхазию.
Про Зураба ходят рассказы, доказывающие, что народ сохранил воспоминания только о последних годах его долговременной жизни. Его представляют дряхлым, слабым стариком, который доживал свой век в Лыхны и был бессилен управлять как следует.
Ближайшими родственниками Зураба в Бзыпском округе считаются Чачба Тоулах-Ипа, происходящие от брата Зурабова, Бежа, который при жизни Зураба делал нападение на Лыхны и был убит Гасаном Шакрыл. Бежа имел двух сыновей: Тоулаха и Левана, но за покушение их отца на Зураба, последний не передал ни одному из них власти, а вызвал из Сухума (Акуа) Келиш-бея, сына бывшего там пашею Манчи — он же Сулейман, — усыновил его, вверил управление Абхазией, который (Келиш-бей) и был признан в этом звании турецким правительством. Иные считают Келиш-бея особою отраслью дома Чачба, проживавшею в Батуме.
Существует также следующий рассказ, приписываемый умершему в 1864 году старику 100 лет генерал-майору Кацо Маргани (Маан).
«Зураб имел двух братьев: Сулеймана и Ширвана. Все три брата, после смерти отца их, имя которого неизвестно, а по другим Росто или Рошто, назвались владетелями Абхазии и не уступали друг другу власти. Они были тогда в поре юношества и предавались со всею необузданностью молодости полной свободе действий. Между прочим, они насиловали красивых девушек и довели народ до того, что он, собравшись в Лыхны, потребовал от братьев выбрать из среды своей одного главу (ах), а потом, когда никакое соглашение не оказалось возможным, выслал их всех трех в Стамбул к султану, который в то время признавался верховным повелителем Абхазии.
Султан принял изгнанников и в особенности был расположен к Зурабу, отличающемуся необыкновенною телесною силою; в Стамбуле братья были обращены в мусульманство и до того прониклись духом новой веры, что никто уже из них не соглашался принять на себя управление абхазцами, народом, исповедовавшим тогда поголовно христианскую веру, пившим вино и питавшимся свининой. Султан, узнав об отказе, приказал братьям Чачба жить в Батуме.
Как только сделалось известным абхазцам, они послали в Батум пять галер с выборными от народа и с подарками. Получивши на свое предложение — принять управление Абхазией — отказ от всех трех братьев, абхазцы уговорили двух старшин, Ширвана и Сулеймана, выслать младшего Зураба на берег к галерам, для принятия подарков и прощенья, что и было уважено. Зураб был схвачен силою и высажен на абхазский берег в Абживском округе. Здесь ему сбрили бороду, выкрестили его и объявили владетелем.
Сын Сулеймана, Келиш-бей, впоследствии от Порты посланный комендантом в Сухум, имел ссору с Зурабом, который для противодействия Келиш-бею вызвал из Батума сына Ширванова, Бекир-бея, другого своего племянника, и назначил его управляющим (ахалапшюю) в Абживском округе...»
Он [Келиш-бей] имел от пяти жен сыновей: Меммеда, Аслана, Сефера, Батала, Таира и Халила. Из них оставили потомство: Меммед; Сефер-бей принял подданство России в 1808, а 17 февраля 1810 года утвержден владетелем с пожалованием титула светлейшего князя...
Похоже, почти все, если не считать последнего абзаца, Черепов записал расспрашивая самих абхазов. Теперь уже нынешние поколения абхазов позабыли эти подробности, и не запиши их вовремя Черепов, предания потерялись бы. Хотя и они, как видим, достаточно противоречивы. Таким образом, Джуаншер вовсе не обязательно должен был иметь в наличии письменный первоисточник для своего труда, какой требует предоставить Герцог Фридландский. Источник мог быть устным. Скорей всего он возразит, что грузины стали письменным народом не во времена Джуаншера, но гораздо раньше, и уже во времена Вахтанга они не являлись бесписьменным народом. Здесь надо заметить, что до 10 века грузины писали мало, сочинений на грузинском 5-9 веков немного.
_________________ "трусливые и побеждённые должностные лица делают из смелых народов слабые народы" (Аятолла Хомейни)
|